ВЕРНАЯ УКАЗКА – НЕ КУЛАК, А ЛАСКА
статья по теме

Радченко Галина Ивановна

Помочь родителям осознать, что любовь, бережное отношение к чувствам ребенка, ласка и добро – залог успешности воспитания и счастья ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vernaya_ukazka_ne_kulak_a_laska.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕРНАЯ УКАЗКА – НЕ КУЛАК, А ЛАСКА

Цели: помочь родителям осознать, что любовь, бережное отношение к чувствам ребенка, ласка и добро – залог успешности воспитания и счастья ребенка.

Ход собрания

Лишь птице никто не способен

помочь набрать высоту.

Н. Игрунов

I. Организационный момент. Постановка целей и задач собрания.

Учитель. Добрый день, уважаемые родители. Рада видеть вас вновь на очередном собрании – консилиуме. Его тема: «Верная указка – не кулак, а ласка». Эпиграфом к нашему разговору пусть станут слова Н. Игрунова: «Лишь птице никто не способен помочь набрать высоту». Трудно не согласиться с этим утверждением. У человека, действительно, есть огромное преимущество: рядом с детьми всегда находятся родители, способные научить жить и готовые помочь. Проблема состоит лишь в том, как правильно это сделать.

Позвольте для начала рассказать вам маленькую историю.

ПРИТЧА О ВЕТРЕ И ПЕСКЕ

Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате. Но Ветру показалось мало этого, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:

– Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил!

Но Цветок ничего не ответил. Он умер.

Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь, а нежностью и трепетным отношением. Лучше десять раз сдер-жаться, чем один раз сломать.

Учитель. Какие же средства нужно использовать в воспитании детей? Как любить ребенка, чтобы эта любовь окрыляла его, давала силы для жизни, а не губила? Такие вопросы мне хотелось бы обсудить с вами сегодня.

II. Основная часть собрания

Учитель. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок смог стать успешным, состоявшимся человеком. Думается, для того, чтобы эти желания осуществились, родителям необходимо воспитать в ребенке уверенность в себе.

Итак, первый вопрос для обсуждения уважаемого консилиума:

как воспитать в ребенке уверенность в себе?

Психолог.* Уверенность в себе у человека формируется еще в детстве, следовательно, большое влияние будет оказано на формировании уверенности ребенка самими родителями.

Для того чтобы ребенок вырос уверенным в себе, родителям следует взять на заметку следующие советы:

Ежедневно выполняйте вместе с ребенком какую-то рутинную работу.

Когда определенные действия предсказуемы, они происходят примерно в одно и тоже время каждый день, ребенок ощущает себя в безопасности, он уверен в себе и может контролировать свой мир. К примеру, если ребенок знает, что после ванны ему обязательно будут читать детскую книгу, затем споют колыбельную, а затем он будет спать, ребенок уже понимает последовательность событий и может подготовить себя к их смене. Когда же события происходят случайно, хаотично, ребенок обеспокоен, он теряется в собственном мире, вследствие чего ребенок боится исследовать мир. Если же ребенок знает, чего можно ожидать, он полон энергии и готов исследовать все вокруг.

Предоставляйте ребенку больше возможностей для игры.

Именно через игру дети узнают о себе, людях и окружающем их мире. В ходе игры дети также учатся решать проблемы (к примеру, достать мяч, который закатился под диван, одеть куклу, собрать конструктор) и развивают уверенность в себе. Так, к примеру, ребенок, который нажимает кнопку на игрушке и добивается того, чтобы зазвучала мелодия, начинает понимать, что он своими действиями может что-то сделать и на что-то оказать свое воздействие. Именно через игру дети могут почувствовать себя кем-то другим.

Предоставляйте ребенку возможность решать проблемы.

Выступайте чаще в роли партнера для ребенка, который всегда будет по мере необходимости готов помочь, однако никогда не отнимайте у ребенка инициативы. Если у ребенка что-то не получается, вместе разбирайте ситуацию, вместе думайте над тем, в чем проблема и как можно ее решить (но первым пусть всегда высказывается ребенок). При решении проблемы (если только у ребенка нет никаких соображений) можно предложить ребенку несколько способов ее решения, но выбор все же оставить за ребенком. Именно принимая самостоятельно решение, ребенок развивает уверенность в себе и своих силах.

 Давайте ребенку выполнять те или иные обязанности.

С появлением у ребенка обязанностей (которые он способен выполнить хорошо), у него укрепляется чувство того, что ему доверяют, в его помощи нуждаются, вместе с этим укрепляется и уверенность в себе.

Хвалите ребенка за даже незначительные достижения.

Хвалите ребенка за любые достижения, а для того, чтобы он о них сам не забывал, создавайте вместе с ним альбом из фото, на которых были бы запечатлены эти маленькие победы (первые шаги ребенка, как ребенок карабкается на кресло, как он впервые научился кататься на велосипеде, как впервые пошел в школу и т. д.).

Поддерживайте ребенка в его стремлении решить задачу, которая у него не получается.

Если у ребенка не получается решить определенную задачу, помогите разложить ее на более простые, с которыми ребенок самостоятельно может справиться, что придаст ему спокойствия, уверенности и ощущения себя в безопасности. К примеру, если ребенок хочет научиться кататься на скейте, но боится, поставьте на скейт его любимую игрушку и прокатите ее, затем пусть ребенок прокатит самостоятельно другую игрушку, а затем с вашей помощью сам станет на скейт. Для того чтобы придать уверенности ребенку, мы можете сказать, что будете стоять рядом с ним и помогать, если ему понадобится ваша помощь. Самое главное, чтобы ребенок понял, что даже сложные задачи он вполне может решить, и не боялся доводить дело до конца.

Используйте при воспитании ребенка только позитивные утверждения.

Никогда не говорите ребенку фразы «тебе это не под силу», «ты этого не достоин», «тебе в силу своих способностей не стать певцом, танцором, космонавтом и т. д.», «и не мечтай об этом, это нереально». Своими отрицаниями мы с самого детства способны ограничить ребенка и посеять в нем неуверенность, что в будущем приведет к получению не той профессии, о которой ребенок мечтал, не той работы и т. д. в общем, не того, что ребенок хотел бы для себя. В воспитании следует с самого детства использовать позитивные утверждения «ты с этим справишься», «тебе это под силу», «ты способен на многое», «ты талантлив».

Учитель. Уважаемые родители! Очень хочется услышать ваши мнения и ваши рецепты, благодаря которым можно воспитать у ребенка уверенность в себе. Какие проблемы испытывает ваш ребенок? Чего он боится? Как вы помогаете ему преодолеть страхи? (Родители рассказывают о своих методах борьбы с проблемами подобного рода.)

Учитель. Основа оптимизма – уверенность в себе, чувство защищенности и нужности людям. Как полюбить себя и обрести уверенность в себе?

Изначальный заряд оптимизма он должен получить дома, в кругу «оптимистично заряженной» семьи. Часто ли на лицах ваших домочадцев играет улыбка? Знаете ли вы о величайшей силе радостной открытой улыбки?

Расскажите ребенку о том, что даже самый невзрачный человек становится красивым и обаятельным, когда улыбается. А еще о том, что если улыбаться, когда страшно, то страх постепенно отступает.

Посоветуйте ребенку смотреть на мир с улыбкой. Пусть он утром, проснувшись, улыбнется вам, а вы ему, пусть он улыбнется своему брату или сестренке. Улыбнется учителю, войдя в класс, соседу по парте. Он увидит как это легко, и ему все улыбнутся в ответ. А если ребенок устал или ему стало грустно, посоветуйте ему вспомнить смешную историю, веселый случай, который произошел с ним или который ему рассказали друзья.

Очень часто мне приходится наблюдать, как одни и те же проблемы вызывают совершенно различные реакции у детей. Один, проиграв в споре, начинает плакать и протестовать против исхода поединка, другой, улыбнувшись, соглашается с проигрышем. Один ребенок открыт для новых впечатлений и достижений, другой – со страхом встречает любое новшество. Почему так происходит?

Психолог. В большой степени это зависит от воспитания. Чтобы ваш ребенок не пополнил ряды тех, кто не привык перед выходом на улицу «надевать улыбку», в доме чаще должен звучать смех, царить радостное, жизнеутверждающее настроение. Если маленькие кризисы не перерастают в катастрофы вселенского масштаба, а мир воспринимается позитивно, у ребенка есть прекрасные перспективы вырасти оптимистом.

Какие черты отличают детей-оптимистов?

1. Обратите внимание на то, как он воспринимает негативный опыт. Пессимистов отличает от оптимистов так называемый «угол зрения». Смотреть под этим углом на вещи дети учатся в кругу семьи, у своих родителей. Для кого-то двойка по математике – катастрофа, а кто-то скажет: «Ничего страшного, в другой раз все получится». Оптимистично настроенные дети не бросают игру из-за того, что не смогли с первого раза взять препятствие. Они открыты для всего нового и не станут отказываться от попытки «повторить попытку». Дети-пессимисты, наоборот, заранее внушают себе, что ничего у них не получится, поэтому и пытаться не стоит.

2. Оптимист умеет радоваться мелочам: веселой собачке – ее можно погладить по дороге к зубному врачу; солнышку – чтобы пускать «зайчиков» на скучном уроке; дождику – по лужам поплывут флотилии корабликов. Именно от родителей во многом зависит, будет ли малыш обращать внимание на маленькие радости или замечать только плохое.

3. Древние мудрецы говорили: Слово – Великая сила. Словом можно сделать человека счастливым, можно и убить. «Словом останавливают солнце, Словом разрушают города», – так сказал о силе Слова один поэт. Но люди часто забывают об этом. Окружающие судят о нас по тому, что и как мы говорим о себе. Оптимисты умеют рассказать о себе так, чтобы ими заинтересовались, они быстро находят общий язык с окружающими, создают вокруг себя комфортную, радостную атмосферу.

4. Ребенка-оптимиста, как правило, окружает много друзей. Вам кажется, что у вашего ребенка нет (или слишком мало) друзей? Может быть, стоит прислушаться к советам специалистов? (См. Приложение 1.)

5. Помогите ребенку найти в себе харизму. (См. Приложение 2.)

Учитель. Есть дети, которые не хотят становиться взрослыми, боятся самостоятельности, не уверены в будущем. Очевидно, что это симптом, свидетельствующий о том, что ребенок не ощущает себя защищенным в семье и школе.

Что могут сделать в такой ситуации родители?

Психолог. К сожалению, рекомендаций у педагогической и психологической науки на этот счет немного. Вот некоторые из них:

1. Попытаться создать положительный образ «взрослой жизни» у ребят.

Дети, наблюдая жизнь своих родителей, начинают представлять взрослого как человека с множеством проблем и забот, который мало отдыхает и много работает, безденежье. Создается образ «несчастного взрослого человека», поэтому ребенок, сравнив этот образ с образом своей детской жизни, решает, что быть ребенком гораздо лучше. Как изменить такую ситуацию? В этом помогут сказки, например, о Золушке или Иванушке-дурачке. Преодолев препятствия, эти герои из забитых и бесправных превращаются в самостоятельных и сильных, которые сами строят свою жизнь. Такое превращение олицетворяет переход из детства во взрослую жизнь.

2. Необходимо оговорить с ребенком круг домашних обязанностей. В младшем школьном возрасте ребенок уже в состоянии вымыть за собой посуду после еды, убрать постель или приготовить учебники для завтрашних занятий.

3. Позвольте ребенку почувствовать, что он живет в счастливой и дружной семье, в которой каждый может рассчитывать на поддержку друг друга.

4. Учите своих детей ценить то, что дано природой.

Ваши дети вступили в возраст отрочества. Для подростка чрезвычайно важно мнение о нем окружающих, особенно сверстников. Что скажут «все»? Учите их быть не как «все»... Расскажите о том, что ромашка ничуть не хуже розы... (См. Приложение 3.)

Учитель. Некоторые дети очень боятся оказаться не такими, как все, выделиться из общей массы. Это приводит к тому, что у некоторых из них начинает развиваться болезнь неадекватности, несоответствия общей норме. Чаще всего среди таких детей оказываются дети с лишним весом, с заиканием, с проблемами со зрением и, вследствие этого, вынужденные носить очки. Они становятся объектом насмешек, шуток одноклассников. Что можно посоветовать родителям таких детей?

Психолог. Родителям в подобных ситуациях необходимо прежде всего:

– помочь ребенку полюбить себя таким, какой он есть. Здесь могут помочь такие «золотые правила» как зеркальце, улыбка, сила слова.

– чаще поощрять ребенка ласковым взглядом, добрыми словами: «Ты у меня умница (или молодец)», «Что бы я делала без тебя».

– помочь ребенку найти хорошего друга.

– стараться при первом же появлении насмешек в адрес таких детей тактично, но твердо пресечь их.

– помочь ребенку прижиться в коллективе.

– никогда не бранить публично (выскажите свои замечания один на один).

Учитель. Пословица «Верная указка – не кулак, а ласка», безусловно, очень правильная. Но, согласитесь, вряд ли возможно избежать каких-либо наказаний. Уставшие за день, раздраженные родители, обнаружив плохую отметку, небрежно выполненное домашнее задание, частенько хватаются за ремень... Существуют другие способы наказания? Вот лишь некоторые из них:

– Мнимое безразличие. Если ребенок поступил плохо, можно на него «обидеться» и словно не замечать – не говорить с ним, несмотря на него. В конце концов, он начнет задумываться над причиной такого отношения к нему, почувствует дискомфорт. Вот тогда и можно «выяснить отношения». Строгий взгляд, строгое замечание.

– Метод естественных последствий тоже может стать хорошим способом заставить ребенка задуматься о своем поведении. Например, если ребенок разбросал свои вещи и не хочет их убирать, не убирайте, а оставьте все как есть. Пусть они лежат, пока ребенку самому не надоест.

А какими методами пользуетесь вы, уважаемые родители?

(Родители рассказывают о своих «рецептах» наказания ребенка за провинности и непослушание.)

III. Заключительная часть. Подведение итогов собрания.

Учитель. Вот и подошел к концу наш разговор о таких традиционных, но, оказывается, не всегда используемых средствах воспитания. Трудно спорить с пословицей: «Верная указка – не кулак, а ласка». Да и нужно ли спорить? Может, гораздо правильнее прислушаться к ней и осознать, что «лишь птице никто не способен помочь набрать высоту» (см. эпиграф). А мы люди! И, значит, своим детям мы обязаны помочь подняться! Делайте это с любовью.

Учитель. Удачи! До новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Как помочь ребенку приобрести друзей?

1. Пусть ваш ребенок присмотрится к ребятам из класса. Подумает, с кем бы он хотел дружить.

2. Пусть он узнает, как их зовут, чем они увлекаются, что их интересует.

3. Научите вашего ребенка правилам какой-либо интересной игры, чтобы он смог научить ей своих новых друзей.

4. Пусть он старается быть интересным, разговорчивым с друзьями.

5. Пусть ваш ребенок научит их тому, что он умеет, а он пусть научится, что они умеют.

6. Посоветуйте ему, что в дружбе надо уметь прощать и уступать, а так же не ссориться по пустякам.

7. Пусть он старается доверять своим товарищам.

8. А главное, что он должен запомнить правило: «относись к другим так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе»

Приложение 2

Что такое харизма и как ее найти?**

Определение харизмы более ста лет назад вывел социолог Макс Вебер. Он долгое время изучал биографии известных людей и пытался вывести некоторую зависимость в том, как они добивались успеха. Вебер обратил внимание на то, что практически все знаменитые люди обладают некоторыми чертами характера, которые притягивают окружающих, вызывают доверие и благодаря этому, большое количество людей признает в них лидера. Это и есть их харизма.

Харизма – это личные качества человека, притягивающие окружающих. Тот, кто знает и умело использует свою харизму, как правило, в любой компании становится лидером. Он умеет внушать окружающим свою точку зрения на спорные вопросы и убеждать их в своей правоте.

Вы никогда не задумывались, почему люди добиваются успеха? Очень часто можно наблюдать ситуацию, когда действительно умный и одаренный человек стесняется на публике, вслух высказывать свое мнение, хотя его знания гораздо более глубокие, чем у всех остальных. А если он и сделает попытку поучаствовать в дискуссии, его скорей всего просто не услышат. И наоборот, человеку, имеющему достаточно поверхностные знания и не являющемуся специалистом в данной области, люди верят и следуют его советам. Это связано с тем, что у второй категории людей более сильная и ярко выраженная харизма. Харизматичные люди обладают удивительным талантом, они любую чепуху могут преподнести, как нечто жизненноважное и супероригинальное. Окружающие следуют любым их советам и всегда уверены в их правоте. Некоторые даже считают, что эти люди обладают неким талантом гипноза и внушения.

На самом деле каждый человек имеет свою харизму. Только одни ее знают, и умело используют, а другие и не подозревают о ее существовании. А сильнее всего харизма задействована у тех, кто строит свою карьеру на публичной работе: политики, артисты, продюсеры и просто большие начальники.

Харизматичные качества быстрее всего развиваются в раннем детстве. Ребенку, которого родители часто хвалят, не унижают и уважают его мнение, в будущем будет гораздо легче строить отношение в коллективе и завоевать лидерство. Но при желании любой человек, независимо от возраста, может развить в себе эти качества.

Можно выделить несколько основных умений, которые отли-чают харизматичных людей от окружающих.

– Умение смеяться над собой.

Харизматичные люди умеют легко признавать свои недостатки. Причем делают это без всякого смущения и кокетства. Они не бояться показаться смешными или глупыми. А окружающие, как правило, симпатизируют людям, которые способны на искреннюю самоиронию. В то же время они редко позволяют себе смеяться над чужими промахами и ошибками. Их юмор зачастую достаточно колок по отношению к себе. А в отношении посторонних людей их шутки всегда безобидны и никогда не переходят на личности.

– Умение демонстрировать свои достоинства.

У каждого человека есть свои собственные таланты, которых нет у всех окружающих. Только харизматичные люди развивают свои таланты и используют в своих интересах. Именно про них говорят, что человек занимается своим делом. При этом харизматичные люди не только добиваются поставленных целей, но и получают удовольствие от своей деятельности. А все остальные зарывают свой личный талант в землю и пытаются подражать достоинствам харизматичных людей.

– Умение быть непохожим на других.

Харизматичные люди не бояться показаться оригинальными. Наоборот они всегда имеют свое собственное мнение, которое зачастую отличается от общепринятого. Они не бояться плыть против течения. И вместо того, чтобы слепо двигаться вслед за всеми, они пытаются повернуть течение в свою сторону. И очень часто у них это получается. Только харизматичные люди так действуют не из пустого противоречия, а от чистого сердца. И именно их искренность подкупает окружающих.

– Умение с оптимизмом смотреть в будущее.

Из любой, даже самой безнадежной, ситуации они умеют извлекать пользу. Они следуют правилу, что на ошибках учатся и отрицательный результат, это тоже результат. В любой ситуации они используют все возможные шансы и до последнего момента не теряют надежду. А когда они никак не могут повлиять на ситуацию, то все равно надеются на благоприятный исход.

 Умение верить в свои силы

Если они за что-то берутся, то никогда не сдаются, не доведя дело до конца. Они ни на миг не сомневаются в успешности данного мероприятия. И следуют правилу, что если есть сомнения, то лучше вообще не браться за это дело. Ведь большинство проблем и неудач вызваны в основном нашей неуверенностью. Харизматичные люди всегда верят в свои силы, и эта уверенность передается окружающим. Некоторые считают их чересчур самоуверенными. Но их уверенность всегда подкреплена знаниями и конкретными фактами.

Наверное, именно благодаря этим качествам харизматичные люди эмоционально очень сильные и психически устойчивые и их очень тяжело вывести из равновесия.

Приложение 3

РОМАШКА

(сказка)

Однажды, когда садовник прогуливался по саду, к нему подлетела взволнованная пчела и начала звать на помощь. Она сказала, что ромашка погибает. Удивился садовник, подумав: «С чего бы это, я ведь создал ей все необходимые условия и ухаживаю за ней, как надо»? Подойдя к ромашке, он увидел, что ее лепестки начали вянуть, а некоторые уже отпали. Садовник нагнулся к ней, и погладил ее. Она положила свою головку ему на руку и горько заплакала.

«Ну-ну, маленькая, не плачь, – успокаивал он ее, а когда она немного успокоилась, садовник сказал – а теперь рассказывай, что с тобой приключилось»?

И ромашка рассказала, что, родившись, она была очень счастлива. Ей очень нравилось ее простое зеленое платьице, облегающее тоненькую талию, тоненькие ручки-листики и желтенькое, сияющее личико похожее на солнышко, окруженное вокруг белоснежными лучиками.

Но, однажды она обратила внимание на окружавшие ее растения, которые красиво цвели, приятно пахли или приносили вкусные плоды. Яблоня гордилась своими вкусными и ароматными яблоками, роза – своими изысканными цветками и острыми колючками, которыми она могла защищать себя, а виноград – своим виноградом, и главное – усами. Все они говорили, что она какая-то не такая – в общем «не как все». Это очень расстроило маленькую ромашечку, ведь ей очень хотелось быть «как все», всем нравиться, и чтобы никто не смеялся над ней. С тех самых пор счастье покинуло ее, и она стала самой несчастной. Ничто теперь не радовало ее, ни платьице, ни тонкая фигура, ни ручки-листики, ни даже личико-солнце с его белыми лучиками.

Садовник укоризненно посмотрел на яблоню, розу и виноград и, по-качивая головой, сказал: «Ну, куда это годится, разве я вас такому учил? Смотрите, что вы наделали – довели до слез прекрасное, безобидное создание. И не стыдно вам? Вам, поди, такого никто не говорил, а вы вон чего удумали – сравнивать себя с другими, да ещё и зазнаваться. Не хорошо, ой как нехорошо!» Провинившиеся растения потупили глаза в землю, опустили свои ветви, и собирались, было заплакать. «Не слезы должны вы лить, а понять, что вы сделали не так, и постараться больше не повторять своих ошибок», – сказал садовник и вновь обратился к ромашке и, улыбаясь, спросил: – «Так значит, ты хочешь быть «как все»»?

«Конечно же», – восторженно ответила ромашка, у которой сразу же высохли слезы. «Хорошо, – сказал садовник – завтра я исполню твою просьбу, если, конечно, ты не передумаешь».

От радости ромашка захлопала в ладоши-листочки и подпрыгнула бы, если бы корни крепко не держали ее. Она хотела было сказать, что она ни за что не передумает, но садовник не дал ей договорить. «Но есть у меня к тебе условие: подумай, что означает быть «как все»», – сказал он уже серьезно и, развернувшись, ушел, приговаривая – «ну что за растения пошли. Вы только посмотрите на нее, ей, видите ли, не нравится, какой я ее создал, ей непременно хочется быть «как все»».

Ромашке казалось, что все и так ясно. Оставшись наедине с собой, она задумалась, а что же такое быть «как все». Она посмотрела на яблоню, розу и виноград, в надежде найти в них, что-то общее, что объединяет их, кроме стебля и листьев, имеющихся у всех растений, хотя даже они были у всех разные. Но ей это не удалось, ведь все они были совершенно разные. Желая подстроиться под всех, она представила на своем тоненьком стебельке яблоки, цветки роз и их колючки, а так же виноград с его усиками, и тут же спросила себя: «А где же тогда буду я? Все это не поместится на мне, ведь я такая маленькая». Сначала она испугалась, а когда представила себе эту картину, по саду пронесся нежный, звонкий смех, как звон колокольчиков.

На следующее утро садовник, навещая ромашку, изумился тому, как она преобразилась. Она уже не походила на вчерашний цветок. Ее повяд-шие лепестки вновь распрямились, а вместо выпавших выросли новые, и на ее прекрасном личике вновь засияла улыбка.

С тех пор ромашка перестала сравнивать себя с другими растениями, а начала ценить то, какой она была и старалась цвести как можно чаще, радуя всех своим видом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Волшебная палочка для учителя: не путать с указкой"

Краткая аннотация статьи: Данная статья содержит прикладную информацию – психологические советы и рекомендации для тех, кто испытывает разочарование в своей профессии, но не желает с этим мириться; дл...

План занятия кружка "Ласка" " Азбука ухода за домашними животными"

Занятие по трудовому воспитанию  детей школ- интернатов с подсобным хозяйством на основе агро .школыНа занятие дети разновозрастны от 1класса до 9 класс .Посещающие кружок 2года и новички.Целью з...

Упражнения с лазерной указкой

Гимнастика для глаз с использованием лазерной указки "Шустрый зайчик" (используется на уроках в начальной школе, логопедических занятиях).Упражнения, направленные на развитие пространственных представ...

Романс "Под лаской плюшевого пледа"

Музыкальное приложение к урокам по пьесе Островского "Бесприданница"...