Родительское собрание на тему «Мой ребёнок – пятиклассник»
методическая разработка по теме

Щербакова Ольга Владимировна

советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_rebyonok_-_pyatiklassnik.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Мой ребёнок – пятиклассник»

Цель: познакомить с особенностями кризисного периода, дать рекомендации родителям для снятия тревожности, а также успешного воспитания и развития своего ребёнка.

Сегодня мы поговорим о том, как поддержать своих пятиклассников в сложный адаптационный период.

Перед родителями и педагогическим коллективом в период адаптации к обучению в среднем звене ставятся задачи:

1. Совершенствовать у пятиклассников навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам.

2. Продолжить знакомство с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.

3. Создать условия для снижения личностной тревожности.

Тревожность – это индивидуальная психическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. Тревожность бывает ситуативной и общей.

Часто путают понятия «тревожность» и «тревога».

Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Единичные, то есть часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название тревожность. Тревога состоит из множества эмоций, одной из которых является страх. Эмоцию страха люди переживают в любом возрасте. С 7 до 12 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Психологи заметили: чем выше интеллект у ребенка, тем больше он испытывает страхов. Одной из главных причин повышенного уровня тревожности подростка считается нарушение детско-родительских отношений (неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями оказывает существенное влияние на появление тревожности у детей).

Чаще всего тревожность возникает тогда, когда ребёнок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут его унизить или поставить в зависимое положение.

2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями.

3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и школа.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается   в обвинении себя, болезненном восприятии критики в свой адрес. Такие дети, как правило, чаще подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников.

Рекомендации:

Для того, чтобы повысить самооценку, необходимо проявить искреннюю заботу о своем ребенке и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам. Называть его по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.

Как показали наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Использование элементов массажа и даже простое растирание тела способствует снятию мышечного напряжения. Старайтесь меньше кричать, одергивать, постарайтесь создать ситуацию успеха.

Анкета «Признаки импульсивности»

Исследуемый ребенок


Класс                         Ф.И.

Да

Нет

1. Всегда ли находит быстрый ответ, когда его о чем то спрашивают (возможно и неверный, но очень быстрый)

2. У него часто меняется настроение

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя

4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро

5. Обидчив, но не злопамятен

6. Очень чувствуется, что ему всё надоело

7. Быстро, не колеблясь, принимает решение

8. Может резко отказаться от еды

9. Нередко отвлекается на занятиях

10. Когда кто-то из ребят кричит, он тоже кричит в ответ

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием

12. Может нагрубить родителям, педагогу

13. Временами кажется, что он переполнен энергией

14. Это человек действия, рассуждать не любит и не умеет

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать

16. В играх не подчиняется общим правилам

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос

18. Легко забывает поручения взрослых, увлекается игрой

19. Любит организовывать и предводительствовать

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других

Если в графе «Да» отмечено 15-20 ответов, это говорит о высокой степени импульсивности, 7-14 – о средней степени, 0-5 низкой степени.

Законы родительской истины

1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти один шаг, не делайте необдуманных шагов!

2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его, вы формируете у него умение и навык унижения, которые он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

3. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

4. Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

5. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; давайте возможность маленькому человеку самостоятельно СТАТЬ БОЛЬШИМ.

6. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ!

Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие.

8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях, хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет». Принимайте своего ребенка таким, какой он есть. Не завышайте требования.

10. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Давайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и буяном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно попробовать, прежде чем станешь взрослым! Давайте возможность своему ребенку быть ребенком во время детства, иначе период детства продолжится и в его взрослой жизни.

11. Заботьтесь о закаливании. Создавайте условия для двигательной активности ребенка, для предупреждения близорукости, искривления позвоночника, тренировки мелких и крупных мышц тела.

12. Способствуйте развитию у своего ребенка самоконтроль, самооценку, самодостаточность.

13. Помните, сто самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

Педагогическая, социальная, психологическая служба школы желают вам успехов в обучении, развитии и воспитании своих детей!

Родительское собрание на тему

«Как вести себя с ребенком – первоклассником»

Первый класс – это серьезное испытание не только для ребенка, но и для всей семьи. От того, как пройдет его первый школьный год, во многом зависят все последующие. Именно сейчас Ваш  ребенок учится самостоятельности, ответственности. Сейчас и больше никогда у него вырабатывается определенное отношение к самому понятию «школа». А как часто бывает: все лето Ваш малыш жил ожиданием 1 сентября. Вы вместе выбирали ему ранец, покупали яркие тетрадки, ручки и карандаши. И вот долгожданный сентябрь… Проходит неделя, другая, и вы замечаете, что он уже идет в школу как на каторгу, что домашние задания делаются из-под палки, а каждое утро начинается с пререканий: «Не пойду! Не хочу! Не буду!» Только не надо сейчас с ним ссориться: все равно ни к чему хорошему это не приведет, только хуже будет. Если уж это произошло, скажите себе «стоп» и попробуйте вместе с малышом начать, все сначала.

Как же вести себя с ребенком – первоклассником?

1. Будить его спокойно. Проснувшись, он должен видеть вашу улыбку и слышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте его по пустякам. Тем более вспоминать вчерашние оплошности.

2. Не торопите его. Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу, - это ваша задача. И если он не успевает собраться, то это ваша вина.

3. Не отправляйте ребенка голодным: даже если малыш завтракает в школе, до школьного завтрака пройдет несколько уроков.

4. Не прощайтесь с ним, предупреждая: «Смотри, не балуйся», «Веди себя хорошо», «Смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок, результатов». Гораздо полезнее пожелать малышу удачи, подбодрить, найти хоть пару ласковых слов – ведь у него впереди трудный день.

5. Встречая ребенка, забудьте фразу «Ну, двоечник, как успехи?» Встречайте ребенка спокойно, не обрушивайте на него кучу вопросов, дайте ему расслабиться. Но если он возбужден и сам жаждет всё рассказать, то не откладывайте разговор.

6. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, - не допытывайтесь, пусть успокоится. Тогда и расскажет всё сам. А нет – поинтересуйтесь позже.

7. Интересуйтесь успехами у учителя, но не в присутствии малыша! Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ему взбучку. Для того чтобы делать какие-то выводы, нужно выслушать обе стороны.

8. Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу после школы садился за уроки. Перерыв 2-3 часа, чтобы восстановить умственные силы.

9. Не заставляйте его делать уроки за оди6н присест. После 20 минут занятий делать нужно перерыв 10 минут.

10. Не сидите над душой, когда ребенок делает домашнее задание. Дайте ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения, понимания и внимания.

11. Не торгуйтесь: «Если ты сделаешь то-то, то….» Это порочная практика  - у ребенка вырабатывает неверное представление о цели его учебы, и он может начать думать, что учась, делает вам одолжение, за которое вы ему «платите» игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему хочется.

12. Хотя бы полчаса в день посвятите только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телефонные звонки, телевизор и общение с другими членами семьи. Пусть в этот момент он поймет, что для Вас ничего важнее его дел, забот, радостей и неудач.

13. Выработайте единую тактику общения с первоклассником в семье. А свои разногласия по поводу того, что педагогично, а что нет, решайте без него. Если что-то не так, то посоветуйтесь с учителем, психологом, читайте специальную литературу. Помните, что жизнь ребенка – не самый подходящий полигон для экспериментов.

14. Помните, что в течение учебного года есть «критические» периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижена работоспособность. Для первоклашки это 4-6 недель, затем – конец 2 четверти (примерно 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина 3 четверти. В эти периоды особенно надо быть внимательным к своему ребенку.

15. Учтите, что даже «совсем большие» дети любят сказку на ночь, песенку или ласковое поглаживание. Все это поможет малышу снять внутреннее напряжение, снизить уровень личностной тревожности и страхов, спокойно уснуть.

Провести анкетирование родителей «Признаки импульсивности»

Раздать памятки для родителей «Законы родительской истины»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему " Трудности адаптации пятиклассников в школе"

На первом родительском собрании в 5 классе  необходимо познакомить родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс из начальной школы.  Нужно раскрыть ос...

Презентация к родительскому собранию по теме "Трудности адаптации пятиклассников"

Презентация к родительскому собранию в 5 классе по теме "Трудности адаптации пятиклассников"...

Родительское собрание на тему: "Трудности адаптации пятиклассников".

Цели  собрания:1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....

Выступление на родительском собрании по теме «Трудности адаптации пятиклассников в школе»

Пятый класспереход не только на новую ступень, но и в новый период развития - отрочество...

Доклад на родительском собрании на тему: «Особенности адаптации пятиклассников»

Один из первых докладов для родителей пятиклассников, выявляющий особенности  адаптации...