Родительское собрание:«Стили родительского воспитания».
материал по теме

Брёхова Наталья Петровна

Родительское собрание на тему:" Стили родительского воспитания".

Цель собрания: выявление причин неудач семейного воспитания; анализ кризисных ситуаций в семейных взаимоотношениях с учетом типа семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dlya_roditeley.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Стили родительского воспитания».

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.                                                                                                          Ф. Адлер

Цели:

Выявление причин неудач семейного воспитания;

Анализ кризисных ситуаций в семейных взаимоотношениях с учетом типа семьи.

Ход собрания:

1.Анкета для родителей, позволяющая определить наличие проблемных зон в воспитании ребенка в семье. (10 мин.)

    Знаете ли Вы, где Ваш ребенок?

    Что предпочитает читать Ваш ребенок?

    Какие кинофильмы любит смотреть Ваш ребенок?

    Любимое занятие Вашего ребенка в свободное время.

    Какая музыка нравится Вашему ребенку?

    Знаете ли Вы, какое поручение выполняет Ваш ребенок в классе?

    Какие проблемы Вы обсуждаете вместе?

    Какие проблемы волнуют вашего ребенка в настоящее время?

    Хорошо ли вы знаете друзей вашего ребенка?

    Знаете ли вы о школьных проблемах Вашего ребенка?

    Знаете ли Вы о том, что ваш ребенок считает своими  личными проблемами?

    Доверяет Ваш ребенок вам свои тайны?

    По результатам анкетирования в конце занятия подводятся итоги о проблемах в семье.  

   

2. Выявление стилей воспитания в каждой семье на основе реакции на проблемные ситуации. (10 мин.)

Всего в анкете предлагается 12 проблемных ситуаций. И в каждой ситуации родитель описывает свою версию ответа.

   Приведу примеры двух проблемных ситуаций и соответствующие ей варианты ответов:

Стили родительского поведения

Что Вы будете делать, если ребенок отказывается выполнять Вашу просьбу, требование?

Что Вы предпримите, если узнаете, что Ваш ребенок взял чужую вещь (игрушку) без спроса?

Строгий

Накажу, заставлю

Накажу, отругаю

Объяснительный

Объясню причины, почему это надо сделать

Объясню, что так нельзя, нехорошо

Автономный

Ничего

Сам отдаст и извинится. Сам разберется

Компромиссный

В другой раз тоже откажу ему; лишу чего-либо

Отдам ( предложу взять) его вещь

Содействующий

Буду искать причину, сделаем вместе

Поговорим, найдем способ отдать и

Извиниться

Ситуативный

Смотря в какой ситуации

Оценю ситуацию, по-разному

Потакающий

Сделаю сам (а)

Отдам сам (а), извинюсь

 

3.Мини-лекция «Стили семейного воспитания».

Под стилем семейного воспитания психологи подразумевают те способы воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля  за его действиями, способы предъявления требований, формы поощрения и наказания. Более всего в психологии изучено влияние на развитие личности ребенка отношения родителей и характера контроля.

Были условно выделены семь вариантов родительского поведения (стиля).

1. Строгий - родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свое мнение, систему требований и готовые решения ребенку. Родитель жестко направляет ребенка по пути социальных успехов и достижений. При этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка Ребенок представляется родителю недостаточно зрелым, неспособным принимать самостоятельные решения, его мнения редко учитываются родителями. Данный стиль в целом соответствует авторитарному стилю, неоднократно описанному в мировой психологической литературе.

2. Объяснительный- родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению. По мнению родителя, ребенок достаточно развит и способен уловить причинно-следственные связи между явлениями,

на основе которых родитель строит свои объяснения.

3. Автономный - родитель позволяет ребенку самому найти выход из сложившейся ситуации. Предоставляет ему  максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости. Родитель спокойно относится к нарушениям правил и дисциплины ребенком, возлагая всю ответственность за совершенное ребенком на него же самого. Предполагается, что ребенок сам должен испытать все на собственном опыте.

4. Компромиссный - для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательно ев обмен  на совершение ребенком непривлекательного или необходимого для него действия, либо предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, его слабостях и сильных сторонах, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.

5. Содействующий- родитель понимает, в какой момент ребенку нужна помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в его потребностях, интересах, проблемах и конфликтах. Стремиться помочь ребенку, разделить с ним его трудности.

6. Потакающий – полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских. А порой и выше интересов семьи в целом. Родитель готов предпринять любые действия, даже если это может принести какой – либо вред или ущерб ему, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка.

7. Ситуативный- родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительская стратегия складывается каждый раз заново из множества факторов: состояния ребенка, его точки зрения, его интересов на данный момент, своего собственного родительского состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации, в корой он находится.

     Родители, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с теплотой и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют детям возможность самим регулировать свое поведение, - это демократические родители. Они воспитывают социально адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.

     Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетается с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям.

    У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг. Опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.

    Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное.

В последнее время широко обсуждается проблема родительского контроля, и это действительно не простой вопрос. По мнению  исследователей семейного воспитания, контроль необходим ребенку любого возраста, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем его мире, среди людей, вещей и правил. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка в самостоятельности. Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребенка.

     Трудность воспитания у ребенка способности управлять своим поведением состоит в том, что перед взрослым стоит задача поиска развивающего контроля, который соответствовал бы возрасту ребенка, не ущемлял бы его потребности быть защищенным и одновременно поощрял бы его к самостоятельности.

     Американские психологи считают, что в противовес директивному контролю («делай, как я сказал»), который используют авторитарные родители, эффективно применять инструктивный контроль.

     Инструктивный контроль правильно было бы назвать «предлагающей помощью»: «Может быть, ты сделаешь так, как я предложу». Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он  развивает у детей инициативу, трудолюбие самодисциплину.               Очевидно, что тип контроля естественным образом связан с отношением родителей к детям. Уважая личность ребенка, его собственную позицию, взрослый видит свою задачу в том, чтобы соучаствовать в деятельности ребенка, направлять его поведение. Если  же     взрослый считает себя обладателем маленького человека, он стремится управлять им, диктовать ему.

    По результатам научных исследований, опыту психологов- практиков, в семьях младших школьников преобладает дисциплинарно- ориентированное воспитание как вариант авторитарного. Если спросить дисциплинарно - ориентированных родителей, за что они порицают и наказывают своих детей, окажется, что внимание родителей сосредоточено на соблюдении детьми порядка и на их школьных отметках. Дисциплинарно-ориентированных родителей мало заботит, добр ли их ребенок, способен ли он помогать или может отказаться от собственного удовольствия ради другого человека.

  Дисциплинарно-ориентированные родители не всегда холодны или безразличны к своему ребенку. Как правило, они не умеют проявлять свою теплоту к ребенку либо непоследовательны в выражении своих чувств: то ласкают детей, то кричат на них. Большинство наших родителей в современных условиях именно так относятся к своим детям. Как говорится, «по методу кнута и пряника».

   Такое воспитание особенно ярко проявляется в том, как родители младших школьников делают с ними уроки. Одна мама однажды мне сказала: «Я лучше буду делать любую самую трудную физическую работу, чем заниматься с сыном». Современная система начального образования такова, что в обучении ребенка включается вся семья. Одни родители проверяют уроки. другие делают их вместе с ними. Приготовление и проверка уроков – главный источник конфликтов родителей с малышами школьниками. Если дети неправильно сделали домашнее задание, родители всеми силами стараются «выжать» из ребенка самостоятельные действия, направленные на устранение ошибок. Дети отвечают на нажим родителей разнообразными уловками: плачем, неожиданной «тупостью», беспомощностью.

     Если дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков, за этим стоят черезмерная строгость и требовательность родителей. Авторитарные родители создают у детей тревожное отношение к отметкам, Похвале или порицанию учителя.

     Родители, готовые прийти на помощь, терпеливые и снисходительные к ошибкам, быстрее добиваются самостоятельности младшего школьника в приготовлении уроков. Ребенку этого возраста нужна поддержка старших и вера в то, что если сегодня он чего-то не умеет, то завтра у него обязательно получится.

    Там, где царят традиции авторитарного воспитания, родители убеждены, что они имеют право на ребенка - наказывать его по своему  усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать его дружеские привязанности. «Это мой ребенок, я его воспитываю. Я за него в отвечаю. Он должен стать таким, как я хочу»,- так ответил мне один из родителей.

    Вряд ли можно переубедить такого родителя. Ответила я ему словами Януша Корчака: «…ребенок имеет право быть тем, кто он есть, это его право на сегодняшний день».

      Понимаем ли мы сегодня детей? Уважаем ли их права? Способны ли мы предоставить им свободу? Не боимся ли мы самого слова «свобода»?

Свобода- это право располагать собой. Владеть собой. Неотступный контроль родителей за действиями ребенка, его симпатиями и даже мыслями исключают возможность свободы для ребенка. Более того, он исключает доверие. Недоверие со стороны взрослых порождает у ребенка ответное недоверие к взрослым. В условиях недоверия и ограниченной свободы подавляются поисковая активность мальчиков, дисциплинарный контроль гасит инициативу и воображение одаренного ребенка.

Вопрос о контроле и предоставляемой свободе, их роли в развитии ребенка- проблема не только семейного, но и общественного воспитания. Наши усилия направлены на то, чтобы поведение детей как можно больше соответствовало общему распорядку. Взрослые пресекают любые нестандартные формы поведения детей, выходящие за рамки проявления индивидуальнсти.

Давно замечено, чем строже взрослый мир предписывает детскому миру законы послушания, тем с большей дерзостью детский мир отвечает неповиновением.  

4. Проигрывание кризисных ситуаций в семейных взаимоотношениях с учетом типа семьи. (35 мин.)

Задание 1:

Какой будет Ваша реакция на:

Явную грубость на справедливый упрек, хотя и резкий;

Грубый отказ, грубое действие на просьбу что–то исполнить;

Разбитую ребенком вашу любимую вазу;

Полученную ребенком двойку.

Задание 2:

Подросток вернулся позже согласованного ранее времени. Покажите реакцию родителей:

В семье, уважающей своих детей;

В семье, с обычными нормальными отношениями;

В материально- ориентированной семье;

В семье с равнодушными родителями;

В семье с родителями враждебно настроенными

Семье с антисоциальным поведением.

Прокомментируйте реакции подростка.

Анкета для родителей. (По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно ли выбраны подходы в воспитании детей).(15 мин)

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были неправы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

А - могу и всегда так поступаю - 3 балла

Б – могу,  но не всегда так поступаю – 2балла

В – не могу  - 1балл

От 30 – 39 баллов – вы придерживаетесь правильных подходов в воспитании ребенка

От 16 – 30 баллов - ваш метод воспитания – кнут и пряник.

Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка

6. Подведение итогов. ( 10 мин.)

Давайте сейчас поговорим о том, какой стиль воспитания у вас в семье. Согласны ли вы с тем, о чем мы сегодня говорили, или у вас другие взгляды на воспитании в семье?

Давайте на какое-то время вернемся в детство, вспомним себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкетирование к родительскому собранию "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"

Анкетирование к родительскому собранию "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"...

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Небольшая аннотация о стилях воспитания...

презентация на родительское собрание "Стили воспитания"

В презентации  описан стили родительского воспитания...

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"(8 класс)

Родительское собрание на тему "Стили семейного воспитания"...

Родительское собрание "Стили семейнрого воспитания"

Сценарий родительского собрания в 6 классе "Стили семейного воспитания", основными задачами которого являются:Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания.Способствовать пониманию ...

Родительское собрание "Стили родительского воспитания"

От стиля воспитания ребенка родителем будет зависеть, какое будущее его ждет....

Родительское собрание "Стили семейного воспитания детей"

Цель: Познакомить родителей с современной классификацией стилей семейного воспитания и их особенностями....