Программа "Семья"
методическая разработка на тему

Кошкарова Вера Александровна

Темы лекториев для родителей,, темы родительских собраний, анкеты для родителей, договор об условиях и взаимных обязательствах сеиьи и школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Бийск

автор: Кошкарова В.А

Отсутствие активного включения родителей в воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Цель:

        Создание условий для повышения родительской активности в воспитательном процессе школы.

Задачи:

  1. Создать благоприятные условия для развития взаимоотношений между родителями, учащимися, учителями.
  2. Организовать диагностику.
  3. Изучить и выявить возможности родителей по воспитанию своих детей и других школьников через диагностику и мониторинг.
  4. Формировать активную педагогическую позицию родителей.
  5. Вооружать родителей необходимыми для воспитания детей психологическими и педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры через родительский всеобуч.
  6. Предупреждать наиболее распространенные ошибки в воспитании детей.
  7. Вовлекать родителей в организацию учебно-воспитательного процесса.

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

З) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Традиционные

Нетрадиционные

1

2

  1. Родительские собрания
  2. Общеклассные и общешкольные конференции
  3. Индивидуальные консультации педагога
  4. Посещения на дому
  1. Родительские тренинги
  2. Дискуссии
  3. Психологические разминки
  4. Круглые столы
  5. Устные журналы
  6. Практикумы
  7. Родительские вечера
  8. Родительские чтения
  9. Родительские ринги

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого-педагогического просвещения

Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

Лекция  (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций).

Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье — вот темы родительских конференций.

Род конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входят проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Темы для выступления на них берутся узкие, злободневные, посильные, вызывающие живой обмен мнениями. Конференции проводятся не чаще 1—2 раз в год.

Вот какие вопросы можно вынести на родительскую конференцию на тему «Поощрения и наказания детей в семье».

1. Какова роль поощрения в воспитании детей? Приведите примеры положительного влияния различных видов поощрения на вашего ребенка.

2. Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?

З. Какое место занимает поощрение в воспитании у ребенка честности, правдивости, трудолюбия, уважения к людям?

4. Нужна ли мера в поощрении детей? К чему приводит чрез мерное захваливание ребенка?

5. Вспомните свое детство. Наказывали ли вас в семье? Как вы относитесь к наказанию? Предупреждало ли наказание ваши нежелательные поступки?

6. Как вы относитесь к физическому наказанию? Какова реакция ребенка на него?

7. Существует ли взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт характера вашего ребенка?

8. Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании?

9. Какие высказывания известных педагогов о роли поощрения и наказания в воспитании детей вам понятны и близки?

Родительские конференции — действенная форма повышения уровня психолого-педагогической подготовки отцов и матерей.

  1. Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

Педагогический практикум проводится, как правило, после лекции или беседы, для того чтобы закрепить изучаемый материал, углубить его, связать с опытом семейного воспитания. Родители будут активнее, если им предложить различные тесты, например, такие:

Тест 1: «Детей воспитывают родители. А родителей?»

Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

А можете ли вы:

1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

З. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы — добрая фея (прекрасный принц)?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать все что хочет и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Ответы обозначаем буквами;

«а» — могу и всегда так поступаю;

«б»— могу, но не всегда так поступаю;

«в» — не могу.

Ответ «а» оценивается в З балла, ответ «б» — 2 балла, ответ «в» —

1 балл.

Если вы набрали от 30 до 39 баллов, это значит, что ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 баллов. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный процесс. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число баллов менее 16. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания, стремления сделать ребенка личностью, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Т ест 2: «Какие вы родители?»

Вы излишне терпимы или, наоборот, непомерно регламентируете жизнь своего ребенка? Ответив на вопросы теста, вы узнаете, на сколько правильный тон вы выбрали во взаимоотношениях с детьми. Ответить надо лишь одним словом: «да» или «нет».

1. Гордитесь ли вы тем, что ваш ребенок уже с детства был аккуратным?

2. Поощряете ли вы его, когда он приносит хорошую оценку?

3. Умеете ли вы правильно отвечать своему ребенку на вопросы, связанные со взаимоотношением полов?

4. Знаете ли вы точно, что ребенок должен, а чего не должен есть, чтобы его рацион соответствовал требованиям медиков?

5. Часто ли вы целуете или гладите своего ребенка?

6. Настаиваете ли вы на том, чтобы ребенок сам поддерживал порядок в своей комнате?

7. Способны ли вы в присутствии ребенка признать свою ошибку?

8. Уважаете ли вы право ребенка на личную тайну (письма, ведение дневника)?

9. Есть ли у вас привычка часто повторять: «В мое время...» или «Ребенок должен держать язык за зубами»?

10. Делитесь ли вы с детьми своими радостями и горестями?

11. Бывает ли, что вы в качестве наказания запрещаете ребенку смотреть телевизор?

12. Спрашиваете ли вы у ребенка, как он проводит свободное время?

13. Если бы придумали робота-воспитателя, способного идеально воспитывать детей, приобрели бы вы такую машину?

14. Критикуете и наказываете ли вы своих детей в присутствии посторонних?

Теперь посмотрите на приведенную ниже таблицу. Каждый ваш ответ, который совпал с ответами, данными в таблице, оценивается одним баллом. Сложив все баллы и заглянув в ключ теста, вы узнаете мнение психологов о вашем методе воспитания.

1 — нет, 2 — нет, 3—да, 4 — да, 5 — да, 6 — нет, 7 — да,

8 —да, 9—нет, 10—да, 11—нет, 12— нет, 13— нет, 14— нет.

1—2 балла. Роль родителей освоена вами не вполне: вы слишком строги и педантичны. Вам стоит быть чуть терпимее.

3—5 баллов. Ваш результат не из лучших. Не будьте так жестки в своих требованиях к детям, дайте им возможность что-то решать и самостоятельно.

6—8 баллов. Средний результат, свидетельствующий о неустойчивости вашей позиции. Порою вы слишком многое им позволяете.

9—11 баллов. Думается, вы с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и не знакомы со всеми премудростями педагогики.

12—13 баллов. Вы на редкость хорошие родители, надежная опора в жизни ребенка.

  1.  Открытые уроки (цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания. требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
  2. Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она не обходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

  1. особенности здоровья ребенка;
  2. его увлечения, интересы;
  3. предпочтения в общении в семье;
  4. поведенческие реакции;
  5. особенности характера;
  6. мотивации учения;

Примерная тематика  консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться.  Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей — друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

  1.  Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
  2. Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

Общешкольные родительские собрания — проводятся два раза в год.

Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольное родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о работе родительского комитета школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

 Классные родительские собрания — проводятся четыре-пять раз в год.

Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставку творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

В заключительной части встречи классный руководитель благо дарит родителей за совместную работу, предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения в их преодолении.

  Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, Которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

  1. Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2—3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские интервью», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

  1. Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения род и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель - сделать счастливой подрастаю личность, входящую в современную культурную жизнь.

ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Кого, чему и как можно обучать?

В каждой школе и каждом классе выделяется часть родителей, которые очень серьезно относятся к обучению и воспитанию своих детей. Как правило, это неработающие мамы и ближайшие родственники, целиком сконцентрированные на развитии ребенка.

Некоторые зарубежные исследователи напрямую связывают заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой с их реальным участием в обучении своих детей, в реализации своей  «учительской» функции. Но много ли у нас таких примеров? К сожалению, пока нет. Возможно, с развитием альтернативных форм образования (экстернат, домашнее обучение) все больше родителей не против освоить эту роль и «разгрузить учителя-предметника. Например, наличие у «продвинутых» родителей компьютера с выходом в Интернет позволит им оказывать существенную информационно-методическую поддержку учителям, расширяя поле образовательной базы для своих детей.

Обучение родителей целесообразно начинать с того момента, когда, поступая в первый класс, ребенок переходит определенный социальный рубеж и взрослые полны решимости дать ему достойное образование: у них появляется много вопросов по поводу выполнения домашних заданий, и они очень доброжелательно относятся к школе.

Каких практических навыков не хватает современным родителям?

Прежде всего, это навыки помощи ребенку при освоении образовательных программ; освоение навыков эффективного общения с ребенком; использование правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в школы и вузы, формы участия род общественности в жизнедеятельности образовательного учреждения и т. д.).

Таким образом, в обучении родителей выделяются три направления

1. Обучение родителя как воспитателя.

2. Обучение родителя как учителя своего ребенка.

З. Обучение родителя как союзника, партнера, соуправленца.

Рассмотрим каждое из направлений в отдельности.

1. Обучение родителя как воспитателя частично начинается с его педагогического просвещения, то же относится и к самой технологии — мониторингу, ресурсному обеспечению, способу отбора содержания. А вот формы здесь используются иные, хотя целиком избавиться от теоретического фундамента вряд ли удастся.

Назовем основные, наиболее эффективные.

Тренинг - это широкий класс методов направленного изменения психических свойств личности, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации (ситуациях). В отличие от обычного обучения, которое воздействует на познавательную сферу (сферу сознания), тренинг позволяет модифицировать имеющие более глубокую связь с поведением личностные черты и установки.

Эта форма работы достаточно новая, и для ее проведения требуется специалист, хорошо владеющий методикой такой работы. При умелом использовании тренинга результат заметен сразу.

Тренинг может быть направлен на обучение навыкам эффективного взаимодействия взрослых и детей, повышение уверенности в себе, выявление одаренности, совершенствование коммуникативных и речевых навыков.

Существуют и тренинги, специально предназначенные для педагогов, работающих с подростками, — тренинг для подростков, тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде, тренинг самосознания и др.

Деловые игры - это форма коллективной творческой деятельности родителей по изучению уровня сформированности педагогических умений у взрослых. Примерными темами деловых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Сын (дочь) пришел из школы», «Вас пригласили в школу» и др.

Методика деловой игры предусматривает объяснение ее назначения, определение темы и состава участников, распределение ро лей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры, установку на инициативу и творчество ее участников. При этом важно сначала проиграть несколько вариантов поведения участников ситуации, затем обсудить оптимальный выбор варианта действия для данной проблемы.

Деловая игра позволяет не только рефлексивно оценить ‘ или иную модель поведения, но и дает интересный материал о жизни семьи — ее традициях, распределении внутрисемейных ролей, способах разрешения конфликтов. Особенно эффективно использование деловой игры с участием школьников, ведь иногда именно им присутствие всей семьи «в комплекте» позволяет увидеть специфику взаимодействия взрослых и детей, которую не в состоянии выявить ни одна диагностическая методика.

2. Обучение родителей как учителей своих детей обычно происходит в форме обучающих семинаров.

Как отмечалось выше, обучающие семинары вызывают активный интерес у родителей учеников начальной школы и у детей, переходящих в среднюю школу, в период адаптации к новой организации их учебной жизни (обучение в разных помещениях и разными преподавателями, имеющими разные требования).

Технология разработки программы этих семинаров аналогична технологии проектирования ППР. Но, поскольку данная форма сотрудничества с родителями достаточно нова, остановимся на ней подробнее.

А. Подготовительный этап

1. Диагностика родителей и определение типов.

Здесь основной упор делается на следующих вопросах:

  1. В каких знаниях нуждаются родители?
  2. С какими сложностями могут столкнуться их дети при поступлении в        школу?
  3. Насколько хорошо родители знакомы со школьными требованиями (учебными, организационными, этическими)?

2. Собрание (семинар) учителей одной параллели (начальная школа).

Основная цель такого собрания — выработать общие требования к ученикам в части ведения записей в тетради, критериев выставления отметок, режима работы на уроке, внешнего вида школьников и т. д.

Необходимо также согласовать (насколько это возможно) список рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы по отдельным предметам, график проведения аттестационных работ и показатели успешного освоения предмета.

В результате проведенного собрания учителя должны получить ответы на вопросы:

  1. Каковы особенности обучения этих детей с этими родителями?
  2. Какими ресурсами обладает образовательная база для сотрудничества с родителями (в том числе попробуйте понять, чем эти родители отличаются от тех, с которыми вы работали в прошлые годы)?
  3. Каких знаний (судя по опыту) обычно не хватает родителям в этот период?
  4. Каких умений не хватает первоклассникам в учебной деятельности в сфере коммуникации, в сфере самообслуживания?

Важное значение имеет здесь идея преемственности. Хорошо бы изучить мнение учителей, работающих со старшими детьми, ответив, например, на следующие вопросы: чему так и не смогли научиться ученики начальной школы? С какими сложностями сталкиваются учителя, ученики и их родители при переводе их в среднюю школу? На что надо обратить внимание в первую очередь? Как влияют организационные (или коммуникативные) проблемы на академические достижения ребят?

Б. Разработка программы обучающих семинаров.

Наиболее целесообразно проводить такие семинары как минимум дважды в год: перед поступлением ребенка в школу и через несколько недель после начала обучения, когда выявятся самые болезненные «точки».

В чем принципиальное отличие именно такого подхода от проведения традиционного первого родительского собрания? Почему именно такие сроки мы считаем оптимальными?

Во-первых, встречаясь до 1 сентября — знаменательного дня в жизни каждого первоклассника, мы сможем помочь сформировать у детей правильную установку. Не секрет, что очень многие особенности обучения и поведения детей в дальнейшем зависят от того, как прошел их первый школьный день, насколько ожидания ребенка оправдались, какие перспективы он «увидел», когда оказался в реальной школьной среде. Особенно актуальным формирование такой установки является для родителей, чьи дети не посещали детский сад и впервые встречаются со своими одноклассниками: для них пер вый день пребывания в школе окажется еще более значимым.

Во-вторых, именно учитель может посоветовать родителям, как им вести себя после окончания первого учебного дня ребенка — какими словами нужно встретить малыша на пороге школы, как отпраздновать это знаменательное событие в жизни всей семьи, кого пригласить в гости. Не исключен вариант, когда сближение родителей класса как коллектива начнется именно с обсуждения этих животрепещущих вопросов. Возможно, начиная работу с родителями в начальной школе, вы получите больше шансов и подружиться с ними, и подружить их.

Какое время для проведения первого семинара считать актуальным?

Лучше, если это будет выходной день, продолжительность семинара - около двух часов. Обязательно заранее согласовать с родителями время и программу семинара - лучше оформить это в виде памятки и вручить при приеме документов в школу, при прохождении медосмотра.

  1. Консультирование родителей и поддержка семьи.

Здесь речь пойдет об индивидуальном сопровождении семьи, под которым мы понимаем организацию психолого-педагогической, методической и материальной поддержки детей и их родителей.

На протяжении всего периода обучения семья проходит через ряд трудностей, которые ей не всегда удается решить собственными силами. Задача директора и педагогического коллектива школы - выработать общую позицию по вопросам сопровождения семьи и создать такую обстановку, чтобы родители, нуждающейся в помощи со стороны школы, могли получить ее самыми разными способами.

Организация консультаций для родителей учеников в школе — одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.

В некоторых школах в структуре учебного заведения работает служба психолого-педагогического и медицинского сопровождения, которая берет часть нагрузки на себя и достаточно успешно справляется с возникающими проблемами. Хотелось бы обратить внимание на более распространенный вариант - когда сам педагогический коллектив выступает в роли консультантов, ведь достаточно часто отгорожение родителей от школы начинается с неприветливого взгляда учителя или равнодушия администрации.

Напомним, что главная цель консультации - достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Педагогическое консультирование, в отличие от просвещения, носит сугубо индивидуальный характер, и как отмечалось выше, потребность в нем возникает, как правило, тогда, когда ситуация становится чрезвычайной, требующей экстренной помощи.

Задача школы на этом этапе — попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Нередко администрация образовательного учреждения забывает, что очень многие конфликты удалось бы предотвратить на начальном этапе, если бы педагог вовремя вспомнили о том, что существует еще одна функция в их деятельности — психотерапевтическая. Поэтому при повышении квалификации педагогического коллектива важно обратить внимание на обучение учителей именно этому виду коммуникации.

Организация консультативной помощи для родителей в образовательном учреждении имеет свою специфику. С одной стороны, консультирование должно носить строго конфиденциальный характер, а с другой - необходимо отслеживать характер затруднения родителей и учеников, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность. Лучше всего, если сбором таких данных будет заниматься штатный психолог, однако при его отсутствии с этим справится и просто опытный педагог. Задача администрации - разработать механизм сбора подобной информации и провести не обходимый системный анализ.

Консультирование родителей может быть двух типов:

1. Методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика, способов дополнительного образования и т. д.).

2. Психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).

Однако независимо от типа существуют определенные принципы консультирования:

— создание доверительных отношений;

— взаимоуважение;

— заинтересованность консультантов;

— компетентность;

— формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы;

— хорошая организация консультирования.

Не секрет, что родители учеников в основном люди занятые. Они также интенсивно работают, как и педагоги, им также тяжело выкроить в своем расписании время на посещение школы. Поэтому очень важно сделать информацию о проведении консультаций в школе максимально доступной и удобной, чтобы родитель, пришедший в школу по одному вопросу, мог попутно решить и некоторые другие.

А что делать, если родитель пришел в неурочный час, если он рассерженно дергает дверь кабинета завуча и расстраивается, что начальства нет на месте? Лучшим выходом из этой ситуации может быть такая организация школьной жизни, при которой в школе всегда будет находиться дежурный администратор, способный если уж не решить конкретную задачу конкретного родителя, то уж во всяком случае определить возможности для ее решения в будущем.

Для руководителя образовательного учреждения существенным может оказаться тот факт, что большинство конфликтных ситуаций возникает у родителей как раз в процессе индивидуального общения с учителем.

В настоящее время все больше возникает прецедентов, когда родители подают в суд на образовательное учреждение с целью реализовать свои права или «возместить разного плана убытки». Однако при ближайшем рассмотрении таких случаев выясняется, что истинной причиной обращения в суд является невнимательность администрации, игнорирование ею конфликта, возникшего между учителем и родителями, отказ своевременно принести извинения семье и ребенку за неправомерные действия.

В школе необходимо создать такую атмосферу, чтобы любой родитель, оказавшийся в ней в любое время, был встречен доброжелательно и терпимо. Сотрудничество педагогов с семьей начинается уже при входе в образовательное учреждение.

Наиболее распространенные причины конфликтов или недовольства родителей имеют в основном психологическую базу.

Так, иногда учитель, увидевший пришедшего к нему на консультацию родителя, недовольно говорит ему: «А почему вы здесь? Я вас не приглашал!»

Родителей отталкивает высокомерие и авторитарность педагогов, ведь многие из пап и мам вполне состоявшиеся в профессиональном плане люди.

Еще одной причиной утраты доверия к школе можно назвать неэтичное поведение педагогов, разглашение семейных тайн (даже из лучших побуждений, когда хочется, чтобы все предметники пожалели ученика, оказавшегося в сложной семейной ситуации).

Но самое большое недовольство вызывает у родителей пустая трата времени, когда, придя в школу для получения консультации (то есть предложения конкретного способа решения своей проблемы), родители вынуждены выслушивать упреки в адрес ребенка (и в свой собственный!) и нотации. Вряд ли в таком случае взрослый человек изъявит желание в следующий раз потратить свое время на подобную процедуру.

Чего обычно опасаются родители чаще всего? Они боятся, что их общение с педагогом (особенно не совсем дружеское) негативно скажется на ребенке в дальнейшем. Поэтому взрослые предпочитают «терпеть до последнего» и обращаться к администрации только тогда, когда ситуация принимает чрезвычайный характер. Не будем настаивать, но все же предположим, что иногда так называемые трудные дети появляются в школе в результате несвоевременного согласования действий взрослых, ответственных за их развитие.

В любой школе наверняка есть ученики, требующие особого внимания, - дети из неблагополучных семей или дети из обычных семей, но испытывающие какие-либо сложности. Какова может быть оптимальная позиция директора по отношению к этим семьям?

Естественно, положение намного облегчается, когда в образовательном учреждении работает специальный человек — социальный педагог. Однако очень важно, чтобы каждый ребенок (как и вся его семья в целом) мог рассчитывать на круглосуточную поддержку со стороны школы. И администрация, и весь педагогический коллектив должны создать вокруг таких ребят не зону отчуждения, а зону особого внимания. И личное участие директора в судьбе «проблемных» детей играет здесь определяющую роль.

Немаловажным при оказании поддержки семье может оказаться и согласование действий родителей и педагогов. Хорошо бы, чтобы в каждый час своего времени «трудный ребенок» находился в зоне чьей-то ответственности. Возможно, придется существенно откорректировать расписание внеклассных мероприятий или обратиться за помощью к другим родителям. Известны случаи, когда родители помогали учителю на «продленке», занимаясь и со своими, и с чужими детьми, регулировали таким образом взаимоотношения между учениками. Все эти усилия никогда не будут напрасными, потому что даже один «проблемный» ребенок может существенно повлиять на развитие многих других детей школы.

Любая совместная деятельность начинается с кратковременных контактов. Если эти контакты приносят сторонам обоюдно удовлетворение, то можно говорить о том, как организовать более широкомасштабную совместную работу, которая поможет родителям заботиться не только об интересах своего ребенка, но и о развитии всего образовательного учреждения в целом.

Девять заповедей семейного воспитания

  1. Принимайте ребёнка таким, каков он есть        

2. Никогда не приказывайте из прихоти

                             

3.  Не принимайте решения в одиночку.

       

4. Собственное поведение родителей – главный фактор

 в воспитании детей

 

                           

  1. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задаёт каверзные вопросы и противоречит вам.

6. Не допускайте излишеств в подарках детям.

                       

7.Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности,все делайте сообща.

                         

8.Держите дома двери открытыми

9. Устраняйтесь в положенное время

Темы родительских собраний и  родительского лектория  по гражданско-патриотическому направлению:

1-2 кл.

  1. Поведение ребенка 7-9 лет и воспитание гражданского долга.
  2. Патриотическое воспитание в школе и семье.
  3. Кино, телевизор и воспитание ребенка.
  4. Гражданский долг родителей в воспитании детей.
  5. Воспитание чуткости и уважения к людям.

3-4 кл.

  1. Книга в умственном развитии ребенка. Семейная библиотека.
  2. Воспитание гражданина.
  3. Воспитание мужества у мальчиков 9-11 лет.
  4. Воспитание патриотических чувств у детей.
  5. Воспитание у детей любви и уважения к родителям.

5-7 кл. 

  1. Формирование сознания и самовоспитания подростков.
  2. Долг и обязанности матери, отца, детей перед семьей
  3. и гражданское воспитание.
  4. Воспитание воли подростков.
  5. Воспитание мужества у мальчиков.
  6.  Патриотическое воспитание подростков.
  7. Воспитание готовности к защите Родины.

8-9 кл.

  1. Воспитание гражданского долга у юношей и девушек.
  2. Самовоспитание в годы ранней юности.
  3. Роль примера старших в воспитании юношества.
  4. Общественно-полезная и гражданская деятельность юношей и
  5. девушек.
  6. Знания, убеждения, поведение юношества.

10-11кл.

  1. Роль традиций семьи и мнения родителей в выборе будущей
  2. профессии.
  3. Воспитание гражданского долга у юношей и девушек.
  4. Мировоззренческое самоопределение юношей и девушек.
  5. Совместная работа семьи и школы по гражданско-правовому воспитанию.

Договор

об условиях и взаимных обязательствах

школы и семьи.

Школа обязана:

  1. Обеспечить выполнение учебного плана и учебной программы в полном объеме за курс данного года обучения.
  2. Обеспечить квалифицированное преподавание учебных предметов,  ориентировать преподавание не на заучивание, а на понимание, обсуждение, размышление.
  3. Обеспечить диспансеризацию детей по плану детской поликлиники.
  4. Проводить своевременный и качественный контроль за уровнем обученности ребенка.
  5. Выявить причины не усвоения знаний и сообщать об этом родителям.
  6. Организовать профилактическую работу с детьми по предупреждению правонарушений.
  7. Организовать работу по творческому и художественному развитию детей.
  8. Поддерживать атмосферу взаимного уважения и сотрудничества учителей и учеников.
  9. Предоставлять возможность для выполнения творческих работ под руководством учителя.
  10. Предоставлять помещение для занятий по интересам после учебы.
  11. Оказывать психологическую и педагогическую поддержку семье.

 

Семья обязана:

  1. Следить за здоровьем ребенка, своевременно посещать врачей.
  2. Информировать школу о перенесенных ребенком заболеваниях.
  3. Следить за личной гигиеной ребенка.
  4. Обеспечить необходимый режим дня ребенка.
  5. Полностью обеспечить  своего ребенка школьными принадлежностями.
  6. По графику школы обеспечить дежурство на школьных праздниках.
  7. Регулярно знакомиться с текущей успеваемостью ребенка.
  8. Выполнять рекомендации учителей по коррекции познавательных и поведенческих установок.
  9. Принимать участие в ремонте школьных помещений и оборудования кабинетов.
  10. Выполнять рекомендации школьного психолога.
  11. В случае необходимости являться на заседания педконсилиума.
  12. Контролировать посещаемость школы ребенком.
  13. Сообщать в школу о перемещениях по службе, по месту жительства.
  14. Сообщать важные для школы сведения, касающиеся семьи и ребенка.
  15. Принимать посильное участие в шефстве над школой.
  16. Участвовать в работе органов школьного управления.
  17. Полностью возмещать материальный ущерб, нанесенный школе учеником, по представлению акта соответствующей комиссии.

В случае невыполнения обязательств школой

родители могут:

  1. Обратиться с претензиями к руководству школы или вышестоящие организации.
  2. Перевести ребенка в другую школу.

В случае невыполнения обязательств со стороны родителей

школа может:

  1. Обратиться в административную комиссию.