Родительское собрание "Трудный возраст" (7 класс)
методическая разработка (7 класс) на тему

Нарыкова Наталья Борисовна

Родительское собрание "Трудный возраст" предназначено для родителей 7 класса. Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по  конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе; выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;  профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей. Разработка содержит конспект собрания,  презентацию к нему и аудиоприложения (голоса детей). При использовании разработки данного мероприятия желательно презентацию дополнить фотографиями детей, а собрание закончить смонтированным фильмом "Наши дети", который будет являться творческим отчётом классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_trudnyy_vozrast.rar319.88 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Трудный возраст»

Цели:

-     повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по  конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

-     выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

-    профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны     родителей.

                                                      Ход родительского собрания:

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя:

    Уважаемые родители, давайте начнём наш разговор, тема которого будет звучать так: «Трудный возраст». Сегодня мы должны разобрать содержание этого понятия, рассмотреть особенности этого возраста, поговорить о том, как вести себя по отношению к своему ребенку в этот период, чтобы не вызвать конфликтную ситуацию.

Начать наш разговор я бы хотела со слов: слайд №2

Психологи так трактуют понятие переходный возраст: слайд №3

    Итак, ребенок вступает в то специфическое состояние, которое принято называть "подростковым возрастом". Пожалуй, каждый современный родитель не раз слышал о "кризисе подросткового возраста". Память многих взрослых хранит массу впечатлений о том, какой была их собственная жизнь в этом возрасте. И далеко не все воспоминания о том времени можно назвать легкими и приятными.   

  1. Аудиозапись высказываний учащихся о своих мироощущениях    (приложение №1, №2, №3)

      Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.

  1. Выступление родительницы:

      Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития качественно перестраиваются. Почему этот возраст считается самым трудным в воспитательном отношении?

      Чаще всего трудности связывают с половым созреванием. Гормональная перестройка вызывает чувство тревоги, повышенной возбудимости, депрессии. Многие чувствуют себя неуклюжими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций. Появление первых признаков полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Это нередко ведет к мучительным

переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников.

      В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость, настроения, поведения, постоянные колебания, физического состояния и самочувствия, ранимость; неадекватность реакций. В состоянии неустойчивости подростку нелегко удерживать ощущение целостности и стабильности своего «Я». Следствием может быть снижение самооценки.  

     С родительской точки зрения переходный возраст является тревожным периодом, сопряжённым с агрессивным и зачастую неконтролируемым поведением подростка (в большинстве, родители нервничают из-за самого факта потери контроля над своим ребёнком, а не из-за конкретных недопустимых поведенческих проявлений), началом его половой жизни, его желанием к самостоятельному принятию решений и отрицанию того, что для него психологически дискомфортно.

      Бунтарское поведение иногда выливается в акты хулиганства, сопряжённые с употреблением алкоголя или наркотиков - в стремлении выработать собственный (а не продиктованный родителями или обществом) взгляд на вещи, подросток старается "попробовать всё", что зачастую приводит к тяжёлым последствиям.

      Также для переходного возраста характерны романтические отношения, которые, в случае неблагоприятного исхода, являются причиной многих подростковых самоубийств (среди других причин - неудача при позиционировании себя в обществе, "травля" сверстниками и т.д.).

      Таким образом, в целом переходный возраст является едва ли не самым драматичным периодом в биографии каждого человека  

  1. Слово учителя:

     Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы  человека. Уважаемые родители, всегда следите за своими словами, которые вы произносите в присутствии своих детей. Они, как «губки», впитывают всю услышанную информацию: не осуждайте в присутствии ребёнка взрослых, не критикуйте свою второю половинку, тем более, не обсуждайте учителей.

  1. Вашему вниманию ученики 7 класса подготовили сатирическую сценку                  «Товарищи взрослые».  

Автор: Товарищи взрослые, вы в ответе за всё, что вы говорите.                                                              

               Дело было вечером, делать было нечего.

1 ученик: А у нас в квартире газ, а у вас?

2 ученик: А у нас водопровод, вот.

3 ученик: А у нас сегодня папа пришёл домой навеселе, кошку выбросил в окошко,                

                  вместо кошки стало две.

4 ученик: А у нас соседка Нюра – дура, у неё извилин мало - это мама так сказала.

5 ученик: А мой папа – бегемот, его мама так зовёт.

6 ученик: Бегемотом удивила! Да это просто ерунда! Я у папы – крокодил,  брат – осёл,                                  

                  сестра – свинья – зоопарк, а не семья!

7 ученик (заходит, махая руками): А - а – а! Чё встали – уходи! Полетят щас кирпичи!

                                            (дети с криком убегают)

Автор: Товарищи взрослые, вы в ответе за всё, что вы говорите.                                                              

               Дело было вечером, делать было нечего.

          О воспитании сына с нами поделится своими советами (ФИО родительницы)

  1. Выступление родительницы:

  1. Тренинг «Мой ребёнок»                       Слайд №4                 

      А сейчас мы проведём небольшой тренинг «Мой ребёнок», результаты обсудим уже после официальной части в более непринуждённой обстановке. Суть тренинга: написать качества, которые вы хотите видеть у ребёнка и качества, которые у ребёнка уже есть.

P.S.: Их соотношение будет говорить о том, насколько родитель объективно оценивает своё чадо, предъявляя требования

        Мы продолжаем разговор о трудностях переходного возраста и своими советами по    

   воспитанию  дочери поделится (ФИО родительницы)

  1. Выступление родительницы:
  2.  Комментирование результатов опросника         Слайд №5

        При подготовке к этому собранию мы с детьми проводили несколько видов анкетирования и одним из таких видов был опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»

1. Семья - это…

2. Мои родители - это…

3. Свет в окнах моего дома - это…

4. Радость в моей семье - это…

5. Горе в моей семье - это…

6. Вдали от родного дома я буду вспоминать…

7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью...

8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье …

9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей это - …

10. Больше всего мои родители боятся, что …

Ответы детей (я выписала из анкет детей):

Семья - это… самые родные близкие и любимые люди в жизни; это мама, папа, брат и я и все родные;

Мои родители – это … те, кто меня любят и кого люблю я; это самое главное в моей жизни; это люди, которые должны любить и сына и дочь(фактически, предъявление претензии) и т.д.

 

  1. Блиц – опрос родителей:

      Итак, уважаемые родители, давайте подведём итоги нашего разговора и сделаем выводы        «Как же вести себя по отношению к подростку»:  

- Подростка тревожит внешний вид, он не любит критику по поводу своей внешности. Иногда недовольство собой приводит к замкнутости и неуверенности в себе.

Родитель (примерные ответы, которые можно раздать заранее): Критикуем разумно, по поводу, не оскорбляя достоинство ребёнка

 - Вспышки эмоций – возрастная особенность, причиной которой является гормональная перестройка организма. Подросток резко взрывается, не может остановиться, не выбирает выражения

 Родитель: когда ребёнок находится на эмоциях – лучше промолчать, а когда он успокоится, объяснить, что он был не прав

- Подростковый возраст труден тем, что взрослое понимание жизни уже сформировано, а возможностей реализовать себя еще слишком мало, в то же время очень высокий уровень эмоциональной чувствительности. Такое вот противоречивое время, пережить которое трудно всем.

Родитель: Если видите, что подросток молчит, не рассказывает о себе, о своей жизни, начните сами рассказывать о себе, о событиях в своей повседневной жизни.

- Нравоучения взрослых только оттолкнет подростка, он еще ярче почувствует свое «несоответствие» вашим ожиданиям и пойдет туда, где его понимают и принимают - на улицу.

Родитель: надо иметь с ребёнком контакт, не читать длинных нотаций, но и бесконтрольности не допускать

- Ведущим мотивом деятельности в переходном возрасте становится стремление к независимости. Это проявляется в дерзости, грубости при общении. Поведение носит демонстративный характер. Для подростка очень важно быть признанным, прежде всего, своими сверстниками.

Родитель: чаще приглашать друзей подростка в дом, в меру оказывать доверие ребёнку

- Чаще подростки пробуют опьяняющие вещества (алкоголь, наркотические вещества) в этом возрасте. Мотивом этого может быть любопытство, желание испытать новые «острые» ощущения, узнать возможности своего организма.

Родитель: просвещать ребёнка о вреде алкоголя, табака, наркотических веществ: рассказывать как они влияют на человека, какие последствия могут произойти. Постараться убедить его не пробовать их.

  1. Итоги:

       Надеюсь, наш разговор будет вам полезен, вы прислушаетесь ко всем рекомендациям, которые здесь звучали, ещё раз проанализируете свои отношения с детьми и в ваших домах всегда будет царить любовь, уважение и взаимопонимание с вашими родными и близкими.

   

 И напоследок прошу посмотреть фильм – презентацию «Наши дети». Пусть это будет как творческий отчёт нашей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. 9 класс

Родителям - о препрофильной подготовке учащихся. Как помочь ребенку не ошибиться в выборе профессии?......

Положение о деятельности родительского клуба 8А класса «Семейный очаг»

Положение о деятельности родительского клуба 8А класса «Семейный очаг»...

Родительское собрание 6 класса. Особенности подросткового возраста.

Цели:·         познакомить родителей с возрастными личностными особенностями шестиклассника и причинами подростковой агрессии;·...

Родительское собрание "Родительский авторитет" , 7 класс

Родительское собрание "Родительский авторитет" , 7 класс...

Конспект родительского собрания Тема: Возрастные особенности детей юношеского возраста Класс: 10-11

Конспект родительского собранияТема: Возрастные особенности детей юношеского возрастаКласс: 10-11...

Родительское собрание 9 класс (организационное - "Первый раз в 9 класс)

Родительское собрание 9 класс (организационное - "Первый раз в 9 класс")...