Главные вкладки

    Открытое мероприятие для обучающихся и родителей "Основные понятия уголовного права. Соучастие"
    методическая разработка по теме

    Копылова Ирина Михайловна

    Открытое мероприятие для обучающихся по дополнительной образовательной программе "Живое право" с участием родителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга

    Портфолио профессиональной деятельности Копыловой Ирины Михайловны

    Отделение дополнительного образования детей государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга

    Педагог Копылова Ирина Михайловна

    Образовательная программа «Живое право»

    2 год обучения

    ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И

    РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА.

    СОУЧАСТИЕ.

    Дата проведения: 15.02.2012

    Ожидаемые учебные результаты

    После этого занятия обучающиеся смогут:

    знания:

    • Назвать виды соучастия и объяснить их отличия

    умения и навыки

    • Анализировать казус.
    • Различать соучастников в конкретной ситуации.
    • Работать с Уголовным кодексом.
    • Соотносить конкретный случай со статьей в УК (квалифицировать деяние).
    • Работать в группе.
    • Выступать публично.

    отношения, ценности, внутренние установки

    • Выразить свое отношение к необходимости знания законов, необходимости прислушиваться к внутренним чувствам.

    Основные используемые понятия

    Соучастие, соучастники, виды соучастия

    Статья кодекса, часть, пункт.

    Основная деятельность на занятии

    Работа в малых ролевых группах («совещание следственной группы») на основе казусов (задание №5); презентация результатов работы на общем совещании «следственной бригады».

    Ресурсы к занятию

    •  Необходимо заранее подготовить 4 человек – участников инсценировки «Кража в универмаге».
    •  Плакат «Анализ казуса».
    •  Плакат «ПОПС-формула».
    •  Два плаката «Мишень».
    •  Учебник :Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права. Т.2:учебное пособие для 10-11кл. – СПб.,2004.

    План занятия:

    1. Мотивация.

    Инсценировка «Кража в универмаге».

    2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия.

    3.Введение в новый материал.

    4.Интерактивная часть.

    Работа в малых ролевых группах («совещание следственной группы») на основе «Дела Соловьева и К »(задание №5); презентация результатов работы на общем совещании «следственной бригады».

    1. Анализ казуса «Дело Соловьева и К ».
    2. Разъяснение задания  №5.
    3. Объединение в группы следователей, распределение задания.
    4. Выполнение задания.
    5. Представление результатов.
    6. Заключительные вопросы по упражнению.

    5. Подведение итогов.

    Ход занятия:

    Вступительное слово педагога:

     Сегодня мы проводим открытое мероприятие с участием обучающихся и родителей (законных представителей). В конце занятия мы попросим родителей и обучающихся оценить интересность занятия, его полезность и практичность применения, а также качество работы участников мероприятия и общую атмосферу. Всем интересной и удачной работы.

    1. Мотивация.

    Инсценировка «Кража в универмаге». В инсценировке принимают участие: Первый, Второй, Посторонний (Прохожий), Покупатель.

    Первый и Второй перешептываются, потом подзывают Постороннего и просят: «Если кто-то будет сюда идти, махни рукой (можно молча, без слов)».

    Посторонний у двери машет рукой (и может уйти). Входит Покупатель с сумками. Второй изображает «сердечный приступ». Покупатель бросает сумки и спешит на помощь Второму. Первый тихо выходит из укрытия, берет сумки и скрывается. Второму становится «лучше». Покупатель обнаруживает пропажу, убегает с криком.

    Педагог задает вопросы классу:

    • Что сейчас произошло? (Возможные ответы: преступление, кража, мошенничество.)
    • Все ли участники этого события могут быть наказаны? (Могут быть разные ответы.)
    • Может ли быть наказан случайный участник – прохожий?
    • Сложный вопрос!

    2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия.

    3. Введение в новый материал.

    Педагог просит прочитать пункт 3  ПС №1(Учебник «Живое право т.2, стр.30).Затем просит перечислить виды соучастников и объяснить их отличие. Виды соучастников педагог записывает на доске под номерами:

    1. Подстрекатель.
    2. Организатор.
    3. Исполнитель.
    4. Пособник.

    Для закрепления этого материала – работа в парах на основе задания №4 (Учебник «Живое право т.2, стр.31-32). Обучающимся дается время (30 сек.) на решение каждого казуса, чтобы пары посоветовались. Затем педагог называет имена героев ситуаций, описанных в каждом пункте задания №4 , и просит показать пальцами номер соучастника (количество пальцев – номер соучастника на доске).

    4. Интерактивная часть.

    1. анализ казуса «Дело Соловьева и К. ».

    Участникам занятия дается время (1мин.) прочитать Дело и, пользуясь плакатом «Анализ казуса», педагог задает вопросы:

    Какие факты вы можете назвать? Кто участники событий? (При ответах записать на доске имена героев.) Что, когда, при каких обстоятельствах?

    Какие нормы закона касаются этого дела? (ст.158, 32, 33 УК РФ.)

    В чем заключается юридический вопрос? (Совершил ли каждый из ребят преступление? Являются ли они соучастниками преступления?)

    1. разъяснение задания  №5 педагогом:

    Анализ казуса мы уже продолжим в ролях следователей. Каждый из нас сейчас превратится в следователя. Мы объединимся в следственные группы, и каждая группа получит от начальника следственного управления, то есть от меня, спецзадание по одному из подозреваемых в совершении преступления описанного в  «Деле Соловьева и К ».

    В течение 7 минут каждая группа следователей должна будет решить: можно ли признать подозреваемого соучастником и каким именно. Затем руководители каждой следственной группы (которых вы выберете) должны доложить на общем заседании следственной бригады результаты своей работы. Доклад должен происходить по плану, описанному на стр. 32, задание № 5. Этот порядок выступления и можно назвать юридической аргументацией своего вывода (или позиции) по делу: сообщение вывода, ссылки на факты и на статьи УК с объяснением, почему вы на них сослались. На стр. 268 учебника вы найдете статьи 32 и 33 УК РФ. Ссылаясь на статью, вы должны назвать не только номер статьи, но и номер ее части (часть статьи – это абзац, который, как правило, обозначен цифрой).

    Например, если вы доказываете, что кто-то является пособником, ваш ответ должен выглядеть таким образом (следите за мной по заданию №5): «Мы решили, что Иванов является пособником преступления. Согласно части 5 статьи 33 УК РФ пособником признается тот-то и тот-то (можно зачитать эту часть). Как видно из материалов дела, Иванов продавал краденое имущество. Продажа краденого – один из признаков пособничества. Следовательно, Иванов является пособником».

    Все ли понятно в задании?

    1. объединение в группы следователей, распределение задания.

    Обучающиеся объединяются в группы следователей по 4 человека. Каждой группе дается имя одного из подозреваемых, которые написаны на доске (Роман, Коля, Вася, Сема).

    1. группы выполняют задание.
    2. представление результатов.

    Каждая группа докладывает свое решение по поводу одного из подозреваемых.

    Педагог задает уточняющие вопросы:

    • Почему вы так решили. на какую статью, часть статьи вы сослались, какие факты говорят об этом?

    Педагог обращается к другим группам:

    • А как бы вы решили? Почему?

    Заключительные вопросы по интерактивному упражнению:

    • Что было сложного?
    • Какие вопросы трудно решать следователю?
    1. Подведение итогов.
    1. Вопросы обучающимся:
    • Что нового ты узнали сегодня?
    • Какие виды соучастия предусмотрены УК РФ?
    • Какие роли соучастников вы знаете? Чем они отличаются? Кто такие подстрекатель, организатор, исполнитель, пособник?
    • Почему важно знать виды соучастия?
    • Какую роль часто выполняют несовершеннолетние при совершении преступлений? Приведите примеры.
    • Как избежать риска стать соучастником? Должна ли учитываться роль соучастников при назначении наказания и каким образом?
    • Какие навыки сегодня мы отрабатывали? Как правильно аргументировать свое решение по делу, применяя статьи закона? Какой порядок аргументации помогает нам?
    1. Оценка родителями (законными представителями)  и обучающимися успешности открытого занятия.

    На доске размещены два плаката с «мишенями». Родителям и обучающимся предлагается выстрелить по 4 раза каждому в свою мишень.


    ИНТЕРЕСНОСТЬ                 ПОЛЕЗНОСТЬ

    ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ

            2

    КАЧЕСТВО РАБОТЫ        ОБЩАЯ АТМОСФЕРА

    УЧАСТНИКОВ


    Результаты оценивания успешности мероприятия

    Участники:

    Родители – 10 чел.

    Обучающиеся –15 чел.

    КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

    Оценка

    Обучающиеся

    Родители

    1

    2

    3

    4

    5

    1

    2

    3

    4

    5

    Интересность

    1

    14

    10

    Полезность или практическая применимость

    15

    10

    Качество работы участников

    4

    11

    2

    8

    Общая атмосфера

    15

    10

    1

    2

    3

    4

    5

    1

    2

    3

    4

    5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основы уголовного права. Урок для 11 класса.

    Методическая разработка урока по обобщающей теме....

    Открытое мероприятие для обучающихся и родителей "Право и личность"

    Данное занятие проводится по теме "Право и личность" на занятии по программе дополнительного образования "Живое право" с участием обучающихся и их родителей...

    Задания по праву. Тема "Уголовное право"

    Данные задания можно использовать при итоговой проверке знаний по теме "Уголовное право". Подходит  к УМК Певцовой Е.А....

    открытый урок по обществознанию в 9 классе "Уголовное право"

    открытый урок в 9 классе. Урок проводится в форме игры....

    Урок по праву в 11 классе "Понятие преступления и наказания в уголовном праве"

    Понятие преступления и наказания в уголовном праве. Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развить навыки самостоятельной работы обучающихся с текстовой информацией и решения познавательных...