Тематическое родительское собрание "ФГОС НОО: изменения в деятельности участников образовательного процесса «Педагогическое сопровождение развития успешности младших школьников"
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Долгих Елена Викторовна

Материал для заместителей директоров, курирующих начальную школу. Важно увидеть изменения в связи с введением ФГОС НОО и довести до понимания родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2012_g._tematicheskoe_roditelskoe_sobranie.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое родительское собрание

ФГОС НОО: изменения в деятельности участников образовательного процесса «Педагогическое сопровождение развития успешности младших школьников»

Дата проведения: 24 октября 2012 г.

Присутствуют: Родители учащихся 1 классов, учителя 1 классов, администрация школы, педагог-психолог.

Повестка:

  1. Педагогическое сопровождение развития успешности младших школьников в условиях введения ФГОС и на этапе адаптации  первоклассников. (Долгих Е.В., зам.директора по УВР).
  2. Стили воспитания в семье. (Старосветский В.В., педагог – психолог).

      Начальная школа – это первооснова воспитания и образования. Каждый школьник, независимо от своих способностей, обучаясь в начальной школе,  имеет возможность развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности,  учиться  самостоятельности, самоорганизации, взаимодействию с различными группами детей и взрослых, приобретает социальный опыт.

     В период перехода к новой информационной культуре перед образованием стоит задача – подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нём, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа. Человека, имеющего потребности в самообразовании и саморазвитии.

  Эти позиции чётко определены в ФГОС НОО - документ, который регламентирует и определяет действия и изменения в содержании, условиях, результатах, педагогическом сопровождении, изменения в самом учителе, особенности в действиях родителей.  

       В управлении ОУ, в связи с введением ФГОС  произошли изменения в  содержании локальных документов, формировании единой образовательной среды, развитии материально – технической базы, в вопросах организации питания, во взаимодействии с участниками образовательного процесса. Другими словами – созданы максимально все условия для успешного обучения, развития

и воспитания.

         В словаре С.И.Ожегова слово «успех» рассматривается в трёх значениях:

    - как удача в достижении чего-либо;

    - как общественное признание;

    - как хорошие результаты в работе, учебной деятельности и других видах общественно полезной деятельности.

     На 1 сентября 2012 – 2013 учебного года открыто 4 первых класса, численностью 115 учащихся. Наполняемость: 1а класс – 28(Чуприкова Н.В.), 1б – 29(Суханова В.В.), 1в – 31(Минихаирова О.Г.), 1г – 27 учащихся(Баженова С.В.). В 1а классе обучение ведётся по УМК «Перспективная начальная школа», в 1б,1в,1г классах -  по системе  Л.В.Занкова.  

   Обе педагогические системы  и новый Стандарт имеют общие психолого–педагогические основания – развитие ребёнка в зоне ближайшего развития, т.е. индивидуального, личностного на основе интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений.

К моменту поступления в школу проводилась предварительная работа  с педагогами ДОУ №118, 134, состоялось родительское собрание, индивидуальные беседы для родителей будущих первоклассников, дети посещали подготовительные занятия. В мае – июне велась работа по комплектованию УМК, обеспечения школьной формой

Что сегодня ожидает  детей в школе?

   С поступлением ребёнка в школу, происходит смена ведущей деятельности: в детском саду – с игровой на учебную (в школе). С началом обучения возникают новые контакты, отношения, обязанности, новый статус ученика, но и принципиально новые условия деятельности, большие физические, эмоциональные и умственные нагрузки. Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, причём характер её становится исследовательским, творческим, продуктивным. При этом педагог формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки, предоставляет возможность вариативного выполнения задания, учит свободно выражать мысли, доказывать свою точку зрения, не бояться высказываться, работать в группе и свободно взаимодействовать. Самостоятельное использование интернет и мульти – медиа ресурсов. Критерии по которым проводится мониторинг вначале учебного года состоит из следующего набора:

Индикаторы

Итог

28

29

31

27

115

  1. Выполняет требования учителя.

27

25

29

20

101(88%)

Понимает объяснения учителя на уроке.

24

26

31

19

100(87%)

Принимает учебную задачу от взрослого, удерживает цель деятельности, выбирает адекватные средства достижения данной цели.

24

26

29

16

95(83%)

Замечает и исправляет допущенную ошибку.

19

15

26

18

78(68%)

Редко отвлекается на уроке.

15

16

23

10

64(56%)

Способен управлять своим поведением, достаточно дисциплинирован.

24

26

29

9

88(76%)

С желанием пошел в школу.

28

27

28

26

109(95%)

Демонстрирует эмоциональную привязанность к учителю.

21

19

25

14

79(69%)

Охотно взаимодействует с одноклассниками.

26

27

31

26

110(95%)

В устных высказываниях отсутствуют серьезные ошибки.

22

28

26

17

93(81%)

Может самостоятельно изложить или пересказать текст на заданную тему.

20

23

26

13

82(71%)

Лексический запас соответствует возрасту.

25

23

31

15

94(82%)

Развита зрительно-двигательная координация (правильно переносит в тетрадь графический образ с классной доски, отсутствует зеркальное письмо).

26

18

24

19

87(75%)

Мелкая моторика достаточно развита (способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур, держать строку при написании элементов букв, линии уверенные).

23

28

25

12

88(76%)

Имеет достаточный уровень подготовки по чтению.

25

26

26

10

87(75%)

Имеет достаточный уровень подготовки по письму.

26

28

26

14

94(82%)

Имеет достаточный уровень подготовки по счету.

26

29

31

22

109(95%)

Посещал ДОУ.

27

28

31

23

109(95%)

Не посещал ДОУ

1

1

0

4

6

    Традиционно, в начале октября изучается вопрос адаптации первоклассников.  Этот процесс  у большинства детей протекает плавно и начинается с момента записи ребёнка в школу:

  - Решены вопросы по комплектации классов, а именно для снижения уровня тревожности к моменту поступления в школу проводилась предварительная работа  с педагогами ДОУ №118, 134,  родительское собрание для родителей будущих первоклассников (в феврале 2012г.),  дети посещали подготовительные занятия.

       К концу мая было сформировано 3 класса полностью, 4 класс на 70 %.  В мае- июне велась работа по комплектации УМК, школьной формой.

   - Уроки образовательных областей «Искусство»,  «Физическая культура» ведут учителя предметники;

  -  Обеспечен оптимальный (требуемый) режим (в соответствии с новыми требованиями СанПин, с 1 сентября 2011г.), введена пятидневная учебная неделя, учебная нагрузка соответствует максимальной недельной нагрузке – 21 час, первых 3 недели уроки проводились по 3 урока,  длительностью  35 минут включая релаксационные паузы, удлинённые перемены, занятия проводятся в I смену;

  -  Ведётся мониторинг изменений в развитии каждого ребёнка с позиции родителей, с позиции специалиста педагога – психолога, учителя;

 - Ежедневно охвачены горячим питанием до 95- 98% учащихся. В дни внеурочных занятий или массовых мероприятий организовано дополнительное горячее питание;

 - С целью повышения мотивации к обучению проведён праздник «Посвящение в первоклассники».

      -  Родители большинства детей обеспечивают  сопровождение учащихся в школу и домой; помогают создавать оптимальные условия  комфорта в кабинетах, создают оптимальный режим для занятий дома, охватывают дополнительным образованием  75 % учащихся. ФГОС диктует и иное отношение у всех родителей к учебному процессу. Родители имеют возможность быть активными участниками образовательного процесса: помогать в организации внеучебной деятельности класса, параллели, при необходимости присутствовать на уроках, участвовать в проведении динамических пауз(такие примеры есть в 1б классе) и т.д.

       -     Педагогом психологом с начала сентября проводились психолого-педагогические занятия с учащимися для  снижения тревожности в первые учебные дни,  мониторинговые исследования, индивидуальные беседы с родителями, консультации на этапе поступления и адаптации.

    - Учителями, с учётом современных требований, создаётся комфортная атмосфера для принятия ребёнком ситуации обучения; соблюдаются санитарно-гигиенические и здоровьесберегающие нормы – проводятся физ.минутки (2-3 за урок) для снятия утомляемости, напряжения.

     По данным медицинских работников практически здоровых детей - 77(67%). Нарушения:  осанка, логопедические отклонения, рекомендации дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.

Для оздоровления учащихся первых классов предусмотрены  кислородные коктейли, вводятся занятия плавания, для разгрузки введены динамические паузы.

- Кабинеты соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, в них сделан ремонт, в порядке освещение, соблюдается питьевой режим.   Следует отметить, что все ученики 1 классов имеют опрятный внешний вид, сменную обувь.

При посещении учебных занятий наблюдается предварительная подготовка рабочего места к уроку( у всех педагогов).

В ходе посещения уроков установлено, что уроки  всех учителей построены на основе развития, причем с 1 минуты, создаётся  доброжелательная атмосфера, присутствует одобрение, похвала, эмоциональный настрой, используется нетрадиционные приемы, сказочность, хитринка, происходит  снятие  напряжения, создаётся деловая атмосфера, открытости. Успешность, успех ребенка сегодня в его учебной работе не заключается только в знаниевой основе. Оценка складывается из предметных и метапредметных результатов. Учителя 1 классов строят урок в соответствии с требованиями ФГОС: включают элементы  индивидуальной самостоятельной работы и в парах,   элементы исследования, творчества, учат  формулировать учебные задачи, самостоятельно искать  решения различных ситуаций, задач, учат свободно выражать мысли, доказывать свою точку зрения, не бояться высказывать мнения, противоположные мнению учителя.  Формируют адекватную самооценку детей, опыт самоконтроля и самооценки. (Огромное спасибо)

И это уже для 1 класса.

      Однако отмечается,  что в параллели 1 классов есть проявление дезадаптации: не всегда слушают учителя, не успевают за приемлемым темпом урока, плаксивы, чрезмерно эмоциональны с проявлением агрессии. Необходимо совместно с родителями оказать психолого-педагогическую поддержку этим ребятам. Сегодня есть предмет поговорить о собранности, самоорганизации ребёнка. Сегодня встречаются случаи, когда по нашей вине дети опаздывают на начало занятий, приходят не подготовленными к занятиям ИЗО (сравнивают себя с другими), не готовы к урокам труда, отказываются идти на физкультуру. За 2 месяца школа не могла испортить. Так приучены в семье. Сегодня не достаточно довести до школы и встретить. Теперь и вы ученики.

     Причинами дезадаптации называются:

- нарушение психоневрологической сферы(ситуация постоянной неудачи неадекватные требования педагога и родителей; ограничение во времени;частые замечания в присутствии сверстников и взрослых).

- проживание в неблагоприятных социальных условиях.

Успешность адаптации ребёнка к школе во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителя и родителей и положительной оценки его стараний (даже если успех невелик)

Кроме урочных занятий, в соответствии с учебным планом для 1 классов, проводятся внеурочные занятия.

Внеурочная деятельность учащихся 1 классов организована согласно требованиям стандарта нового поколения:

-внеурочная деятельность включена в вариативную часть БУПа и на неё отводится 9 часов в неделю. Они складываются из 1 часа обязательных занятий на спецкурсах и кружках, и  занятий для подготовки и проведения массовых мероприятий.

Для успешной реализации внеурочной деятельности:

-  учтены возможности педагогов, условия материально- технического обеспечения школы;

- учтены пожелания учащихся;

- все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные и образовательные результаты;

- большую часть времени учащиеся занимаются вне аудитории.

Программы занятий внеурочной деятельностью составлены на основе рекомендованных и допущенных Министерством образования.

Представлены 5 направлений:

 - спортивно-оздоровительное (лёгкая атлетика, спортивный туризм);

 - общекультурное (вокальный ансамбль);

 - общеинтеллектуальное ( Я исследователь, РПС Информатика. Логика. Математика., Художественное творчество:станем волшебниками., Детская риторика);

 - духовно – нравственное (декоративно-прикладное  творчество);

 - массовые мероприятия.

Найдена оптимальная структура расписания. Соблюдены все нормы и недельная нагрузка для учителя и учащихся.

Занятия по внеурочной деятельности проводятся творчески, с использованием различных педагогических приёмов: музыкальные игры и шутки- распевки, разучивание спортивных игр развивающего характера, коллективные игры, соревнования, коллективный творческий проект. Занятия учащимся нравятся, зачастую они не хотят уходить домой, сожалеют об окончании.

Участие ребенка, включенность в творческие дела, различные учебные состязания, конкурсы, успешность в обучении и другое мы должны фиксировать в портфолио ребенка. Поэтому каждому ребёнку нужно начать оформление портфолио. В котором будут фиксироваться все достижения в урочной и внеклассной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.

На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...

ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса.

В статье дана характеристика изменений в деятельности учителя при введенни ФГОС ворого поколения....

Деятельность участников образовательного процесса в экологическом воспитании учащихся

1. При    экологическом воспитании в процессе внеклассной работы для получения эффективных результатов необходимо учитывать индивидуальные психофизиологические возрастные способности, в...

«Виды деятельности участников образовательного процесса»

Российская педагогика и практика накопила огромный  опыт в организации образовательного процесса, но все больше детей проявляют свое нежелание учиться, говорят о том, что учиться не интересно, тр...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

Педагогические чтения «Современные педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках реализации, актуализированных ФГОС СПО»

Педагогические чтения «Современные  педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках  реализации,  актуализированных ФГОС СПО&r...