Полезные советы (родителям). Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме

Марьянова Ирина Борисовна

 

Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу».  Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к ЕГЭ 

1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

^ 4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

^ 6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

8. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

^ 9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

10. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

11. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

12. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

^ 13. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

14. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

        пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

        внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

        если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

        если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.



Предварительный просмотр:

Родители, готовимся к Экзаменам!

Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу».  Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. 
      При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов и пр.. т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных. Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. 
     
© Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. 
© Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования  Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально “сорваться”. 
© Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. 
© Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. 
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с 
переутомлением. 
© Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. © Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.          © Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д стимулируют работу головного мозга. 
© Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

© Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану Если он не умеет. Покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д. 
® Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий) Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов. 
© Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. 
© Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. 
© Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее 
• пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; 
• внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают, ответ и торопятся его вписать); 
• если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; 
• если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. 
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.


Советы выпускникам: Как подготовиться к сдаче экзаменов 

Подготовка к экзамену 
• Сначала подготовь место для занятий, убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. 
• Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа. 
• Составь план занятий. для начала определи: кто ты - “сова” или “жаворонок”, и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: “немного позанимаюсь”, а какие именно разделы и темы. 
• Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно “раскачаться”, можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет. 
• Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. 
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
• Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. 
• Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание). 
• Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. 
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. 
Накануне экзамена. 
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, “боевого” настроя Ведь экзамен это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. 
• В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами. 
• Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ТЫ будешь сидеть на экзамене З часа.


Во время тестирования
• В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и тд.). Будь внимателен! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов! 
• Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква “а”. Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования. 
• Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С: 
о в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком “Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов” ты должен под номером задания пометить знаком “Х” ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа. 
о в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком “Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора”, куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается. 
о в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся. 
• Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки 
исправления неизбежны, то помните, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком “Отмена ошибочных меток”. Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не больше шести. 
• В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют. 
• При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение З дней после объявления результата) в конфликтную комиссию. 
Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики 
выполнения тестирования. 
• Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих, для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша? Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется Начни с легкого? Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и чётко и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросыпропускай? Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до “своих” заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения. Читай задание до конца? Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания “по первым словам” и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим. решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки. 
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод - исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее). 
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям (“первый круг”) Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тёх заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (“второй круг”) 
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. 
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой- то ответ другим, то интуиции следует доверять. При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность. 
Не огорчайся? Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.



Предварительный просмотр:

 Полезные советы родителям 

Уважаемые папы и мамы!

 Помните, что внимание — один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того, чтобы ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание. 

Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимание обращайте на достигнутые им успехи. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания. Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов. Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребенку достичь успехов. 

«Чтобы ребёнок слушался». 
                                Советы А.С.Макаренко

Чтобы ребёнок вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

  • Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже на упрашивание.
  • Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
  • Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу.
  • Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено.
  • Там, где Вы должны требовать, никаких теорий не должны разводить и добиваться выполнения Ваших требований.


Советы для родителей детей среднего и старшего школьного возраста


Обязательно поговорите с ребенком серьезно. Выясните, что беспокоит его в связи с посещением школы. Встретьтесь с учителем, возможно, он расскажет вам причину беспокойства. Это может быть ученик, запугивающий вашего ребенка, или дети, которые насмехаются над ним, или неуспеваемость. Внезапное изменение в поведении ребенка может быть связано с обстановкой дома. Если такая проблема существует, не пытайтесь обманывать ребенка, говорите ему правду, но не вдавайтесь в подробности. Скажите ребенку, что вы сами разберетесь с проблемами, а его задача ходить в школу и успешно учиться. Ребенок должен знать, что каждый день в школе не может быть идеально хорошим и спокойным. Объясните ребенку, что ему самому придется решать возникающие проблемы, и вы всегда ему в этом поможете. Постарайтесь напоминать ребенку интересные и веселые случаи, которые произошли с ним в школе. Это его поддержит. Хвалите его за старания.  

Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг. Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений. Никогда не обсуждайте с ребенком недостатков учителя. Лучше объясните, как тяжело ему работать, указав этим на то, что учитель такой же человек, как и все остальные, и может устать и быть раздраженным. Поговорите с учителем без претензий, скорее всего, вместе вам легче будет найти выход. Не запускайте ситуацию. Не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию школы. Разрешите ситуацию в самом начале. Найдите стимул (только не деньги), чтобы ребенок старался успешно заниматься.

Улучшайте его самооценку. Говорите, что у него многое получится. Договоритесь с учителями, чтобы ваш ребенок мог показать свои знания именно в определенный момент перед всем классом. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ваш ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься”. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Позвольте вашему ребенку встретиться с отрицательными последствиями своих действий. Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным”. 


Советы родителям 
выпускников

Не нужно препятствовать во время подготовки к экзаменам встречам вашего ученика с друзьями, привычным занятиям спортом. Все это необходимо. Не позволяйте злоупотреблять кофе, так как он усиливает тревожное состояние, особенно у неуверенных в себе детей. В первую очередь ребенку необходима ваша поддержка, знание, что он любим вами, несмотря ни на какие обстоятельства. Помогите ребенку обрести уверенность в своих силах, а в случае неуспеха найти запасные варианты. 


Советы родителям 
гиперактивных детей

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. Избегайте постоянных слов «нет» и «нельзя». Говорите мягко, сдержанно, спокойно. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Для укрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (напр., чтение, работа с конструктором).

Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должны соответствовать этому распорядку. Избегайте по возможности скопление людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером.

Избегайте беспокойных, шумных приятелей. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. 



Предварительный просмотр:

МОЙ РЕБЕНОК ВЫБИРАЕТ ПРОФЕССИЮ  (СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ)

Жизнь – это ряд перекрестков и выборов, как поступить – решать только тебе. Научись быть счастливым в своем выборе!

Как только у Вас появился ребенок, Вы уже навсегда вместе. Ваше совместное бытие может сложиться по-разному: в будущем Вы можете не проживать на одной территории, не звонить и не писать друг другу месяцами, а можете навсегда считать свое 15-ти, 20-ти, 30-летнее и т.д. чадо, маленьким и незащищенным, и быть всегда вместе. Вы – родитель, и это определяет Ваши поступки и события в жизни. Поэтому когда Ваш, вовсе не взрослый, по-Вашему мнению, ребенок, собирается с силами осуществить свой первый самостоятельный поступок, задумайтесь, а готовы ли Вы сами к этому факту его биографии.

Чего мы боимся? Как правило, все родители, говорят о лучшей судьбе своего ребенка, «чтобы он не повторил моих ошибок», «чтобы у него сложилась профессиональная судьба, «чтобы он (она) материально был независим(а)». Если собрать все высказывания, то все они касаются непосредственно именно Вашего отрицательного опыта, который, по-Вашему мнению, обязательно должен упасть на голову Вашего ребенка. Наши неудачи и страхи ведут нас в поле навязывания и доминирования, но почему мы заранее обрекаем наших детей на неудачи и промахи в жизни? Опыт – скажите Вы, и от части, будете правы, но только от части. Давайте разберемся!


КТО ВЫБИРАЕТ ПРОФЕССИЮ?

Поставь над собой 100 учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам потребовать от себя.





Из воспоминаний  психологов:

«Выбрать профессию мне не составило большого труда, особых затруднений в этом я не испытывала. Еще в старших классах я поняла, что мне интересно все, что связано с психологией человека. Любимым предметом в школе у меня была биология, но профессия врача меня не привлекала, так как интересовала меня больше душа человека, чем его тело. Родители хотели, чтобы я стала переводчиком, но я твердо была уверена в своем профессиональном выборе. Меня поддерживали мои друзья, они считали, что я выбрала правильное направление профессиональной деятельности…»

«О своем профессиональном выборе могу сказать, что он был скорее спонтанным, нежели четко спланированным. ..В итоге мама приняла мое решение, и я без проблем поступила на факультет психологии. Сейчас я могу сказать, что мой профессиональный выбор был верным, хотя и был сделан интуитивно. И спасибо большое родителям, что они не настояли на других возможных выборах…»

«С достаточно раннего возраста меня интересовал внутренний мир человека, причины его поступков и поведения в целом, я размышляла о различиях между людьми, их эмоциях и переживаниях, взаимоотношениях с окружающим миром. Мне хотелось узнать о возможностях психики человека, способах ее исследования и особенно о том, что  так или иначе влияет на нашу жизнь.»
А вы помните, как выбирали профессию? Был ли это спонтанный или продуманный выбор, на что вы ориентировались при выборе профессии, какую роль сыграли в этом выборе ваши собственные родители?

Кто-то переживает от недостатка родительского участия, кому-то, наоборот, не нравилась излишняя родительская навязчивость, а кто-то с благодарностью вспоминает бесценные советы родителей в вопросе выбора профессии.

Конечно, родителям всегда есть, что посоветовать детям исходя из своего жизненного опыта. Но следует понимать, что не всегда наши благие намерения воспринимаются ребенком как таковые. Только в семье, где между родителями и детьми царит любовь, уважение и взаимопонимание, удастся избежать отторжения ребенком родительской заботы.
Запомните, что лучшая Ваша помощь– это поддержка и принятие ребенка. Диалог – это ваш инструмент. Обсуждение и решение проблем возможно только лишь при доверительных отношениях, которые не появятся вдруг, когда вашему ребенку уже 14-15 лет. Это возраст, когда с уверенностью можно судить о вашем эффективном родительстве, возраст проверки и отнюдь не вашего ребенка, а вас.

Учитесь слушать и слышать своего ребенка и побольше вам совместных событий в нашей суетливой жизни!

Для оптимизации ваших взаимоотношений вовремя периода выбора профессии необходимо:

  • помнить, что право выбора будущей профессии всегда остается за ребенком – дайте ему возможность самостоятельно осуществить этот выбор, но, при этом, не оставляйте его один на один с этой проблемой;
  • всячески поддерживать ребенка в его стремлении выбрать будущую профессию, проявляйте заинтересованность и участие в этом вопросе;
  • помнить, что чрезмерное давление на ребенка в ситуации выбора профессии неизбежно приводит к конфликтам и ухудшению отношений между родителями и детьми;
  • знать, что если ребенок увлекается каким-либо делом или занятием, необходимо поддерживать и развивать этот интерес: предлагайте ребенку дополнительные источники информации, кружки, секции и т.п.;
  • расширять знания ребенка о мире профессий, вместе с ним активно собирайте информацию о рынке труда вашего региона, о востребованных и перспективных профессиях;
  • помогать ребенку выявить все позитивные и негативные стороны заинтересовавшей его профессии;
  • помнить, что перспектива высокого заработка важна, но не является решающей при выборе профессии;
  • помогать ребенку разобраться в своих способностях, личностных качествах, мотивах, стремлениях и в том, как особенности его личности сочетаются с будущей профессией;
  • предложить ему проконсультироваться по вопросу выбора профессии со специалистами (психологами-профконсультантами), выполнить тесты по профориентации;
  • если ребенок выбрал профессию, но через некоторое время разочаровался в ней, не корите его за это – помогите найти другой подходящий вариант и помните, что профессию не всегда выбирают один раз и на всю жизнь;
  • ваш ребенок, скорее всего, будет относиться к профессии и к работе также как и вы. Трудитесь и получайте от работы удовольствие!

 ОШИБКИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Самый несчастный человек - это тот, для кого в мире не нашлось работы.

Т. Карлейль


Человека, успешно выбравшего профессию и нашедшего, соответственно, свое место в жизни, определить очень легко. Если работа приносит радость и удовлетворение, если каждодневные профессиональные обязанности выполняются с энтузиазмом и полной душевной отдачей, если человека не покидает желание самосовершенствоваться в выбранной профессиональной сфере – значит, профессия была выбрана правильно.
Так что вряд ли кто-то из родителей будет оспаривать тот факт, что выбор будущей профессии для подростков – дело чрезвычайно ответственное, сложное, далеко не сиюминутное. Но почему-то эта задача, одна из важнейших в жизни, зачастую решается чисто интуитивно, в условиях недостатка нужной информации, под влиянием настроения и давления чужого мнения, методом проб и ошибок.

Безусловно, как гласит народная мудрость, не ошибается тот, кто ничего не делает. Однако другая, не менее мудрая, народная пословица утверждает, что глупый учится на своих ошибках, а умный – на чужих.

Таким образом, подросток в 15-17 лет уже должен сделать свой первый профессиональный выбор. Этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. В физическом и психологическом облике подростка происходят резкие, кризисные изменения, трансформируются социальные роли и система взаимодействия с окружающим миром, заканчивается детство и начинается взрослая жизнь. И понятно, что в этом возрасте далеко не все определяются с тем, чего хотят достигнуть в жизни, и готовы совершить сознательный выбор пути профессионального развития.
Родители должны создать все условия для активного и самостоятельного поиска подростками адекватных ответов на вопросы «Кем я хочу стать в будущем?», «Какая работа мне подходит?», «Какие мои профессиональные цели и как мне их достичь?». Абсолютно всем родителям по силам вместе с ребенком углубиться в изучение разнообразного мира профессий, внимательнее приглядеться к особенностям собственного ребенка, к его «сильным» и «слабым» сторонам, организовать возможности для «пробы сил» в различных направлениях, помочь собрать недостающую информацию, и обязательно предложить подростку проконсультироваться по вопросам выбора профессии с опытными психологами-профконсультантами.

 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ

Кто хочет работать - ищет средства, кто не хочет - ищет причины. 

С. П. Королев


С кем ваш ребенок может поговорить о профессиях кроме вас?

Чтобы познакомиться с миром профессий, есть смысл обратиться за помощью к следующим людям:

- психологам-профконсультантам;
- школьным учителям;
- друзьям, знакомым, родственникам;
- специалистам тех профессий, которые интересуют ребенка.

Наиболее точную и полную информацию о профессиях вы можете получить от психологов, занимающихся профориентацией. Это могут быть психологи городских центров профориентации, психологи районных центров занятости, психологи-консультанты коммерческих фирм.

Школьные учителя, как правило, владеют неполной информацией о профессиях. Учителя-предметники могут рассказать подростку только о тех профессиях, с которыми связан предмет, который они преподают
Знакомые и родственники могут служить полезным источником информации только по тем профессиям, в которых они сами являются специалистами. В остальных случаях посоветуйте ребенку осторожно относиться к мнениям разных людей о той или иной деятельности, так как эти мнения зачастую формируются под влиянием стереотипов, предубеждений и субъективных оценок. 

Где можно найти информацию о профессиях?

Поиск необходимой информации о профессиях – достаточно трудоемкое занятие, требующее определенных навыков. Источников информации огромное количество: это книги, газеты, журналы, телевидение, радио и, конечно, Интернет. Так что, запаситесь терпением!

Книги, учебники, справочники о различных профессиях можно найти в библиотеках, киосках, книжных магазинах. Данные о профессиях в этих источниках являются, как правило, самыми исчерпывающими, хотя не всегда современными.

Наблюдая за теми, кого показывают по телевизору, ребенок может наглядно получить представление о широком круге профессий. Но это представление будет не слишком полным. Поэтому важно не ограничиваться этим источником информации.

Что следует помнить при выборе профессии?

Можно выделить три главных требования при выборе профессии:

  • ребенок должен выбрать профессию, которая соответствует его интересам и склонностям;
  • выбираемая профессия должна подходить ребенку по его способностям, знаниям и умениям;
  • ребенок должен понимать, где и в какой мере востребована его будущая профессия, каковы в ней карьерные возможности, уровень заработной платы и т.п.


Только при соблюдении этих трех требований работа по выбранной профессии будет приносить в будущем доход и удовлетворение.


Чтобы упорядочить и закрепить полученные знания, поработайте вместе со схемой:


Выпускной год в школе – время, наполненное заботами. Столько нужно узнать, сделать, завершить, начать... Столько пережить событий – важных, нужных, судьбоносных... И обязательно успеть определить свои пристрастия и интересы и выбрать будущую профессию.

В конце года вашему ребенку предстоит сдавать выпускные экзамены, среди которых будут и экзамены по выбору. Понятно, что выбирать лучше то, к чему лежит душа, и что пригодится в дальнейшем. И готовиться лучше в течение всего года, а не в последнюю ночь: прочные знания не пропадают, их периодически лишь нужно «освежать».

Составьте вместе небольшой список предметов, на изучение которых ваш ребенок готов потратить больше усилий, чем на другие. Включите туда те, по которым предстоит сдавать экзамены.

Школьные уроки – отличная возможность для учебы при одном необходимом условии – наличие личной мотивации.
Словом, следует проявлять повышенный интерес к предметам, которые предстоит изучать не только в школе, но и в колледже, институте. Это облегчит и дальнейшее обучение, и подготовку к экзаменам. И откроет новые грани другого, профессионального мира.

Запомните!
При выборе любого учебного заведения

необходимо узнать следующее:

  • тип учебного заведения (колледж, вуз или курсы);
  • адрес;
  • контактное лицо;
  • телефон;
  • специализация;
  • язык преподавания;
  • наличие технической базы (Internet, электронная библиотека, лингафонный кабинет, учебники и т.п.);
  • методики преподавания (где, кем и когда разработаны);
  • преподаватели: практики/теоретики;
  • предоставление практик/стажировки;
  • возможность трудоустройства;
  • документ об окончании (диплом или сертификат);
  • международное признание диплома;
  • форма обучения;
  • время обучения;
  • оплата; 
  • мнение друзей, родственников, людей, работающих в этой сфере, окончивших эти курсы или обучающихся там.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные советы родителям

Полезные советы родителям...

Полезные советы родителям

Дети - наши  постоянные  свидетели.  Ребёнок  учится  тому , что  видит  у  себя  в дому, Родители - пример  ему  !...

Полезные советы родителям, дети которых испытывают страх

Если ребенок испытывает страх... ему можно помочь......

Полезные советы родителям

Советы родителям...

Памятки и полезные советы родителям

Задача памяток – правовое просвещение родителей, информирование об их правах и обязанностях, родительской ответственности, оказание им помощи в воспитании их детей....

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ.

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ                                РОДИТЕЛЯМ....

Несколько полезных советов родителям в период подготовки ребенка к ЕГЭ

Материал для беседы с родителями или для размещения заметки на школьном сайте...