Профилактика жестокого обращения с детьми
консультация по теме

Паничева Ирина Александровна

Профилактика жестокого обращения с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_zhestokogo_obrashcheniya_s_detmi.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов

«Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»

Коррекция агрессивного поведения у детей

с ограниченными возможностями здоровья

(выступление на семинаре)

                          Выполнил:

                            Паничева И.А.

                                                           учитель начальных классов

                                               МБОУ «ООШ №17»

                                        г. Старый Оскол

Белгород

2012г.


        Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует людей

малообразованных, не  умеющих  трудиться,  создавать  семью,  быть  хорошими родителями, гражданами своей  страны,  ведет  к  воспроизводству  насилия  и жестокости в обществе. Эскалация физического наказания  в  воспитании  имеет абсолютно противоположный  результат  относительно  преследуемой  цели.  Так А.И.  Григорьева  и  Л.Г.  Егорова,  ссылаясь  на  П. Лич   //   Педагог   в гуманистической воспитательной системе  школы.,//  пишут  [30,  c.108]:  «Ни одного доброго слова нельзя сказать про физические  наказания.  Исследования показали,  что  дети,  которых  отшлепали,  совсем  не  помнят,  за  что  их наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью,  а  вовсе  не  раскаиваясь. Часто  взрослый,  наказывая,  только   унижает   ребенка.   Вы   даете   ему почувствовать себя беспомощным  и  никчемным,  неспособным  быть  «хорошим». Надо дать ребенку понять, каковы  результаты  его  собственных  опрометчивых действий,  о  которых  ему  приходится  жалеть.   Любое   другое   наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет».

        Социальная   динамика   современной   семьи   характеризуется    негативными тенденциями, особенно если смотреть на  нее  глазами  детей,  находящихся  в особо  трудных  жизненных  обстоятельствах.  Это  подтверждается  следующими статистическими данными. Стабильно растет  внебрачная  рождаемость,  которая достигла 25,3% детей  от  всех  родившихся.  Тревожной  является  социальная статистика,  констатирующая  эмоциональную  депривацию  детей   и   жестокое обращение с ними.

В  рамках  этих  кризисных  явлений  укорачивается  период   полноценной   и оптимальной   семейной   социализации,   ослабляется   роль    родительского авторитета, нарушаются  ценности  устойчивой  полной  семьи  как  социальной нормы.  В  целом  это  приводит  к   тому,   что   семья   утрачивает   свой социализирующий потенциал по  выхаживанию  и  воспитанию  детей.  В основе  динамики  семьи,  как  основного  фактора  жестокого  обращения  с детьми,  необходимо  выделить  два  взаимосвязанных  типа   воздействия   на ребенка: семейные отношения (вербальные  отношения)  и  семейное  воспитание (невербальные отношения).

Для здоровой семьи характерна:

 . сильная родительская позиция с четкими семейными правилами;

 . гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми    членами семьи    с определенными «образцами» отношений и поведения;

 .  сохранные,  эмоционально  теплые  связи   между   поколениями,   которые

   составляют основу «семейной памяти».

Опору  семьи  создают  взаимно  солидарные  и  поддерживающие   друг   друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.

Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны  «запутанные  отношения» – это семья:  

 . с отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля;

 . семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями;

 .  семья  с  хронической  неприязнью  между   отдельными   членами   семьи,

   родственниками по материнской и отцовской линиям.

Характерные черты  поведения  и вербальных отношений  взрослых  и  детей  в  такой  семье.  Сборник  тезисов международной  конференции:  «Подростки  и  молодежь  в  меняющемся   обществе (проблемы девиантного поведения) – М.: Новый отсчет, 2001[36, с.78]:

 . общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют  забота,    юмор, радость от общения;

 . в межличностных отношениях доминируют разъединение,  неприязнь,  взаимное    перекладывание вины;

 . активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с  кем-    либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки  со  стороны    школы, служб социальной защиты, просто соседей;

 . по отношению к семейным проблемам легко  возникают  состояния  тревоги  и    паники;

 .  часто  наблюдается   тенденция   разрешать   возникающие   проблемы   на

   эмоциональном уровне;

 . постоянно проявляется несоответствие между словами и действиями;

 . между одними посланиями со стороны  родителей  типа:  «Я  тебя  люблю»  и    другими –  отталкивающими:  «Уйди,  надоел,  не  мешайся»,  что  вызывает    противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка.

Во многом это определяет и невербальную сторону семейных отношений. В  таких семьях дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего,  они  могут тяготиться домом,  стремятся  больше  проводить  время  на  улице.  У  детей отмечается заниженная самооценка, так как они часто проецируют причину  ссор на  себя.

        Многодетная семья. Дети от разных отцов. Вячеслав – второй ребёнок в семье. Старший брат и младшая сестра – полноценные дети, у Славы задержка психического развития. Он не любит быть в семье: мама его постоянно унижает, обижает. Слава, приходя из школы, садится и по новой выполняет домашнюю работу, хотя он был в группе продлённого дня и выполнил все задания.

Беседуя со Славой я узнала, что отчим его не замечает, не разрешает играть с сестрой, часто стоит в углу. На вопрос, за что его наказали, он не может ответить. Посетив семью, увидела, что в квартире чисто, но не уютно, мама боится моих вопросов, Слава сидит и молчит. Очень долго разговаривали с мамой, я пыталась убедить её найти подход к сыну, что Славик добрый, отзывчивый мальчик, нуждается в добром, тёплом к нему отношении. Мама осталась при своём мнении: Слава лодырь, психованный, занимается анонизмом по вечерам.

        Я сделала вывод, что мальчику нужна помощь психолога. Слава посещал занятия специалиста. Бывали случаи гнева и агрессии по отношению к одноклассникам. Самое верное и действенное средство, чтобы успокоить Славу: я брала его за руку, за плечи и прижимала его к себе. Он тут же становился спокойнее, мог реагировать на мои слова. И так было на протяжении нескольких лет. Слава уже взрослый, учится в училище, но часто звонит, заходит в школу. Проблемы с мамой остались.  

        Недостатки в подготовке  детей  к  самостоятельной жизнедеятельности  семья приписывает «плохой наследственности»,  детскому  саду,  школе,  обществу  в целом, улице.  Это,  возможно,  представляется  несколько  утрированным,  но адекватно  отражающим  характерную  для  современного   общества   тенденцию отношения к детям, представляется мнение В.Е.  Кагана:  «Ребенок  для  нашей культуры  в  целом,  для  нашей  традиционной  педагогики  –  это   какое-то

изначальное воплощение зла... которое мы должны  искоренить,  чтобы  ребенок вырос  человеком»   Каган   В.   Е.  « Семейные   и   половые   установки   у подростков//Вопросы психологии 1987.[16].

Школа является  вторым  по  значимости  после  семьи  социальным  институтом, участвующий в формировании  личности  ребенка.  В  школе,  кроме  того,  что приобретаются знания, так же формируется  самостоятельность  и  адекватность самооценки.  В  этом  процессе  кроме  самого  ребенка  участвуют   так   же сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и,  не  редко противоречивые, требования к поведению  ребенка,  которые  вызывают  у  него внутренний  конфликт  и  попытки  его  компромиссного  разрешения   вызывают определенное жестокое обращение с каждой стороны.

В детском коллективе трудно сосуществовать с такими детьми не  только  из-за силы и длительности их аффективных вспышек, эмоциональной вязкости,  но  из- за конфликтности, связанной с постоянным  стремлением  к  самостоятельности, из-за  властности  и  жестокости.  В  подростковом  возрасте   у   детей   с органической психопатией возбудимого круга складывается стойкая  конфликтная ситуация в школе,  которая  способствует  «выталкиванию»  такого  ребенка  в асоциальное внешкольное окружение. Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей  по отношению  к  ребенку.  Учитель  сообщает  родителям  о  том,  что  их  чадо прогуливает и получает  двойки.  Цель  такого  обращения  понятна:  родители должны  принять  меры.  Можно  заранее  прогнозировать  характер  этих  мер: минимум – моральное воздействие, максимум – физическое.

Практика показывает, что  чаще  всего  принятые  меры  отражают  не  столько степень реального проступка ребенка, сколько степень  пережитого  родителями стыда при общении с учителем. В этом случае наказание  изначально  не  может быть объективным и  справедливым.  Поэтому  нет  никаких  оснований  ожидать изменений к лучшему в поведении ребенка в результате такого воспитания.  При этом взрослый остается во власти иллюзий, что он сделал все что мог.

        Дети и подростки  являются  наиболее  уязвимой,  незащищенной  часть  нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами  не  только наносит непоправимый вред их здоровью, и  физическому,  и  психическому,  но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты  криминологических  и психологических исследований показывают, что в силу  особенностей  возраста, личностной несформированности и незащищенности  несовершеннолетние  обладают

повышенной виктимностью  –  субъективной  "предрасположенностью"  стать  при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.        

Обращают на себя внимание особенности  восприятия  жертв  домашнего  насилия массовым сознанием.

Физическое насилие – это «общественно опасное противоправное  воздействие  на организм другого человека, осуществленное против  его  воли»  Антонян  Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М.  «Проблемы внутрисемейной агрессии»-М.:  изд-во НИИ МВД,1999.[5, с.119]. По  характеру  оно  может  выражаться  в  нанесении ударов, побоев, ранений и  в  ином  воздействии  на  наружные  покровы  тела человека посредством физической силы, оружия и т.п., а также  в  воздействии на внутренние  органы  без  повреждения  наружных  тканей  (например,  путем отравления)

Согласно отечественной юридической  доктрине  психическое  насилие  выражено словосочетанием "угроза применения насилия". Под угрозой применения  насилия понимается устрашение,  запугивание  применением  физического  насилия.  Это средство  воздействия  на  психику,  направленное  на  то,  чтобы  заставить потерпевшего  подчиниться  преступным   требованиям.   Угроза   чаще   всего выражается  в  создании   впечатления   неизбежной   расправы   при   помощи определенных словесных заявлений, жестов, демонстрации оружия и т.п.          

С точки зрения социальной  психологии  насилие со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается  найти  опору и  поддержку,  наносит  больший  психологический  и  физический  ущерб,  чем насилие  со  стороны  постороннего.  В  данном  случае  нарушается  основной принцип семьи – безопасное существование любого ее члена.

Различия многообразных проявлений страха  в  индивидуальном  и

групповом  сознании  во  многом  связаны  с   уровнем   осознания   реальной

опасности, которую влечет  за  собой  меняющаяся  в  обществе  криминогенная ситуация. Вместе с тем, интенсивность проявлений страха зависит, конечно,  и от  общего  контекста  социальной  ситуации,  от  общего  уровня  социальной защищенности граждан, в частности детей. Кроме того,  нельзя  не  помнить  о том, что у подростка есть еще один страх, – страх открыться  взрослому  (это касается и физического насилия, в частности,  сексуального,  и  психического насилия дома и вне его).

Понятие  насилия  распространяется  на  ребенка  до   18-летнего   возраста,

которому  преднамеренно  причинен  серьезный  физический   ущерб.   Ребенок, подвергшийся плохому обращению, – ребенок до 18-летнего  возраста,  которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со  стороны  родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы.

        С  психологической  точки  зрения  жестокое  обращение  с   детьми   –   это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное  или  периодическое словесное  оскорбление  ребенка,  угрозы  со  стороны  родителей,  опекунов, учителей, воспитателей, унижение его  человеческого  достоинства,  обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни  к  ребенку.

К этому виду насилия относятся  также  постоянная  ложь,  обман  ребенка  (в

результате чего он теряет доверие к  взрослому),  а  также  предъявляемые  к

ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.

Пренебрежение  интересами  и   нуждами   ребенка   –   отсутствие   должного обеспечения основных нужд и потребностей  ребенка  в  пище,  одежде,  жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны  родителей  или  лиц, их заменяющих, в силу объективных  причин  (бедность,  психические  болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером  пренебрежительного  отношения к детям является оставление их без  присмотра,  что  приводит  к  несчастным случаям,  отравлениям  и  другим  опасным  для  жизни  и  здоровья   ребенка последствиям.

        Семья занимает важное место в формировании личности ребенка,  поэтому  одним из проявлений жестокого обращения  с  детьми  является  отсутствие  любви  к ребенку в  семье,  в  первую  очередь  это  относится  к  матери.  Так  даже отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится  в  материнской утробе, т.е. к ребенку от нежеланной беременности во  многом  отражается  на формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения,  такие дети рождаются раньше срока в  два  раза  чаще  по  сравнению   с  детьми  от желанной беременности, они чаще имеют  низкую  массу  тела,  чаще  болеют  в

первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой  вид  жестокого  обращения  с  детьми  ведет  к  самым   разнообразным последствиям, но их  все  объединяет  одно  -  ущерб  здоровью  ребенка  или опасность  для  его  жизни.  Отрицательными   последствиями   для   здоровья являются:  потеря  или  ухудшение  функции  какого-либо   органа,   развитие заболевания,  нарушение  физического  или  психического  развития.  Из   100 случаев физического насилия над детьми примерно  1-2  заканчиваются  смертью жертвы насилия. Следствиями физического  насилия  являются  синяки,  травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени,  селезенки,  почек  и  др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но  еще  больше  времени  и

усилий требуется для того, чтобы залечить душевные  раны,  психику  ребенка, пострадавшего от побоев. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или  и в том и другом от своих сверстников. Они позже  начинают  ходить,  говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе,  чем  их  одногодки.  У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки":  сосание  пальцев,  кусание

ногтей, раскачивание,  занятие  онанизмом.  Да  и  внешне  дети,  живущие  в

условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными  нуждами, выглядят  по-другому,  чем  дети,  живущие  в  нормальных  условиях:  у  них припухлые,  "заспанные"   глаза,   бледное   лицо,   всклокоченные   волосы, неопрятность  в  одежде,  другие  признаки  гигиенической   запущенности   - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Практически   все   дети,   пострадавшие   от    жестокого    обращения    и

пренебрежительного отношения,  пережили  психическую  травму,  в  результате чего они развиваются дальше с определенными  личностными,  эмоциональными  и поведенческими  особенностями,  отрицательно  влияющими  на  их   дальнейшую жизнь.

        Большое влияние на взаимоотношения в семье оказывает культ жестокости, существующий в современном обществе. Социально-экономические условия, в которых находится наша страна, изменение общественно-политического строя, становление рыночных отношений, переоценка ценностей привели к пику жестокости. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45 – 49% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.п., то практически каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления и насилия со стороны своих родителей.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача учителя заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Одной из наиболее эффективных и адекватных форм воздействия  на лиц, склонных к агрессивному поведению, большинством специалистов выделяется поведенческий подход, т.к. непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный практический характер. Одной из форм эффективного моделирования позитивного поведения является игротерапия и сказкотерапия.  

 Одной из важнейших причин, способствующих росту уровня особо тяжких преступлений, аналитики считают  продолжающие нарастать процессы семейного неблагополучия. Как правило, в таких семьях воспитываются дети с нарушением общения, высокой степенью агрессивности и тревожности.

Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток  негативных переживаний. Причин тому может быть множество.

Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого.

Нередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Это часто встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми. Они заставляют ребенка делать что-то, вызывая у него реакцию протеста.

Большое значение для проявления агрессивности имеет популярность ребенка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремиться занять лидерское место в группе.

Агрессивность может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.

Безусловно, если у ребенка замечены проявления агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выявлять трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их, а затем формировать у ребенка недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей. Таков будет алгоритм работы с агрессивным ребенком. Едва ли возможно просто устранить истинную агрессивность, за которой стоит направленность на разрушение. Но этой направленностью можно манипулировать, придавать ей социально приемлемые формы.

Так можно преобразовать действенную агрессию в вербальную, как менее опасную для окружающих. Вербальная агрессия (в виде замечания за проступки)- это вполне допустимая, социально разрешенная форма агрессии. Еще более приемлемой формой преобразования агрессии является возможность выхода сиюминутной агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, совершать безобидные разрешительные действия.

При защитной агрессии специалистами рекомендуется, прежде всего, работа по обучению средствам общения и снижение тревожности, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера, душевный комфорт, т.к. за защитной агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.

Погружаясь в мир сказок, поступков сказочных героев, ребенок узнает переживаемые им самим события. А победа добра (светлого начала) обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, что способствует угасанию гнева, злости, коррекции агрессивного поведения.  


Список литературы:

1. Альтшулер Б.Л., Кушнир Л.П. Правозащитные инициативы по защите  детей  от    насилия // из сборника: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,    1997

2.  Ананова  Н.  Жертвы  сексуального  злоупотребления:   Психопатологические    проблемы, возникающие у детей  и  подростков,  переживших  и  совершивших    сексуальное насилие //  Прикладная психология и психоанализ, №3, 1997

3. Антонов А.И., Сорокин Н.А. – М.: Речь, 2000

4. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни – М.: ИНФРА-М, 1995

5. Антонян Ю.М., Горшкова И.В.,  Зулкарнеева  Р.М.  Проблемы  внутрисемейной    агрессии – М.: изд-во НИИ МВД, 1999

6. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: Прайм, 2001

7. Богачева О.П., Дубягин Ю.П. Школа  выживания  или  56  способов  защитить   ребенка от преступления – М.: Пихта, Дубль-В, 1997

8. Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия  жестокого   обращения с детьми – М., Психология и Педагогика, 1994

9.  Дети  России:  насилие  и  защита:  Материалы   Всероссийской   научно-

   практической конференции (Москва, 1-3 окт. 1997 г.) – М.: РИПКРО, 1997

10. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии // журнал  "Школа  здоровья",   №3, 1995

11. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей. (По  данным  исследования   причин и следствий отклонений в  социальном  поведении:  Особый  ребенок.   Исследования и опыт помощи) – М., Речь, 1998

12. Захарьева И.А. Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его  профилактики   среди детей и подростков) – СПб.: изд-во СПб.  Университета  МВД  России,   2000

13. Ильина С.В.  Влияние  пережитого  в  детстве  насилия  на  возникновение   личностных расстройств //  Вопросы Психологии, №6, 1998

14. Каган  В.Е.  Семейные  и  половые  установки  у  подростков  //  Вопросы

   психологии 1987, №2

15. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения подростков –  М.:  Сфера;   Юрайт, 2001

16. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г., №25- 28

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.  Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях....

Профилактика жестокого обращения с детьми

В работе перечислены формы насилия над детьми и виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с Российским законодательством....

Профилактика жестокого обращения с детьми

В презентации представлена информация о жестоком обращении с детьми и формах насилия над ними....

План работы по профилактике жестокого обращения с детьми

План работы соц. педагога коррекционной школы VIII вида по профилактике жестокого обращения с несовершенолетними....

Программа профилактики жестокого обращения с детьми "Жизнь без насилия"

Жестокое обращение с ребенком – это все формы эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к фактическому у...

Программа по профилактике жестокого обращения с детьми

Программапрофилактики жестокого обращения с детьми   Цель программы: Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.Формирование у детей адекватных представлений о прав...