Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.
статья по теме

Халиева Ирина Анатольевна

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sovmestnoy_deyatelnosti_pedagogov.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместной деятельности педагогов,       детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.

        Сегодня в России идет формирование гражданского общества; права человека и его свобода признаются высшей ценностью. Продолжается становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Главная задача новой образовательной политики состоит в «достижении современного качественного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Воплощать  эту  задачу призваны образовательные учреждения, которые « должны формировать  новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся», т.е. школа должна формировать у школьников:

- Гражданскую ответственность;

- Правовое самосознание;

- Духовно-нравственную культуру;

- Инициативность и самостоятельность;

- Способности к успешной  социализации в обществе.

        Но как добиться того, чтобы из стен школы вышел вполне сформировавшийся человек – достойный гражданин своего Отечества?

В современном мире существует множество соблазнов, от которых ребенка можно уберечь лишь совместными  усилиями педагогов, родителей и самих детей. Важно помнить, что ребенок – это человек, не достигший самостоятельности и ответственности, и потому мы за него отвечаем.

        В одной психологической книге о подростках, очень серьезной и подробной, основанной на многих исследованиях, показано, что дети нечетных возрастов  - 5,7,9,11,13,15 лет,  склонны уходить в себя, закрываться: 15-летний подросток может ни с того ни с сего встать от телевизора, который смотрит вся семья, выйти, хлопнуть дверью, а когда его спрашивают: «Что с тобой?» - ответ почти всегда один: «Отстаньте!»

Что-то в нем происходит, что-то варится, что-то постигается – он и сам не может себя понять. Родителям кажется, что ребенка подменили: был послушный, покладистый, никогда никаких проблем, а сейчас как будто бес в него вселился!

Этот бес называется утверждением своего «Я».

          И очень важно, кто в этот момент окажется рядом, за кем войдет подросток во взрослую жизнь, в какой компании он окажется.

         Сами подростки так объясняют причины, подтолкнувшие их к противоправным действиям:

- демонстративный протест против старших;

- желание показать свою незаурядность;

- любопытство, желание испытать неизведанное;

- стремление забыться, отключиться от неприятностей;

- поиск новых развлечений;

- не отстать от компании.

        Только совместная работа педагогов и родителей сможет не допустить противоправных действий со стороны подростка, не дать ему оступиться в трудный переходный период из детства в мир взрослой жизни со всеми его соблазнами.

        «Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - писал В.А. Сухомлинский. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Семья оказывает на ребенка огромное воспитательное воздействие. Именно в семье закладываются основы морально – нравственных качеств ребенка, формируются оценочные суждения, закладывается характер. Поэтому при искоренении у учащихся «плохих» качеств и воспитания у них «хороших» необходимо вести работу не только с самим школьником, но и с его семьей.

           Для того чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы работы с ними. Целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы работы с родителями. Разъяснительную работу, начатую, например, на родительских собраниях, следует продолжать при индивидуальных встречах с ними дома и в школе.

           Вот основные формы работы с родителями:

- посещение семьи школьника;

- приглашение родителей в школу;

- классные родительские собрания;

- беседы и лекции для родителей;

- консультации;

- вечера вопросов и ответов;

- конференция по обмену опытом воспитания;

- знакомство родителей с педагогической литературой;

- работа с активом родителей.

   Педагог, работающий с «трудными» детьми должен помнить, что чаще всего появление этих детей обусловлено лишением их внимания, любви, ласки и заботы со стороны взрослых (родителей, учителей, воспитателей) и сверстников.

        Представим, что будет с нами, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза – в увещевательном и 50 – в обвинительном?..

        Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений! Нужно время от времени распоряжаться собой полностью – нужна, короче, своя доля свободы. Без нее – задохнется дух…

        Психолог И.В. Страхов выделяет основные признаки педагогического такта:

- естественность, простота обращения, без фамильярности, искренность тона, лишенная всякой фальши;

- просьба без упрашивания;

- доверие к школьнику без попустительства;

- советы и рекомендации без навязчивости;

- требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;

- серьезность тона без натянутости в отношениях;

- ирония и юмор, лишенные унижающей насмешливости;

- требовательность без мелкой придирчивости;

- деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;

- твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;

- развитие самостоятельности без мелочной опеки;

- быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений;

- внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля, спокойная сосредоточенность и уравновешенность  в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;

- ведение беседы с учеником без навязчивого дидактизма и морализирования.

Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях классного руководителя и учащихся в процессе общения.

        По данным социологических опросов, даже 18-летние юноши и девушки не владеют правовой информацией, что же говорить о подростках. Большинство из них не знают, что уголовная ответственность за некоторые виды преступлений (например, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) наступает с 14(!) лет. Уголовная ответственность по общему правилу наступает с 16 лет.

        В целях профилактики правонарушений необходимо регулярно проводить беседы с подростками, знакомить их с правовой информацией, организовывать встречи с сотрудниками правоохранительных органов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Организация работы с родителями по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

В ходе российских реформ - государственного, политического и хозяйственного переустройства России - выявилось множество проблем, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности человека: образов...

«Характеристика и анализ системы работы по профилактике правонарушений среди подростков в школе»

Характеристика и анализ системы работы по профилактике правонарушений среди подростков, проводимой  службой сопровождения ГБОУ  школы № 641с углубленным изучением английского языка  Нев...

Материалы работы Совета по профилактике правонарушений среди подростков

Материалы работы Совета по профилактике правонарушений среди подростков...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Проблема  снижения роста преступлений среди подростков является актуальной в условиях современного мира.  Путь решения этой проблемы состоит из нескольких составляющих, указанных в данной ст...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и их родителей в условиях пришкольного интерната

При организации совместного творчества воспитателя, воспитанников и их родителей в процессе совместной деятельности у всех сторон происходит формирование положительной установки на совместное творчест...

Совместные виды деятельности педагогов, воспитанников и родителей по профилактике вредных привычек.

Совместная работа учителей, родителей и воспитанников по профилактике вредных привычек....