Цивилизованные болезни.
материал (6 класс) по теме

Дороженко Жанна Юрьевна

Ухудшающееся здоровье детей в последние годы беспокоит родителей, школу и общественность страны. Рост детской патологии принял настолько угрожающий для существования страны характер, что заставил говорить об этом вслух её руководство.

Непосредственно эта проблема касается, прежде всего, нас с Вами, т.к. речь идёт о здоровье Вашего ребёнка. Риски заболеть у ребёнка в разы выше, чем у взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_sobraniya.doc63 КБ
Microsoft Office document icon pril1.doc32 КБ
Microsoft Office document icon pril2.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon pril3.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon pril4.doc24 КБ
Microsoft Office document icon pril5.doc25 КБ
Microsoft Office document icon pril6.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon pril7.doc46 КБ
Microsoft Office document icon pril8.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий собрания–семинара родителей «"Цивилизационные" болезни подростков. Их профилактика»

Успехи учащихся в освоении образовательных программ, гармоничного развития их личности невозможны без системной, организующей учебный процесс в классе и воспитание школьников напряжённой работы классного руководителя и родителей учащихся.

1. Вступление.

Ухудшающееся здоровье детей в последние годы беспокоит родителей, школу и общественность страны. Рост детской патологии принял настолько угрожающий для существования страны характер, что заставил говорить об этом вслух её руководство.

Непосредственно эта проблема касается, прежде всего, нас с Вами, т.к. речь идёт о здоровье Вашего ребёнка. Риски заболеть у ребёнка в разы выше, чем у взрослого.

Перед началом обсуждения темы я предлагаю Вам ознакомиться с вопросами, на которые хотелось бы получить ответы (Приложение 1).

2. Содержание проблемы.

Среди причин, вызывающих заболевания у детей, сегодня хотелось бы особо выделить те, которые обусловлены новыми, являющимися условной расплатой за «блага цивилизации», то есть те факторы, которые каждому из Вас можно устранить, либо снизить их вредоносное воздействие.

Гиподинамия.

Недостаточная физическая активность вызывает:

нарушения в силовой координации движения,

снижает готовность ребёнка к нормальной работе в обычных условиях и в экстремальных ситуациях,

увеличивает риск травматизма в быту,

ведёт к нарушениям осанки, физическому недоразвитию сердечной мышцы, сосудистой нестабильности, болезням органов дыхания, снижению иммунитета,

затрудняет адаптацию к сложным жизненным ситуациям,

падение личного рейтинга у окружающих,

снижает устойчивость к болезням,

увеличивает количество пропусков уроков.

Нерациональное и суррогатное питание:

Мимоходом, несбалансированная по белкам, жирам, углеводам, незаменимым аминокислотам, микроэлементам и витаминам пища.

Пренебрежение к отечественным (кстати, очень дешевым по «западным меркам» экологически чистым продуктам.

Употребление наполненных консервантами, стабилизаторами, красителями, «идентичных натуральным» ароматизаторами и другими токсинами продуктов недобросовестных производителей. Вы многих знаете производителей совестливых? Вспомните губернаторский бал, китайское молоко, вспышки токсикоинфекций в детских садах и школах. У Вас есть опыт очистки хромированных деталей и водопроводных труб напитками Пепси-колой, Спрайтом? Известно ли Вам, что гусениц на капустных листьях с успехом изгоняют с помощью Кока-колы?

Не могут считаться безобидными в детском питании генномодифицированные продукты (соя, картофель, кукуруза, фасоль и бобы), суррогаты желе, молока, кофе, масла-рафинады, «легкие сливочные» масла.

Тщательно скрывается производителями и продавцами наличие в «самых безобидных» тониках солидных количеств алкоголя и кофеина. А в так называемых БАДах (биологически-активных пищевых добавках) – официально запрещённые наркотические вещества. Биологические последствия нарушения питания общеизвестны. Необходимо, на мой взгляд помнить о крайних степенях этих нарушениях:

избыточный вес взрослого в 250-400 кг;

кахексию – 36 кг;

гибель людей от отравлений;

резкие нарушения объёма движения, деформирующие артрозы в опорных суставах.

Акутравмы (У 20% юношей и девушек, которые непомерно увлекались рок – музыкой, слух оказался сниженным так же, как у 85-летних стариков. Нормальная сила звука в общении – 30-35 децибелл. Постоянное пребывание в зоне 70 дб (суммарно в течение 2-х часов в сутки) через 2 года вызывает тугоухость, расстройства умственной трудоспособности, сердечно-сосудистые расстройства, гормональные сдвиги. Звуки выстрела, реактивного двигателя, мощные звуки на дискотеке, крик школьника рядом с Вашим ребёнком на перемене (100-120 дб) являются болевым порогом, поэтому могут вызвать резкое необратимое снижение слуха в высокочастотном диапазоне).

«Модная внешность»: одежда не по сезону и климату Сибири, нарочитая «бомжевская» небрежность, пренебрежение к деловому стилю, длинноносые «спотыкалки», преждевременный подъём девочек на «Шпильки», пирсинг, татуировки, ранний «боевой окрас» и т.п.

Результаты: отморожения, простудные заболевания, заболевания мочеполовых органов, острые травмы, деформации стоп, костей малого таза у девочек, аллергические и нейродерматиты, острые гнойные заболевания в местах татуировок и пирсинга.

Гормональная акселерация. Рост в СССР и России причин и количества стрессовых ситуаций, нерациональные попытки заниматься спортом, а не системной физкультурой, улучшившееся белковое питание, количества межнациональных браков ускорили физическое развитие подростков, и в том числе, – вызвали гормональную акселерацию. Психическое развитие не ускорилось. Скорее – замедлилось! Одновременно с этим Медиа-средствами в сознание россиян под флагами свободы и духовной раскрепощённости внедряется нравственная распущенность, «сексуальная озабоченность» со всеми вытекающими из этого последствиями.

На этом фоне «молодеющие» сахарный диабет, болезни щитовидной железы, гормональное ожирение стали нам казаться «детскими игрушками»

Состояния самоутверждения и познания себя. 12-15 лет – период отрочества (переходного периода). Период, когда по исследованиям психиатров и психологов, подростки пристально оценивают свое место в окружающем мире, активно стараются занять и, часто недостаточно обоснованно, достойное их место в нём.

Основные ценности для него в это время:

место в домашней иерархии,

как он смотрится среди сверстников,

использование предоставленными к этому времени степенями свободы передвижения, духовной жизни, самовыражения и детского эгоизма,

успехи в учебной и другой образовательной деятельности.

Смоделированная ребёнком «эгоцентрическая» система внешнего мира, как правило, далека от реальной. Окружающий мир ему ещё неизвестен. Мы не знаем о соседях по лестничной клетке. Мы не рассказываем о жизни своих родственников. Мы не читаем умных книг, мы живём в лживой атмосфере средств массовой информации. Нам некогда поговорить с подростком о жизни и т.д.

В результате внешний мир жёстко ставит преждевременного претендента на его место – самый низ иерархии в стае. Но претензии-то остались.

Возможные варианты исхода конфликта интересов:

Оценка обстановки, разработка и реализация долгосрочного плана повышения своей нравственной, интеллектуальной, физической, профессиональной, коммуникативной и, необходимых для общества, ценностей для занятия в нём значимого уровня. Это самый продуктивный, но трудный путь.

Оценка обстановки – предыдущий вариант труден. Пусть всё будет, как будет! Мне и так хорошо. При возможности родители прокормят. Или повезёт. Все вокруг не стоят моего внимания. Может быть, что-нибудь улучшу. А нет – и так сойдёт.

Оценка обстановки – легитимный путь труден и длителен. Хочу занять своё место сейчас! Не смотря ни на что!

возьму силой, агрессией на окружающих;

возьму демонстративной агрессией, направленной на себя;

вообще я от вас ничего не хочу, я буду жить сам в себе.

В худших вариантах родители имеют у подростков девиантные формы поведения, психологические инверсии и кризы подростков:

Развитие обычной защитной детской агрессивности в патологическую, переходящую в девиантное, асоциальное поведение, в агрессивность криминальной хроники.

У трудно управляемой личности подростка развиваются психопатии, неврозы навязчивых состояний. Учащаются и развиваются по глубине демонстрации готовности покончить с собою, атаковать «обидчиков», могут исполняться протестные акты самоубийства.

В последние годы мы всё чаще слышим и сталкиваемся с изменениями сексуальной ориентации, педофилизмом.

Стало нормой в семьях с недостаточным общим образованием, на фоне хронического стресса и отсутствия моральных опор, насильно, до достижения ребёнком духовной зрелости, обращать в послушание какой-либо церковной конфессии своих малолетних детей. Такие действия богобоязненных родителей нарушают права ребёнка и прививают ему спорные представления об окружающем его мире. Наиболее жестко это насилие над ребёнком проявляются в сектах и радикальных ветвях церквей.

Острые и хронические спортивные травмы (результаты неудержных, болезненных стремлений подростков и их родителей добиться модной нынче славы в мировых масштабах, а равно – «полной занятости ребёнка») довольно часто приводят к повышенным для них рискам.

Медицинские риски:

Острые травмы характерны для бокса, всех видов единоборств, гимнастики, фехтования, тенниса, парашютного спорта.

Несмотря на общеукрепляющие мероприятия часты простудные заболевания у пловцов, лыжников, альпинистов. Достаточно часто происходят гормональные сдвиги и нарушения овариальных циклов у девушек-спортсменок. Нередкими стали среди спортсменов остановки сердца вследствие нарушений диспансерного обследования, медицинском сопровождении тренировок. Останавливаются, как правило, в таких случаях гипертрофированные от чрезмерных нагрузок сердечные мышцы.

С другой стороны повышенное «сжигание «адреналина» вызывает его недостаток в организме и приводит подростка если не в банду, то в экстремальные (заведомо опасные) виды спорта.

Впоследствии, с уходом из большого спорта, спортсмен становится ненужным в обществе, испытывает тяжёлые психологические испытания и, мало кто из них, адаптируется к обычной жизни.

Социальные болезни

Социальные причины, меры профилактики туберкулёза, алкоголизма, наркомании и токсикоманий, венерических болезней, СПИДа, вшивости и сыпного тифа, хронического стрессового состояния нам всем понятны и останавливаться на них сегодня – нет нужды.

Экофонные заболевания

Платой за «цивилизацию» (жизненные блага) в нашей жизни являются заболевания, связанные гибельными для всего живого нарушениями в экологии, в нашей среде обитания.

Это рискиотравления промышленными отходами, риски генных и раковых заболеваний, заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, снижение иммунного фона, это риски от хронического воздействия радиационно-опасных строительных материалов, воды и воздуха.

А кто из нас знает насколько безопасны:

бетонные плиты нашего дома, изготовленные из гранитного щебня, есть ли на них Сертификаты радиационной безопасности,

безопасен ли шлак котельных, использовавших радиоактивно загрязнённые угли некоторых разрезов канско-ачинского угольного бассейна.

Безопасны ли овощи и молоко, получаемые на чрезвычайно загрязнённой почве непосредственно в городе Красноярске, Березовского, Емельяновского и Сухобузимского районов, находящихся в местах выпадения тысяч тонн токсичных отходов цветной металлургии и других химических производств?

Мультимедийные зависимости

С распространением в пользовании у населения компьютерных технологий медики, психологи и даже психиатры заговорили о мультимедийной зависимости молодых людей.

Всегда доступное, психологически безопасное общение в Интернете.

Виртуальые игры гораздо проще, не требуют напряжения, «снимают ответственность за очень смелые решения». Они допускают возможность повтора, то есть изменять порядок необратимости времени. Создаётся удобная иллюзия безраздельного властвования над безграничным миром в своей реальной «конуре».

Результат: уход в себя, отстранённость от обязанностей по отношению к реальному миру вне его, ситуационно обусловленные состояния, переход в хронические психозы.

Электромагнитные, ионизирующие облучения.

Естественный или природный фон электромагнитного излучения на планете Земля довольно жёсткий. Много миллиардов лет потребовалось жизни, чтобы получить способы защиты от космического излучения, гамма-фона земли, электромагнитных воздействий молний, ультрафиолетового облучения солнца.

Цивилизация вместе с развитием науки и техники взваливает свою немалую, индивидуальную нагрузку на организм: излучения мобильных телефонов, электронных определителей местонахождения, сверхмощных усилителей, бытовых электроприборов, электрических сетей, приёмно-передающих станций, мониторов телевизоров и компьютеров, бытовых микроволновых печей, УФО систем и т.д.)

- Как вы думаете – почему в лечебных учреждениях, на борту самолёта запрещено пользоваться мобильными телефонами и радиостанциями?

- А потому, что мобильный телефон «САМСУНГ» излучает мощность поглощения человеческим организмом равную 0,8 ватт/кг веса, а «НОКИЯ» – почти в 2 раза большую. Такая мощность излучения радиостанции нашей игрушки способна испортить показания приборов в операционной, отключить дыхательный аппарат в реанимационной, отправить самолёт в последнее пике.

А может ли «мобильник» остановить сердце, находясь в нагрудном кармане, вызвать заболевание крови, болтаясь на шнуре над грудиной или у тазовых костей ребёнка, то есть там, где находится костный мозг?

Да. Данные науки об этом есть. Они отражены в ГОСТах и в требованиях по безопасности ЕЭС. Нужно только взглянуть в Руководство пользователя.

А теперь вспомните о том, где носит Ваш ребёнок опасный для здоровья аппарат!

Часто ли Вы обращали внимание на то, Ваш ребёнок часами сидит перед экраном телевизора (компьютера) поглощая мягкое и не очень мягкое рентгеновское излучение?

Надо ли Вам объяснять про лучевую нагрузку на радиочувствительные и гонадные органы у детей?

Всё вышесказанное относится и к другим частотам всего спектра электромагнитного излучения.

Ученые установили уязвимые для «электросмога» системы органов человека:

головной мозг – общее состояние, самочувствие человека, которое проявляется в нарушении концентрации внимания, головными болями, головокружениями, неврастениями;

со стороны вегетативной нервной системы могут появиться легкое дрожание пальцев, век, склонность к потливости, нарушениям в работе желудочно-кишечного тракта;

сердечнососудистая система – нестабильность пульса и артериального и венозного давления, аритмии, вазомоторные риниты;

нестабильность и болезненные состояния иммунной, эндокринной и половой систем.

Считается, что «электросмог» является главной причиной «синдрома хронической усталости». Количество людей с таким диагнозом исчисляется миллионами, и с каждым годом, особенно в развитых странах, их количество будет расти.

Результаты: вегето-сосудистые дистонии, полиневриты, провоцирование сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных заболеваний крови, синдрома длительного стрессового состояния, дистрофические заболевания органов зрения, вплоть до лучевой катаракты.

Бытовые аллергены и токсины

Следует сразу отметить, что аллергены и токсины существовали всегда. Но живые существа (в том числе и человек) в результате биологического отбора «научились» их избегать или не реагировать.

В последние десятилетия мы с Вами попали в дебри аллергенов, нам прежде не знакомых, а также токсинов, которые вводятся в безудержной погоне за прибылью производителями бытовых товаров. Среди них – продукты питания, напитки, мебель, одежда, бытовые приборы, моющие средства, лекарства, косметика, игрушки и многое, многое другое. Бывает, что мы приобретаем товар, смутно представляя его предназначение и, более того, практически не знаем его способность вызывать аллергии, токсичность и величину рисков, связанных с его использованием.

В результате дети всё больше подвергаются риску получить если не молниеносную смертельную форму аллергической реакции, то уж стёртые формы в виде дерматитов, нарушений кожных покровов точно. Причём нам и в голову не приходит, что признаки аллергии на коже и видимых слизистых это есть далеко не худшее отражение тех страшных изменений, которые происходят во внутренних органах.

Никак не лучше обстоят дела с воздействием токсинов фенольного ряда, цианидов, тяжёлых металлов, нитратов, гербицидов и антибиотиков и гормонов в продуктах.

Коммуникационные микроорганизмы

В этом секторе опасностей речь пойдёт ещё об одной среде в которой мы живём. Это океан, занимаемый микробами, вирусами, простейшими организмами, грибками. Многие из них патогенны, т.е. могут вызвать при определённых условиях заболевание человека.

В эти условия входят: количество микробов в единице объёма воздуха, воды или почвы; способность живого микроорганизма вызвать заболевание, его способность к выживанию вне человеческого организма; пути внедрения в организм и многое другое.

С появлением новых средств обустройства помещений (кондиционеры, устройства для очистки воды, отделка помещений пластиками) увеличились риски инфекционных заболеваний.

До определённого момента, определяемого техническими характеристиками этих очистителей, вместе с пылью на фильтрах оседают микроорганизмы. Через некоторое время фильтр полностью реализует свои фильтровальные возможности, далее начинает выбрасывать в помещение всё то, что накопилось на нём за месяцы. Концентрация микробов в якобы очищаемом воздухе увеличилась в тысячи раз. Человек получил респираторную инфекции, которую мы считаем результатом переохлаждения. На самом деле мы, покупая кондиционеры, забываем о необходимости регулярной замены фильтров. В США такое заболевание называют «болезнью кондиционеров».

Точно такие же технологические «пробои» происходят в фильтрах по очистке воды. В результате пользователь фильтра вместо чистой воды пьёт настой фекальных масс. И, это хорошо, если в системе для питьевой воды использовалась хлорированная вода.

3. Обсуждение проблем профилактики заболеваний.

На этом далеко не полный обзор медицинских угроз в результате развития современной цивилизации можно прекратить.

В ходе обсуждения проблем профилактики выше указанных причин заболеваний подростков хотелось бы получить ответы на вопросы:

Реальны ли для Вашего ребёнка вышеуказанные угрозы? Если да, то, какие?

Какие меры профилактики Вы проводите?

Готовы ли Вы довести до понимания Вашим ребёнком окружающих его цивилизационных угроз?

Какая помощь в вопросах профилактики необходима помощь от гимназии?

Намерены ли Вы передать содержание семинара до других членов семьи, друзей и знакомых?

Обсуждение с родителями поднятой темы проводится в форме беседы.

4. Подведение итогов

Я рада тому, что Вы заинтересованно обсуждали новые, связанные с развитием цивилизации, угрозы здоровью Ваших детей, набросали схему нашего взаимодействия по профилактике заболеваний.

В помощь Вам предлагаю комплект собственных, а также адаптированных, памяток, рекомендаций педагогов, врачей и психологов, которые могут помочь в профилактике болезней. Материалы собрания также размещены в локальной компьютерной сети гимназии:

Памятка пользователю ПЭВМ (Приложение 2).

Правила для поддержания правильной осанки и профилактики сколиоза (Приложение 3).

Советы психолога (Приложение 4).

Тест на лояльность в семье (Приложение 5).

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» (Приложение 6).

Памятка родителям о признаках употребления алкоголя и наркотиков (Приложение 7).

Рекомендации «Как помочь агрессивному ребёнку?» (Приложение 8).

Надеюсь, что полученные Вами знания помогут в охране здоровья детей!

Благодарю за участие в обсуждении темы!



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Вопросы и ответы родителей

на родительском собрании-семинаре «Цивилизационные» болезни подростков. Их профилактика»

Родитель ученика _______________  Ф.И.О. __________________________

№ п/п

Изучаемый вопрос

Ответы и рекомендации родителей (после родительского собрания) 

Примечания

1.

Реальны ли для Вашего ребёнка вышеуказанные угрозы? Если да, то, какие?

2.

Готовы ли Вы довести до понимания Вашим ребёнком окружающих его «цивилизационных» угроз?

3.

Какие меры профилактики Вы проводите лично?

4.

Какая помощь в вопросах профилактики необходима помощь от гимназии?

5.

Намерены ли Вы передать содержание собрания-семинара до других членов семьи, друзей и знакомых?

6.

Какие меры Вы лично предпринимаете для предупреждения конфликтов между Вашим сыном (дочерью) и другими учениками?

7.

Снизился ли после этого собрания уровень Ваших претензий к гимназии?



Предварительный просмотр:

Приложение 2

 Памятка пользователю ПЭВМ

Субъективные жалобы пользователей ПЭВМ и возможные причины их проявления

Субъективные жалобы

Возможные причины

резь в глазах

визуальные эргономические параметры монитора, освещение на рабочем месте и в помещении

головная боль

аэроионный состав воздуха в рабочей зоне, режим работы

повышенная нервозность

электромагнитное поле, цветовая гамма помещения, режим работы

повышенная утомляемость

электромагнитное поле, режим работы

расстройство памяти

электромагнитное поле, режим работы

нарушение сна

режим работы, электромагнитное поле

прыщи и покраснение кожи

электростатические поля, аэроионный и пылевой состав воздуха в рабочей зоне

боли в животе

неправильная посадка, вызванная неправильным устройством рабочего места

боль в пояснице

неправильная посадка пользователя, вызванная устройством рабочего места, режим работы

боль в запястьях и пальцах

неправильная конфигурация рабочего места, в том числе: высота стола не соответствует росту и высоте кресла; неудобная клавиатура; режим работы

Упражнения для утомлённых глаз

  1. Широко раскрыть и закрыть глаза 3 раза.
  2. Крепко зажмуриться и открыть глаза 3 раза.
  3. Легко поморгать глазами 6 раз.
  4. Медленно с выдохом сделать круг глазами по часовой стрелке.
  5. Повторить против часовой стрелки.
  6. Последние 2 упражнения повторить с закрытыми глазами.
  7. С закрытыми глазами «написать» носом круг в воздухе по часовой стрелке и обратно 4 раза.
  8. Легко поморгать глазами 6 раз.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Правила поддержания правильной осанки и профилактики сколиоза.

Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  • Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки или плечи.
  • Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  • Спать на жесткой постели, подкладывая под шею подушку которая под тяжестью равна по высоте ширине плеча.
  • Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
  • Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  • Нельзя читать лежа на боку.
  • Осанку нарушает езда на велосипеде.
  • Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия

Упражнение - Кто я? Какой я?

Лечь на спину, руки прижать к туловищу, все тело должно представлять собой одну сплошную линию. Вытянувшись, нужно приподнять голову и плечи, осмотреть себя и положение своего тела и вернуться в исходное положение.

Упражнение - Велосипед.

Лежа на спине и прижав руки к туловищу, поочередно поднимать левую и правую ногу, сгибая их в коленях.

Упражнение - Плавание.

Лечь на живот, руки положить перед собой, на них положить голову. Приподнимать голову и плечи насколько это возможно.

Упражнение - Прямой угол.

Лежа на спине, отвести руки за голову.

- поднимать ноги поочередно вверх по возможности под прямым углом;

- горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами.

Упражнение - Рыбка.

Лечь на живот, положить подбородок на руки. Отвести руки назад и максимально приподнять. То же самое необходимо сделать с ногами.

Упражнение - Окошко.

Лечь на живот, поднять руки вверх и сцепить пальцы. Прогнуться, повернуть туловище влево, вправо (под левой и правой рукой заглянуть в “окошко”).

Упражнение - Игра с морской галькой.

Сесть на коврик на полу, ноги согнуть, стопы поставить параллельно. Захватывать пальцами ног камешки (их можно купить в магазине) или такие предметы как ластик, воланчик, ракушки.

Упражнение - Тренировка ног.

Сесть на коврик, согнуть ноги в коленях и:

- “сложить” стопы вместе, развести ноги и максимально вывернуть стопы наружу;

- держа спину максимально ровной, вытянуть ноги и носочки вперед;

- вытянуть ноги вперед и, держа их на весу, максимально выдвинуть пятки вперед;

- сводить и разводить ноги, соприкасаясь попеременно пятками и пальцами ног;

- попеременно ставить ступни на пятку и на носок;

- шевелить пальцами ног, сначала медленно, а затем убыстряя темп;

- “вибрировать” ногами, то, убыстряя, то, замедляя темп.

Упражнение - Учимся ходить.

Походить по комнате:

- на носках;

- на наружных и внутренних краях стоп ног;

- на наружных краях стоп;

- перекрестными шагами, занося вперед поочередно левую и правую ноги;

- как ходят модели на подиуме;

- как ходят балетные танцовщики.

Упражнение - Футболисты.

Для выполнения упражнения можно использовать несколько мячей, от маленького до средних размеров. Сидя на стуле, нужно:

- захватить стопами мяч и поднять его как можно выше;

- покатать мяч попеременно левой и правой ногой;

- взять мяч, положить его на ногу и постараться продержать его как можно дольше, не роняя;

- подложить под стопы левой и правой ноги маленькие одинаковые мячи и постоять на них;

- разложить вокруг себя несколько мячей на равном расстоянии и, захватывая их обеими ступнями, менять мячи местами.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Советы психолога.

Основоположник учения о стрессе Г. Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни».

Когда вам захочется ощутить прилив энергии, следуйте нашим советам:

  1. Выйдите погулять на несколько минут. Смена впечатлений, свежий воздух снимут стресс.
  2. Вдыхая через нос, думайте: «Я вдыхаю здоровье, а выдыхаю неприятности, токсины, болезни.
  3. Сделайте «березку». Побудьте в позе около 15-30 секунд. Прилив крови к голове значительно прояснит ее.
  4. Разыграйте кого-нибудь из домочадцев, посмейтесь вместе, посмотрите комедию или вспомните последний анекдот. Смех снимает напряжение и усталость.
  5. Вы должны вот-вот выскочить из дому. Перед тем как надеть туфли, сядьте, прикройте глаза и на 30 секунд перенеситесь к лесному костру или на пляж, где вечернее солнце мягко согревает, а шум волн убаюкивает. Через полминуты вы почувствуете себя отдохнувшим.

6.  Считайте ваши удачи! На каждую сегодняшнюю неудачу или невезение, вероятно, найдется 10 или больше случаев, когда вам повезло! Подумайте о них.

7.   Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся и тревожатся.

  1. Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь. Не сидите, скрючившись в одном и том же положении весь день.
  2. Высыпайтесь. Если необходимо, испробуйте будильник для напоминания о том, что пора идти спать.
  3. Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом и рабочее место так, чтобы вы могли всегда найти вещи, которые ищете.
  4. Прощайте и забывайте. Не жалуйтесь, не ворчите, не испытывайте недовольство другими.



Предварительный просмотр:

Приложение 5

ТЕСТ

на лояльность в семье

  • Если тебе приходится задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища)?
  • Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральной уборкой, ремонт, заготовка дров), а тебя отправляют на улицу или к друзьям, или к родным, “чтобы не крутился под ногами”?
  • Отложи книжку на минутку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не месте?
  • Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестёр?
  • Свои нужды (купить коньки, мяч, джинсы) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести её?
  • Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь ещё какую-нибудь работу “от себя”, по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты ещё и всю обувь привёл в порядок)?
  • Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? А может быть, ты и вправду веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?
  • У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты своё нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым, недовольным лицом)?
  • У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
  • Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Ну вот. Было всего 10 вопросов. Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, знаки у тебя должны стоять такие:    “+ - - + + + + - - -”.

Если знаки другие – подумай о причинах этого. Что ты можешь изменить уже сегодня, завтра…?



Предварительный просмотр:

Приложение 6

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Инструкция: Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если Вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера  ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом Вы ведете себя:

ЧАСТО – поставьте  3 балла; ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла; РЕДКО – 1 балл.

ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как  со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10.  Меняю тему…
  11.  Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12.  Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13.  Немножко уступлю и подтолкну тем самым  к уступкам другую сторону.
  14.  Предлагаю мир.
  15.  Пытаюсь обратить все в шутку.

Бланк ответа

Тип

поведения

№ вопроса

баллы

№ вопроса

баллы

№ вопроса

баллы

сумма

«А»

1

6

11

«Б»

2

7

12

«В»

3

8

13

«Г»

4

9

14

«Д»

5

10

15

 

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов по строчкам А. Б, В, Г, Д – соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.

Если Вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А»- это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, Вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который «всегда прав».

 «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала Вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника Вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.



Предварительный просмотр:

Приложение 7

ПАМЯТКА

родителям о признаках употребления алкоголя и наркотиков

Некоторые определения из нормативно-правовых документов

- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ);

- антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц (абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ);

- семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ);

- индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

- пиво и напитки, изготавливаемые на его основе - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта (абзац введен Федеральным законом от 22.04.2005 N 39-ФЗ);

- категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа: несовершеннолетние, употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе (в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ).

Признаки употребления алкоголя и наркотиков

Внешний   вид:  состояние  одежды,  кожных покровов, наличие повреждений (ранения, ушибы, следы от инъекций)

Поведение: напряжен, замкнут, раздражен, возбужден, агрессивен, эйфоричен, болтлив, суетлив, настроение  неустойчиво, сонлив, заторможен, жалуется на свое состояние

Состояние сознания: нарушения в ориентировке по месту,  времени, ситуации и в собственной личности.

Речевая    способность: связность изложения, нарушения артикуляции, смазанность речи, результаты  проведения пробы со счетом с ошибками.

Вегетативно-сосудистые реакции (состояние сосудов кожных покровов и видимых слизистых (бледные, покрасневшие, окрашены жёлтым цветом, потливость, слюнотечение)

Дыхание: учащенное, замедленное

Пульс чаще или реже 60 - 70 в мин., артериальное давление больше или меньше 140/80 – 100/50 мм рт. ст.

Зрачки: сужены, расширены, реакция на свет вялая                

Наличие нистагма при взгляде в стороны

Двигательная сфера

Мимика: вялая, оживленная

Походка (шатающаяся,  разбрасывание  ног  при  ходьбе),  ходьба  с быстрыми поворотами (пошатывание при поворотах)

Устойчивость в позе Ромберга (ступни вместе с закрытыми глазами и вытянутыми вперёд руками) нарушена, шатает

Точные движения (пальце-носовая проба и др.)

Дрожание век, языка, пальцев рук выраженное

Запах алкоголя или другого вещества (ацетона, травы, и другие необычные изо рта.

Наличие запаха алкоголя, камфоры и других в выдыхаемом воздухе.

Способы обнаружения психоактивных веществ в биологических средах

Внешние признаки, проявляющиеся у человека, употребляющего наркотические и психотропные вещества, не всегда являются абсолютными показателями. Они могут свидетельствовать о совершенно иных расстройствах. Для прямой диагностики употребления наркотических средств, психотропных или токсических веществ применяют лабораторные исследования. Использование для этих целей диагностических тест-систем принципиально меняет систему лабораторных исследований, значительно расширяет возможности в области профилактики заболеваний, позволяет проводить экспресс-исследования в полевых условиях, а также скриннинговые исследования в случаях неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

Тест-системы основаны на методе иммунохроматографического анализа и позволяют в полевых условиях, в отсутствии возможности лабораторной диагностики, в течение нескольких минут опровергнуть или подтвердить даже однократный прием наркотических средств или психотропных веществ.

Высокая чувствительность тестов делает возможным определение биологических веществ и маркеров различных заболеваний в ничтожно малых концентрациях. Надежность тестов многократно подтверждена испытаниями, проводившимися в ведущих научно-исследовательских институтах. Достоверность тестов, при соблюдении инструкций, достигает 100%.

С помощью тестов определяется почти вся гамма наркотических средств и психотропных веществ, употребляемых в настоящее время в России.

В настоящее время Минздравом России разрешены следующие иммунохроматографические экспресс-тесты (полоски, наборы полосок, плашка) для выявления содержания наркотических веществ в моче у лиц, употребляющих наркотические вещества.

Тесты КвикСкрин (QuickScreenTM) для выявления следующих наркотиков в моче (регистрационное удостоверение МЗ N 2001/116 от 22.02.2001):

1. Амфетамин;

2. Каннабиноиды (марихуана);

3. Опиаты;

4. Метамфетамин;

5. Кокаин;

6. Бензодиазепины;

7. Барбитураты;

8. Фенциклидин;

9. Метадон.

Для одновременного выявления в моче:

1. Опиатов, каннабиноидов (марихуаны) - OPI-THC мультитест;

2. Опиатов, каннабиноидов (марихуаны), амфетамина - OPI-THC-АМР мультитест;

3. Опиатов, каннабиноидов (марихуаны), амфетамина, кокаина, бензодиазепинов - OPI-THC-AMP-COC-BZD мультитест.

Институтом Биохимии им. А.Н. Баха Российской академии наук разработаны и производятся отечественные экспресс-тесты для определения следующих типов наркотических веществ в моче: опиатов (ИНБИ-опиаты) и марихуаны (ИНБИ-марихуана).

Экспресс-тесты прошли клинические испытания в клинике психиатрии Военно-медицинской академии и 6-м Центральном военном клиническом госпитале Министерства обороны Российской Федерации и рекомендованы для практического применения.

Принцип метода: Исследуемая моча за счет капиллярных сил мигрирует вдоль тест-полоски. Проходя через абсорбирующее устройство, при наличии в пробе искомого вещества или его метаболитов, происходит реакция со специфическими моноклональными антителами, меченными коллоидным золотом, сопровождающаяся образованием комплекса антиген-антитело. В свою очередь этот комплекс вступает в реакцию конкурентного связывания с антигеном, иммобилизованным в тест-зоне стрип-полоски. При этом розовая полоска, соответствующая образованию комплекса, не выявляется, если концентрация наркотика в образце превышает пороговый уровень.

При отсутствии наркотического вещества или в случае, если его концентрация меньше порогового уровня, антиген, находящийся в тест-зоне полоски, вступает в реакцию с мигрирующими специфическими моноклональными антителами, в результате чего проявляется розовая полоска в этой области. Не прореагировавшие компоненты теста связываются в контрольной зоне тест-полоски с т.н. антивидовыми антителами, образуя розовую полоску. Появление розовой полоски в контрольной зоне указывает на правильность проведения процедуры тестирования и диагностическую активность его компонентов.

При отсутствии контрольной полосы тестирование следует повторить. Отрицательный результат тестирования приводит к появлению двух полос (в тест-зоне и контрольной зоне), т.е. указывает на отсутствие наркотических (искомых) веществ в исследуемом образце мочи или свидетельствует о том, что их концентрация ниже порогового уровня.

Положительный результат тестирования приводит к появлению только одной розовой полосы в контрольной зоне, что свидетельствует о наличии наркотического (искомого) вещества. Тест-полоски не предназначены для определения количественного уровня наркотических веществ в моче или определения тяжести наркотического опьянения.

Порядок исследования: Забор мочи объемом 30 - 50 мл производят в сухой флакон. Анализ проводят сразу же после забора мочи. С этой целью стрип-полоска или мультитест погружаются вертикально в мочу не выше обозначенной отметки. Результат считывается не ранее чем через 10 минут и не позднее чем через 15 минут после начала анализа.

Результаты тестирования оформляются протоколом (их следует рассматривать как предварительные)

Порядок организации обследования и лечения.

При выявлении родителем признаков употребления подростком наркотиков определить порядок своих действий по спасению ребёнка и быть готовым заниматься этим каждодневно, настойчиво, не впадая в отчаяние от неудач и долго-долго!!!!!!!

Прежде всего, необходимо подтвердить  или отвергнуть имеющиеся признаки у наркологов в стационаре, поликлинике (диспансере) обычным порядком или анонимно. Далее следовать рекомендациям врача!

Нормативно-правовые документы

  1. Письмо Минобразования и наукиРФ от 30 августа 2005 г. N 03-1572 «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ».
  2. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» (в ред. от 05.01.2006 N 9-ФЗ)
  3. Списки сильнодействующих и ядовитых веществ. Утверждены постоянным комитетом по контролю наркотиков. Протокол от 13.04.2005 N 2/98-2005).
  4. Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О МЕДИЦИНСКОМ  ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.09.2004 N 115).
  5. Приказ Минздрава РФ от 23 августа 1999 г. N 327 «ОБ АНОНИМНОМ ЛЕЧЕНИИ В НАРКОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ»



Предварительный просмотр:

Приложение 8

Рекомендации «Как помочь агрессивному ребёнку?»

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются, толкаются, а иногда, в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение, взрываются и бушуют? Причин такого поведения может быть много.

Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе.

Их поведенческие репертуар, довольно скуден и, если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение. Предоставление выбора способа взаимодействия особенно актуально, когда речь идет об агрессивных детях. Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:

1. Работа с гневом.

Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

В основном это работа психолога в ходе индивидуальной психологической консультации. Но кое-какие рекомендации можно принять к сведению.

Работа с гневом                    

Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами,

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего “накала страстей” необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит оттого, в какой форме – словесной или физической – выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Можно позволить ребенку подписать рисунок так, как он хочет, Безусловно, подобная работа должна проводится один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. Этот метод работы со словесной агрессией рекомендует В. Оклендер в своей книге “Окна в мир ребенка”.

Как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему “врагу”, провоцируя его на ответную брань, привлекая все новых и новых “зрителей”. В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию – поиграть с ними в игру Обзывалки”. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность вьплеснуть негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называтъ друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).

Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будём. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: “А ты ..., солнышко!”

Также помочь детям доступным способом выразить гнев, может так называемый “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего гнева.

Однако далеко не всегда дети ограничиваются (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова (помните у К.Чуковского: - «Из меня драка лезет!»). В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией, перенацеливать их на безобидные физические действия.

Видя, что дети распетушились и уже готовы вступить в бой можно мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.

Легкие мяч, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить – все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

А может быть поможет переноска давно нуждающихся в этом чурок, наполнение водой из колодца рассохшейся бочки на даче?

Обучение ребёнка навыком распознавания и контроля негативных эмоций.

                                                                                                                    Важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: все вокруг агрессивны.

Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для того чтобы дети могли верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела.

Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: “Сердце колотится, в животе щекота, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо ладошки чешутся и т.д.”. Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.

Таким образом, ребенок, если он верно “расшифрует послание своего тела, сам сможет понятъ: “Мое состояние близко к критическому. Жди бури”.

А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов вьплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым, предотвратив конфликт.

Взрослым и детям  полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят, не ожидая, когда возникнут проблемы, и немалые.

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.           

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.

Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Считается, что если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, агрессия в следующий раз будет слабее.

Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору и тем, кто находится с ним рядом.

Как следствие – научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше.

В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение “я”, а не “ты”. Например, вместо: “Ты, почему не убрал игрушки?”, можно сказать: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”.

Другими словами, мы обращаемся к технологии “Я – сообщение”

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

Доверие ребёнка необходимо честно заслужить. А заслужив его – не потерять даже на миг!

В заключение хочется пожелать всем работающим с “агрессивными, трудными” детьми, чтобы не раздражаться, когда ребенок ведет себя дурно, нужно поставить перед собой вопрос: “Интересно, что с ним сейчас происходит?”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Алкоголизм - привычка или болезнь?".

Материал данной работы может быть использован на уроке химии 10 класса (тема "Спирты") в профильном классе. А также при проведении классных и школьных мероприятий, направленных на формирование здорово...

TОК - ШОУ КУРЕНИЕ: ДАНЬ МОДЕ, ПРИВЫЧКА, БОЛЕЗНЬ

Интерактивный классный час разработан с целью профилактики курения среди подростков...

Внеклассное мероприятие на тему "Наркомания — страшная болезнь XXI века. Взлет и падение"

Перед авторами поставлена задача - привлечь внимание подростков к проблеме наркомании....

Четвертые региональные Рождественские образовательные Чтения. Статья «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси».

Статья представляет собой описание опыта работы по технологии открытого образования - образовательного путешествия....

Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси». Тема: Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Итоги и последствия принятия христианства

История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Эта история связана с именем Великого Князя Киевского Владимира Святославича, внука основателя династии Рюрика, сына первого русск...

Тема: «Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.Пути передачи возбудителей инфекционных болезней.»

Тема: «Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.Пути передачи возбудителей инфекционных болезней.»...

Как научить ребёнка цивилизованно выражать гнев?

С самого раннего возраста дети учатся выражать свой гнев в соответствии с моделями поведения, которые они видят вокруг. Вам как родителям гнев часто кажется нежелательной эмоцией, и вы считаете, что е...