Программа по организации работы с неблагополучными семьями "Семья-не вакуум"
проект по теме

Терененкова Людмила Васильевна

данная программа содержит в себе теоретические и практические аспекты работы с семьями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx46.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ЗАСИЖЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Программа по организации работы с неблагополучными семьями

 «Семья -  не вакуум»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ (проекта, плана)

Программа по организации работы с неблагополучными семьями

«Семья-не вакуум»

(указать полное наименование программы образовательного учреждения)

МБОУ «Засижьевская средняя общеобразовательная школа»________________

(указать полное наименование образовательного учреждения)

Основание для разработки программы

Решение педагогического совета МБОУ «Засижьевская средняя общеобразовательная школа»

Нормативный правовой акт, которым утверждена программа

Орган управления программой

Комитет по образованию администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области

Основные разработчики и исполнители

программы

Творческая группа из представителей администрации, социального педагога, психолога МБОУ «Засижьевская средняя общеобразовательная школа»                                                                            

Срок реализации программы

2010 - 2013годы

Цель программы

Создание единого воспитательного пространства «Родители-дети-учителя» и условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Задачи программы

- повысить  профессиональную компетентность, заинтересованность классных руководителей, стимулировать деятельность педагогов, активно занимающихся проблемой работы с семьями обучающихся;

- оказывать своевременную психолого – педагогическую и медико – социальную помощь особо нуждающимся ученикам и их семьям;

- корректировать сложившиеся внутрисемейные стереотипы взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

- осуществление информационной  и посреднической помощи семье «группы риска»;

- установить партнерские отношения с семьями обучающихся;

-содействовать формированию у членов семьи  социально-коммуникативных  навыков;

-снижать потребительские ориентации и общую пассивность;

- углубить педагогические знания родителей;

- вовлекать родителей в воспитательный процесс школы;

-оказать семьям и детям помощь в решении личных психоэмоциональных  проблем, препятствующих развитию способности решать свои проблемы самостоятельно;

-преодолевать неблагополучия в детско-родительских отношениях,  физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;

-формировать у подростков осознанное отношение к роли родителей;

-создать условия для облегчения материального положения семьи;

- выработать у учащихся навыки релаксации и умения применять их в стрессовых ситуациях.

Целевые группы, на которые направлена деятельность по программе

(количественные и качественные характеристики)

18 родителей, не выполняющих надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей

18 социально неблагополучных семей.

4 семьи, имеющие детей, в которых один или оба родителя безработные.

3 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2 семьи, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

7 несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах внутренних дел.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, в том числе в части изменения положения целевых групп

Количественные

показатели

2010 год

2013год

- Количество социально неблагополучных семей

- Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах внутренних дел

- Количество детей, родители которых лишены родительских прав

- Количество детей в семьях, находящихся в социально опасном

положении, снятых с учета комиссии по делам несовершеннолетних.

- Количество родителей из социально неблагополучных семей, трудоустроенных в течение года

Качественные показатели:

-улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

-повышение профессиональной компетентности руководителей;

-расширение доступности и повышение качества социально-реабилитационных услуг, предоставляемых семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации,

-выявление основных причин появления неблагополучных семей;

-повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;

-создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей из неблагополучных семей;

-изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;

-снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска»;

-повышение обученности  и уровня физической подготовки детей;

-снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей;

-формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях;

-рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения;

      18

7

0

        1

2

13

5

0

3

5

  1. Описание проблемы семейного неблагополучия и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Начиная работать социальным педагогом, я столкнулась  с тем, что на учёте в ПДН и КДН из нашей школы стояло 4 семьи, как неблагополучные, а на внутришкольном  учёте было 18 неблагополучных семей. Учитывая, что общее количество учащихся в школе было 64, а учащихся из неблагополучных семей, стоящих на учёте оказалось около  32% ,  я стала задумываться, как выйти из ситуации. Конечно, решить такую проблему без разработанной программы было не возможно. Так в рамках программы развития «Школа-центр социальной адаптации» возникала  программа  по организации работы с неблагополучными семьями «Семья-не вакуум».

Семья - первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека, в процессе формирования личности играющий главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности. Именно семья играет важную роль не только в развитии общества и государства, но и в жизни каждого человека. Она дает ребенку и взрослому чувство защищенности, заботы и любви. В семье формируются понимание настоящего, уверенность в будущем и уважение к прошлому.

Трансформации в обществе не могли не повлиять на положение семьи; изменились ее состав и облик, содержание потребностей, социальные роли матери и отца, взаимоотношения с детьми. Период социально-экономического преобразования в стране отрицательно сказался на жизненном уровне семьи, породил в ней немало негативных явлений: растет социальное сиротство, безотцовщина, снижаются нравственные устои семьи, возникает насилие и жестокое обращение с детьми. Сегодня семья как никогда нуждается в социальной, психологической, педагогической, юридической и других видах помощи.

Мы все знаем, что семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие: жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи, можно сравнить со среднестатистическими показателями. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением её членов - ответом на вопрос: «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье, чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.

Разумеется, в каждой семье есть проблемы, нередко они накапливаются, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи, частые ссоры по поводу и без, отсутствие работы и нехватка денег на элементарные нужды - что-то одно или все вместе, отравляет существование многим нашим согражданам и, прежде всего, детям. Вполне может наступить момент, когда по этим причинам на вопрос: «Хорошо ли живется в семье?» нельзя будет дать положительный ответ. И здесь возникает по терминологии социальной работы «проблемная семья».

Семья, замкнутая в своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома - это неблагополучная семья.

Под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Одним из самых мощных неблагополучных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является алкоголизм и наркотизация родителей. Они могут влиять не только в момент зачатия и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.  Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становятся невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом и (или) находящимся под влиянием наркотиков приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается у специалистов таким термином - созависимость.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданию всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого морально-психического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Другим значительным фактором неблагополучия в семье выступает нарушение детско-родительских отношений. В таких семьях влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в алкогольных семьях, а косвенно, вследствие хронически осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия. Независимо от того, является ли конфликтная семья шумной, скандальной, где повышенные тона становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия,   она   отрицательно   влияет   на   формирование   личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.

В «неблагополучных семьях» складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка, нарушающие его права, лишающие защиты. Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать свои проблемы, возникающие при воспитании детей. Им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в «неблагополучных семьях», нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов - это дети особого педагогического внимания.

Государство обеспокоено и пытается найти пути решения проблем, касающихся самих неблагополучных семей, особенно детей, живущих в таких семьях.  В нашем  небольшом  городе также существует данная проблема, которая требует участия в её разрешении  большого числа  заинтересованных  лиц  в защите прав детей.

Мы считаем, что школа также призвана стать одним из главных участников оказания помощи и содействия детям из неблагополучных семей, оказания сопротивления  складывающимся ситуациям семейного неблагополучия.

Одним из важных направлений воспитательной работы нашей школы - является профилактика правонарушений и преступлений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а также раннего семейного неблагополучия. Поэтому перед педколлективом школы поставлена задача - попытаться изменить сознание и поведение учащихся «группы риска» через направленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, то есть обеспечить каждому нуждающему в этом ребенку педагогическую поддержку.

Но решать эти задачи педагогам в одиночку невозможно, поэтому мы  объединили усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, подразделений по делам несовершеннолетних ОВД по Ярцевскому району, инспекторов ОДН и ПДН, работников центра детского творчества, спортивной школы, специалистов медико-информационного центра, работников музеев, станции юных натуралистов, школы ЛЭШ при МГУ.

Наша школа располагается в типовом двухэтажном здании на 107 ученических мест, где есть библиотека (число книг - 4360 экз. и электронный каталог), два музея, спортивный зал, совмещенный с актовым, комбинированные мастерские, учебные кабинеты, которые имеют современное оборудование, ТСО, эстетическое оформление. Имеется видео и множительная аппаратура, компьютерный класс.

Для психолого-педагогического сопровождения создан кабинет психологической разгрузки, где осуществляются следующие формы работы: тренинги, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, встречи, лекции, ролевые игры, психодиагностики, просмотр и обсуждение видеофильмов, индивидуальные консультации, тесты и др.

На территории школы имеются спортивная, игровые площадки. На учебно-опытном участке сформированы отделы: цветочно-декоративный, овощных культур, коллекционный, защищенного грунта, плодово-ягодный, производственный, лекарственных растений. Имеется фруктовый сад, и в здании и на территории школы имеются разноакцентированные уголки досуговой деятельности – «зеленые оазисы», игровые и оздоровительные отсеки.  К работе на данных участках привлекаются все учащиеся, включая и детей из неблагополучных семей.  Труд на природе позволяет решить следующие задачи: охрана жизни и здоровья детей; воспитывать эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природе; уметь оценивать свои поступки и поступки сверстников по отношению к природе; развитие наблюдательности, воспитание чувства прекрасного, обогащение знаний и впечатлений о природе; воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь; учить видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы; воспитание эстетических чувств; воспитание любви к природе, Родине; укрепление дружеских взаимоотношений между детьми; способствовать формированию и поддержанию семейных традиций; развитие творчества, воображения, мышления, внимания.

Также у нас есть пришкольный интернат, который представляет собой отдельно стоящее здание со всеми удобствами. Наличие интерната позволяет работать в режиме школы полного дня для учащихся, находящихся в сложной жизненной ситуации. В интернате проживают дети из населенных пунктов, удаленных более чем на 3 км., а также дети из неблагополучных семей (в том числе и из города).  Педагоги стремятся обеспечить условия, способствующие созданию благоприятной обстановки для формирования базовой культуры личности несовершеннолетнего, развитию социально-бытовых навыков и основ здорового образа жизни. Воспитанники живут в комнатах по 3-4 человек, для игр и отдыха предусмотрена игровая комната, на территории интерната есть площадка для занятий спортом. Вся работа в интернате ведётся по плану воспитателя в соответствии с задачами программы развития «Школа-центр социальной адаптации» и созданной в рамках неё программы «Семья-не вакуум».

  1. Цель, задачи, сроки реализации программы.

 Цель: создание единого воспитательного пространства «Родители-дети-учителя» и условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи в обществе и в дальнейшей его жизни.

Задачи:

- повысить  профессиональную компетентность, заинтересованность классных руководителей, стимулировать деятельность педагогов, активно занимающихся проблемой работы с семьями обучающихся;

- оказывать своевременную психолого – педагогическую и медико – социальную помощь особо нуждающимся ученикам и их семьям;

- корректировать сложившиеся внутрисемейные стереотипы взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

- осуществление информационной  и посреднической помощи семье «группы риска»;

-прослеживать дальнейшую жизнь выпускников школы-детей из неблагополучных семей;

- установить партнерские отношения с семьями обучающихся;

-содействовать формированию у членов семьи  социально-коммуникативных  навыков;

-снижать потребительские ориентации и общую пассивность;

- углубить педагогические знания родителей;

- вовлекать родителей в воспитательный процесс школы;

-оказать семьям и детям помощь в решении личных психоэмоциональных  проблем, препятствующих развитию способности решать свои проблемы самостоятельно;

-преодолевать неблагополучия в детско-родительских отношениях,  физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;

-привлечь студентов высших и средних учебных заведений к работе с неблагополучными семьями;

-формировать у подростков осознанное отношение к роли родителей;

-создать условия для облегчения материального положения семьи;

-выработать у учащихся навыки релаксации и умения применять их в стрессовых ситуациях;

- совершенствовать организацию  межведомственного взаимодействия по существующей проблеме

Программа реализуется в 2010-2013 годы

  1. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты.

В ходе реализации программы планируется развитие сетевого взаимодействия учреждений, специалистов, занимающихся решением проблем семьи и детей.

Система программных мероприятий направлена на достижение целей и решение задач, заявленных в программе. Мероприятия разработаны с учетом индивидуальных особенностей неблагополучных семей. Выполнение мероприятий предполагается осуществлять в хронологической последовательности, с учетом логики решения задач по достижению целей.

Для достижения программных целей планируется выполнение основных мероприятий:

- организация профилактической работы с семьями по недопущению ситуации, приводящей к лишению родителей родительских прав;

-организация работы с родителями, лишенными родительских прав, по восстановлению семьи (оказание помощи в трудоустройстве, в решении жилищных вопросов, в лечении от алкогольной зависимости и пр.);

-организация родительских лекториев;

-организация общешкольного мероприятия, посвященного дню семьи, классных праздников с участием родителей;

-организация на базе учреждения кабинета социально-психолого-педагогической службы для оказания экстренной психологической, правовой помощи семьям, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;

открытие школы будущих родителей;

-создание комиссии оперативного реагирования для работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

- организация работы по вовлечению детей особой заботы в кружковую работу, как на уровне школы, так и города;

-участие в спортивных соревнованиях школы, города, района, в интеллектуальных школьных и городских мероприятиях, экскурсиях;

-организация льготного питания и проживания в пришкольном интернате детей из неблагополучных семей;

- организация досуга учащихся в каникулярное время;

- организация летней занятости детей из неблагополучных семей (летний лагерь с дневным пребыванием):

- помощь в профессиональном определении для учащихся 9 класса;

-изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей, контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся;

-диагностика психоэмоционального состояния учащихся, психологического климата в ученических коллективах, проведение бесед, групповых и индивидуальных занятий, игр, тренингов;

-организация работы с педагогическим коллективом: расширение знаний о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних; расширение знаний о психологии развития личности детей;

-привлечение  студентов и учащихся высших и средних учебных заведений (волонтеров) к организации работы с неблагополучными семьями.

По окончании реализации программы планируется получить следующие результаты:

-выявление семейного неблагополучия на ранней стадии кризиса семьи;

-повышение эффективности работы по реализации права ребенка на семью;

-выявление основных причин появления неблагополучных семей;

-повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;

-создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей из неблагополучных семей;

-изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;

-снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска»;

-повышение обученности  и уровня физической подготовки детей;

-снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей;

-формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях;

-рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения;

-улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

-повышение профессиональной компетентности руководителей;

-расширение доступности и повышение качества социально-реабилитационных услуг, предоставляемых семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.

  1. Управление программой и контроль за ходом ее реализации.

Текущее управление реализацией программы будет осуществляться администрацией школы.

Отчеты о ходе реализации программных мероприятий представляются государственному заказчику программы – Совету образовательного учреждения.

Контроль за выполнением мероприятий программы осуществляет директор МБОУ «Засижьевская средняя общеобразовательная школа» Пчёлка Л.Ф.

  1.      Ресурсное обеспечение программы.

Учреждение обеспечено  кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.

Объём и источники финансирования Программы.

Бюджетное и внебюджетное финансирование, добровольные  пожертвования (спонсорская помощь)

  1. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы.

Эффективность реализации программы предполагается оценивать по следующим показателям:

Количественные показатели:

-уменьшение количества социально неблагополучных семей до 13;

-уменьшение количества несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, до 5 человек;

-снижение количества детей, родители которых лишены родительских прав, до  0 человек.

- увеличение числа родителей из социально неблагополучных семей, трудоустроенных в течение года до 5 человек;

- количество детей в семьях, находящихся в социально опасном положении, снятых с учета комиссии по делам несовершеннолетних до 3 человек.

Качественные показатели:

-улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

-повышение уровня квалификации и компетентности специалистов учреждений социальной защиты.

Таким образом, реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

-сформировать в МБОУ «Засижьевская средняя общеобразовательная школа» среду, доброжелательную к детям, создать условия для комфортного и безопасного проживания детей из неблагополучных семей;

-защитить права и интересы семьи и детей;

-содействовать решению жизненных проблем семей;

-содействовать развитию системы семейных форм воспитания детей, повышению престижа института семьи.

-совершенствовать организацию  межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;

Социально-экономическая эффективность реализации Программы заключается в следующем:

- предотвращение жестокого обращения с детьми;

- развитие внутрисемейного сотрудничества между родителями и детьми, повышение авторитета родителей;

- оздоровление психологического климата в семье, восстановление детско-родительских и межличностных отношений, активизация скрытого положительного потенциала семьи;

- повышение психолого-педагогической компетенции взрослых членов семьи;

- формирование у детей способностей:

  1. адаптироваться в обществе, социальном пространстве;
  2. высказывать свою точку зрения, выслушивать и понимать других людей.

Реализация программных мероприятий не повлечет отрицательных экологических последствий.

Подпись и расшифровка подписи

представителя Заявителя:

________________ ( _____________ )

Дата: «___» ____________  2011 г.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Программа по организации работы с неблагополучными семьями

«Семья-не вакуум»

(указать полное наименование программы образовательного учреждения)

Мероприятие

Категория участников

Ожидаемые

результаты

Количество участников

Исполнители

Сроки реализации

1

2

3

4

5

6

День социального педагога:

-выявить педагогически запущенных детей и неблагополучных семей;

-выявить из числа учащихся состоящих на учёте в ПДН;

-направлять в КДП материалы для принятия мер к учащимся и их родителям;

-направлять в ПДН и КДП информацию о правонарушениях несовершеннолетних и о проделанной работе с ними;

-направлять в ПДН материалы и отчёты о проделанной работе с неблагополучными семьями.

Неблагополучные семьи

Первичное выявление семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации

15-35

Социльный педагог,

классные руководители

В начале учебного года (изменения и дополнения в течение учебного года)

Провести совместно с субъектами системы профилактики рейдовые мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов невыполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию и содержанию детей, случаев жестокого обращения с детьми, выявление семей, нуждающихся в различных видах социальной помощи.  Составление актов обследования.

Родители (законные представители)

Выявление соотношения факторов риска и здоровья.Скоординированная работа школы, семьи и общественности.

Определение социальных и индивидуальных ресурсов членов семьи.

15-40

Классные руководители,социальный педагог, инспектор ОДН

Не менее 3 раз в год

Создание банка данных о неблагополучных семьях

Неблагополучные семьи

Обеспечение своевременной помощи каждой семье и каждому ребенку; четкое разграничениедействия.

15-36

классные руководители,

социальный педагог

Сентябрь каждого года

Участие в благотворительной акции «Помощь семьям»

Неблагополучные семьи

Привлечение к проблемам неблагополучных семей общественности. Улучшение материального положения семьи

20-50

Администрация, педагогический коллетив, социальный педагог, волонтёры-выпускники школы и студенты, психолог,родители

Март каждого года.

По мере необходимости

Работа с детьми из неблагополучных семей

Вовлечение детей в кружки по интересам

Дети из неблагополучных семей

Структурирование свободного времени детей из неблагополучных семей, формирование  определённых интересов,знаний, умений и навыков

21

Социальный педагог

Сентябрь-октябрь каждого года

Организация льготного питания  

Дети из неблагополучных семей

Сохранение здоровья детей, улучшение материального положения семьи

   21-30

администрация

В течение года

Участие в спортивных соревнованиях школы, города, района.

Дети из неблагополучных семей

Структурирование свободного времени детей, сохранение и укрепление здоровья. Сдерживание вовлечения детей в употреблении ПАВ за счёт пропаганды здорового образа жизни.

21-50

Учитель физической культуры

В течение года

Участие в интеллектуальных школьных и городских мероприятиях, экскурсиях.

Дети из неблагополучных семей

Расширение воспитательного пространства,

закрепление ЗУНов. Удовлетворение разнообразных дополнительных запрсов детей во внеурочной работе.

21-80

Зам.директора по УВР,социальный педагог,классные руководители

В течение года

Педагогические наблюдения за каждым ребёнком в условиях повседневной жизни в классном коллективе

Дети из неблагополучных семей

Корректировка всех воспитывающих влияний на ребёнка

21-36

Классные руководители, социальный педагог

В течение года

Проведение ролевых игр: ситуации жизненных проблем

Дети из неблагополучных семей

Помощь учащимся в развитии творческих способностей и в поиске разрешения существующих проблем

21-23

Социальный педагог,психолог

На классных часах в течение года

Информационно-просветительская работа профилактического характера среди учащихся:

- выставка-обзор «Семья крепка согласием»;

-выставка книг для учащихся по психолого-педагогическому сопровождению;

-распространение тематических буклетов на темы: «Вред наркотиков и алкоголя на организм человека», «Как справиться со стрессом», «Моя семья»; «Как стать мастером общения» и пр.

-показ слайдов и плакатов, посвященных проблеме семьи

Дети из неблагополучных семей

Формирование у детей нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни

21-24

Социальный педагог,инспектор ОДН,библиотекарь,психолог

В течение года

Проведение тематических бесед, посвященных проблемам современного общества (по планам социального педагога и классных руководителей)

Дети из неблагополучных семей

Выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;

Повышение правовой грамотности детей.Формиролвание способности к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и внешними требованиями.

18-21

Социальный педагог,психолог,классные руководители

В течение года

Проведение психологических тренингов, консультаций, игр, занятий.

Дети из неблагополучных семей

Реабилитация и социальная адаптация детей из неблагополучных семей

18-23

психолог

ежемесячно

Проведение анкетирования, диагностик и проективных методик.

Дети из неблагополучных семей

Выявления индивидуальных психологических особенностей и проблем учащихся. Корректировка мероприятий для индивидуальной работы с каждым ребёнком

18-23

психолог

ежемесячно

Экстренное психологическое консультирование детей и родителей через «Молодёжный телефон доверия»

Неблагополучные семьи

Налаживание доверительных взаимоотношений с родителями и детьми, оказание эмоциональной поддержки.

18-35

психолог

В течение года

Проведение конкурсов рисунков, плакатов и стенгазет по плану социального педагога

Дети из неблагополучных семей

Стимулирование творческой деятельности детей. Эмоциональное воздействие на детей. Пропаганда здорового образа жизни.

18-25

Зам.директора по УВР, социальный педагог

В течение года

Помощь в профессиональном определении для учащихся 9 класса

Учащиеся 9 класса

Предварительное самоопределение детей в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

   11-15

психолог

1-4 четверть каждого года

Организация летней занятости детей из неблагополучных семей (летний лагерь с дневным пребыванием, трудовые объединения)

Дети из неблагополучных семей

Структурирование свободного времени детей, становление детей как субъектов социальной жизни. Формирование позитивных установок на здоровый образ жизни.

18-23

Администрация, социальный педагог

Май каждого года

Организация правового просвещения учащихся:

- правовой лекторий

-проведение классных часов «Подросток и закон»

-круглый стол «Ответственность несовершеннолетних»

-беседы о состоянии преступности

-организовать выставку юридической литературы

Дети из неблагополучных семей

Формирование у детей способностей соотнести правовые нормы с реальными межличностными отношениями, развитие морально-правовой рефлексии.

18-25

Инспектор ОДН,классные руководители, социальный педагог, юристы, нарколог, библиотекарь

1 раз в четверть

1 раз в четверть

Февраль каждого года

В течение года

Апрель каждого года

Вовлечение студентов (волонтёров) средних и высших учебных заведение в организацию досуговой деятельности учащихся

Дети из неблагополучных семей ,студенты

Совместная воспитательная деятельность.

Организация внешкольного досуга учащихся

Социальный педагог

В Течение года

Работа с родителями

Индивидуальные беседы

родители

(законные представители)

Профилактика негативного семейного воспитания

21-35

Психолог, социальный педагог, классные руководители

В течение года, по мере необходимости

Родительский лекторий:

-общешкольные родительские собрания;

-встречи с представителями опеки и попечительства, с инспектором ОДН.

родители

(законные представители)

Повышение педагогической грамотности родителей, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей.

21-37

Администрация, руководители кружков, социальный педагог, инспектор ОДН, классные руководители

В течение года

Классные родительские собрания тематика (примерная):

-«Возрастные особенности детей разного возраста»

-«Стили воспитания в семье»

-«Методы и способы разрешения конфликтных ситуаций»

-«Поиск общения и понимания» и др по плану классных руководителей и социального педагога

родители

(законные представители)

Повышение педагогической грамотности родителей, совместное решение проблемных ситуаций; уменьшение количества проблемных семей

21-35

Социальный педагог, классные руководители

В течение года

Экстренное психологическое консультирование детей и родителей через интернет

Неблагополучные семьи

Своевременная психологическая помощь, установление доверительных отношений родитель-психолог

35-40

Психолог, социальный педагог

В течение года, по мере необходимости

Организация работы по привлечению родителей к участию в культурно-массовых мероприятиях, посвященных знаменательным датам

родители

(законные представители)

Укрепление контакта ребёнок-родитель

19-21

Зам.директора по УВР, социальный педагог

Апрель-май,

ноябрь-декабрь

каждого года

Проведение индивидуальных и групповых консультаций

родители

(законные представители)

Терапия семейных отношений, создание внутрисемейного благоприятного климата

19-21

Социальный педагог, психолог

В течение года, по мере необходимости

Выставка книг, посвященная теме «Материнства добрый свет»

родители

(законные представители)

Расширение педагогических знаний родителей

19-21

Социальный педагог,библиотекарь

Март каждого года

Информационное обеспечение по проблемам неблагополучных семей:

-раздача буклетов на тему «Вред наркотиков и алкоголя на организм человека»

-разработка и распространение буклетов «Закон и семья»

-подготовка и распространение пропагандистских материалов, направленных на гуманное обращение с детьми

родители

(законные представители)

Повышение воспитательного потенциала семьи через просвещение родителей

19-35

Социальный педагог,классные руководители

В течение года

Информационная встреча с родителями по вопросу  «Мы и наши дети»

родители

(законные представители)

Расширение знаний родителей о них самих и детях, формирование умения видения прблем

19-21

Социальный педагог

Декабрь каждого года

Оформление классных летописей-фотоальбомов силами родителей

родители

(законные представители)

Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы

19-35

Социальный педагог,классные руководители

Январь-февраль каждого года

Диагностика социальных проблем неблагополучных семей

Неблагополучные семьи

Учёт и предупреждение социально-аморального поведения родителей.

19-35

Социальный педагог

Сентябрь-ноябрь каждого года

Совместное детско-родительское интерактивное обучение с использованием тренингов, игр, психологической диагностики в целях самоактуализации личности

Неблагополучные семьи

Обучение навыкам позитивного детско-родительского общения; самоактуализация личности детей и родителей

19-35

Социальный педагог

Январь-март каждого года

Распространение памяток для родителей «10 ошибок воспитания»

родители

(законные представители)

Расширение знаний о роли воспитания в семье

19-21

Социальный педагог

Ноябрь каждого года

Оформление стенда по проблемам неблагополучных семей

родители

(законные представители)

Формирование теоретических представлений у родителей о методах и технологиях преодоления различных семейных проблем.

19-21

Социальный педагог

В течение года

Поощрение родителей, которые прогрессивно двигаются к улучшению сложившейся ситуации.

родители

(законные представители)

Развитие позитивного взаимодействия между микро системами.Развитие способности семьи справляться с возникающими трудностями самостоятельно

    7-12

Социальный педагог

В течение года

Поддержка семьи в изменении

родители

(законные представители)

Семья самостоятельно справляется с проблемами. Обращение за консультацией

     6-13

Социальный педагог

По мере необходимости

Работа с педагогическим коллективом

Индивидуальные консультации по коррекции взаимодействия с детьми из неблагополучных семей

Педагогический коллектив

Формирование теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями

 1-15

Психолог,социальный педагог

По мере необходимости

Повышение психолого-педагогической грамотности (проведение семинаров по плану социального педагога)

Педагогический коллектив

Знание педагогами необходимых нормативных правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями, создание методических разработок в помощь классным руководителям

4-15

Социальный педагог

В течение года

Подпись и расшифровка подписи

представителя Заявителя:

________________ ( _____________ )

Дата: «___» ____________  2011 г.

ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ) ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа по организации работы с неблагополучными семьями

«Семья-не вакуум»

(указать полное наименование программы образовательного учреждения)

на грант  Администрации   Смоленской области   «Организация работы с   неблагополучными семьями в условиях  образовательного учреждения»

№ п/п

Наименование

индикатора

(показателя)

Единицы

измерения

Значение индикатора (показателя)

к началу

реализации

программы

(2010год)

2011

год

2012 год

по окончании реализации программы

(2013 год)

1

2

3

4

5

6

8

1

Численность детей, состоящих на внутришкольном учете и совете профилактики

человек

        12

  11

   10

         9

2

Доля неблагополучных семей из общего числа семей учащихся школы

%

         25%

23%

22%

       20%

3

Количество детей и подростков, состоящих на учете в отделах по делам несовершеннолетних

человек

          7

   6

   6

          5

4

Доля семей, из числа неблагополучных, у которых стабилизировалась семейная ситуация

%

          11%

  21%

  25%

        38%

5

 Количество детей в семьях, находящихся в социально опасном

положении, снятых с учета комиссии по делам несовершеннолетних.

человек

       1

    2

    2

         3

6

Количество родителей из социально неблагополучных семей, трудоустроенных в течение года

человек

       2

   4

    4

         5

Подпись и расшифровка подписи

представителя Заявителя:

________________ ( _____________ )

Дата: «___» ____________  2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с неблагополучными семьями

Нам приходиться работать с детьми из разных семей. Но особое внимание следует уделить детям из неблагополучных семей. Этой теме и посвещен наш семинар....

Организация работы Службы сопровождения замещающих семей

Представление модели работы Службы сопровождения замещающих семей в рамках Ресурсного центра семейного устройства и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МОУ "Детский до...

Информация об организации работы с детьми и семьями, находящихся в социально-опасном положении

В ТОГБОУ "Школе-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" находятся дети из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, семей находящихся в трудной жизненной ситуации....

"Организация работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации"

Описывается категории лиц, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа....

Организация работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Работа клуба «Подросток»

Формы и методы работы социального педагога с семьями, оказавшимися в социально - опасном положении. Организация работы школьного клуба "Подросток"...