Тематическое родительское собрание: Особенности детской агрессивности.
план-конспект занятия по теме

Майборода Наталья Михайловна

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Форма проведения: лекция  с элементами дискуссии, предназначена для родителей учащихся младшего школьного возраста.

Задачи: способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx25.4 КБ
Файл oprosnik.docx13.81 КБ
Файл preduprezhdenie_detskoy_agressivnosti_roditeli.docx50.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое родительское собрание:

 Особенности детской агрессивности.

Майборода Н.М.,

Педагог-психолог МБОУ СОШ №11

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Форма проведения: лекция  с элементами дискуссии, предназначена для родителей учащихся младшего школьного возраста.

Задачи: способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей.

Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения  своей способности любить,

он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.

 Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.

                                        Эрих Фромм

                         Уважаемые мамы, папы!

       Тема  нашей встречи серьезна и трудна. Это тема о проявлении нашими детьми жестокости и агрессии.  К сожалению,  эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.

Давайте определимся с понятиями. Что такое, по-вашему, агрессия? А агрессия и злость – это одно и тоже,  или нет?  Злость это чувство, а агрессия – это поведение, в котором это чувство проявляется. Причем, злость – это лишь степень негативного чувства, которое несет в себе энергию.

Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Она может проявляться физически  (ударили) , вербально  (словесно) и косвенно (через другие предметы или более слабых).

Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые  формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Агрессия с одной стороны изначально присуща человеку по природе, и как реакция переживается всеми, хотя и с разной интенсивностью для разных индивидуумов. В настоящее время говорят, что агрессивное поведение – это выученная модель поведения. 

На проявление насилия влияет и показ по телевидению сцен жестокости, которые потом воспроизводятся в детских играх. Так, американские психологи сообщают, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, ребенок, проводящий у телевизора всего лишь два часа, видит в среднем за день свыше 17 актов агрессии, которые затем он будет пытаться воплотить в своей жизни. 

Компьютерные игры – это в основном драки, убийства. Причем смерть в этих играх не вызывает у ребенка сострадания, сочувствия, а принимается им как победа над кем-то. 

Причиной агрессии могут быть и взаимоотношения со сверстниками. Период развития, в котором находятся сейчас наши дети, противоречив. У ребенка возникает чувство взрослости. И он, требуя отношения к себе как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти свое место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребенку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

Отдельно следует рассмотреть такую причину, как отношения в семье. Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка.

Противоречивое поведение в отношениях к ребенку, когда мама и папа предъявляют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности. Например, отец считает, что ребенок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И все это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.

Еще одна причина - непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Подросток видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.

Особенности биологического развития самого ребенка, некоторые черты его характера также могут обуславливать его агрессивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи специалиста.

Таким образом, становление агрессивного поведения – сложный процесс, в котором оказывается, задействовано много факторов – влияние семьи, сверстников, учителей, средств массовой информации. 

Каков же портрет агрессивного ребенка?

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Взрослым  не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Как же выявить агрессивного ребенка? Существуют определенные критерии агрессивности.

Ребенок:

  • Часто теряет контроль над собой
  • Часто спорит, ругается с взрослыми
  • Часто отказывается выполнять правила
  • Часто специально раздражает людей
  • Часто винит других в своих ошибках
  • Часто сердится и отказывается сделать что-либо
  • Часто завистлив, мстителен
  • Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Теперь давайте попробуем определить уровень агрессивности у вашего ребенка. Сейчас необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребенку или нет. Если они подходят, то ответ «да», если нет – соответственно ответ «нет».

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот
  12. Часто не по возрасту ворчлив
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного
  14. Любит быть первым
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых
  16. Легко ссорится, вступает в драку
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми
  18. У него редки приступы мрачной раздражительности
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Как можно помочь агрессивным детям?

Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма. Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).

Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрениее.

Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.

Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.

Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.

Самое главное — научить ребенка разряжаться — избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».

Прежде чем, мы будем говорить о приемлемых способах выражения гнева, хотелось бы, чтобы Вы обозначили какие способы есть у Вас. (Учитель  раздает небольшие листки бумаги, на которых родители должны ответить на следующий вопрос: Как Вы выражаете свою злость?) Напишите, как минимум три способа. (Ответы тут же обрабатываются и записываются на доске). Теперь посмотрим, какие способы преобладают у вас. Какие из них наиболее эффективны на ваш взгляд и не будут касаться другого человека? (обсуждаются способы выражения злости и выделяются наиболее эффективные. Затем, в качестве подведение итогов, родителям раздаются памятки для них и их детей, в которых указано большое количество способов выражения злости, в том числе и те, которые обсуждались, также желающие могут дописать какие-либо недостающие способы на, их усмотрение.). 

Способы выражения (выплескивания) злости

  • Громко спеть любимую песню
  • Пометать дротики в мишень
  • Попрыгать на одной ноге
  • Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции
  • Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.
  • Пускать мыльные пузыри
  • Устроить бой с боксерской грушей или подушкой
  • Пробежать по коридору школы, детского сада
  • Полить цветы
  • Быстрыми движениями руки стереть с доски
  • Забить несколько гвоздей в мягкое бревно
  • Погоняться за кошкой (собакой).
  • Пробежать несколько кругов вокруг дома
  • Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)
  • Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей)
  • Постирать белье
  • Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями
  • Сломать несколько ненужных игрушек
  • Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит»
  • Стучать карандашом по парте
  • Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить
  • Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его
  • Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.
  • Помыть посуду
  • Принять прохладный душ
  • Послушать музыку

Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию.

Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы.

Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

В заключении хочется сказать, что все предлагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения. Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребенком.



Предварительный просмотр:

Опросник «Уровень агрессивности ребенка»

Необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребенку или нет. Если они подходят, то ответ «да», если нет – соответственно ответ «нет».

1.        Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2.        Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3.        Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4.        Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5.        Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит

6.        Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение

7.        Он не прочь подразнить животных.

8.        Переспорить его трудно

9.        Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10.        Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих

11.        В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот

12.        Часто не по возрасту ворчлив

13.        Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

14.        Любит быть первым

15.        Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых

16.        Легко ссорится, вступает в драку

17.        Старается общаться с младшими и физически более слабыми

18.        У него редки приступы мрачной раздражительности

19.        Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

20.        Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

Опросник «Уровень агрессивности ребенка»

Необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребенку или нет. Если они подходят, то ответ «да», если нет – соответственно ответ «нет».

1.        Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2.        Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3.        Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4.        Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

5.        Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит

6.        Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение

7.        Он не прочь подразнить животных.

8.        Переспорить его трудно

9.        Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10.        Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих

11.        В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот

12.        Часто не по возрасту ворчлив

13.        Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

14.        Любит быть первым

15.        Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых

16.        Легко ссорится, вступает в драку

17.        Старается общаться с младшими и физически более слабыми

18.        У него редки приступы мрачной раздражительности

19.        Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

20.        Уверен, что любое задание выполнит лучше всех



Предварительный просмотр:

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/104/172/104172911_large_3942721_87758542_4326608_child.jpg

Предупреждение детской агрессивности

1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

10. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она был

Некоторые принципы общения с агрессивными детьми.

1.Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.

2.Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.

3.Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.

4.Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения, можно надеяться на улучшение.5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.

6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).

7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.

Ребенок агрессивен, если       .

-        Часто теряет контроль над собой

-        Часто спорит, ругается с взрослыми

-        Часто отказывается выполнять правила

-        Часто специально раздражает людей

-        Часто винит других в своих ошибках

-        Часто сердится и отказывается сделать что-либо

-        Часто завистлив, мстителен

-        Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Как справиться с агрессивным ребенком?

1. Ловите моменты, когда у ребенка хорошее настроение.

Мы бы уже давно сошли с ума, если бы постоянно кричали на детей и ругали их за плохое поведение. На самом деле может показаться, что о нас заботятся только тогда, когда мы болеем, или у нас плохое настроение. Следует уделять внимание ребенку, когда у него хорошее настроение, так как это именно то, что вам нужно.

2.Игнорируйте плохое поведение ребенка, когда это возможно.

Постоянно обращая внимание на плохое поведение ребенка, вы, по существу, питаете такое поведение своим вниманием. Игнорируйте плохое поведение и обращайте внимание на хорошее, тем самым вы постепенно устраняете потребность ребенка в выражении своего гнева.

По сути, вы перестаете питать отрицательные эмоции, которые вам не нужны, и поощряете подобающее поведение ребенка, которое в принципе вам действительно нужно.

3. Пусть ваши дети ведут здоровый образ жизни.

Дети должны уметь двигаться и играть. Игры способствуют созданию определенного типа мировоззрения у детей и обучают их общению в естественной среде. Занятия спортом, походы, прогулки – все это позволяет детям реализовать накопленную энергию, которая в противном случае впоследствии может быть обращена на отрицательные поступки. Дети должны вести активный образ жизни как в школе, так и дома.

4. Измените обстановку.

Единственная вещь, которую вы действительно можете контролировать в жизни вашего ребенка – это окружающая обстановка ребенка. Если вы сами по себе очень агрессивный человек, то естественно ваши дети, также будут вести себя подобным образом. Агрессивное поведение ребенка, чаще всего, не что иное, как подражание тому, что они видят дома.

5. Чаще показывайте ребенку свою привязанность и расположенность.

Иногда все, что нужно агрессивному ребенку - возможность чувствовать себя любимым. Теплые родительские объятия и открытое выражение привязанности доказывают, что вы действительно любите своего ребенка и действительно беспокоитесь о его чувствах и состоянии.

Способы выражения (выплескивания) злости

        Громко спеть любимую песню

        Пометать дротики в мишень

        Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции

        Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.

        Пускать мыльные пузыри

        Устроить бой с боксерской грушей или подушкой

        Пробежать по коридору школы, детского сада

        Полить цветы

        Быстрыми движениями руки стереть с доски

        Забить несколько гвоздей в мягкое бревно

        Пробежать несколько кругов вокруг дома

        Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)

        Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей)

        Постирать белье

        Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями

        Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит»

        Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить

        Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его

        Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.

        Помыть посуду

        Послушать музыку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Особенности обучения учащихся ранне-эстетического отделения школы искусств"

Материал родительского собрания поможет родителям определиться с выбором дальнейшего обучения в школе искусств....

Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Цель данного родительского собрания: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый - подросток, сплочение семьи.Задачи собрания:- познакомить родителей с особенностями подросткового возраста...

Родительское собрание "Особенности общения с ребенком в семье"

Если дети живут в обстановке критики,они учатся критиковать и осуждать других людей;Если дети живут в обстановке вражды и злобы,они учатся быть злыми, учатся драться;Если дети живут среди насмешек,они...

Родительское собрание "Особенности восприятия учащихся"

Представленна разработка родительского собрания, которое проводит педагог-психолог школы Саенко И.А., рассматриваются особенности (типы) восприятия учащихся: визуал, аудиал, кинестетик....

Общешкольное родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;Найти пути преодоления подросткового кризиса;Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста...

Родительское собрание. Тема: Детская агрессивность.

Очень мало на свете родителей, которые так или иначе не сталкивались бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева и крушащего детской лопаткой все вокруг. В б...