Программа литературного чтения "СТРАНА ЧИТАЛИЯ"
материал на тему

Короткова Ольга Аркадьевна

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли мудрыми, хорошими и счастливыми людьми. Воспитание это начинается в семье с совместного чтения вслух. Но не всегда семья готова к «семейному чтению», тогда чтение и разговор о книге можно начать в библиотеке. Библиотекарь призван помочь родителям наладить общение с детьми, подсказать книги, которые заинтересуют и взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_literaturnogo_chteniya.docx70.25 КБ

Предварительный просмотр:

Короткова Ольга Аркадьевна

Разработка занятий с использованием ИКТ во внеурочной деятельности

по художественно-эстетическому  направлению

Программа литературного чтения и развития младших

школьников в условиях школьной библиотеки

«СТРАНА ЧИТАЛИЯ»

Пояснительная записка

Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. Сухомлинский В.А.  писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.

В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Проблема падения интереса к чтению волнует и родителей и библиотекарей. Сейчас библиотекам необходимо уделить большое внимание работе с семьей, семейному чтению. Именно  родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают с ним картинки, переживают и узнают новых литературных героев. В первую очередь семья формирует вкусы и предпочтения детей.

Книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- развитие языка;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

Цель программы:

 Приобщение детей младшего школьного возраста к книге и к чтению.

Задачи программы:

 - создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников

- развитие интереса к чтению, к художественной литературе, к книге.

- формирование потребности обращаться к книге в поисках ответов на возникающие вопросы

- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки

- повышение культуры чтения ученика

-активизировать чтение детей в группе;

- организация сотрудничества “ученик – педагог – родитель - библиотекарь”

-повысить рейтинг книги в досуге семьи;

-привлечь детей и родителей в библиотеку.

- возрождение традиции семейных чтений;

- повышение культуры чтения в семье;

        «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать», - писала автор   книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Главным  действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Программа школьной библиотеки может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли мудрыми, хорошими и счастливыми людьми. Воспитание это начинается в семье с совместного чтения вслух. Но не всегда семья готова к «семейному чтению», тогда чтение и разговор о книге можно начать в библиотеке. Библиотекарь призван помочь родителям наладить общение с детьми, подсказать книги, которые заинтересуют и взрослых и детей.

Все знают: чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению, взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать по очереди. Тогда в один прекрасный день он согласиться с героем знаменитой «Читалочки» Валентина Берестова: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти…». Привить ребенку любовь к чтению основная цель библиотеки. Очень  важно,  когда ребенок приходит в библиотеку вместе с мамой или папой, когда они вместе выбирают книгу, а затем вместе читают и обсуждают.

Эта программа рассчитана на целый учебный год (9 месяцев), встречи с родителями и детьми происходят один раз в месяц в школьной библиотеке. Перед каждой встречей семье выдается маршрутный лист с заданиями. Библиотека предоставляет весь нужный материал по темам, помогает в оформлении портфолио, библиотекарь совместно с классным руководителем готовят сценарии к встречам. Для реализации программы в библиотеке используются новые формы работы и различные технические средства: компьютер, проектор, интерактивная доска и др.

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению.  

Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь”, создание коллектива единомышленников.

Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.

Тематический план программы «СТРАНА ЧИТАЛИЯ»

Первый год обучения

 

I занятие

Организационное.

Приглашение семей в увлекательное путешествие по книжному царству, литературному государству в волшебной Стране Читалия. Презентация «Путешествие по Стране Читалия» (Слайд 1  http://www.myshared.ru/slide/824191/ )

Ведущий:

Путешествовать лучше всего с надежными и верными друзьями

А самые надежные друзья это вы. Давайте знакомится (представление семей).

 Путешествие будет не простым, каждая семейная команда должна посетить 8 остановок и выполнить конкурсные испытания, чтобы стать почетными гражданами Страны Читалия.

Каждая команда получит маршрутный лист, чтобы не сбиться команде в пути нужно следовать строго указанному порядку. На каждой остановке вас ждут интересные творческие задания и приятные сюрпризы. Мы приглашаем вас для получения маршрутных листов.

Ознакомление родителей и детей с программой занятий, с правилами участия (Приложение 5) и заполнение Путевки участника. (Приложение 1). Для того чтобы узнать отношение детей и родителей к книгам и чтению проводится анкетирование (Приложение 2). Участникам вручается Карта путешественника (Приложение 6 https://docs.google.com/drawings/d/1nRTMPOF6KLggpAAbnloznQd_5SgH7ss39yXZvLh13I8/edit ) по Стране Читалия и первый маршрутный лист. В конце занятия родители и дети получают на память  памятку и буклет юного читателя (Приложение 3,4).

II занятие

ВЕЖЛИВОЕ КОРОЛЕВСТВО

Маршрутный лист

Осеева В. Волшебное слово

Барто А. Любочка

Антонов А. «Вежлив Витя или нет?»

Вопросы и задания:

  1. Какой сначала ты представил себе девочку Любу ? А потом?
  2. Как вы считаете Витя вежливый мальчик или нет? Почему?
  3. Почему «спасибо» называют волшебным словом?

Задания для совместной работы:

Совместно с ребенком подберите стихотворение по теме, постарайтесь выучить наизусть и инсценировать его.  

Примерный сценарий мероприятия «Да здравствует вежливость и доброта!»

Фея вежливости и доброты:

Уважаемые гости! Мы рады видеть вас на нашем утреннике, который называется «Да здравствует вежливость и доброта!». В   нашем Королевстве может жить каждый, но у нас свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства.

У нас в Королевстве употребляются такие слова, как –

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям.

Ребята, а как вы думаете, вежливыми рождаются, или ими становятся (ответы детей). Правильно, становятся. Для того чтобы стать вежливым, вы ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее и светлее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет поднять настроение.

А сейчас мы проверим, как вы знаете волшебные слова. Я буду читать  начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом.

Игра «Словарь вежливых слов»

Растает даже ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Мальчик вежливый и  развитый,

Говорит, встречаясь – ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда нас бранят за шалости,

Говорим – ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

И во Франции и в Дании,

На прощанье говорят – ДО СВИДАНИЯ!

Фея вежливости и доброты:

Уважаемые мамы, папы и ваши дети! Пришло время проверить ваше домашнее задание, послушать ваши мини – сценки (выступления семей).

А сейчас поиграем в игру «Не попади впросак».

Игра «Не попади впросак»

(Если да, то надо сказать: «Это я, это я, это все мои друзья». Если нет - промолчать).

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром!» скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

Кто из вас в маршрутке тесной,

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба,

Вместо  доброго «спасибо»?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

Библиотекарь:

Об этикете, правилах хорошего тона написано много книг. Давайте ознакомимся с книжной выставкой, которая оформлена в библиотеке.

III занятие

ПАРК ДРУЖБЫ

Маршрутный лист

Прокофьева С. Самый большой друг

Катаев В. Цветик-семицветик

Жданова Е. Сказка о бумажном человеке

Вопросы и задания:

  1. Права ли старушка, подарив свой драгоценный цветок именно Жене?
  2. Хочешь такой цветик-самицветик? Представь, что он у тебя в руках. Какие желания у тебя есть?
  3. Для чего Бумажный Человек стремился стать Настоящим?.

Задания для совместной работы:

1.Вместе с ребенком из любого подручного материала сделайте свой цветик-самоцветик.

2.Попробуйте сочинить синквейн на слово «дружба»

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Например: Весна.

                   Яркая и тёплая

                   Украсила, пришла, растопила.

                   Дарит людям надежду, мечту.

                   Радость.

Примерный сценарий мероприятия «Дружба это я и ты»

Ведущий:

Какое   тёплое    слово – «дружба».   Произносишь  его и  сразу  вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или секретничать о чём-то своём.  Произносишь слово «дружба» - и  сразу  вспоминаешь весёлых героев мультфильмов.  Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, который дарит нам общение с другом. Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе  заглянуть в тайны  знаний, друг – это старый  плюшевый  медвежонок  с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Здорово, когда на свете есть друзья.

Давайте посмотрим слады и вспомним кто с кем может дружить. (Слайды 2-3)

А сейчас посмотрим мультфильм о дружбе «Большой друг». Как вы думайте, почему так назван мультфильм?

http://teramult.com/1968_su_samyj.bolshoj.drug/samyj.bolshoj.drug 

Ведущий:

Народом создано много пословиц о дружбе. Сейчас я буду читать  начало пословицы, а вы хором продолжайте. (Слайд 4)

                     Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей).

                     Дружба не гриб,…(в лесу не найдёшь).

                     Дружба, как стекло…(разобьётся не сложишь).

                     Человек без друзей…(что дерево без корней).

                     Один за всех…(и все за одного).

                     Нет друга – ищи…(а нашёл – береги).

                     Молодцы!

Ведущий:

Народная мудрость гласит: «Друг познается в беде, лучший друг в радости». Мне хочется рассказать вам притчу. Послушайте и скажите, о какой  пословице вы вспомнили, слушая рассказ.

« Давным –давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько    же друзей. Однажды к нему  в дом пришла беда. В его овчарню в  одну из ночей проникли  воры и угнали всех овец. Когда  наутро хозяин  пришёл  в овчарню, чтобы выгнать своё  стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда  приключилась с хозяином  овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он  смог разглядеть и  людей  в облаке пыли. Это были его друзья.  Каждый  из его друзей шёл  не с пустыми  руками, а вёл  за собой  маленькое  стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо  стало в несколько  раз  больше  прежнего. Каждый  раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».      О какой пословице речь в этой притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

Ведущий:

Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе и в семье.  Но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и  взрослеем. Недаром  одна из пословиц гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Сейчас вы продемонстрируйте свой цветик - семицветик и расскажите какие синквейны вы сочинили (выступления ребят и родителей).

Ведущий:

Давайте вспомним и назовём правила, которые помогают сохранить дружбу.

(Слайд 5)

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

6. Не обманывай друга.

7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

В библиотеке оформлена книжная выставка «Дружбой дорожи, забывать ее не спеши», давайте познакомимся с ее книгами.

Ведущий:

А закончить нашу встречу хочется очень хорошей песне о дружбе, давайте мы все вместе её споём.

Дружба крепкая

 Дружба крепкая не сломается,

 Не расклеится от дождей и вьюг.

 Друг в беде не бросит,

 Лишнего не спросит -

 Вот что значит настоящий,

 Верный друг!

 Друг в беде не бросит,

 Лишнего не спросит -

 Вот что значит настоящий,

 Верный друг!

 Мы поссоримся - и помиримся,

 "Не разлить водой!" - шутят все вокруг.

 В полдень или в полночь

 Друг придет на помощь -

 Вот что значит настоящий,

 Верный друг.

 Друг всегда меня сможет выручить,

 Если что-нибудь приключится вдруг.

 Нужным быть кому-то

 В трудную минуту -

 Вот что значит настоящий,

 Верный друг.

IV занятие

ОЗЕРО СМЕХА

Маршрутный лист

Носов Н. Мишкина каша

Драгунский В. Сверху вниз, наискосок!

Вопросы и задания:

  1. Выбери пословицы, которые подходят к рассказу «Мишкина каша».

Дело мастера боится.

Все в руках горит.

Каша хвалилась, что с маслом родилась.

Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

  1. Выведи свой первый закон смешного: нам смешно, когда…

Задания для совместной работы:

Выберите и прочитайте самые смешные эпизоды по ролям. Случались ли с вами смешные истории, расскажи их.

Помогите ребенку выбрать и рассказать школьный анекдот.

Примерный сценарий мероприятия «Смеяться разрешается»

1-й ведущий.

Доброй шуткой

Начинайте день, друзья!

Шуткой мудрой, шуткой чуткой,

Без которой жить нельзя!

2-й ведущий.

 Смех полезней человеку,

Чем хороший препарат.

Кто смеется, тот в аптеку

Ходит реже, говорят.

1-й ведущий.

Шутка ценится недаром,

А хорошая – вдвойне.

Больше, больше с каждым годом

Смеха, шуток в каждом дне.

Давайте вспомним пословицы и поговорки связанные с шутками и смехом. (Слайд 6)

Исполняется сценка «Как Кирилл заговорил».

Ученик Петров Кирилл

Всех сегодня уморил:

Стал животным подражать –

Кукарекать и визжать.

Вот пришел учитель в класс:

-Кто к доске пойдет сейчас?

А Кирилл Петров:

- Ку-ку! Гав-гав! Ку-ка-ре-ку

-Кто кричал там? Не пойму!

А Кирилл на это:

- Му-у!

-Это ты, Кирилл Петров?

Ты сегодня нездоров?

Может, нужен врач тебе?

А Кирилл на это:

-Бе-е!

-Подавай-ка свой дневник!

А Кирилл:

- Чирик-чирик! Мяу-мяу! Ква-ква-ква!

- Все! – сказал учитель. – Два!

-Ой, за что? – вскричал Кирилл.

Снова он заговорил.

Ведущий.

         Начинается веселая игра «Эхо». Я начну читать стихотворение, а вы хором повторяйте окончания.

 Собирайся детвора!

 Ра, ра, ра.

 Начинается игра.

 Ра, ра, ра.

 Сколько времени сейчас?

 Час, час, час.

 Как кричит в селе петух?

 Ух, ух, ух.

 Сколько будет дважды два?

 Два, два, два.

 Это ухо или нос? (показывает на ухо).

 Нос, нос, нос.

 Это локоть или глаз? (показывает на локоть).

 Глаз, глаз, глаз.

 Ну, а это что у нас? (показывает на нос).

 Нас, нас, нас.

 Неужели это так?

 Так, так, так.

 Вы хорошие всегда?

 Да, да, да.

 Славно мы повеселились,

 Поиграли, пошутили,

 А теперь пришла пора

 Танцевать нам, детвора.

Игра-танец с повторением движений за ведущим «Если весело живется, делай так...»  (под музыку «Танец маленьких утят» )Перед каждым движением повторяется:

Если весело живется, делай так ...

Движенья могут быть такими:

• два хлопка в ладоши перед грудью;

• два щелчка пальцами;

• два удара кулаками в грудь (как Кинг-Конг);

• два взмаха растопыренными пальцами, когда кисти рук приставлены к носу (жест «нос Буратино»);

• два оттягивания руками собственных ушей;

• два высовывания языка с поворотом головы (соседу справа и слева);

• два кручения пальцем у виска;

• два шлепка обеими ладошками по собственной попе.

Игра заканчивается тем, что при последнем исполнении песенки после слов «делай так» повторяются сразу все движения.

Ведущий:

А сейчас давайте познакомимся с книгами в которых вы найдёте веселые и смешные рассказы и стишки (обзор книг).

Ведущий:

Окончился праздник, настал расставания час,

Шутили, играли и нас согревали

Улыбки и блеск ваших глаз.

V занятие

СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС

Маршрутный лист

Русские народные сказки: Лиса и журавль

                                                 Петушок и бобовое зернышко

                                                 Каша из топора

                                                 Гуси - лебеди

      Вопросы и задания:

  1. Перечисли прочитанные сказки и скажи, какая из них тебе больше всего понравилась и почему?
  2. Ты, наверное, знаешь много других сказок. О чем твоя самая любимая сказка? Расскажи.
  3. Встретил ли ты в сказках пословицы и поговорки? Объясни смыл пословицы «Как аукнется, так и откликнется».
  4. Вспомни сказку «Каша из топора». Что в ней сказочного?

Народные сказки: Колосок

                                  Легкий хлеб

                                  Три дочери

Вопросы и задания:

  1. Какая из пословиц больше всего подходит к прочитанным тобой сказкам:

За дело не мы, за работу не мы, а поесть, поплясать против нас не сыскать.

Снаружи ягодка красива, да внутри слишком кисла.

Добрый скорее дело делает, чем сердитый.

В ком добра нет, в том и правды мало.

  1. Есть такая присказка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Над чем тебя заставили задуматься прочитанные сказки?
  2. Как ты думаешь, что больше всего ценит  в человеке народ?

Задания для совместной работы:

Совместно с ребенком сделайте альбом сказок или книжку – малышку, придумайте название. Подробнее  обсудите с ребенком сказку «Гуси - лебеди». Постарайтесь узнать у ребенка понравилась ли ему героиня сказки и чем.

Примерный сценарий мероприятия «Лукошко сказок»

Ведущий:

Давайте знакомые книжки откроем,

И снова пройдем от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

Ведущий.

Ребята, сегодня мы с вами проведем путешествие по сказкам.  Сказки любят все – маленькие и большие, дети и родители, бабушки и дедушки. Сказки бывают разные – веселые и грустные, смешные и мудрые. Вспомним с вами сказки, их главных героев – добрых и злых, красивых и не очень.

Начинаем мы играть,

Чтобы книжки все назвать,

Угадайте без подсказки

Всех героев этих сказок.

ЗАГАДКИ. (Слайд 7 - 8)

Ведущий:

Сказки намного кажутся интереснее, если красочно иллюстрированы. Рисунки художников помогают лучше понять сюжет сказки. Попробуйте угадать сказки по иллюстрациям.

(Слайд 9 – 13)

Ведущий:

Я, как и вы, тоже люблю сказки и хочу напомнить вам, что в школьной библиотеке много книг со сказками. Некоторые из них представлены на этой КНИЖНОЙ ВЫСТАВКЕ (обзор книг с выставки).

В заключении нашего праздника давайте посмотрим мультфильм сказку «Лиса и дрозд»

http://teramult.com/1946_su_lisa.i.drozd/ 

VI занятие

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ

Маршрутный лист

Бианки В. Как муравьишка домой спешил

Чарушин  Е. Как мальчик научился говорить букву «Р»

Толстой Л. Котенок.

Вопросы и задания:

  1. Сколько «видов транспорта» сменил Муравьишка на пути домой? Перечисли их.
  2. Представь, что Муравьишка – это ты, точнее, что ты – это Муравьишка. Выбери двух самых интересных, с твоей точки зрения, «извозчиков». Расскажи о своих впечатлениях  «наездника».
  3. Мальчик Женя говорил так «Палаход. Талакан. Лыба». Кто научил его выговаривать букву «р»?
  4. Что ты думаешь о поступке Васи? Есть ли у тебя дома животное? Как ты о нем заботишься? Попробуй объяснить фразу «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Задания для совместной работы:

Помогите ребенку вспомнить какие животные есть в наших лесах. Пусть ребенок нарисует одного из них или своего любимого домашнего питомца.

Попробуйте вместе с ребенком составить небольшой кроссворд «Животные Удмуртии»

Примерный сценарий мероприятия «Наши соседи по планете»

Ведущий:

Дорогие друзья давайте начнем нашу встречу с загадок про «братьев наших меньших».

Загадки. (Слайды 14-16)

Полосатый зверь у мамы

Блюдце выпросит сметаны.

И, поев ее немножко,

Замурлычет наша ...

(Кошка)

Говорят, упрямый он

И не очень-то умен.

Но словам таким не верь –

Это очень славный зверь.

Просто любит он покой.

Он задумчивый такой!

(Осел)

Лежит — молчит,

Подойдешь — заворчит.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает.

(Собака)

Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу?

(Баран)

У него огромный рот,

Он зовется …

(Бегемот)

Я оранжевый зверек,

Шубка тёплая, как грелка,

Хвостик мягкий, как пушок,

Я - старательная ...

(Белка)

Серый, страшный и зубастый

Произвёл переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех...

(Волк)

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Да побежала.

(Еж)

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит далеко.

(Жираф)

Надели коняшки

морские тельняшки.

(Зебра)

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги...

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся? ...

(Зайка)

Царь зверей раскатисто рычит,

Всех зверей собрать спешит,

На камень грациозно сев,

Скажите, кто же это - ...

(Лев)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

Как зовут её?

(Лиса)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка,

Кто же это?..

(Мышка)

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос

Лет тыщу рос.

(Слон)

Теремок ползет,

На себе его везет

Хозяюшка богатая,

Богатая, рогатая.

(Улитка)

Ведущий:

Внимательно ли вы слушаете и смотрите сказки и мультфильмы? В этом мы сейчас убедимся, проведя шуточную викторину « Животные в мультфильмах и сказках».

(Слайды 17,18)

 Где Винни-Пух нашёл хвост Иа? (На двери у Совы)

 У кого в дверях застрял Винни-Пух? (У Кролика)

 Имя любимого пса Мальвины из сказки «Приключение Буратино»? (Артемон)

 Что послужило выкупом за жизнь Маугли? (Буйвол)

 За кем побежала Алиса в Страну чудес? (За кроликом)

Кто поёт песенку: «Я на солнышке лежу...»? (Черепаха и львёнок)

 Назовите любимое выражение кота Леопольда. («Ребята, давайте жить дружно»)

38 попугаев и 1 крылышко – это длина кого? (Удава)

Как звали черепаху из сказки «Приключение Буратино» (Тортилла)

 Как зовут сказочного героя, у которого большие уши? (Чебурашка)

 Этот страшный зверь съел сказочную Красную Шапочку вместе с её бабушкой (Волк)

 Как звали собаку Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города»? (Тотошка)

Игра  «Как кто?»

- Смелый как?   (лев)

- Злой как?  (собака)

- Коварная как?  (змея)

- Хитрая как?  (лиса)

- Упрямый как?  (баран)

- Трусливый как?  (заяц)

- Тихий как?  (мышь)

- Выносливый как?  (лошадь)

- Надутый как?  (индюк)

- Голодный как?  (волк)

- Грязный как?  (поросенок)

- Мокрый как?  (курица)

- Косолапый как?  (медведь)

- Длинноногий как?  (цапля)

- Воркуют как?  (голубки)

- Плюешься как?  (верблюд)

VII занятие

ЗАМОК ЧУДЕС

Маршрутный лист

Эдвард Лир. Скриппиус-Пип

Чуковский К. Чудо дерево

Александрова Т. Домовенок Кузька

Вопросы и задания:

  1. Чем и почему различаются слова Скриппиуса-Пипа в каждой части?
  2. Как вы думайте, почему домовенок Кузя часто использует в своей речи пословицы и поговорки?
  3. Подумайте и скажите, а вашей жизни случались чудеса? Какие?

Задания для совместной работы:

Пофантазируйте вместе с ребенком, как, по-вашему, может выглядеть Скриппиус-Пип? Нарисуйте портрет героя.

Вместе с ребенком придумайте свое чудо-дерево, чудо-машину, чудо-дом и др. (например:  http://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/podelki-iz-bumagi-i-kartona-dlja-detei/chudo-derevo-svoimi-rukami.html )

Примерный сценарий мероприятия «Чудесная карусель»

Фея:

Здравствуйте, ребята! Я — Фея сказок и чудес, Я шла к вам долго через лес, Равнины, горы и моря, И вот я с вами здесь, друзья! Я пришла к вам из Страны сказочных чудес и хочу предложить вам отправиться вместе со мной в увлекательное путешествие. На чем мы туда отправимся? (Дети предлагают свои варианты.) Думаю, можно выбрать ковер-самолет. Вот этот ковер, по взмаху моей волшебной палочки он превратится в летающий. Усаживайтесь поудобнее. А теперь закройте глазки. Мы уже не дома — в сказке. Мы не просто так сидим, Мы уже летим, летим!

Ведущая:

Мы с хорошей сказкой неразлучны,

 А чудес у сказки – до небес.

 Вы представьте, как бы стало скучно,

 Если б в мире не было чудес.

Фея:

Вот мы и в Стране сказочных чудес. Добро пожаловать! Посмотрите, как красиво вокруг! Хотите поиграть в превращения? К кому я прикоснусь своей волшебной палочкой, тот превратится в сказочного героя.

 Игра "Превращение»"

Дети встают в круг и двигаются под музыку. Фея, закрыв глаза, вращается в противоположном направлении. Как только музыка заканчивается, Фея открывает глаза. Тот ребенок, против которого она остановилась, будет "превращаться". Фея загадывает загадку о сказочном персонаже. Ребенок, отгадав загадку, получает сказочную шапочку, становится в центр круга.

 Ходим кругом друг за другом.

 Эй, ребята, не зевать!

 Буратино нам покажет, Как умеет танцевать.

Сейчас царевна нам покажет…

 Серый Волк сейчас покажет…

 Шапочка сейчас покажет…

 Чиполлино нам покажет…

 Ребенок в центре круга показывает танцевальное движение, дети повторяют за ним.

Ведущая:

«…А у наших у ворот,

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!»

Ребята, давайте сейчас посмотрим ваши чудесные поделки (чудо - поделки своими руками).

Конкурс «Волшебный сундучок».

(Ведущий достаёт из сундучка предметы. Ребята называют сказочного героя и название сказки.)

Горшочек мёда

Банка варенья

Горшочек масла

 Горошина

Золотой ключик

Клубок ниток

Хрустальная туфелька

Стрела

В библиотеке оформлена книжная выставка «Чудесная карусель».

 I раздел «Чудо транспорт» (Сказка «Ковер самолет», «Бабе –Яга», Носов Н. «Приключения Незнайки» и  «Летучий корабль» др.)

II раздел «Чудо - дом» («Баба -Яга», Носов Н. «Солнечный город», Андерсен «Снежная королева», «Теремок» и др.)

III раздел «Чудо - юдо, чудо-зверь» (Ершов П. «Конек-горбунок», Чуковский К. «Айболит», Милн А. «Винни - Пух» и др.)

VIII занятие

ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА

Маршрутный лист

Аксаков С. «Аленький цветок»

Платонов А. «Неизвестный цветок»

Пришвин М. Золотой луг

Вопросы и задания:

  1. Как вы думайте, есть ли сходство и различие «Аленького цветка» С. Аксакова с диснеевским мультфильмом «Красавица и Чудовище»?
  2. Кто помог цветку преодолеть все трудности, засуху и жару.  Почему?
  3. Какие качества характера цветка ты хотел бы иметь и у себя?
  4. Почему луг называли золотым? С чем сравнивает автор цветы одуванчика?
  5. Знаешь ли ты ещё цветы, которые открываются и закрываются по часам?

Задания для совместной работы:

Художественное чтение. Подобрать стихи о цветах, выучить наизусть.

Примерный сценарий мероприятия «Цветочный калейдоскоп»

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» (Слайд 19)

Ведущий:

Знаменитый русский композитор П.И. Чайковский сочинил музыку к сказке «Щелкунчик» в ней звучит замечательный и чарующий «Вальс цветов». Сегодня речь пойдет о цветах, воспетых поэтами, музыкантами, художниками. Пусть праздник для вас станет источником добра и хорошего настроения.

Просьба ко всем не оставаться пассивными зрителями, а стать активными участниками праздника.

Давайте вспомним фильмы, мультфильмы, книги в названиях которых встречаются цветы («Аленький цветок» Аксаков С., «Паравозик из Ромашково», «Черный тюльпан» А. Дюма, «Беляночка и Розочка» Братья Гримм, «Подснежник» и «Цветы маленькой Иды» Х. Андерсен, «Неизвестный цветок» Платонов А., О.Уайльд "Соловей и роза",  «Золотая роза» К. Паустовский, художественный фильм «Ландыш серебристый» и др.)

Цветочница:

Цветы - эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком. Нашу прогулку по цветочной поляне мы начнем с отгадывания загадок (Слайд 20,21)

На лугу  у той дорожки,

Что идет к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке,

Белый с желтеньким глазком!

Я его сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит:

 «Не тронь»  (Ромашка)

Четыре ярко-красных

Блестящих лепестка

И зернышки в коробочке

У этого цветка. (Мак)

3.

Кувшины и блюдца

Не танцуют и не бьются (Кувшинка)

4.

Из под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (Подснежник)

5.

Колоситься в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Хоть не красный он, а синий,

Все на звездочку похож.(Василек)

6.

Есть один такой цветок,

Не вместить его в в венок,

На него подуй слегка –

Был цветок, и нет цветка.(Одуванчик)

7.

У нас в палисаднике

Возле терраски

Растут

Голубые, лиловые глазки

Они распускаются

Быстро как в сказке. (Анютины глазки)

8.

Белые горошки

 На зелёной ножке (Ландыш)

9.

Эх, звоночки, синий цвет,

 С язычком, а звону нет. (Колокольчик)

10.

Я — травянистое растение

 С цветком сиреневого цвета.

 Но переставьте ударение —

 И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

11.

Вот корзинка с черным донцем

Целый день следит за солнцем.

В ней так много зернышек.

Что это? (Подсолнух)

12.

Кто там смотрит из межи

Посреди колосьев ржи?

Это цветики-малютки,

Голубые.. (Незабудки)

13.

Горделивая сестрица,

Всех цветов она царица.

Страшен ей приход мороза.

А зовут царицу... (Роза)

Ведущий:

Дорогие родители, а сейчас небольшая викторина для вас!

Цветы сопровождают человека всю его жизнь. О них рассказывается в мифах, легендах, сказках, поют песни. Этой теме и посвящена наша  викторина.

1. Назовите три женских и три мужских имени, которые переводятся с латинского, древнегреческого и других языков как названия цветов. (Женские: Анфиса – гр. цветущая; Роза – лат. роза; Сусанна –  древнееврейск. лилия. Мужские: Корнелий – с лат. кизиловая ягода; Флор – лат. цветок; Родион – дрёвнегреч. роза.)

2. В заглавиях каких романов известных французских писателей, отца и сына, упоминаются названия цветов? (Дюма-отец «Черный тюльпан», Дюма-сын «Дама с камелиями».)

3. Два выдающихся советских композитора написали музыку к балету, в названии которого есть слово «цветок». Кто эти композиторы и как называются их произведения? (С. Прокофьев «Каменный цветок», Р. Глиэр «Красный цветок».)

4. Какая знаменитая война названа именем цветов, и даже указаны их цвета? В каком веке и в какой стране она происходила? (Война Алой и Белой розы; XV век, Англия.)

Цветочница:

Кто из нас не составлял букеты? Сейчас признаком хорошего тона считается один, три цветка, но многие по-прежнему предпочитают большие букеты. Ведь это так красиво! Мы не будем предлагать вам составлять большие букеты из цветов, а сотворим «поэтический букет» из ваших стихов о цветах. (Домашнее задание – стихи о цветах)

Ведущий:

Всю жизнь цветы не оставляют нас,

Красивые наследники природы,

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят.

Они нам продлевают радость встреч,

Откладывают время расставанья.

Мы душу и цветы должны беречь

От хищных рук, от зла и прозябанья.

Любая мысль возвышенной мечты

Тогда лишь перельется в ликованье,

Когда пред нею склонятся цветы,

Посредники живого пониманья.

Давайте познакомимся с книжной выставкой, посвященной прекрасным цветам. Выставка выполнена в программе Popplet.  

http://popplet.com/app/#/1540741 

IX занятие

КНИГОГРАД

Маршрутный лист

Толстой Л. Филиппок.

 Пришвин М. Ребята и утята.

Вопросы и задания:

  1. Почему мама не разрешила Филиппку  идти в школу? Почему Филиппок сначала не отвечал на вопросы учителя?
  2. Почему ребята обрадовались предложению отпустить утят? Как ты думаешь, что значит поговорка «Никогда не совершай поступков, о которых стыдно всем рассказывать»?

Задания для совместной работы:

Придумать костюм  любого литературного героя и подготовить защиту для выступления на празднике.

Примерный сценарий мероприятия «Страна, которой нет на глобусе»

Ведущий:

Не наяву и не во сне, без страха и без робости

Мы снова бродим по стране, которой нет на глобусе.

На карту не нанесена, но знаем мы и знаю я,

Что есть она, что есть страна – чудесная Читалия! (Слайд 1)

Королева Книга:

Из букв сложили мы слова

Из слов собрали строчки.

И получилась книг страна,

Для маленьких и взрослых.

Рассказы, сказки, басни и стихи,

Былины, повести и мифы,

 И много разных книг других

Читателям открыты.

Привет! Я – Книга! Теперь я знаю, что вы хотите дружить со мной. А знаете, что я могу? Я могу поднять вам настроение, могу дать советы, люблю играть и мастерить. Я очень скучаю, когда вы не приходите в библиотеку. Так давайте дружить! Положите свои ладошки на ладошки рядом сидящих.

«Добрый день», - тебе сказали,

«Добрый день», - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Почувствуйте тепло своих ладошек. Это нас с вами связали ниточки доброты, теплоты и дружбы!

Ведущий:

Сейчас начнется здесь парад!

На сцену выйдут целым строем

Те, с кем всегда ты встрече рад – литературные герои.

(Парад литературных героев (дети в костюмах рассказывают о себе, а зрители угадывают имя литературного героя)

Королева Книга:

А сейчас ребята я хочу с вами поиграть и проверить ваши знания.

Игра «Путаница»  (Слайд 22)

Прочитайте и исправьте перепутанные названия книг.

«Снежная принцесса» («Снежная королева»)

«Илья-царевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»)

«Стойкий железный солдатик» («Стойкий оловянный солдатик»)

«Сказка о потерянных часах» («Сказка о потерянном времени»)

«Дядя Петя, пёс и кот» («Дядя Федор, пес и кот»)

Если семья дополнит и фамилию автора, то им добавляется балл.

Игра «Цветик - семицветик»  (Слайд 23)

У команд набор цветных карточек. Дети вместе с родителями должны показать карточку  того цвета, который есть в названии произведения.

А. Куприн «… пудель» (белый)

Д. Мамин-Сибиряк «… шейка» (серая)

Ш. Перро «… борода» (синяя)

Ш. Перро «… шапочка» (красная)

А. Погорельский «… курица, или подземные жители» (черная)

В. Бианки «… горлышко» (оранжевое)

Б. Заходер «… звездочка» (серая)

В. Осеева «… листья» (синие)

Королева Книга:

Пусть много детвора читала,

Пускай тут каждый эрудит,

Чудесных книг еще немало

Прочесть вам в жизни предстоит.

Ведущий:

Про подвиг, труд и про ученье,

Полет стремительной мечты,

Про дерзновенное свершенье

 И штурм небесной высоты.

Королева Книга:

Закончен праздник, он у нас

Рассчитан на один лишь час.

Но вы читающий народ

Любите книгу круглый год.

В конце праздника семьи оставляют свои впечатления от игры и пожелания на будущее. Создается холст в сервисе Linoit.com «Новые жители Страны Читалия». Подведение итогов путешествия, поздравления и награждение лучших и активных читателей.

Королева Книга:

Ну вот, друзья, и подошло время расставаться..    

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

 До новых встреч в стране Читалия!    

Список литературы

  1. Праздники круглый год: в учебное время и летом/Сост. Калашникова О.В. – Волгоград: Учитель,  2002.
  2. Стрельникова Т. Мы путешествуем, друзья, по  «Азбуке» от «А» до «Я»: Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. – М.: Школьная б-ка, 2005.
  3. Сценарии школьных праздников/Сост.: Гребенкина Л.К., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. и др. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
  4. Узорова О.В. Праздники в начальной школе. – М.: ООО «Издательство Астрель»,  2003.
  5. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа литературное чтение 1-4 кл. Бунеева

Данная программа разработана на основе программы «Чтение и начальное литературное образование» для четырехлетней начальной школы ( Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)...

Рабочая программа литературное чтение 4 класс надомное обучение

Рабочая программа литературное чтение 4 класс надомное обучение...

Рабочая программа литературное чтение 1 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа литературное чтение  1 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа литературное чтение 1 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа литературное чтение  1 класс 2016-2017 уч.г....

рабочая программа. литературное чтение 3 кл

рабочая программа.  литературное чтение 3 кл...

Рабочая программа Литературное чтение 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по литературному чтению, соответствующей Федеральному государственн...

Рабочая программа "Литературное чтение " УМК "Ритм" , 4 класс

Цели рабочей программы:1) осознание богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;2) обогащение читательского опыта, становление читателя;3) овладение...