Главные вкладки

    Общение родителей и детей как условие успеха воспитания
    методическая разработка (5 класс) по теме

    Умнова Анна Владимировна

    Данный материал представляет собой родительское собрание на тему

     «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания».

    Оно подготовлено для родителей учеников 5 класса, подходит также для остальных ступеней обучения. Форма проведения - обучающий семинар.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Общение родителей и детей как условие успеха воспитания

    Слайд 2

    «Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо» (Плутарх) «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что следует обращать внимание» (У. Джеймс)

    Слайд 3

    Что для вас является главной проблемой в общении с вашим ребенком? Вопрос:

    Слайд 4

    «Я – высказывание».

    Слайд 6

    Инструкция: на 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются: «почти всегда» - 2 балла, «в большинстве случаев» - 4 балла, «иногда» - 6 баллов, «редко» - 8 баллов, «почти никогда» - 10 баллов. «Оцените свое умение слушать»

    Слайд 7

    Приемы слушания: Дайте возможность ребенку высказаться. Сосредоточьтесь на том, что он говорит, не вмешивайтесь в его речь своими замечаниями. Воздержитесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения ребенка, ход его мыслей. Не отвлекайтесь! Поддержите ребенка одобрительным жестом, словами. Это даст ему возможность чувствовать себя уверенно. Покажите ребенку, что вы его поняли. Перескажите своими словами его мысли. Это обычно начинается со слов: «По твоему мнению…», «Ты, наверное, расстроен тем, что…» Попытайтесь вместе с ним определить, что следует сделать. Лучше, если это будут «пошаговые» действия. Обнимите ребенка, прижмите его к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищенности и уверенности в себе.

    Слайд 8

    «Общение детей и родителей в лицах»

    Слайд 9

    Давайте вместе учиться общаться!

    Слайд 10

    Родительское собрание подготовлено по материалам методического пособия Л.И. Саляховой. Литература:



    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание на тему

     «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания».

    (подготовлено для родителей учеников 5 класса, подходит также для остальных ступеней обучения).

    Цели: выявить признаки успешного общения, помочь родителям в развитии навыков общения.

    Задачи:

    1. Оценить значимость процесса общения и выявить его особенности при взаимодействии с детьми.
    2. Выявить противоречия и проблемы общения взрослых и детей, значимые для родителей данного класса.
    3. Помочь родителям в развитии навыков общения с детьми для использования их в практике семейного воспитания.

    Этапы подготовки.

    1. Подбор вопросов и значимых для участников ситуаций по теме родительского собрания.
    2. Подготовка текстов анкет для родителей и учащихся и аналитической информации по результатам анкетирования.
    3. Подготовка методических материалов для родителей с практическими советами и рекомендациями.

    Приглашенные: психолог.

    Этапы проведения.

    Классный руководитель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о теме, которая волнует вас. У многих возникли вопросы, и тема нашего собрания действительно подсказана жизнью.  Наши дети взрослеют, утверждают себя, а принятая в семье практика общения, зачастую, догматична и основана на постоянных запретах, иногда даже на подавлении личности ребенка, неуважении к нему.

    Мы, взрослые, обременены своими проблемами и, увы, порой не находим времени, чтобы поговорить с сыном или дочерью, вникнуть в то, что важно для них. А потом они уже и сами не подходят к нам; так утрачивается что-то очень ценное в отношениях родителей и детей, теряется доверие и взаимопонимание.

    В подростковом возрасте общение детей с родителями и другими взрослыми складывается под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления их прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

    Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослым, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной может оказаться ситуация, когда взрослый  выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои возможности и способности, лучше познать себя.

    В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но иногда ребенку трудно начать близкое общение. Для освоения новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослых. Простое навязывание требований обычно отвергается. Это - то же самое, что заставлять вас что-то делать, не объяснив даже «зачем это делать?». Таким образом, выявление проблем общения, развитие его навыков очень значимо для родителей и детей.

    У каждого из вас на столах листочки(поскольку видов работ будет несколько, можно обозначить цвет листка). Я прошу вас ответить, не указывая фамилии, на один вопрос:

     «Что для вас является главной проблемой в общении с вашим ребенком?»

    По окончании раздумья и ответов (на что обычно уходит 5-7 минут) листочки собираются в коробку, из которой классный руководитель их попеременно достает и озвучивает.

    Классный руководитель: Наиболее типичными являются следующие ответы: «Наши разговоры всегда заканчиваются на повышенных тонах», «Мой ребенок просто не слышит меня», «У нас все хорошо, но мне не нравится сленг, который мой сын использует в речи, я его поправляю, а он обижается»…

    Как мы видим, проблем в общении с детьми много. Однако давайте, конкретизируем задачи и начнем с обращения к вопросу: «Как понять собеседника (в нашем случае своего ребенка) в процессе общения?». Я предоставляю слово психологу школы.

    Психолог: Понять собеседника помогут, прежде всего, употребляемые им слова. Важно для понимания и выражение лица, интонация, поза, жесты. И, наконец, следует понять, почему ребенок обратился именно к вам. Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях и желаниях. Они первоначально возникают у нас как «я-мысли»: я хочу слушать музыку, я люблю это делать и т.д. Это реальные, ясные и конкретные обращения человека к самому себе.

    Однако по разным причинам «я-высказывание» в разговоре превращается в «ты-высказывание», и это становится одним из барьеров общения, потому что «ты-высказывание» уже не является ни простым, ни ясным.

    Например, взрослый, говоря ребенку «Перестань играть в компьютер, глаза заболят!» (ты-высказывание), может иметь в виду «Я люблю тебя и не хочу, чтобы у тебя испортилось зрение» (я-высказывание»), а ребенок может услышать «Вечно ты не слушаешься и не можешь о себе сам позаботиться!» Таким образом, сама многозначность «ты-высказывания» дает простор различным толкованиям собеседника. Реакция ребенка, объяснившего наши намерения не так, как мы ожидали, кажется нам не адекватной. Нам уже кажется, что он упрямится, вредничает. Как видите, овладеть умением «я-высказываний» достаточно важно для родителей, это позволяет избежать непонимания, последствия которого могут быть серьезными.

    Давайте вместе потренируемся в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «я-высказывания». Для этого у каждого из вас на столах небольшие таблицы. В них - две графы – «ты-высказывание» и «я-высказывание». Ваша задача состоит в том, чтобы преобразовать первое во второе.

    Например, при получении плохой оценки распространенными являются следующие «ты-высказывания»: «Ты совсем перестал заниматься», «Ты не думаешь о том, как мне будет стыдно за тебя в школе». Для того, чтобы получить «я-высказывание», вам необходимо дать точное определение своего чувства в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала: «Последнее время меня беспокоят твои оценки, я недавно смотрела дневник».

    Родители заполняют таблицу, время устанавливаете самостоятельно.

    «Ты- высказывание»

    «Я – высказывание»

    Почему я должна краснеть за тебя в школе?

    Почему ты играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки?

    Когда ты перестанешь отвлекаться на уроках?

    Тебе всё равно, что я переживаю из-за твоей учебы.

    Когда ты, наконец, поймешь, что учишься, прежде всего, для себя?

    Когда ты перестанешь поздно приходить домой?

    Родители зачитывают свои варианты.

    Психолог: Таким образом, «я-высказывание» - условие однозначности и ясности в диалоге. Это ключ к началу разговора, к честному общению и улучшению взаимоотношений с детьми.

    Классный руководитель: Люди прибегают к каким-либо коммуникациям 7 из 10 минут свободного от сна времени. В том числе около 10% они тратят на письмо, 16% на чтение, 30% на разговор, а 45% - на слушание. Таким образом, умение слушать, а, главное,- слышать собеседника – одно из основ успеха общения. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно, вникнуть в суть того, что он говорит, обладают не более 10% людей.

    Дети, а особенно подростки, очень болезненно реагируют на неумение (или нежелание) родителей выслушать их и понять. Возникает психологический барьер, который побуждает детей искать понимание вне семьи.

    В процессе подготовки к собранию мы задали ребятам нашего класса три вопроса по обсуждаемому сейчас предмету:

    1. Делишься ли ты своими проблемами с родителями?
    2. Умеют ли твоя мама (папа) терпеливо выслушать тебя и попытаться понять?
    3. Назови человека (взрослого, сверстника, педагога), с которым тебе нравится общаться больше всего.

    Сейчас мы предложим вам некоторые варианты ответов: «Разговаривать с папой невозможно, он сразу начинает кричать», «Мама только иногда спрашивает меня о чем-то помимо моих домашних обязанностей», «Я очень люблю общаться с мамой, мы с ней, как подруги»…

    Как видим, уважаемые родители, есть и положительные и отрицательные варианты. Можно все-таки выявить одну проблему – неумение выслушать. А как вы считаете, что является причиной этого неумения?

    Высказывания родителей.

    Классный руководитель: Предлагаю вам сейчас оценить свое умение слушать (необходимо зачитать родителям вопросы, на которые они отвечают, используя слова со слайда, после чего подсчитать баллы).

    Задание для родителей

    «Оцените свое умение слушать»

    Инструкция: на 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются:

    «почти всегда»

    - 2 балла

    «в большинстве случаев»

    - 4 балла

    «иногда»

    - 6 баллов

    «редко»

    - 8 баллов

    «почти никогда»

    - 10 баллов

     

    Вопросы:

    1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны вам?
    2. Раздражают ли вас манеры вашего собеседника?
    3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?
    4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?
    5. Имеете ли вы привычку перебивать говорящего?
    6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
    7. Меняете ли вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
    8. Меняете ли вы тему разговора, если он коснулся неприятного для вас?
    9. Поправляете ли вы человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?
    10.  Бывает ли у вас снисходительный тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?

    Обработка: Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то респондент «выше среднего уровня». Обычно средний балл-55.

    Психолог: Предлагаю несколько приемов слушания ребенка, которые, я надеюсь, помогут вам в практике вашего общения с ребенком.

    • Дайте возможность ребенку высказаться.
    • Сосредоточьтесь на том, что он говорит, не вмешивайтесь в его речь своими замечаниями.
    • Воздержитесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения ребенка, ход его мыслей.
    • Не отвлекайтесь!
    • Поддержите ребенка одобрительным жестом, словами. Это даст ему возможность чувствовать себя уверенно.
    • Покажите ребенку, что вы его поняли. Перескажите своими словами его мысли. Это обычно начинается со слов: «По твоему мнению…», «Ты, наверное, расстроен тем, что…»
    • Попытайтесь вместе с ним определить, что следует сделать. Лучше, если это будут «пошаговые» действия.
    • Обнимите ребенка, прижмите его  к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищенности и уверенности в себе.

    Классный руководитель: Восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют». Большое значение для такого понимания имеет наблюдение за выражением лица, интонацией, позой, жестами.

    Сейчас я хочу вам предложить мини-анкету только для вас, каждый сам для себя ответит на вопросы, подумает и сделает свои выводы.

    «Общение с родителями в лицах», эта анкета, возможно, поможет вам взглянуть на себя со стороны.

    Уважаемые папы и мамы!

    Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица и ответьте на следующие вопросы:

    1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
    2. С каким лицом общается с вами ваш ребенок?
    3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

    Наблюдайте за мимикой своего ребенка, и вы многое сможете понять. Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накопленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и нормы, ценности и способы деятельности. Общаясь с родителями, ребенок, кроме того, получает поддержку в разрешении значимых для него проблем, в конечном итоге, познает мир и адаптируется в нем. Поэтому давайте вместе учиться этому общению. А сейчас мне бы хотелось попросить вас высказаться по итогам нашей встречи: Что сегодня нового было для вас? Что возможно было полезным? С какими трудностями столкнулись?  И возможно есть вопросы, которые хотели бы обсудить в другой раз? (Высказывания родителей)

    Большое спасибо, что пришли сегодня на наше собрание. А напоследок я хотела бы раздать вам несколько памяток, с которыми вы можете ознакомиться дома, надеюсь, они будут для вас полезны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему: «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»

    Интересный материал для проведения родительского собрания в 8 классе....

    Золотые правила общения родителей и детей.

    Правила, которые нужно соблюдать при общении с детьми. Этот материал можно использовать на родительских собраниях и внеклассных мероприятиях...

    Выступление на родительском собрании "Общение родителей и детей".

    Данный материал знакомит родителей с правилами общения с детьми, обращает их внимание на особенности поведения в разных сиитуациях....

    Профориентационная игра для родителей и детей "Лестница к успеху"

    В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться. Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальней...

    "Общение родителей и детей как условие успеха воспитания"

    Беседа с родителями по теме «Как понять собеседника (в нашем случае своего ребёнка) в процессе общения?» Механизмы оценки одного человека другим в процессе общения:1)механизм познания и понимания...