Главные вкладки

    Доклад к родительскому собранию "Нравственное воспитание ребёнка в семье."
    консультация (6 класс) по теме

    Григорьева Ирина Николаевна

    Доклад к родительскому собранию. Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nravstvennoe_vospitanie_rebyonka_v_seme.docx34.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нравственное воспитание ребёнка в семье.

    Взаимодействие семьи и педагогов.

       Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец                              2 тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность,  трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

       Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

      Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.   В  семье  закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.  

       Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

        В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.  , никакого воспитания.

    «Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

    1.мотивационно-побудительный; (уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения; здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.)

    2.эмоционально-чувственный (состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида,ненависть);                                                                                                                                 3.рациональный, или умственный (содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки)

       Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

     Нравственные потребности начинаются

    1. с отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять.

    2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы».

    3. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

      Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

       Педагогу чаще всего приходится работать с подростками. Это очень сложный возраст. Целые клубки подростковых проблем приходится распутывать педагогам и психологам. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. В этом возрасте для ребёнка особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания.  

     Немало таких отцов и матерей, которые «чувствуют» критическую ситуацию, обращаются за помощью к педагогам и прислушиваются к их советам.

       Чем необходимо руководствоваться учителю? Прежде, чем начать беседу с родителями, необходимо определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение (воспитательный потенциал семьи). По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.

    В связи с этим педагогические огрехи  родителей могут быть вызваны следующими причинами:

    1) неполная семья;

    2) конфликтная атмосфера в семье;

    3) наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»;

    4) при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания;

    5) излишняя порочная родительская любовь и т. п.

    Задачи педагога:

    а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;

    б) убедить родителей (в каждом конкретном случае используя нужный подход) в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье.
     Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье

    Опираясь на труды педагогов В. А. Сухомлинского, С. И. Варюхиной, М. Климовой-Фюгнервой и других исследователей, выделим следующие методы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье).

    1)Атмосфера любви.   При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

    2) Атмосфера искренности.  

    3) Разъяснение. Воздействие словом.

    Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

    4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

    5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

    6) Порицание. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям.  

    7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.  

    8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.  

    9) Регулярный труд в присутствии ребёнка.  

    10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

    11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми 

    12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений  

    Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

    Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

    Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

    Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

    Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

    Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

    Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.                                                                                     

    Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анкетирование к родительскому собранию "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"

    Анкетирование к родительскому собранию "Стили и методы воспитания ребёнка в семье"...

    Родительское собрание «Воспитание ребёнка в семье»

    Цели: познакомить родителей  со стилями воспитания; дать понятие о чувствах, которые воспитывает у ребёнка мать и отец; развивать умение применять полученные знания на практике; воспитывать...

    Родительское собрание "Родительский авторитет. Воспитание детей в семье"

    "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома", - писал Л.Н.Толстой...

    Родительское собрание "Воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей"

    Дети – наше продолжение, наше наследие. А как же воспитать это наследие? Или может сначала стоит задуматься о своем собственном воспитании и отношении к ребенку?Любой родитель хочет, чтобы его р...

    Тестирование родителей на родительском собрании «Мой стиль воспитания ребёнка в семье»

    Цель: формирование понимания необходимости совершенствования нравственных отношений в семье....

    «Нравственное воспитание ребёнка в семье»

    Рекомендации для родителей....

    Родительское собрание по теме: «Приоритет в воспитании ребёнка принадлежит семье»

    Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды             отражается солнце, так в детях отражаетсянравственная чистота матери и отца.В. А....