"Приёмный ребёнок в школе" (методические рекомендации для замещающих родителей и учителей)
методическая разработка на тему

Мануилова Наталья Владимировна
Хотя различные формы семейного устройства детей-сирот становятся нормой жизни для многих российских семей, значительная часть из них сталкивается с проблемами, когда ребёнок отправляется в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomnyy_rebyonok_v_shkole.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМНЫЙ РЕБЁНОК В ШКОЛЕ

Н. В. Мануилова

социальный педагог ПМСС-центра,

ССЗС (г. Лебедянь).

  Хотя различные формы семейного устройства детей-сирот становятся нормой жизни для многих российских семей, значительная часть из них сталкивается с проблемами, когда ребёнок отправляется в школу. Взаимодействие со школьной администрацией, учителями, одноклассниками и их родителями может стать для приемного ребёнка весьма нелегким опытом. Школьник, если он только недавно был принят в семью, обычно выделяется среди сверстников успеваемостью и поведением. А иногда и внешним обликом – если, например, отправляется наверстывать упущенное за парту с младшими детьми.

  Проблемы могут возникнуть со стороны соучеников, их родителей и возможно даже со стороны учителей. Это могут быть грубые или ошибочные комментарии, неприязнь класса. Родители колеблются, рассказывать ли учителям историю жизни ребёнка, и если рассказывать, то, как и о чём именно.  У самого ребёнка могут усугубиться проблемы самооценки, когда он видит свои отличия от сверстников и получает от школьного окружения сообщения о том, что его положение – в лучшем случае, "необычное".

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

1.        СОТРУДНИЧАТЬ С УЧИТЕЛЯМИ!!! ДАТЬ ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОМОЧЬ СЕБЕ И РЕБЁНКУ.

Катя (9 лет):

"Я ненавидела школу, потому что у меня ничего не получалось. Я и читала не как все. И чувствовала себя тупицей. Зачем даже пытаться, если и так понятно, чем все закончится? Теперь все по-другому. Меня усыновили. Мои родители сходили в школу… Я теперь пишу какие-то тесты, но учитель говорит, что они помогут моим новым родителям помочь мне. Ну, наконец-то кто-то помогает! Может, однажды окажется, что мы со школой совместимы".

Часто приёмные родители чувствуют себя неуверенно в общении с учителями. Этому может способствовать масса факторов: от их собственного негативного опыта учёбы в школе до полнейшего отсутствия проблем с учебой их кровных детей, но в первую очередь – отсутствие практических опор, некоего плана сотрудничества с учителем.

Какие вопросы необходимо задавать учителю.

7 ВОПРОСОВ К УЧИТЕЛЮ:

  1. Как идут дела у моего ребёнка? (О чем учитель скажет в первую очередь?)
  2. Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны моего ребёнка?
  3. Соответствует ли подготовка моего ребёнка требованиям? Если нет, чем можно ему помочь?
  4. Есть ли у моего ребёнка какие-то особые проблемы, о которых мне следовало бы знать?
  5. Выполняет ли мой ребёнок все задания вовремя? Если нет, что он пропустил на данный момент? Что ещё не поздно доделать и сдать?
  6. По каким методикам и пособиям детей готовят к стандартизированным тестам (к ЕГЭ)? Что из этого можно делать дома, что – с учителем?
  7. Переведут ли моего ребёнка в следующий класс? Если с этим возникают сложности, какие дополнительные источники помощи доступны в школе? Вне школы в нашем районе?

О ЧЕМ НУЖНО ПОГОВОРИТЬ С УЧИТЕЛЯМИ

ВНИМАНИЕ!

Вам нужно обязательно поговорить с учителями о том, что

  •            пережили  дети, и как это на них повлияло;
  •          дети нуждаются в их педагогических умениях, мудрости, особом терпении и поддержке;
  •         трудное поведение ребёнка связано не с желанием поиздеваться над учителем, а с его особым неврологическим и/или гормональным состоянием, делающим его уязвимым для стресса. Приемные дети, чувствуя себя напуганными или провинившимися, демонстрируют чрезмерно бурные защитные реакции и часто не могут справиться со своими эмоциями, как это делает большинство детей их возраста. Им нужно помочь научиться регулировать свои эмоции и поведение, чтобы сосредоточиться на учёбе.
  •           необходимо учитывать, что некоторые задания могут быть болезненными для приёмных детей, и важно их избегать. Особенно задания, которые подчеркивают их отличие от сверстников, требуют разглашения личной информации или предоставления информации, которой они (в отличие от одноклассников) не располагают. Например, автобиографические сочинения, просьба принести фотографии, сделанные в младенчестве или раннем детстве (для стенгазеты, классного альбома и др.), обсуждение семейной истории, рисование «генеалогического дерева» своей семьи, задания, связанные с темами по изучению генетики и наследственности;
  •          необходимо быть очень внимательным к тому, что говорится в классе о семейном устройстве, необходимо, даже если приёмных детей в нём нет. Во-первых, эта информация может касаться друзей, братьев или сестер, родителей учеников. Во-вторых, представления о различиях в  способах появления детей в семье – это элемент воспитания терпимости, ничем не отличающийся, например, от информации о равенстве всех людей независимо от них. Однако все вышесказанное не требует от учителя взять на себя дополнительную нагрузку в форме специальных тематических уроков. Лучшее, что может сделать учитель в этом направлении – это найти возможность включить информацию о семейном устройстве детей в материал обычных уроков.

КАК В ШКОЛЕ СОЗДАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЯМ С ПРИЁМНЫМИ ДЕТЬМИ

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ

СОЗДАНИЯ В ШКОЛЕ ОБСТАНОВКИ, ДРУЖЕСТВЕННОЙ К ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ: ПРИНЯТИЕ, ТОЧНОСТЬ, ЗАДАНИЯ, ПОМОЩЬ, ЗАЩИТА ПРАВ

ПРИНЯТИЕ. Необходимо задавать тон принятия за счет спокойных вдумчивых комментариев (значит, "об этом можно говорить") и ответов на вопросы, которые возникают по поводу приема детей, принимающих родителей, приемных детей. Подобные ответы должны содержать четкое послание о том, что ПРИЕМ ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ - НОРМАЛЬНЫЙ СПОСОБ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ, ПОЭТОМУ РЕБЕНОК МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО.  Учитель  должен подчеркивать, что   прием ребенка в семью (как и другие личные, интимные, внутрисемейные вопросы) лучше ОБСУЖДАТЬ БЕЗ ПЕРЕХОДА НА ЛИЧНОСТИ.

Примером может служить следующий диалог между учителем и третьеклассником:

   Ученик: Анна Ивановна, а вы знали, что Наташка не родная. Ее  взяли в семью из детского дома!

  Учитель: Да, знала. Правда, здорово? Хорошо, что она сейчас живет в семье.

  Ученик: А почему ее взяли в семью? Где ее настоящая мама?

  Учитель: Мама, с которой живет Наташа, тоже вполне настоящая! Ты же видел, как она вчера забирала ее из школы. Иногда детям нужна новая семья, потому, что их мамы и папы, которые дали им жизнь, не смогли заботиться о них. Это очень тяжелое время для кровной мамы. Но если уже нельзя ничего исправить, находятся люди, которые могут принять их детей в свою семью. Это и называется приёмная семья.

ТОЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ. Как в случае с любым учебным материалом, важно давать детям точную информацию о приёме детей своевременно, в понятной им и интересной форме. Лучшее, что может сделать учитель в этом направлении –  это поискать возможности включить информацию об этом в материал обычных уроков.  Можно рассказать о том, какую роль сыграло, например, усыновление в истории человечества, что в мире живет около двадцати миллионов людей, которые воспитывались в приемных семьях. Что с древних времен воспитание приемных детей было одним из способов создания семьи с детьми. Например, Моисей был усыновлен дочерью фараона.

Можно рассказывать детям об известных людях, которые были воспитаны приемными семьями в детстве. Можно пригласить в школу волонтера - приемного родителя, или человека, который сам был усыновлен в детстве - чтобы он рассказал о своем опыте и ответил на вопросы детей.

ПОМОЩЬ. Помощь учителя заключает в том, что он своим примером и правилами, которые существуют в классе, задает допустимые границы обсуждения личной жизни. Также он должен быть готов вмешаться и поддержать приемного ребенка, когда одноклассники задают ему вопросы, которые вольно или невольно ранят или унижают его.

Например, Саша (11 лет) жалуется: "Ненавижу, когда ребята спрашивают меня, что произошло с моей настоящей мамой?" Учитель мог бы отреагировать следующим образом:

Одноклассник (Саше): "Что стряслось с твоей настоящей мамой? Ты что, не нужен ей был?"

Учитель: Что ты имеешь ввиду под "настоящей", Андрей? Саша живет с мамой – она по-настоящему воспитывает его. А ты спрашиваешь о кровной маме. Наверное, она не могла заботиться о Саше по какой-то причине и хотела, чтобы он нашел любящую семью. Но это – личная информация, и Саша не обязан никому об этом рассказывать, если сам не захочет. Давайте на следующем классном часу обсудим границы нашего личного пространства – похоже, эта тема всех нас волнует".

Приёмные дети нередко стесняются, что они приёмные и отдаляются от одноклассников, "уходят в себя". Учителю необходимо способствовать включению этих детей во взаимодействие со сверстниками.

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ РЕБЁНКА.

Приёмные дети, как и их сверстники из семей всех типов, должны ВИДЕТЬ В УЧИТЕЛЕ ЗАЩИТНИКА, СПОСОБНОГО ПРЕДОТВРАТИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ. Дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе, когда видят, что школа всегда готова поддержать их.

Приёмные дети рассказывают о том, что их обижают.

  • Педагог должен быть готов вмешаться, обсудить проблему в кругу (на классном часу) и/или применить те же санкции, что положены для учеников, оскорбляющих товарищей по национальному, половому признаку или высмеивающих их личностные особенности.
  • Педагог должен научить родителей как помочь ребёнку учиться, найти возможность заниматься с ребенком дополнительно. Дети, имевшие трудный страт в жизнь, жившие в условиях учреждения, подвергавшиеся во внутриутробном возрасте воздействию алкоголя и наркотиков, испытавшие безразличное и жестокое обращение в кровных семьях, могут страдать неврологическими или психологическими нарушениями, им свойственны задержки развития, а эти проблемы требуют своевременного вмешательства специалистов.
  • Дети должны получать дополнительную помощь учителя. 
  •  Раздражение учителя или его попустительская идея «подождать, пока ребёнок перерастет свои детские причуды» может снизить возможности ребёнка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации замещающим родителям по воспитанию приемного ребенка переходного возраста.

Воспитать ребенка - трудная, ответственная миссия. Тем сложнее она, если воспитывать не своего кровного, а ребенка из другой семьи. Переходный возраст-сложный, бурный, нестабильный и противоречивый пе...

"Как помочь ребёнку найти друзей" (методические рекомендации для родителей)

Ничто и никто не может заменить ребёнку общения со сверстниками. Даже всецело окруженный вниманием взрослых ребёнок нуждается в компании таких же детей, как и он сам. Задача взрослых − привить ребёнку...

Заседание Клуба замещающих родителей на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых  и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. ...

Приёмный ребёнок

             В  большинстве случаев приемный ребенок рано или поздно узнает правду о своих настоящих родителях. В младенческом или младшем дошкольно...

Статья "Инклюзивное образование в школе. Методические рекомендации учителям - предметникам".

В статье я рассказываю о своём опыте работы в школе, где обучаются дети с ОВЗ. Привожу конкретные примеры занятий с такими детьми....

Рекомендации родителям (лицам, замещающим родителей) по профилактике вредных привычек у подростков

Как бы мы ни ограждали ребёнка, но однажды это может случиться. К вашему ребёнку подойдут - и предложат попробовать сигарету, алкогольные напитки или наркотик. Аргументация может быть различной: это б...