Конфликт. Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации.
методическая разработка (5 класс) на тему

Жигачева Ольга Анатольевна

Родительское собрание для 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №  11 »


Родительское собрание.

« Конфликт. Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации».

                                                                                  Выполнила

                                          Жигачева О.А.., учитель английского

                                 языка, классный руководитель.

Воскресенск
2014


Задачи:

  1. помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций;
  2. ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста и спецификой протекания возрастных кризисов;
  3. тренировать родителей в разрешении конфликтных ситуаций.

Форма проведения: семинар-практикум с элементами лекции.

Вопросы для обсуждения: 

  • какие чувства испытывает ребенок в период своего взросления;
  • как нужно вести себя родителям в период взросления подростка;
  • почему возникают конфликтные ситуации, и кто чаще всего является их инициатором.

Подготовительная работа:

Анкетирование учащихся и родителей.

Подготовка ситуаций для анализа.

Подготовка теоретического материала для выступления.

Подготовка памяток для родителей.

Анкетирование учащихся и родителей.

Таблички с советами

магниты

На собрание приглашается школьный психолог.

Ход  собрания.

  1.  Вступительное слово

Уважаемые родители!

Сегодня мы пришли для того, чтобы вновь обсудить проблемы воспитания детей в семье.

Что такое конфликт? Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.

Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.

Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.

Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.

Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:

  • проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
  • проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);
  • проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Главная способность в конфликте — способность к конфронтации-объяснению. Это — умение:

  • Отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;
  • Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
  • Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.

Практика показывает: большинство родителей, обращавшихся за психологической помощью по поводу трудных детей, в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. В чём же тут дело? Психологи обнаружили ещё одну важную закономерность. Оказалось, что стиль и характер родительского взаимодействия с детьми непроизвольно записывается (“запечатлевается” - говорят специалисты) в психике ребёнка.

Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит родительский стиль общения со своим ребёнком как естественный. Так из поколения в поколение происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

“Что же тут страшного?” - спросите вы. Действительно, если вы довольны своей жизнью, чувствуете себя счастливым человеком, у вас нет серьёзных проблем, то вам вряд ли стоит задумываться об этом. Скорее всего, вы выросли в гармоничной семье, и вашим детям поэтому повезло.

Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.

Как это проявляется в жизни? Ребёнку необходимо, чтобы вы на него приветливо взглянули, ему хочется услышать: “Как здорово, что ты у нас есть!”, “Я люблю, когда ты дома”, “Рада тебя видеть”, и при этом ласково прикоснулись, погладили, обняли.

Безусловно принимать ребёнка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник (список можно продолжать бесконечно), а просто так – просто за то, что он есть! Давайте запомним: ребёнку знаки безусловного приятия особенно нужны – как пища растущему организму. Они его питают эмоционально. Помогая психологически развиваться.

Детям очень плохо без нашей ласки, любви и внимания. Общаясь с ребёнком, мы учим его владеть своими эмоциями. Если этого не происходит, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, конфликты, а то и нервно-психические заболевания.

Родители должны помнить, что кризисная ситуация, связанная с ребенком или семьей в целом, не рассосется сама по себе, она требует активного вмешательства для ее разрешения. Для этого нужно пользоваться услугами специалистов, читать литературу, тренировать себя в разрешении конфликтной ситуации.

Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами:

  • угрозы, указания, приказы;
  • диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им;
  • морализаторско-менторские поучения;
  • гнев, раздражение.

  1. Анализ анкет родителей

Классный руководитель анализирует анкеты учащихся и родителей и обращает внимание на  пункты, которые вызвали самые большие затруднения родителей и детей.

  1. Родительский практикум. (во время работы звучит легкая тихая музыка)

Разыгрывание ситуаций, предложенных классным руководителем

Во время практикума родители должны не только дать ответ на предложенную ситуацию, но и, по возможности, разыграть ее.

Родители делятся на группы и готовят небольшой сценарий предложенной им ситуации.

После разыгрывания ситуаций можно провести дискуссию-анализ, которая позволит определить отношение родителей к выполняемому заданию.

  1. Выступление психолога.

Причины конфликтов родителей с подростками

Подростки в конфликте:

Кризис переходного возраста.

Стремление к самостоятельности и самоопределению.

Требование большей автономии во всём – от одежды до помещения.

Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.

Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

Нежелание признать, что ребёнок стал взрослым.

Боязнь выпустить ребёнка из гнезда, неверие в его силы.

Проецирование поведения ребёнка на себя в его возрасте.

Борьба за собственную власть и авторитетность.

Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребёнка.

Неподтверждение родительских ожиданий.

Почему происходят конфликты? 

(Не умеем выслушать друг друга, не хотим вникнуть  в то, как выглядит ситуация с точки зрения другого, не хотим понять интересы друг друга и найти

Хочу познакомить Вас с примитивными реакциями людей в ситуации конфликта. Какие чувства испытали вы во время проигрывания ситуаций?

Реакция амбиции. Получив информацию, придающую вес другому лицу, человек тут же старается принизить значение этой информации, стараясь подчеркнуть собственную значимость в глазах других людей.

Реакция самодовольства. Желание похвастаться своими возможностями или привилегиями, достижениями, при этом наблюдая за реакцией других людей. Получение радости от зависти других людей.

Реакция зависти. Человек достиг успеха, другой от его успеха и достижений «заболевает». Он считает, что успех другого возможен только после успеха его самого.

Реакция злорадства. Человек радуется тому, что кому-то плохо. Часто при этом не скрывает своих чувств.

Реакция захвата. Желание во что бы то ни стало присвоить себе заслуги другого человека, несмотря на свои реальные заслуги.

Реакция агрессии. Человек использует угрозы и грубость в достижении цели. Это характерно для людей амбициозных и нечувствительных к страданиям других.

Реакция присвоения. Гиперопека или прилипание к человеку для реализации своих целей.

Реакция безразличия. Бестрепетное отношение к физическомк и душевному страданию другого человека.

И вот такие-то сложнейшие миры сталкиваются между собой в повседневной жизни, порождая многочисленные проблемы. И возникает необходимость погасить конфликт. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причём на основе такого компромисса между ними, который бы, во-первых, не шёл вразрез с этическими нормами. А во-вторых, не ущемлял человеческого достоинства обеих сторон.

Памятка для родителей

Уважаемые родители ! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы изменения эти были в лучшую сторону!

  • Прежде чем Вы вступаете в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
  • Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
  • В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  • Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
  • Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  • Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  • Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать от стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  • Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
  • Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Полезная информация

Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» - это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?

  • Не следует видеть в самостоятельности ребёнка угрозу его лишиться.
  • Помните, что ребёнку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.
  • Чтобы ребёнок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
  • Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
  • Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём.
  • Не забывайте слова И.-В. Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».
  • За и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?
  • За то, чтобы перестать быть ребёнком.
  • За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
  • За утверждение среди сверстников.
  • Против  замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей:

  • помочь ребёнку найти компромисс души и тела;
  • все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков;
  • подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу;
  • необходимо помнить, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа.
  1. Подведение итогов.(легкая музыка)

Какой совет явился для вас самым ценным?

Выберите его среди табличек и прикрепите к доске.(каждый родитель)

В заключении хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте – взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!


Приложение 1.

Продолжите предложения:

Конфликт – это…………………………………………………………………………………………………..

Причиной конфликта может быть ……………………………………………………………………………

Конфликт может привести к тому, что ………………………………………………………………………

Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть ………………………………………………

Для того, чтобы избежать конфликта, нужно ……………………………………………………………...

Анкетирование родителей

Считаете ли Вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?

Бывают ли у Вас конфликтные ситуации в семье?

Как Вы их разрешаете?

Могут ли быть в школе конфликтные ситуации?

Можно ли вообще в жизни обойтись без конфликтов?

Как вы научились выходить из конфликтов в семье?

Можете ли Вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим ребёнком?

Анкетирование учащихся

Ответь, по возможности честно и правдиво на поставленные вопросы.

Ты – конфликтный человек?

Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?

Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с км-то отношения?

Становишься ли ты умнее после выхода их конфликтной ситуации, делаешь ли ты для себя какие-либо выводы?

С кем ты чаще всего конфликтуешь?

Что может стать поводом к конфликтной ситуации?

Кто первым пытается разрешить конфликт – ты или другая сторона?

Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?

Меняется ли твоё отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того, как конфликт уладился, всё остаётся в ваших взаимоотношениях по-прежнему?

Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?

Ты хотел бы принять участие в тренинге эффективного взаимодействия с людьми?


Приложение 2.

Ситуация 1.

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят зайти к вам в гости. Вы начинаете лихорадочно убирать, что-то готовить, но явно не успеваете. Обратившись за помощью к своему взрослому ребёнку, слышите в ответ: «Это твои друзья, вот сама с ними и разбирайся».

Как Вы поступите в данной ситуации?

Ситуация 2.

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребёнка. Они говорят, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».

Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 3.

Родители подарили деньги своему ребёнку с определённой целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребёнок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушёл из дома.

Что предпринять?


Список литературы:

  1. Баркин А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
  2. Баулина М. Конфликт с учителем: выход есть!  Г. Здоровье школьника, №9, 2007.
  3. Гайдукова Н.Е. Родительские собрания. 8 класс. Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.
  4. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999.
  5. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2005.
  6. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.
  7. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1998.
  8. Сонин В.А. Психологический практикум. М., 1998.
  9. Фадеева Е.И. Тайны имиджа. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации

Материалы для проведения родительского собрания...

Семинар-практикум для классных руководителей "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций"

Семинар для классных руководителей по теме: "Конфликт в школе. Пути выхода из конфликтных ситуаций". Цель - поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Работа над созданием бла...

Конспект родительского собрания «Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации?»

Конспект родительского собрания "как взаимодействовать с ребенком?"Задачи: помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций; способствовать осмыслению конфликтной ситуации...

Родительское собрание Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации

материал направлен на помощь педагогам в общении с родителями...