Роль матери в семейном воспитании
презентация к уроку на тему

Данная тема была освещена педагогом-психологм на общешкольном родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_materi.docx28.66 КБ
Файл rol_materi_v_semeynom_vospitanii.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Лекция

Роль матери в семейном воспитании 

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.

 (Оскар Уайльд)

Цель:  повышение  родительской компетентности в вопросах воспитания и осознанности эмоциональных воздействий со стороны взрослых.

Задачи:

  • Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему;
  • Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Слайд 1

В современной семье, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Женщина является хозяйкой в доме (она выполняет домашние дела,  готовит еду и многое другое). Социологами подсчитано, что домашняя средняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20% общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день - на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей.

 Профессиональные и семейные функции матери часто сочетаются с большим напряжением. Кроме того, политика занятости в стране в настоящее время приводит к ситуации, что сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка. Что касается неполной семьи, где женщина одна воспитывает ребенка, она сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи.

Слайд 2

Женщина в современной семье, в зависимости от семейной ситуации выполняет различные функции:

- репродуктивная - биологическое воспроизводство, продолжение рода;

- хозяйственно - бытовая - уход за всеми членами семьи;

- функция организации досуга - в большинстве своем принадлежит женщине, т.к. женщины более эмоциональны. С подачи женщины семья по-разному проводит свой совместный досуг;

- экономическая - по мнению социологов,  в современной семье именно женщина все чаще выполняет роль добытчицы и распределяет семейный бюджет.

- эмоциональная (психотерапевтическая, релаксационная) - женщина, как правило, способна наиболее мягко эмоционально стабилизировать психологическую атмосферу семьи.

- воспитательная - важнейшая функция женщины. Воспитательная функция - как воспитание детей, так и воспитание взрослых членов семьи.

Основная роль женщины в семье - материнство. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют большую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Во многом материнская любовь и привязанность ребенка к матери выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека на протяжении всей его жизни и трудно переоценить роль матери в воспитании ребенка.

Как показывают психолого-педагогические исследования, для маленького ребенка особое значение имеет «интимный круг общения». Самой природой матери отведена роль естественной воспитательницы своих детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества женщины - чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку. Нет прочнее и ближе связи - физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка.

При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально.

Отметим, что характер отношения матери к ребенку в период беременности небезразличен для его развития. Наука располагает данными об аномальном внутриутробном развитии ребенка в процессе нежелательной беременности. Биологическая связь между матерью и ребенком не сразу превращается в ту психологическую, которая накрепко спаяет их на всю оставшуюся жизнь. Отношения, которые складываются между ребенком и матерью послe рождения, оказываются основой, на которой развивается дальше весь мир эмоциональных отношений человека. С другой стороны справедливо будет отметить, что изменений, происходящих в настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка, значительно больше, чем подобных изменений в характере матери. Это противоречит общепринятому мнению, согласно которому появление ребенка для мужчины - менее важное событие

Для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления - и мужской, и женский. По мнению ученых, структуры мышления мужчины и женщины несколько различны. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин - явные превосходства в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта иногда идет по «женскому типу»: обнаруживаются лучше сформированные языковые способности, но чаще фиксируются нелады с математикой.

Роль матери для детей разного пола не одинакова. Для девочек после трех лет основная задача - освоение половой роли, для нее мать - образец, та часть мира, которую надо «примерять на себя», а заодно и все, что с этим связано: отношение другого пола (отца к матери и к ней как будущей женщине и матери), отношение детей (кукла - модель ребенка, по отношению к которой девочка выполняет роль матери, как ее мать - к ней самой).

У мальчиков в этом возрасте любовь к матери искренняя, нежная, они очень обидчивы и ревнивы по отношению к «конкурентам» (отцу, друзьям матери, своим братьям и сестрам и даже чужим детям). Не менее чутко, чем девочки, воспринимают и усваивают модель супружеских отношений.

Таким образом, мать нужна ребенку всегда, причем всегда «по-разному», но не количественном измерении, а в качественном. Материнская любовь ( в отличии от отцовской), является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между ребенком и мамой.

Именно в раннем детстве закладываются основы отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Будет ли он доверять людям, проявлять инициативу и активность по отношению к миру, испытывать уверенность в себе, во многом определяется опытом взаимодействия с матерью и отцом.

Материнские позиции зачастую формируют тип семейных отношений и тип родительского отношения к ребенку.

Слайд 3

Выделяют следующие стили детско-родительских  отношений:

сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость. Мать побуждает ребенка к активности;

изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями;

соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности;

псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная)

Психологи выделяют несколько психологических типов (образов) матерей, личностные черты которых неблагоприятно отражаются на взаимоотношениях с детьми, что делает полноценное развитие ребенка невозможным.

     

 Слайд 4

Царевна Несмеяна

Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Любит иронизировать, делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка, часто поступает подчеркнуто правильно, без учета реальных обстоятельств, бездушно.

                Слайд 5

Снежная Королева

Любит повелевать, держит всех на расстоянии, жестока и непреклонна, внутренне  холодна, неотзывчива, эгоистична, равнодушна к страданиям других,  считает ошибки заблуждениями,  недостатки — пороками, а любую критику в свой адрес — злым умыслом.

Слайд 6

                                            Спящая Красавица

Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, самовлюбленная натура, пребывающая в плену своих представлений, разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним, как с живой куклой.

Слайд 7

Грозный командир

Недостаточно чуткая,  часто грубая и безапелляционная, руководит детьми во всём, понукает, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива и раздражена, придирчива и нетерпима к слабостям и недостаткам других, часто прибегает к физическим наказаниям.

Слайд 8

                                            Суматошная мать

Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает в трагедию, создает проблемы из ничего и бурно на них реагирует.

Слайд 9

Наседка

Жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, не отпускает детей от себя ни на шаг, предохраняет от любых, в основном мнимых, трудностей, стремится заменить собой сверстников, все сделать за ребенка.

Слайд 10

Вечный ребенок

Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей — обузой, себя — жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, рассчитывает на покровительство. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их «на поруки», страдая при этом от собственного бессилия и беспомощности.

Приведенные в этих психологических портретах характеристики могут взаимодополнять образы матерей или их тенденции в отношениях к детям. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что рано или поздно все негативное, что так ярко проявлялось в личности матери, обязательно даст о себе знать в таких же отрицательных чертах характера и в поведении ее ребенка.

Таким образом,  специфика воспитательной функции  и влияние личностных особенностей матери являются основным условием формирования стиля родительского отношения к ребенку и типа семейных отношений, а также оказывают влияние на  личностное развитие ребенка.

Материнство и родительская любовь, неразделимые понятия, как для детей, так и для взрослых людей. Недолюбленные дети вырастают во взрослых с нездоровой психикой, подорванным здоровьем и искаженным взглядом на жизнь.

Мы никогда не сделаем счастливыми наших детей, если сами будем всю жизнь нести роль жертвы и будем несчастны. Не умеющий читать – не научит другого.  Станем счастливыми мы -  будут счастливы и наши дети!

Как стать счастливым родителем счастливых  детей? Можно ли наладить отношения, если они зашли в тупик? Да, можно! Для начала можно научиться понимать потребности своего сына или дочери, принимать их и отвечать им своими действиями, научиться слушать и слышать своего ребенка в самом широком смысле. И еще, каждому ребенку важно знать, что он Вам дорог и у него все будет хорошо.

Слайд 11

Три правила счастливых родителей:

  1. Доверяйте своему сердцу

В генах тысячелетиями накапливался опыт заботы о детях, и каждая мама инстинктивно знает, что лучше именно для ее ребенка . Опыт других людей неоспоримо полезен, но главное – слушать себя.

2. Не ожидайте от ребенка сверхъестественного.

Второе правило счастливых родителей – мудрая любовь. Не стоит ожидать от ребенка сверхъестественного и перекладывать на него свои нереализованные мечты. Нужно любить ребенка таким, каким он есть, честно принимать его способности  и возможности.

3. Будьте чаще рядом

Согласно третьему правилу счастья и для родителей, и для ребенка, нужно стараться чаще быть рядом с ним. Это вовсе не обязательно должно быть активное времяпрепровождение, очень полезно приучать ребенка к тому, что у родителей есть неотложные и важные дела, но делать это можно рядом или вместе с ним.

Только любовь к ребенку, эмоциональная связь с ним помогают увидеть и почувствовать своего ребенка, его внутренний мир (а не свои представления о нем), а значит, понять его и пережить радость общения. Ведь детство может стать самым счастливым периодом не только для ребенка, но и для его родителей. 

Слайд 12

        Дорогие мамы, поздравляю вас с праздником и желаю стать счастливыми родителями счастливых детей! Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Функции женщины в семье: р епродуктивная; х озяйственно-бытовая; ф ункция организации досуга; э кономическая; э моциональная (психотерапевтическая, релаксационная); воспитательная

Слайд 3

Стили детско-родительских отношений соперничество; изоляция; соперничество; п севдосотрудничество .

Слайд 4

Психологический тип матери «Царевна- Несмеяна » Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Любит иронизировать, делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка, часто поступает подчеркнуто правильно, без учета реальных обстоятельств, бездушно.

Слайд 5

Психологический тип матери «Снежная королева» Любит повелевать, держит всех на расстоянии, жестока и непреклонна, внутренне холодна, неотзывчива, эгоистична, равнодушна к страданиям других, считает ошибки- заблуждениями, недостатки - пороками , а любую критику в свой адрес - злым умыслом .

Слайд 6

Психологический тип матери «Спящая красавица» Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, самовлюбленная натура, пребывающая в плену своих представлений, разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним, как с живой куклой.

Слайд 7

Психологический тип матери « Грозный командир » Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, руководит детьми во всем, понукает, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива и раздражена, придирчива и нетерпима к слабостям и недостаткам других, часто прибегает к физическим наказаниям .

Слайд 8

Психологический тип матери «Суматошная мать» Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает в трагедию, создает проблемы из «ничего» и бурно на них реагирует.

Слайд 9

Психологический тип матери «Наседка» Жертвенная, тревожно-беспокойная, во всем опекает, не отпускает детей от себя ни на шаг, предохраняет от любых, в основном мнимых, трудностей, стремится заменить собой сверстников, все сделать за ребенка.

Слайд 10

Психологический тип матери «Вечный ребенок» Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей - обузой, себя - жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, рассчитывает на покровительство. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их «на поруки», страдая при этом от собственного бессилия и беспомощности.

Слайд 11

Счастливые родители - счастливые дети! Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми. Оскар Уайльд

Слайд 12

С днём матери!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семейного воспитания. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

Семья начинается с детей.Семья как естественная среда воспитания ребенка.Материнская любовь. Чтобы любить и быть любимым.Отец – опора и защита.Если нет отца.Сын и дочь. Образ мужского и женского повед...

Общее родительское собрание "Роль книги в семейном воспитании и развитии интеллектуальных умений ребенка"

Цель: познакомить родителей с ролью книги в семейном воспитании и развитии интеллектуальных умений ребенкаЗадачи:°...

Лекция на тему: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» (рекомендовано для родителей учащихся 7 -8 классов)

Здравствуйте уважаемые родители! Эпиграфом к сегодняшней нашей встрече станет высказывание великого русского педагога В. Сухомлинского: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и...

Консультация для родителей "Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений"

Содержание беседы направлено на формирование активной педагогической позиции родителей...