АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКА
консультация (5 класс) по теме

Кочуганова Любовь Алексеевна

Общая характеристика возраста (младший подросток)

 Подростковый возраст -этап находящийся между детством и юностью, охватывает период

с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет.

Характеризуется рядом специфических черт, таких как:

-Появление чувства взрослости.

-Ведущее личностное новообразование –  становление нового уровня самосознания

«Я-концепции". (образ себя)

-Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в

освобождении от опеки и контроля.

-Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.

-Потребность в постоянной поддержке и принятии.

-Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями,

к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_adaptatsiya_rekomendatsii_roditelyam.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.  5 класс.

Психологические особенности переходного периода учащихся из начальной школы в 5 класс

Подросток - Адаптация в 5 классе

Общая характеристика возраста (младший подросток)

 Подростковый возраст -этап находящийся между детством и юностью, охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет.

Характеризуется рядом специфических черт, таких как:

-Появление чувства взрослости.

-Ведущее личностное новообразование –  становление нового уровня самосознания «Я-концепции". (образ себя)

-Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля.

-Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.

-Потребность в постоянной поддержке и принятии.

-Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.

Особенности поведения младшего подростка:

Симптомы, которые являются нормой для развития:

•Проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко;

•Относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний;

•Симптомы кризиса наблюдаются, время от времени, в виде кратковременных «вспышек»;

•Поведение и кризиса  относительно легко поддаются коррекции;

• Адаптационный период в 5 классе

Новые условия обучения и воспитания:

-Новое здание и разные кабинеты

-Новый классный руководитель и учителя – предметники

-Разные требования, стиль и методика обучения на уроках

-Большой поток информации

-Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.

-Новый коллектив сверстников

-Новые правила и нормы поведения

Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

•Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;

•Умеет работать самостоятельно;

•Умеет планировать свои действия;

•Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;

•Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

•Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;

•Кто не делает трагедии из школьной оценки;

Основные задачи в период адаптации к 5 классу:

•Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;

•Формирование умения учиться в новых условиях;

•Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;

•Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

•Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

•Развитие ответственности и самостоятельности.

•Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.

•Развитие эмпатии.

•Адаптационный период

Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.

Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):

•Возрастает тревожность;

•Снижается работоспособность;

•Повышается робость или напортив «развязность»;

•Проявление неорганизованности и забывчивости;

•Заболевания носят психосоматический характер;

•Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей;

Причины трудностей в учении:

•Недостатки учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов;

–значительные пробелы в знаниях;

–несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков.

•Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать:

–эмоциональную усталость;

–раздражительность;

–капризность;

–скандалы и плачь и т.д.

Причины трудностей в учении:

•Несформированность необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого речевого развития, недостатки внимания и памяти:

•Формализм в усвоении знаний

Причины трудностей в учении:

•Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач);

•Слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, невозможность заставить себя постоянно заниматься.

Причины и следствие неполной адаптации

Причины:

•Продолжительная неуспеваемость или её снижение,

•невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок,

•проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников,

•неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д.

Следствие (нарушения в личностной и функциональной сферах):

•Низкая или напротив защитно-высокая самооценка;

•Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия;

•Чувство беспомощности и обиды;

•Формируется мотив избегания неудач;

•Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз);

•Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость;

•Формирование чувства неполноценности.

•Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)

Рекомендации родителям в период адаптации к 5 классу.

• Следите за здоровьем!

• Проявляйте искренний интерес к школьным делам ребёнка.

• Общайтесь  неформально, создавая  доброжелательную обстановку.

• Не требуйте в первое время от ребёнка прежних результатов.

• Не наказывайте и не унижайте достоинства ребёнка ни словесно, ни физически.

• Не сравнивайте и не ругайте ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников.

• Не применяйте таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных     эмоций и чувства удовольствия.

• Учитывайте особенности темперамента и генетически заложенных особенностей.

• Учите самостоятельности и самоконтролю постепенно.

• Поддерживайте своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.

• Проявляйте терпение, выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки, а     просто так!

 Источник: http://www.vashpsixolog.ru/

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЯМ:

- первое условие школьного успеха - самоценность ребенка для родителей;

- второе условие школьного успеха- ценность каждого ученика в глазах учителя и учащихся;

- создание оптимально- благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны учителя и всех членов семьи;

- роль самооценки ребенка к адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе), создавать условия для формирования адекватной высокой самооценки, опираясь даже на незначительные  достижения ребенка ;

- формирование у младшего школьника интереса к школе, прожитому школьному дню, путем смещения акцента на познавательную мотивацию;

- необходимость дружеского общения ребенка с одноклассниками и создание условий и возможности такого общения после школы;

- недопустимость физических мер воздействия на ребенка, запугивания, критики, особенно в присутствии других людей;

- учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению;

- максимальное предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе;

- организация ненавязчивого контроля за его учебной деятельностью;

- поощрение ребенка за учебные успехи и личные достижения (не за оценку, а за приобретенные знания);

- моральное стимулирование достижений ребенка;

- развитие самоконтроля, формирование адекватной  самооценки, адекватного самоотношения и самодостаточности ребенка.

 - публичность жизни может забирать значительную долю психологической энергии ученика. Для снятия нагрузки нужно давать детям дома возможность для уединения, а также постараться не делать им лишних замечаний.