Родительская конференция "Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования".
материал
Выступление на родительской конференции 30.04.2010 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на Родительской конференции | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования.
Когда мы начинаем задумываться о будущем нашей Родины, то неизбежно осознаем ее неразрывную связь с семьей как хранительницей духовных начал народа. Именно в семье начинает формироваться характер отдельного человека и народа в целом. Как социальный институт, семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода. В то же время она – малая социальная группа, которая играет огромную роль в воспитании и становлении личности, является проводником ценностей и норм поведения, принятых в обществе.
Сегодня в стране проживает 29 миллионов детей в возрасте до 18 лет, из них – 20 миллионов проживает в городах и 9 млн. – с сельской местности.
Семья, общество и государство вместе образуют триаду.
Семья. В ней рождается ребенок. Никто больше не передаст ему духовные, нравственные начала жизни, только нормальная семья.
Общество обеспечивает здоровый образ жизни. От него ребенок узнает о сострадании и взаимовыручке.
А государство делает то, что не в силах обеспечить общество. Это не только обеспечение безопасности, но и забота о его образовании.
Конечно, главным институтов воспитания традиционно является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена и тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относятся к ребенку лучше, не любят его так, и не заботятся о нем столько. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может семья. Семья – это своего рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и наиважнейшую роль. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния на воспитание ребенка. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей и ребенка. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Мечта каждой семьи – видеть своих детей высокообразованными, квалифицированными специалистами, для которых гарантирована интересная высокооплачиваемая работа. Каждая семья связывает благополучное будущее своих детей с уровнем их образования. И это отвечает вызовам времени. Теперь мало кто из родителей будет препятствовать обучению своего одаренного ребенка.
В современном кризисном состоянии российского социума, когда переоценке подвергается широкий спектр ценностей, особую значимость приобретает дополнительное образование детей. Ведь в нынешних социокультурных условиях основу сферы дополнительного образования детей составляет масштабный образовательный блок – это удовлетворение потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в общеобразовательных учреждениях.
Учреждения дополнительного образования детей и семья рассматриваются нами как два института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка, развитие его творческих способностей. Только в этом случае деятельность педагогов и родителей может быть успешной. Большинство педагогов дополнительного образования придерживаются мнения, что для грамотного воспитания своего ребенка родители должны быть вооружены необходимыми знаниями и умениями. Важное место в системе педагогического образования родителей занимает знакомство с возрастными особенностями детей ( психологические, физиологические и т.д.). Педагогическое образование родителей в сфере дополнительного образования детей осуществляется в коллективной и индивидуальной форме. К числу наиболее эффективных индивидуальных форм необходимо, прежде всего, отнести консультации родителей. Таким образом, социальное партнерство с родителями является одним из приоритетных направлений деятельности учреждения дополнительного образования детей. Для достижения данной цели необходимо, чтобы помимо обучения и воспитания, в образовательном учреждении дополнительного образования дети имели реальную возможность практически осваивать и закреплять нравственно-эстетические, гражданско-правовые нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми.
Специфика учреждения дополнительного образования детей как элемента социума, призванного выполнять социальный заказ по социализации детей и способствовать социальной защите личности, ее социально-нравственному формированию и развитию, создает дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и эстетического развития детей при активном включении в этот процесс семьи. Чему способствуют: личная заинтересованность детей и подростков, разновидность и вариативность обучения, дифференцированность, разноуровневость, практическая направленность занятий, неформальный характер общения и т.д. Дополнительное образование детей сегодня рассматривается не только и не столько как утилитарное средство подготовки к жизни, а как часть культуры, как аспект формирования духовной личности, способность искать и находить достойный выход из тяжелых ситуаций.
Процесс социального партнерства включает в себя:
- взаимодействие сотрудничающих субъектов на основе учета индивидуальных особенностей родителей и детей с целью своевременного выявления и коррекции деструктивных детско-родительских отношений
- положительную установку родителей на взаимодействие с учреждением дополнительного образования, а не пассивное ожидание окончания занятий ребенка
- создание в ходе взаимодействия для каждого ребенка «ситуации успеха», ведущей к выработке адекватной самооценки и способствующей эффективному становлению личности
В течение последних лет в большинстве регионов России в связи с целенаправленной реализацией общей стратегии развития учреждений дополнительного образования детей, работа с семьей, родителями приобрела качественно новый, более высокий уровень. Исследования, которые проводились специалистами дополнительного образования детей в течение пяти последних лет, были направлены на выявление социально-психологических особенностей современных родителей, зависимость родительских установок и стиля взаимодействия всех членов семьи от возраста, уровня образования, пола и других показателей, а так же от ожидания родителей, связанных с учреждениями дополнительного образования детей.
Все более активную роль играют родители и в жизни творческих коллективов. Известно, для того, чтобы воспитательная работа в детском коллективе была результативной, необходимо объединение усилий педагогов и родителей, создание особой, доверительной формы общения между ними. Вовремя найденное слово, умение и желание помочь, поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать правильный совет иногда гораздо больше сближает с родителями и укрепляет авторитет педагога, чем прочитанная лекция или квалифицированная консультация. При общении с родителями необходимо
1) отмечать положительные стороны личности ребенка, т.е. не сосредотачиваться на негативных сторонах и проявлениях его характера – «переставить акценты». Для этого педагогу следует внимательно наблюдать за поведением детей в учебной или игровой деятельности, работать индивидуально с каждым ребенком.
2) Знакомство с условиями жизни и воспитания ребенка в семье, закрепление установок на сотрудничество. На этом этапе большое значение имеет профессионализм педагога: его умение убеждать родителей, вызывать у них доверие, проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений. Педагог заинтересован в гармоничных отношениях между детьми и родителями, поэтому должен прилагать максимум усилий для того, чтобы родители освоили педагогические знания, умения и навыки, понимая возрастные особенности и возможности ребенка. Сообщая родителям об особенностях поведения ребенка на занятиях, важно не занимать «судейскую» позицию, а помнить: педагог – это партнер родителей в воспитании и становлении личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« НОВАЯ ШКОЛА – ЗДОРОВАЯ ШКОЛА» Общешкольная родительская конференция
Материал данной общешкольной родительской конференции позволит родителям определиться с системой правильного питания детей, обучающихся в школе. В статье приведены результаты тестирования детей и роди...
Общешкольная родительская конференция «Физ-зря»… или физическая культура?"
Материалы данной конференции имеют аналитический характер. С помощью анкетирования были выявлены причины низкой посещаемости уроков физкультуры учащимися школы. Опрос родителей показал, что причины пр...
"Счастливое сердце семьи". Доклад на родительской конференции
Семейное счастье - это взаимопонимание, уважение, а главное - здоровье.Поговорим о здоровом воспитании детей....
Родительская конференция
В этом учебном году вступает в силу новый закон «Об образовании», федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования будут осваивать обучающиеся 1-3 классов. Два...
Родительская конференция.
Представлениа форма работы с родителями и общественностью. Родители и социум привлекаются к проведению школьных мероприятий. Такое взаимодействие способствует открытости образовательного пространства....
Проведение родительской конференции
Проведение родительской конференции в ГБОУ гимназии № 528....
Отчет к родительской конференции по итогам 2014-2015 учебного года.
На начало года в школе обучались 439 учащихся,выбыли 42 ученика,прибыли 17 учащихся,на конец года в школе обучались 414 ученика. Количественный состав по уровням образования:1 уровень1-4 кл...