Конференция отцов
методическая разработка на тему

Огнева Татьяна Анатольевна

Конференция отцов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_ottsov.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

                         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                   «Верх-Уймонская средняя общеобразовательная школа»

                 

                                       

                               

                                                           

                                                                                 Огнева Татьяна Анатольевна,  учитель                                          

                                                                                  биологии

                             

                                                               с. Верх-Уймон

                                                  Без хороших отцов  нет хорошего воспитания, несмотря на

                                                  все  школы.

                                                                                        /Н. М. Карамзин/

                                                  Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет

                                                  права быть им.

                                                                                       /Ж.-Ж. Руссо/

                                                  Чтоб стать мужчиной - мало им родиться.

                                                                                       /М. Львов/

                                                  Детей воспитать- не кур пересчитать.  

                             

                                                  Пусть семья будет крепче дерева,

                                                 Пусть дети будут дружны, как пчелы.

                                                   

Цель:

         Вовлечение отцов в учебно- воспитательный  процесс, с целью всестороннего  

         гармоничного развития личности ребенка через организацию

         совместных дел, решение  проблемных вопросов.

         

                                    Подготовительная работа

1.Приглашение отцов  на конференцию по пригласительным билетам.

2.Анализ сочинений (5 класс), анкет учащихся 5-11 классов «Я и мой папа»,  «Наши отцы».                                              

3.Оформление  страниц журнала конференции.

                                         

                                         П Л А Н

         

         1.Дискуссия «Роль отца в  воспитании ребенка».

         2.Знакомство с данными анкетирования детей.

         3.Знакомство с семейным кодексом.

         4. Инсценировка стихотворения С. Михалкова  «Строгий отец».

         5. Влияние  матери и  отца на процесс воспитания детей в семье.

         6.   Воспитание детей в старообрядческих семьях.

         7.Решение проблемных вопросов (анализ школьных ситуаций).

         8. Роль семьи в формировании здорового  образа  жизни у детей.      

         9.Законы воспитания ребенка в семье.

         10.Анализ детских сочинений.

         11. Наказы отцам.    

         12.Участие отцов в жизни школы. Выборы совета отцов.

         13.Подведение итогов конференции.

         14.Заключительное слово ведущего.                                      

                                        Ход конференции

Заместитель директора по ВР приветствует участников, разъясняет цели и задачи мероприятия, знакомит с повесткой дня.

Работа проходит за круглым столом (2 группы).

Педагог: Нашу встречу хотелось бы начать с небольшого педагогического наблюдения :

1.Кто пришел в школу на родительское собрание? (80 мам-2  пап).

2.Кто гуляет на дворе с детишками?( 6 мам-1папа).

3.Сколько выдается бюллетеней по уходу за ребенком в течении месяца?(30 маме-1 папе).

4.Сколько педагогов  мужчин в нашей школе?(4 педагога).

 Практика показала, что отстраненное отношение папы к воспитанию собственного ребенка чревато негативными последствиями:

1.Сыновья лишаются шанса быть мужественными. В глазах ребенка на маме держится весь мир , она решает все основные проблемы, связанные с жизнью семьи.

2.В сознании ребенка не закладывается мысль: мужчина-это тот, кто должен оберегать женщину.

А ведь в старообрядческих семьях во главе семьи всегда стоял старейший мужчина- большак. Воспитанием же детей занималась вся Община.

Какова же основная причина отстраненности отцов  от школьной жизни?

Почему стало традицией, что только мамы посещают школу?

 -Дискуссия

  В данном случае папы, как правило, говорят: «У меня ответственная  или неотложная работа, я редко бываю дома, мне с ним некогда в «бирюльки» играть. Вот придет время, потребуется мужское влияние - тогда и займусь».

 Папа не заметил, что срок уже давно подошел. И когда отец решил  осуществить свое «мужское влияние», он обнаружил сопротивление со стороны сына. Своим поведением ребенок как бы говорил: «По какому праву ты вмешиваешься в мою жизнь? Я тебя не знаю».  И тогда отец грустно замечает: «Женское воспитание».Видимо, определенную роль играет распространенное мнение, что возиться с детишками – дело не мужское, что женщине самой природой предназначено это занятие. Однако лучшими педагогами всегда были мужчины – от Песталоцци и Коменского до Макаренко, Сухомлинского, Шацкого, Корчака.

     Помните, что процесс воспитания не терпит отлагательств. Воспитание – это непрерывный и длительный процесс. «Отложишь на завтра - опоздаешь на жизнь», «Вчерашнего дня не воротишь». И если оглянуться на полвека назад, то наши дедушки, будучи молодыми, успевали не только огромное хозяйство вести и в колхозах, коммунах работать, но и постоянно посещали родительские собрания. А в некоторых семьях отцы чаще ходили в школу, чем матери.

2.               Анализ анкеты «Я и мой папа», «Наши отцы».

       Современная наука и практика убедительно свидетельствуют в пользу раннего участия мужчин в деле воспитания. Во многих зарубежных странах папы присутствуют при родах жены. По данным психологов, такие мужчины впоследствии оказываются более нежными и понимающими мужьями и отцами, их связь с ребенком теснее, а воспитательная эффективность выше, чем у других. Примечательно, что в семьях, где родители «рождали вдвоем», гораздо чаще обходятся без физических наказаний.

     Все большее распространение получают в западных странах детские сады, где воспитателями работают не только женщины, но и мужчины. В таких детских учреждениях малыши развиваются более гармонично и физически, и умственно.

    В Чехословакии уже давно создавались детские дома «семейного типа», в каждой детской группе два воспитателя : мужчина и женщина. В таких группах удается творить почти чудеса – преодолевать задержки умственного, физического и психологического развития, делать детей- сирот тяжелым прошлым жизнерадостными, уравновешенными, счастливыми.

   Наконец, совсем уже странным может показаться кому – то один своеобразный эксперимент. Его целью было выяснить, как развиваются дети, если основным воспитателем в раннем возрасте является отец. Участники этого эксперимента – супружеские пары – поменялись «ролями»: мамы через несколько      месяцев после родов вышли на работу, а папы взяли отпуск по уходу за грудными детьми. Дети находились под тщательным наблюдением врачей. Под папиной опекой они развивались прекрасно, даже с опережением – оказывается, папы меньше времени, чем мамы, уделяли кипячению бутылок и выглаживанию пеленок и больше – игре, возне с малышами, в которой не проявили незаурядную выдумку и творческие способности. Когда же дети достигли переломного подросткового возраста, выяснилось, что он проходил у них менее болезненно, а конфликты с родителями не достигли такого накала, как в обычных семьях.

3.Знакомство с семейным кодексом (выступление социального педагога).                           

4.Психология мужчин такова, что им для счастья мало одной только семейной жизни. Для мужчин крайне важно состояться как члену общества. Поэтому работа нередко заменяет им практически все, никаких других интересов и хобби у них нет. И если на работе проблемы, отец чувствует свою ненужность, и ребенок видит какого-то скучного, серого человека, с которым и поговорить-то не о чем. Лежит себе на диване с газетой.

А ведь дети это все видят и в анкетах отмечают, что не любят, когда мой папа пьяный, злой, когда ругается и кричит на маму. Дети хотят, чтобы вы всегда смеялись, были чаще с ними, не употребляли алкоголь, не курили и были всегда здоровыми (данные анкетирования учащихся).

  И мы вам предлагаем посмотреть инсценировку стихотворения С.Михалкова «Строгий отец».

«Отец! Мы здесь живем в селе,        

Покорны слову твоему,

Но мы хотим пойти туда…»-

«Куда?»

«На Притор встречать рассвет.

Пойдешь ты с нами?»

«Нет!»

«Отец! Ты видишь склоны гор,

Там хорошо разжечь костер,

Он будут сверху виден всем…»

«Зачем?»

«Отец! Отец! Ты обещал,

Что мы увидим перевал,

Ты говорил, что мы пойдем…»

«Потом!»

«Отец! Есть речка за горой,

Такой на свете нет второй.

И нас в поход зовут друзья…»

«Нельзя!»

«Отец! Отец! Скажи, когда

Ты нам ответишь словом «Да»,

И что нам делать наконец,

Скажи, отец!»

«Вы – дети! Вы должны меня

Не раздражать в теченье дня…

И понимать, в конце концов,

Что я похож на всех отцов!»

«Отец! Ты прав, все это так,

И мы в поход идем

Твоим советам вопреки…»

«Да как вы смеете, мальчишки?!

Я тоже многого хочу,

И в мыслях далеко лечу,

И часто слышал я ответ

От папы моего лишь «не…»

А впрочем, что-то понял я…

«Идем мы вместе, папа?» - «Да».

5.Влияние матери и отца на процесс воспитания  детей в семье.

Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические синдромы.  

Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей, соответствующего стиля поведение, что ведет к агрессивности и жестокости.

А вот дети, чьи отцы активно участвовали  в воспитании, показывают высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития.

   Итак, очевидно, что роль отца в воспитании ребенка очень велика.

   Сам стиль игры у отца и матери различен. Отцы обычно склонны играть с детьми более энергично, проявляют больше физической силы.(Цикличный характер игры).

Матери же играют по другому: они вовлекают детей в традиционные , спокойные, предсказуемые  игры. Сегодня все больше мать берет на себя основную  ответственность за поведение, благосостояние ребенка.  

  Отец дает меньше указаний ребенку, чем мать, но характер этих указаний более жестокий и требовательный. И может быть , поэтому  папу слушаются чаще, чем маму.

Коренная жительница с Верх-Уймон- Чернова Варвара Герасимовна вспоминает: «Отца боялись и уважали. Если кто-то осмелится не выполнить просьбу с первого раза, косо посмотрит и  скажет: «Кому сказано….»и мы мигом выполняем.Из воспоминаний Матрены  Серапионовны Атамановой: «Мама за непослушание за волосенки иногда подергивала, а тятенька никогда не бил, а только топнет ногой и строго скажет: «Ягните!», правдо редко до этого дело доходило, сильно тятю уважали».

  Хотя вмешательство отца важно, он стремится играть поддерживающую роль для матери в формировании поведении ребенка. В целом же мама является основным человеком, который заботится о ребенке, и также она исполняет роль первичного посредника в социализации ребенка. Мать любит своих детей не потому , что они нравятся ей , а потому, что они ее дети. Поэтому материнская любовь нельзя заслужить хорошим поведением, но нельзя и потерять ее, согрешив. Материнская любовь-это милосердие и сострадание.

  Отцовская любовь, напротив, обусловлена; она зависит от достижений ребенка и его хорошего поведения; отец сильнее любит того ребенка, который больше похож на него, того, кого он хочет сделать наследником своей собственности. Любовь отца можно потерять, но ее можно вновь заслужить раскаянием и смирением. Отцовская  любовь-это справедливость.

   В ваших семья растут сыновья. Чувство гордости  наполняло каждого отца при появлении сына. Вы ощущали, что родился помощник, союзник, мужчина. Но, чтобы стать мужчиной - мало им родиться»,-сказал поэт Михаил Львов. Мальчика надо воспитать мужчиной. «Не тот отец- мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил».

-Как вы понимаете, быть настоящим мужчиной?

Мужская черта характера – мужественность:  это не только сильный, физически здоровый, смелый, умный, мастер на все руки, но и благородный, высоконравственный, честный, великодушный, почитающий женщину.

   Кто как не отец, может понятно и просто  объяснить , кто такой трус, храбрый человек и т.д. Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но и самим делом. Если мальчик хотя бы один раз видел, как его отец бросился выручать женщину, пропустил впереди себя женщину, подносит тяжелую сумку, такой мальчик не нуждается в наставлениях.

По данным анкетирования большинство детей (60%) берут пример мужества ,  30%-не берут пример, 10%-затрудняются ответить.

  Воспитывать нужно сыновей здоровыми, приобщать к спорту. По данным анкетирования 50% пап советуют или поощряют посещение спортивных секций, творческих объединений.

-Будьте сопричастны к успехам сына в физическом развитии (преодолевайте вместе трудности, замечайте все положительное).                                  

Хочется отметить, что некоторые  отцы принимают активное участие при проведении спортивных мероприятий .

  Исстари ценилось в мужчине стремление к  знаниям. Недаром в народе говорят:  «Чем  больше науки, тем умнее руки», «Грамоте учиться- вперед пригодится». Для сына учеба –это большой труд, требующий волевых усилий, внимания, интеллектуальной активности. Создайте условия для успешной работы: выключите телевизор, не разговаривайте громко. Терпеливо разбирайтесь в причинах учебных неудач.

На вопрос: «Помогает ли тебе папа в подготовке домашнего задания?»- большинство детей ответили : «Иногда, «Нет». По данным анкетирования детей, папы очень редко занимаются чтением книг, тем самым не показывают положительного примера тяготения к знаниям.                        

  Естественно приучайте детей к ежедневному выполнению своих трудовых обязанностей по дому. Приучайте мальчиков  к  слову «надо», слову короткому, требовательному, как приказ . Надо!- и никуда не денешься. Через «не могу», через «не хочу». Тех , кто имеет привычку делать не то,  что в данный момент хочется, а то, что надо, обычно уважают, считают сильным, волевым, надежным человеком.

6.Здесь уместно вспомнить отношение к труду в старообрядческих семьях. «Где трудились все от мала до велика, и не потому, что кто-то заставляет, а потому что от рождения видели постоянный пример в жизни каждого дня. Девочки трудились рядом с матерью, старшими сестрами и невестками, а мальчики возле отца и братьев приобретали знания и умения, так необходимые в самостоятельной жизни. Дети принимали участие во всех работах: мальчики с пяти-шести лет выезжали на пашню, боронили возили снопы, а уже в восемь лет им доверяли самостоятельно пасти скот и выезжать в ночное. Девочек с этого же возраста приучали к ткачеству, шитью. Рукоделию и, конечно же, умению вести дом. Все должно быть трудово, а не трудово грех». Лень была не в почете в старообрядческих семьях. О ленивом говорили: «На работушку у него волосок не стряхнись, а с работушки головушка не оторвись»; «Сойдутся ленивый да сонливый, быть ли им богатым?».

   Чернова   Варвара Герасимовна вспоминает: «Все садили в огородах, землю в ручную перекапывали и не один гектар, на черноземе на «лениво» садили. Все было.

Полные погреба , размером с хатку, заставлены деревянными кадками с квашенной капустой  , огурцами , грибами,  рыбой, ягодами , пересыпанными сахаром. А если бы свет был, жили бы еще лучше, при лучинах-то глаза сильно уставали, но никто не жаловался на жизнь». В Уймоне говорят: «Терпен- спасен». « Терпенье- половина спасенья, а кто стонет, тот Бога гонит».

  «Подлинное основание жизни человека- труд. Безосновательна жизнь человека, который развлекается. Низменна жизнь человека, который ворует. Запечатление трудового действия- с младенчества и активно усваивается в возрасте 10-14 лет».3

   У староверов все знания и умения , накопленные веками передавались от родителей к детям. За хорошо выполненную работу детей своих прилюдно не хвалили, а говорили: «Пусть люди похвалят».

  В детях надо воспитывать культуру поведения, общения. Очень часто в воспитании культуры поведения слова вообще не нужны, достаточно примера, образца, поступка.

Помните об этом, папы.

Сыновья подражают своим отцам и в  хорошем и плохом, срабатывает детское сознание: «Я- как папа!»

К примеру, официальная статистика утверждает: дети курящих родителей, как правило, начинают тянуться к табаку в 2 раза чаще и много раньше, чем их сверстники из некурящих семей.

  Будьте хорошим примером для подражания детям. Большинство пап говорят о вреде курения, но при этом сами курят. «Когда я буду отцом, я никогда не буду курить» -пишут ваши дети.

  Среди подростков курение стало излюбленным времяпрепровождением. Дети курят потому, что сигарета в руке- это показатель силы; для того, чтобы расслабиться, успокоиться, « все курят, и я курю»(данные  анкетирования учащихся 10 класса).

В старообрядческих семьях не курили,  «как из роду племени повелось»,  курение осуждалось и почиталось за грех. Человека курящего не допускали даже к  святой  иконе и старались как можно меньше с ним  общаться. Про таких людей говорили: «Кто курит табак, тот хуже собак».

  Очень актуальной становится в наше время и проблема распития спиртных напитков не только взрослыми , но и детьми. В старину пьянство осуждалось и считалось большим порокам: «С хмелиной познаться- с честью расстаться»., «Тот себе вредит, кто часто в рюмку глядит».

7.Обсуждение проблемных вопросов по группам.

     ВОПРОСЫ:

   -Каковы пути повышения культуры поведения и общения  школьников ?

   -Что является причиной курения?

   -Какие сигареты в основном курят дети? Сколько раз в сутки?

   -Как помочь ребенку бросить курить и употреблять спиртные напитки?

 (Помочь решить конфликтные ситуации, утверждать, что все получиться, если человек чего-то хочет добиться, первым освободиться от курения, чаще задавать себе вопрос:

-А хочу ли я сейчас закурить?

-Восстановить традиции- в старообрядческих семьях табак не курили, считалось грехом).

 8.Законы воспитания ребенка в семье.       

                                                                          1                

Законы    1          2               3          4               2

семьи   =ед.тр.+зн.похв.+ тр.уч.+ разд.благ:3   =→                    

                                                                           4  

                                                                                                                 

1 закон-закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2 закон-закон значимости похвалы для ребенка.

3 закон-закон трудового участия каждого члена семьи в жизни семьи.

4 закон-закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.

  Искусство отца и матери заключаются в том, чтобы, не роняя авторитета стать для них самыми близкими и сердечными друзьями, кому можно сказать самое-самое и быть уверенным,  что тебя поймут. «Своя семья - самые верные друзья».

   В неполных семьях невозможно гармоничное развитие ребенка. Само слово «пол»           ( мужской или женский) происходит от слова «половина». А половина только в соединении с другой половиной дает полноту, единое целое. Значит, в неполной семье недостижима цельность воспитания.

9.Анализ детских сочинений.

10.Наказы отцам (вручение памяток).

11.Организация совместных дел.

Вопрос: Как вы реально можете участвовать в жизни школы (обсуждение  в группах)?

Корректировка и уточнение плана совместных дел.

12.Выборы Совета отцов.

Определение содержания деятельности Совета отцов:

  -Содействует организации и совершенствованию образовательно-воспитательного процесса.

  -Содействует совершенствованию материально-технической базы школы.

  -Оказывает помощь по решению конфликтных ситуаций , возникающих между детьми и родителями,   между детьми и учителями, сверстниками и т.д.

  -Дает рекомендации родителям трудных детей, состоящих на учете в КДН по созданию оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся, по укреплению здоровья  и организации питания, в пределах своей компетенции.

  -Содействовать организации  ознакомления детей с имеющимися в ОО «Инициатива»

   производствами(мукомольня, кузницы, пекарня)

  -Оказывает помощь учителям в УВП.

  -Организовать работу народных промыслов: шорничества,  ивоплетения, бондарство, пчеловодство.  

13. Подведение итогов конференции экспертной комиссией – определение постулатов.

14.Заключительное слово ведущего:

   Родительский труд - очень тяжелый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания , постоянного самосовершенствования.

  Чтобы корабль семейной жизни не мотало и не било на житейском море, на капитанском мостике должен стоять мужчина-муж и отец. Именно здесь место истинного мужчины. Думаю, что женщины вполне согласятся бать штурманами рядом с опытным капитаном.

Спасибо всем и помните, пожалуйста, всегда:

Семья-это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья-это то, что с тобою всегда.

Пусть мчаться секунды, недели, года

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем!

Песня «Родительский дом».

Используемая литература:

1.Н.И. Дереклеева .Родительские собрания в 1-11 классах. Издат. «Вербум-М»,Москва, 2003.

2.Г. Н. Курпякова. Родительское собрание «Быть хорошим отцом- подлинный талант». ж.Классный руководитель №3, 2005.

3.Р.П. Кучуганова . Влияние этнической  культуры старообрядцев и поздних переселенцев Уймонской долины на духовно- нравственное становление личности». ж.Восход №9, 2005.

4.Н.И.Семенюк. Сценарий родительских собраний для пап. ж.Классный руководитель №3, 2005.

     

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи,

школы и общественности - это залог верного успеха в

воспитании подрастающего поколения!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Конференция отцов"

Презентация  "Конференция отцов"...

Выступление на конференции отцов «Быть хорошим отцом – подлинный талант»

Выступление на конференции отцов «Быть хорошим отцом – подлинный талант»...

Конференция отцов

К 23 февраля в нашей школе традиционно проводится конференция отцов. В этом учебном  году тема была определена так: " Как стать настоящим другом своему ребенку".  Мероприятие  в ц...

Школьная конференция отцов "Отец глазами ребенка"

  Чаще всего участниками родительских собраний являются мамы.  Чтобы привлечь внимание отцов, решила провести одно из родительских собраний, которое решила назвать "Конференция отцов"...

Внеклассное мероприятие Конференция отцов. «Один отец значит больше, чем сто учителей»

Подготовка к конференции.1.                Написать плакаты:1 «Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем велики...

материал для беседы по теме "Образ в сети" для конференции отцов

Материал для выступления на конференции отцов по теме "Образ в сети" . Выступление рассчитано на 5-7 минут....

Конференция отцов на тему: «Что значит быть хорошим отцом?»

Конференция отцов на тему:«Что значит быть хорошим отцом?»...