Причины речевых нарушений.
статья на тему


Предварительный просмотр:

                          ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

         Причины речевых нарушений многообразны. Их можно объединить в три большие группы:

  1. наследственная предрасположенность;
  2. воздействие внешних неблагоприятных факторов;
  3. условия обучения и воспитания, несформированность  необходимого базиса психологических навыков для овладения грамотой, лингвистические особенности языка.

        Большая роль в возникновении речевых нарушений (общего недоразвития речи, дисграфии, дислексии, дефектов звукопроизношения) принадлежит генетическим факторам. Если наследственность ребёнка отягощена недоразвитием устной речи, нарушениями письменной речи, заиканием, левшеством, широким спектром пограничных психических расстройств ближайших родственников, риск появления той или иной речевой патологии существенно увеличивается. Речевой дефект может возникнуть даже под влиянием незначительных неблагоприятных внешних факторов.

         Экзогенные повреждающие воздействия могут иметь место:

  1. в период внутриутробного развития (сложное течение беременности, болезни матери, токсикозы, интоксикации медикаментами, алкоголизм и наркомания матери, несовместимость по резус-фактору, инфекции);
  2.  во время родов (затяжные роды, родовая травма, асфиксия, при использовании инструментальных пособий);
  3.  в ранние годы жизни ребёнка (нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, «цепочка детских инфекций»).

        Возникновение речевых нарушений может быть связано с неблагоприятными условиями обучения и воспитания. Косноязычие, двуязычие в семье может способствовать речевому недоразвитию. Педагогически запущенные дети, испытывающие дефицит общения, также составляют группу риска. Необходимо учитывать объём и уровень требований, предъявляемых обществом  ребёнку в отношении грамотности, возраст начала обучения грамоте, методы и темпы обучения. Для одних подходит слуховой аналитико-синтетический метод, для других-метод зрительно-глобального запоминания. Темп усвоения материала  ребёнком индивидуален.

       Среди причин нарушений письменной речи учёные также выделяют незрелость познавательных способностей и неполноценность предпосылок интеллекта: нарушены произвольная концентрация внимания, переключение внимания и динамический праксис.

      Таким образом, речевые нарушения у детей могут возникнуть на фоне наследственной предрасположенности, под влиянием внешних вредных воздействий и неудачных условиях обучения и воспитания.  



Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда

для самостоятельной работы родителей с детьми по преодолению трудностей формирования навыков чтения и письма

Ф. И. , класс ______________________________________________________________

  1. Списывание с печатного текста. Алгоритм:

Чтение текста; повторное чтение орфографически; объяснение орфограмм; списывание; выделение гласных красным кружком; внимательное деление слов на слоги, проговаривая орфографически.

  1. Определение количества слов в предложении, выделение предлога (графический диктант):

Мама диктует предложение, ребенок чертит столько черточек, сколько в нем слов, предлог обозначает квадратом. Проверка:

ребенок вспоминает предложение, называет каждое слово, соотнося его со своей схемой. Можно так работать и со счетными палочками.

.

  1. Определение количества предложений в тексте (графический диктант):

по аналогии с предыдущим заданием. Предлагать тексты  из 5-6 простых предложений.

  1. Деление слов на слоги:
  • Начерти столько черточек, сколько слогов в слове, впиши все гласные

Мама: ромашка                       Ребенок:    о   а    а

  • Запиши слово, деля на слоги и проговаривая, выдели  гласные и проверь

Кар-тиа, тееон

  • Раздели слово на слоги, а запиши только последний слог (первый, второй-соблюдать именно такую последовательность в работе)

Мама : ворота , кукуруза…   Ребенок: __  __  та , __ __ __ за

  1. Звукобуквенный анализ слова:
  • Нарисуй столько кружков, сколько букв бы написал

Мама: речка     Ребенок:

  • Закрась  кружок, обозначающий гласный  звук, красным
  • Закрась кружок, обозначающий мягкий согласный звук, зеленым
  • Кружок, обозначающий мягкий знак (если есть), зачеркни крестиком.

  1. Чтение по очереди с мамой.

Для тех, у кого трудности с чтением значительные, рекомендую пособие     Мисаренко Г.Г. «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе».

Перед работой ознакомьтесь с предисловием.

                                                                           



Предварительный просмотр:

Виды упражнений для преодоления нарушений письменной речи. Рекомендации логопеда.

Трудности овладения навыком письма, а затем и логопедические ошибки письменной речи можно разделить на   несколько групп:

  • Ошибки на уровне предложения и текста
  • Ошибки на уровне слова
  • Ошибки на уровне звука
  • Ошибки на уровне буквы

  1. Ошибки на уровне предложения и текста
  • нарушение границ предложения в тексте
  • нарушение границ слова в предложении, слитное написание предлогов со словами

 было лето-«былето», «наопушке леса»…….

  • ошибки согласования и управления

«уже зеленеет всходы», «на ветки деревьях», «большая белая пятно»….

Рекомендуемые упражнения:

  •  Определение количества слов в предложении. Составление графических схем предложений, где все слова обозначены линиями,  а предлог квадратом.

  • Определение границ предложения в тексте.

Скоро весна.

Ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке лед прилетели белоносые грачи скоро оденется лес листвою зацветет на опушке черемуха.(22)

  • Ребенку предлагается записать текст графически (схемами). Работа проводится сначала с опорой на текст, затем только на слух.
  • Составление предложений из слов.

                                                                      О х о т а.

   Охотник, рано, утро, пошёл, в, лес, на, охота. Побежала, Смелый, его,

ним, за, собака. Охотник, снег, следы, на, увидел, заяц. След, сразу, взял, Смелый. Из – за, выскочил, вот, заяц, куста. Бросился, за, заяц, Смелый. Убежал, преследователь, заяц, раз, но, этот, на, от.

  • Работа с текстом, где в словах пропущены окончания
  • Работа с текстом, где некоторые слова заменены картинками
  • Упражнения для раздельного написания предлогов со словами

Внимательно прочитай предложения. Подумай, правильно ли записаны выделенные слова? Запиши предложения правильно, выдели предлог.

      Кузнец легко постучал покуску железа. Король послал гонцов погородам. Лена потёрла тряпочкой полампе. Вечером гости погуляли посаду. Коляска покатилась подороге. Давным-давно поселились люди поберегам Волги. Мальчик быстро побежал полестнице. Покатился Колобок подорожке.

  1. Ошибки на уровне слова:

  • пропуски\вставки\перестановки букв, слогов в словах

«магзин», «магазим», «на девевьях», «стутупали»-ступали ….

  • ошибки словообразования и словоизменения

лёд-«лёдик», рука-«рукища»,»медведий хвост»…

  • раздельное написание приставок

 Рекомендуемые упражнения:

Звуковой анализ слов:

- определение количества звуков в слове,

-называние этих звуков по порядку,

-в заданном порядке (назови 1-й звук,4-1,2-й),

-составление звуковой схемы слова цветными кружками,

-подбор слов к заданной звуковой  схеме,

- запись слов и целых предложений кружочками( по количеству букв в слове),

-составление слов из букв:   е,л,п,а,н-пенал

лоСнята.

аРви и аШши -динийские лоснята. ниО точас ляшат, а онигда и лапчут. И деят нио всесом акк леманькие диет. аН беод ми ноприсят масую быочную ипщу: ирс с ломоком и расахом, а ан ладкоес аюдт расахный ростникт. лоСнята чеонь хопожи рудг ан ругда. оН нио не одрственники и ен рабт с стросей.

Слоговой анализ и синтез слов:

- определение количества слогов в слове, выделение гласных,

-называние этих слогов по порядку,

-в заданном порядке (назови 1-й слог,4-й ,2-й),

 -составление слоговой схемы слова:

 молоко- о  о  о,  телефон- е  е  о

-запись ряда слов, целых предложений слоговыми схемами,

-запись слов, предложений, коротких текстов, деля слова на слоги

Нас-ту-пи-ла вес-на.

-запись предложений, текстов, разделенных на слоги. Их необходимо переписать, не деля на слоги,

По-бе-жал ру-че-ёк. За-гу-дел теп-ло-ход. Ка-тит-ся ко-ло-бок. Кру-жат-ся сне-жин-ки.

-подбор слов к заданным слоговым схемам,

-выделение ударного слога в слове,

-составление слов из слогов

                  То-бус-ав, биль-мо-ав-то, навт-кос-мо, дарь-ка-лен, рё-за-бе,  но-е-жи-вот,  

                га-зин-ма, ца-пше-ни, ля-кас-трю, дор-ми-по, на-ма-ли, нер-ин-же, ки-бо-ти.,

  1. Ошибки на уровне звука:

  • замены на письме букв, обозначающих сходные по артикуляции и акустике звуки

дети-«деди», ручей-«рочей», роща-«роча», щенок-«сенок»……

  • ошибки в обозначении мягкости согласных на письме гласными буквами Я,Ё,Ю,И,Е и  буквой Ь

котёнок-«котонок», мясо-«масо», пальто-«палто»………..

Рекомендуемые упражнения:

  • Основная работа над данной группой ошибок проводится на уровне слуховой дифференциации звуков по звонкости и глухости, твердости и мягкости. Отмечается разница в произнесении звуков(включенность голоса можно проверить, приложив руку к горлу). Рекомендуется проводить простые игры на развитие слухового внимания и памяти:

-повтори  за мной

Бабапа-

Дадата-

-скажи наоборот

Папапа- ребенок говорит бабаба

Зазаса-сасаза…..

  • Закрепление навыка в письменной речи проводится поэтапно,  слог-слово-словосочетание-предложение-текст

Т – Д - 1.  Прочитай слова. Выпиши из слов слоги с буквами Т, Д. Подчеркни букву  Т прямой чертой, букву Д – волнистой.

     Лопата, удача, дорога, лото, делала, тулуп, сады, соты, тапочки, добыча, ладони, одеяло, катили, водили, думала, дымилось, летела, актёры, свобода.

Т – Д - 3.  Прочитай слова. Начерти их схемы. Впиши в схемы слоги с буква-ми Т и Д.

Образец:   __  тя  та

     Котята, летали, туда, дутые, дедуля, дитя, долото, удоды, солдаты, дотащил, надевает; трудовой, страда, дедушка, трепетать, телятница, тротуар, достаёт, дремать, эстрада, доброта.

Ь - 1.  Прочитай предложения. Выбери в скобках слово, подходящее по смыслу. Спиши предложения. Подчеркни во вставленных словах букву Ь и обозначь мягкость звука.

Образец:   ель

а)  Витя (ел, ель). В лесу (ел, ель). (Хор, хорь) поёт песню. Бежит (хор, хорь). У доски (мел, мель). На реке (мел, мель).

Ь-4  Прочитай названия месяцев. Спиши их в четыре столбика по временам года. Где нужно, поставь Ь.

  Январ. , июн. , апрел. , март. , ноябр. , феврал. , декабр. , июл. , октябр. , май. , август. , сентябр. .\

  1. Ошибки на уровне буквы:

  • замены букв, сходных оптически или кинетически

б-д, а-о , ж-х, п-т, п-р, п-н, к-н, и-у, и-ш, ц-щ, л-я….. 

Рекомендуемые упражнения:

Работа строится на закреплении графического образа букв, выстраивании ассоциаций(буква б похожа на белку, д-на дятла)

Различение букв б-д на материале слогов, слов, предложений.

 Расшифруй слова:

↑очка,   ↑уквы,   у↑рал,   ↑у↑ен,   ↑умага,   у↑ежал,   ↑о↑ы,   ↑усы,   за↑ота, ↑а↑очка,   ↑илет,   за↑ыл,   ↑а↑ушка,   о↑ратно,   ↑ар↑арис.

 Замени первую букву в слове на букву Д.

Запиши пары слов.

Пень - _ень, тело - _ело, весна - _есна, миски - _иски, сом - _ом, поход - _оход, метки - _етки, белить - _елить, вели - _ели, пачка - _ачка, лавка - _авка, ночь - _очь.

Спиши стихотворение. Вставь буквы «Б» и «Д».

Хо_или, _ро_или, су_или, ря_или,

Гал_ели, гу_ели, _ез _ела, _ез цели.

Не_ели прохо_ят, го_а пролетели…

_ез_ельники _ро_ят _ез _ела, _ез цели.



Предварительный просмотр:

ТАБЛИЦА-ПАМЯТКА  ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ  ОШИБОК

  1. Ошибки на уровне предложения:
  • нарушение границ предложения в тексте
  • нарушение границ слова в предложении, слитное написание предлогов со словами

 было лето-«былето», «наопушке леса»…….

  • ошибки согласования и управления

«уже зеленеет всходы», «на ветки деревьях», «большая белая пятно»….

  1. Ошибки на уровне слова:
  • пропуски\вставки\перестановки букв, слогов в словах

«магзин», «магазим», «на девевьях», «стутупали»-ступали ….

  • ошибки словообразования и словоизменения

лёд-«лёдик», рука-«рукища»,»медведий хвост»…

  • раздельное написание приставок

  1. Ошибки на уровне звука:
  • замены на письме букв, обозначающих сходные по артикуляции и акустике звуки

дети-«деди», ручей-«рочей», роща-«роча», щенок-«сенок»……

  • ошибки в обозначении мягкости согласных на письме гласными буквами Я,Ё,Ю,И,Е и  буквой Ь

котёнок-«котонок», мясо-«масо», пальто-«палто»………..

  1. Ошибки на уровне буквы:
  • замены букв, сходных оптически или кинетически

               о-о, о-о, а-о , ж-х, п-т, п-р, п-н, к-н, и-у, и-ш, ц-щ, л-я…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины речевых нарушений

В консультации для родителей дается краткий обзор причин возникновения речевых нарушений у детей....

Причины речевых нарушений.

Причины, вызывающие речевые нарушения у детей....

Причины речевых нарушений.

Какие факторы влияют на формирование речи....