Мультфильмы, сказки и стихи в жизни дошкольника.
консультация на тему

Исключительно важную роль в речевом и личностном развитии ребёнка играет детская литература. Существует огромное количество прекрасных сказок и стихов для маленьких детей: народные сказки, сказки К. Чуковского, А. Пушкина, Ш. Перро, братьев Гримм и др. Эти произведения позволяют приобщиться к мировой культуре, помогают осмыслить себя и окружающий мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Мультфильмы, сказки и стихи в жизни дошкольника.

   Исключительно важную роль в речевом и личностном развитии ребёнка играет детская литература. Существует огромное количество прекрасных сказок и стихов для маленьких детей: народные сказки, сказки К. Чуковского, А. Пушкина, Ш. Перро, братьев Гримм и др. Эти произведения позволяют приобщиться к мировой культуре, помогают осмыслить себя и окружающий мир. Они являются сокровищницей не только речи и языка, но и человеческих переживаний, смыслов, опыта, представлений и ценностей. Всё это могут и должны «взять», т.е. присвоить и освоить, наши дети.   Но в настоящее время наши дети стали меньше читать.

   Педагогов и родителей уже давно беспокоит данная проблема. Дети, даже хорошо владеющие грамотой, не любят и не хотят читать книжки. Они предпочитают видеофильмы, телевизор или компьютер. Экранная культура всё больше вытесняет книгу, и этот процесс кажется необратимым. Во многом эту тенденцию формируют и поддерживают родители. Ведь сегодня это так просто – включи кассету, нажми кнопку телевизора – и малыш долго, с интересом будет смотреть на экран, не причиняя взрослому никакого беспокойства и получая новую информацию. А вот с книжками всё гораздо сложнее. Здесь нужно тратить много времени, голоса, энергии, да  к тому же это так скучно – помногу раз читать хорошо знакомые сказки и истории.  И казалось бы – какая разница? Ведь во многих мультфильмах дети знакомятся примерно с теми же сюжетами и персонажами, только в более современном, привлекательном варианте.

   Но разница огромная. Читая книгу, вернее, слушая литературный текст, дошкольник должен представлять происходящие события, включаться в них, связывать разные фрагменты произведения. Это требует работы мысли, сосредоточенности и воображения, а значит, развивает все эти замечательные способности. А на экране всё уже даётся в готовом виде – ничего не надо представлять и домысливать, нужно просто смотреть и воспринимать предложенный видеоряд. Однако мы редко задумываемся над тем, что большинство фильмов и передач для детей не рассчитаны на восприятие дошкольников. Например, такие, казалось бы, детские сериал, как «Ну, погоди!», «Чип и Дейл» и многие другие, которые постоянно смотрят наши дети, переполнены стереотипными и малопонятными эпизодами, сменяющими друг друга со страшной скоростью: бесконечные погони, драки, превращения, переодевания – здесь даже взрослому трудно поймать логику событий.  Такое мелькание смонтированных фрагментов не даёт возможности ребёнку уследить за действием и за сюжетом. Речь персонажей скудна, ограничена восклицаниями, имитацией шума, предложения фрагментарны и лишены связи. Часто, посидев больше часа перед экраном телевизора, ребёнок не может сказать, про что был фильм, с чего всё началось и чем кончилось.

   Маленький ребёнок быстро привыкает к употреблению бессмысленной зрительной стимуляции. Он буквально прилипает к экрану, и не потому, что ему нравится передача, а потому что наблюдения за бессмысленным мельканием пятен заполняет жизненное пространство малыша и отключает от реальных практических занятий.

   Конечно же полностью исключить телевизор и мультики из жизни дошкольников в наше время невозможно, да и не нужно. Но вводить ребёнка в визуальную культуру нужно с умом и осторожностью. Родители должны внимательно выбирать первые мультики для своего ребёнка. В этих фильмах всё должно быть понятно малышу: реалистичные и узнаваемые персонажи, их чёткая и членораздельная речь, события, которые разворачиваются перед ним медленно и последовательно («Мойдодыр», «Сказки Пушкина», «Праздник новогодней ёлки» и др.).

   Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребёнка, даёт образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки, и как можно больше. Но выбор самой сказки и конкретной книжки зависит от возраста ребёнка.

   Первые книжки обязательно должны быть с картинками – желательно с большими, реалистичными и красивыми. Картинки помогают малышу лучше представлять содержание текста и понять его.

  Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, событий, текстов даёт детям чувство своей осведомлённости и вместе с тем устойчивости окружающего, помогает не только его запоминанию, но и проживанию, присвоению. Надо сказать, что повторы  тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках («Колобок», «Теремок»,  «Репка» и др.)

   Несколько позже (4-5 лет) в жизнь дошкольника входят авторские сказки – Ш. Перро, Х. К. Андерсена, братьев Гримм, Б. Заходера и др. При выборе конкретных книжек этих авторов важно обращать внимание не только на картинки, но и на качество текста. Дело в том, что многие известные детские сказки изложены совсем не детским языком. Они изобилуют причастными и деепричастными оборотами, взрослыми словами, слишком сложными синтаксическими конструкциями. Всё это затрудняет понимание, а значит, делает чтение скучным для ребёнка.

   Очень полезно проигрывать знакомые сказки. Например, с малышом можно играть в колобок, репку, теремок. Девочка постарше с удовольствием может стать Золушкой, Василисой Прекрасной или Спящей красавицей, а мальчик – Иванушкой, Принцем или Богатырём. Такие игры помогают усвоить культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше знать своё «Я».

   Итак, главное в сказках – понимание ребёнком их смысла, проникновение в их содержание.

   Совсем по-другому воспринимаются ребёнком стихи. Детям обязательно нужно читать стихи, причём как можно раньше. Главное в детских стихах – их художественная форма: красота звучания, игра рифмованных слов, музыкальность ритмического текста буквально завораживают малыша. Дети очень радуются, когда знакомые или не совсем знакомые слова складываются в рифмованные строчки. И, разумеется, особое удовольствие они получают при чтении стихов. Одно дело сказать, что летом тепло и сухо, и совсем другое – «Лето красное пришло, стало сухо и тепло». Гениальные детские стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, А. Пушкина специально созданы для детей. Они настолько ясные, звонкие и складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть. И хотя стихи эти были созданы давно, и на них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели – ничего лучшего в наши дни, кажется, никто не придумал.

   Сами дошкольники обожают придумывать странные, порой бессмысленные, но рифмованные звукосочетания типа «бобик-бобик-барабобик». Причём повторение такой «абракадабры» приносит им явное удовольствие. Иногда совершенно непонятное или по-своему понятное слово может создать в фантазии ребёнка удивительные по силе и глубине поэтические образы.

   Уже к младшему школьному возрасту, многие дети утрачивают интерес к поэтическому слову и к поэзии и ограничиваются заимствованными из речи взрослых речевыми штампами.

   Чаще всего разрушают  поэтичность детских образов объяснения и разъяснения взрослых. Как правильно считал Корней Чуковский, при чтении стихов ребёнку совершенно не обязательно объяснять всё что, на наш взгляд, кажется малышу непонятным. Ребёнок всё понимает по-своему. Даже если он при этом ошибается, его впечатления настолько ярки и образны, что нет необходимости их «приземлять». Отвечать следует лишь на те вопросы, которые малыш задаёт сам. Область поэтического восприятия мира, в которой слово играет решающую роль, ни в коем случае не нуждается в ранней детализации и конкретизации. Свежесть, образность и поэтичность восприятия мира – счастливый и – увы – недолговечный дар детства, который большинство взрослых (кроме некоторых выдающихся поэтов и художников) утрачивают навсегда. Так стоит ли торопиться и помогать ребёнку скорее избавиться от его детских фантазий.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка в стихах "Царевна Несмеяна"

Сценарий сказки в стихах для постановки на сцене с указанием действующих лиц и реквизита. Может быть поставлена с учащимися 5-7 классов....

Сценарий сказки в стихах. (Проект "Мир без наркотиков")

Сказка в стихах.Материал можно использовать на уроках,классных и школьных мероприятиях,посвященных здоровому образу жизни....

Сказка в стихах "Как слонёнок искал мороженое".

В оформлении книги использованы рисунки учащихся художественного класса МБУДО "ДШИ №30"....

Консультация "Роль сказки в жизни дошкольника"

Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.— Русская народная сказка — это почва, имеющая...

Сценарий новогоднего представления для 5-6 класса по мотивам сказки «МОРОЗКО». Сказка в стихах на современный лад.

Сценарий новогоднего представления для 5-6 класса  по мотивам сказки «МОРОЗКО». Сказка в стихах на современный лад....

Учим немецкий язык вместе со сказкой и стихами

Обучающиеся смогут научиться выражать свои мысли на немецком языке, познакомятся с произведениями устного народного творчества, классической немецкой литературой и поэзией....