Девятиклассники
консультация (9 класс) по теме

Сигодина Лариса Владимировна

Ваш ребенок вырос, он уже  - девятиклассник. Какой он, о чем думает, чего хочет? Эти вопросы встают перед родителями, в ходе собрания на них и постараемся найти ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕВЯТИКЛАССНИКИ

В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен либо выбрать форму завершения среднего образования (продолжить обучение в своей школе, поступить в другое учебное заведение, в колледж, техникум, ПУ и т.п.), Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.
Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам – появляются новые предметы, происходит углубление в содержание уже знакомых дисциплин. Другими словами – учиться становится сложнее.
Кроме того, именно в конце девятого класса школьники сдают первые серьезные экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году.
Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться. Важно вовремя это заметить.
Подростки уходят в свой внутренний мир или в общение со сверстниками, не реагируют на замечания, остаются равнодушными к плохим отметкам, не пытаются «подтянуться» и исправить положение. В таком случае надо помочь старшеклассникам понять, ради чего они учатся в девятом классе. Общие слова о пользе знаний на них не действуют, учиться ради оценки давно неинтересно.

Девятикласснику необходимо ответить на вопрос: «Зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться знания? Каким будущим жизненным целям отвечает получение образования?» Это может быть или намерение поступить в институт, или желание накопить минимальные сведения для освоения в будущем какой-нибудь специальности, или стремление к самосовершенствованию и самоуважению, или даже просто любовь к интеллектуальным играм.
Рассмотрим, какие формы завершения среднего образования выбирают девятиклассники и почему.

«Оставьте меня в покое»

Учащийся может принять решение уйти из школы после девятого класса. Сам по себе этот выбор не должен оцениваться взрослыми отрицательно. Для кого-то он единственно верный в жизни.
Но часто нежелание продолжать образование связано с определенными личностными проблемами. Так, это может быть низкая оценка своих способностей.
Часто старшеклассники мало заботятся о своих жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем своим поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно – чтобы их наконец-то оставили в покое.
Обычно подобное отношение к себе формируется задолго до того, как ребенок поступает в девятый класс, поэтому исправить создавшееся положение весьма затруднительно. Такого школьника надо как можно чаще хвалить (конечно, только за реальные заслуги, пусть даже невеликие).
Можно предложить ему по собственному усмотрению выбрать внешкольное занятие и не только не критиковать его выбор, но дать ему полную самостоятельность, изредка проявляя интерес к его успехам и проблемам в этом деле.

Самостоятельный выбор

Другие девятиклассники самостоятельно принимают твердое решение уйти из общеобразовательной школы и получить среднее специальное образование. Если школьник может высказать убедительные аргументы в пользу своего выбора, вмешиваться не стоит. Однако если в ответ на вопрос: «Почему именно эта специальность?» — родители получают невразумительные доводы или слышат раздраженные отговорки, нужно помочь ребенку сформулировать жизненные цели и обсудить, как двигаться к их достижению.
Некоторые девятиклассники принимают решение продолжать обучение в общеобразовательной школе и поступать впоследствии в высшее учебное заведение.                       Перед ними тоже встает вопрос о профессиональном самоопределении, ведь обучение в старших классах становится периодом не только завершения среднего образования, но и специальной подготовки для поступления в вуз.
Этим детям также необходимо помочь правильно оценить свои способности и наметить план для достижения поставленной профессиональной цели.
Нередко подростки опираются не на свое мнение, а на выбор товарищей. Обычно они честно об этом говорят, не считая нужным скрывать мотивы своего решения, ведь в этом возрасте мнение сверстников преобладает над мнением всех взрослых, вместе взятых.
Если у родителей возникают сомнения по поводу целесообразности такого выбора, можно обсудить их с ребенком. Но аргументация не должна сводиться к словам «нечего обезьянничать» или «у тебя есть своя голова на плечах». Такие доводы вызывают только раздражение.
Подростку надо объяснить, что он рискует выбрать жизненный путь, который в скором времени может ему наскучить, ведь он не учитывает своих интересов и способностей. А общаться со школьными друзьями он сможет на протяжении всей жизни, независимо от того, где каждый из них будет учиться или работать.

Кризис возраста

В литературе описан под разными названиями: подростковый,  переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, полового созревания, . Разные названия отражают разные стороны  происходящих в жизни подростка перемен.

Половое созревание

Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении  роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков

С фазами биологического созревания у подростков совпал фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, «россказням» и т. д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном эротического характера, острый сексуальный интерес.

Во время смены интересов есть момент, когда кажется, у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес.

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Отношения со сверстниками более значимы чем  со взрослыми.

  Девятый класс –пора любви, когда начинают завязываться серьезные отношения, дружба. Кто  знает, какой она будет: стремительной, как ураган, или затяжной, как осенний дождь. Самое главное, что мы должны понять — она будет.

Подросток в этот период жизни забывает зачастую об учебе, о своих обязанностях, перестает понимать родных и близких людей, проявляет против них агрессию и злобу, даже перестает иногда на какое- -то время общаться, уходит в свой мир грез и мечтаний.

Влюбленность подростков отличается от влюбленности старшеклассников. Влюбленность подростков стремительнее, острее и даже безрассуднее. Старшеклассники, приобретя в подростковом возрасте определенный опыт, относятся к любви гораздо ответственнее и более спокойно.

Вот поэтому так важно для родителей быть рядом со своим ребенком в период первой влюбленности, поддержать его, помочь избежать ненужных последствий.

Рекомендации для родителей

1.  Стремление к настоящей любви начинается с примера собственных родителей.

2.  Родители должны делиться со своими детьми историями, связанными со своей первой любовью.

3.  Родители должны ненавязчиво рассказывать о проблемах, связанных с неудачным сексуальным опытом

4.  Родители не должны быть ханжами, ребенок не должен бояться рассказать им о том чувстве, которое его переполняет.

5.  Родители не должны говорить плохо о предмете обожания своего ребенка, не познакомившись с ним.

6.  Нельзя высмеивать чувства ребенка, говорить о том, что в этом возрасте они ничего не стоят. Это может их еще больше укрепить в своем решении.

7.  Родители должны предпочесть, чтобы ребенок мог безбоязненно приходить с предметом своей любви в свой дом.

8. Родители должны оставлять за собой право поговорить с молодым человеком или девушкой, если в этом есть необходимость.

8.  Родители должны ненавязчиво учить своего ребенка анализировать поступки противоположного пола. Говорят, вода камень точит.

9.  Родители должны помнить, что счастье каждый человек держит сам в своих руках. Мы можем только помочь ему удержать его.

Формирование референтных групп

В этом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала  они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп  в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже  происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар. Ценности и мнения костяка группы подросток склонен признавать своими собственными. К мнению группы и ее лидера относятся некритически

Диффузное «я» нуждается в сильном «мы», инакомыслие запрещено.

Чувство взрослости

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

  • Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте10-12 дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. В возрасте 15-16 лет  разочарование неизбежно, так как ценности их различны.
  • Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
  • Романтические отношения со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).
  • Внешний облик и манера одеваться. (Внешний вид, форма одежды)

Эмоциональное развитие подростка

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Временами подростки чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все, им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними, некоторым в голову приходят идеи самоубийства.

Подростки становятся застенчивыми и придают больше значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми.,

Аномалии личностного развития подростков.

Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценивания. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.       

Литература: Дереклеева Н. А. « Родительские собрания»: Москва «ВАКО»; 2008

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Игра "Самый умный девятиклассник"

Цели игры:1.Фронтальное повторение учебного материала по математике.2.Повышение познавательной активности учащихся, интереса к предмету.3.Развитие культуры общения и культуры ответа на математический ...

Технология обучения девятиклассников сочинению на лингвистическую тему

Алгоритм написания сочинения лингвистическую тему....

Выпускной вечер девятиклассников

Разработка выпускного вечера для учащихся 9 класса, включающую в себя церемонию вручения выпускникам аттестатов об основном общем образовании, сценки, стихи, песни...

Выпускной вечер девятиклассников

Разработка выпускного вечера для учащихся 9 класса, включающую в себя церемонию вручения выпускникам аттестатов об основном общем образовании, сценки, стихи, песни...

Выпускной вечер девятиклассников

Сценарий построен с учётом индивидуального подхода к учащимся с использованием сценок, песен...

КОНЦЕРТНАЯ ЧАСТЬ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ 2009 ГОДА

КОНЦЕРТНАЯ ЧАСТЬ   ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА   ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ  2009  ГОДА...