Главные вкладки

    Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей
    материал на тему

    Нуриева Зульфия Мухаматназировна

    выступление

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon oshibki_semeynogo.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ошибки семейного

    воспитания

    и их влияние на

    формирование

    у ребенка системы

    ценностей.

    Выступление

    классного руководителя 6М класса

    Нуриевой Зульфии Мухаматназировны

    Февраль 2013


    Проблема «отцов и детей», несмотря на ее давность, сегодня по-прежнему актуальна. Родители воспитывают своих детей по своему умению и пониманию, опираясь на определенную схему представлений о воспитании, которая сложилась в их детские годы.

    Семейное воспитание является той базой, на которой строятся формирование и развитие личностных черт ребенка. С чем он войдет во взрослый мир, как в дальнейшем сложатся его личная жизнь, профессиональное становление, личностное самоопределение — зависит от того, как он воспитывался в семье.

    В этом выступлении хочу изложить систему взглядов на проблему ошибок семейного воспитания, показать ее многогранность, то, над чем стоит задуматься каждому родителю, прежде чем оказать какое-либо воспитательное воздействие, и к чему это может привести.

    Е.Сухаръ выделяет следующие ошибки, которые чаще всего совершают родители при воспитании детей.

    1. Обещание больше не любить.

    2. Безразличие.

    3. Чрезмерная строгость.

    4. Избалованность.

    5. Навязанная детям роль «лучшего друга».

    6.  «Больше денег — лучше воспитание».

    7. «Наполеоновские планы».

    8. Недостаток ласки.

    9. Ваши перепады настроения.

    10. Слишком мало времени на воспитание.

    А.Толстых указывает на то, что всех родителей условно можно разделить на

    две большие группы. Одни считают залогом успеха жесткое руководство

    ребенком, его подчинение воле взрослого и послушание, другие видят основу

    воспитания в добром отношении к детям.

    В обоих случаях родители справляются с воспитанием ребенка, но всегда ли

    полезно одно и вредно другое? А.Толстых предлагает десять заповедей

    воспитания.

    Заповедь 1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом

    настроении.

    Заповедь 2. Четко определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните ему

    это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

    Заповедь 3. Предоставьте ребенку самостоятельность и не контролируйте

    каждый его шаг.

    Заповедь 4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги и цели. Заповедь 5. Не упустите момента, когда достигнут первый успех. Заповедь 6. Укажите на ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

    Заповедь 7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и отдельные его поступки — не одно и то же.

    Заповедь 8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, что вы хорошего мнения о нем, несмотря на оплошность. Дайте понять (не обязательно это говорить), что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпан. Заповедь 9. Воспитание — это последовательность цепей и постепенное, пошаговое их решение.

    Заповедь 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Результат: ребенок может полностью избавиться от каких-либо ограничений в своих поступках: зачем меняться к лучшему, если тебя все равно считают ужасным? Зачем винить себя, если тебя и так в любом случае накажут? Другой же приучается хитрить, изворачиваться.

    6) «Золушка».

    Результат: ребенок вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым, несамостоятельным.

    Ошибки родителей в воспитании связаны с нравственными основами личности ребенка

    В большой современной энциклопедии по педагогике выделяется семейный статус ребенка, и в системе семейных отношений дети могут выполнять следующие роли.

    1) «Кумир семьи».

    Результат такого воспитания: ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным.

    2)  «Мамино (папино, бабушкино и т.д.) сокровище».

    Результат: мальчик не может освоить традиционную мужскую роль, а девочка — традиционную женскую (если она — «папина дочка»).

    3) «Паинька».

    Результат: эта роль способствует проявлению лицемерия, которое остается на всю жизнь. Такие дети могут совершать противоправные действия. Другой результат: ребенок растет тревожным, неуверенным в себе.

    4) «Болезненный ребенок». Результат: из него может вырасти мнительный, пассивный, избегающий любого напряжения, привыкший к постоянной заботе о себе человек.

    5) «Ужасный ребенок».

    Однако нельзя судить об ошибках в воспитании, не учитывая нравственных

    оснований личности развивающегося ребенка.

    П.Ф.Лесгафт предложил классификацию нравственных типов личности. Как

    считает ученый, принадлежность людей к разным нравственным типам

    определяется в основном их различием по степени развития рассудка, разума

    и духовно-нравственной сферы.

    I. Неправдивые типы

    1. Лицемерный тип.

    Условия возникновения: полное отсутствие любви и уважения друг к другу, правдивости в окружающей среде. Ребенок подолгу оставался без внимания взрослых, был свидетелем и даже участником застолий, пьяных перебранок, злословия и сведения мелочных счетов взрослых.

    2. Мягко-забитый тип.

    Условия возникновения: страстно любящая ребенка мать ограждала его от малейших забот и затруднений. Неразумная любовь «забивает» ребенка сильнее, чем розги. Не имея возможности заняться какой-либо разумной деятельностью, ребенок остается беспомощным, безынициативным, безответственным. Такой же результат возможен в детском учреждении, где строго соблюдается установленный порядок и отсутствует внимание к отдельному ребенку.

    Ребенок обречен на попадание в группу неправдивых нравственных типов, если в его воспитании отсутствовал стимул для развития разума. П. Условно-правдивые типы

    1. Честолюбивый тип.

    Условия возникновения: взрослые больше внимания уделяли другим детям. В нем как протест росло страстное желание доказать свое превосходство. Или, наоборот, родители постоянно восхваляли, награждали ребенка, демонстрировали его успехи родным и знакомым. Здесь возникает в более мягкой форме чувство своей необыкновенности, которое требует постоянного подтверждения.

    2. Злостно-забитый тип.

    Условия возникновения: атмосфера злобы, грубости, недоверия, обвинений, наказаний, запретов и оскорблений. От ребенка требуют того, что он не в состоянии исполнить, а потом наказывают за неисполнение требований. В ответ в нем растут злоба и ненависть.

    Ребенок обречен на попадание в группу условно-правдивых нравственных типов, если при его воспитании не было стимула для развития духовно-нравственной сферы.

    III. Правдивые нравственные типы

    1. Добродушный тип.

    Условия возникновения: достаток, но не роскошь; постоянное общение с любящим высоконравственным воспитателем на лоне природы, в крайнем случае в маленьком скверике среди шумных городских улиц; отсутствие каких-либо угнетающих условий; большой выбор интересных развивающих занятий и игр со сверстниками; недостаточная возможность трудовой деятельности.

    2. Трудолюбивый тип.

    Условия возникновения: необеспеченность семьи; постоянный упорный труд родителей на глазах у ребенка; любовь и забота друг о друге в семье; участие ребенка в общем труде с раннего детства. При условиях воспитания, стимулирующих развитие разума и духовно-нравственной сферы, ребенок вырастет человеком правдивого нравственного типа. Такие условия А.Ф.Лесгафт считает нормальными. Предлагаем свою классификацию типов воспитания ребенка в семье.

    1.   «Медвежья услуга». В данном случае ребенок находится на первом плане, отношения в семье складываются под лозунгом «все лучшее детям». Ребенок растет, как правило, эгоистичным, не способным к взрослой самостоятельной жизни, так как родители все делают за него и ради него. Результаты такого типа воспитания: инфантилизм, беспомощность (при потере родителей). Человек не способен сам делать что-либо, так как раньше все за него делали родители. Социальная и моральная незрелость может привести к психологическим проблемам личностного развития.

    2.   «Произвол судьбы». Ребенок находится в семье как «неодушевленный предмет»; его кормят, поят, одевают,

    обувают, лечат, учат и т.д., но духовно-нравственного общения он полностью лишен. На все его вопросы родители или не отвечают вовсе, или говорят «отстань» и проч. Еще чаще это общение только с няней. Результат такого воспитания: ребенок замыкается, становится раздражительным. Он либо уходит в себя, либо проявляет агрессию по отношению к окружающим, начинает копировать поведение, которое было образцом в семье.

    В подростковом возрасте девиантное (негативное и амбициозное) поведение — это крик о помощи, попытка освободиться от чувства вины, злости и обиды, порожденных отвержением и игнорированием, с которыми пришлось столкнуться ребенку в начале жизни. Зачастую поведение родителей в воспитании по типу «произвол судьбы» возвращается к ним «бумерангом»: как родители в свое время относились к детям, так и повзрослевшие дети начинают относиться к своим родителям: «Что посеешь, то и пожнешь».

    III. Правдивые нравственные типы

    1. Добродушный тип.

    Условия возникновения: достаток, но не роскошь; постоянное общение с любящим высоконравственным воспитателем на лоне природы, в крайнем случае в маленьком скверике среди шумных городских улиц; отсутствие каких-либо угнетающих условий; большой выбор интересных развивающих занятий и игр со сверстниками; недостаточная возможность трудовой деятельности.

    2. Трудолюбивый тип.

    Условия возникновения: необеспеченность семьи; постоянный упорный труд родителей на глазах у ребенка; любовь и забота друг о друге в семье; участие ребенка в общем труде с раннего детства. При условиях воспитания, стимулирующих развитие разума и духовно-нравственной сферы, ребенок вырастет человеком правдивого нравственного типа. Такие условия А.Ф.Лесгафт считает нормальными. Предлагаем свою классификацию типов воспитания ребенка в семье.

    1.   «Медвежья услуга». В данном случае ребенок находится на первом плане, отношения в семье складываются под лозунгом «все лучшее детям». Ребенок растет, как правило, эгоистичным, не способным к взрослой самостоятельной жизни, так как родители все делают за него и ради него. Результаты такого типа воспитания: инфантилизм, беспомощность (при потере родителей). Человек не способен сам делать что-либо, так как раньше все за него делали родители. Социальная и моральная незрелость может привести к психологическим проблемам личностного развития.

    2.   «Произвол судьбы». Ребенок находится в семье как «неодушевленный предмет»; его кормят, поят, одевают,

    обувают, лечат, учат и т.д., но духовно-нравственного общения он полностью лишен. На все его вопросы родители или не отвечают вовсе, или говорят «отстань» и проч. Еще чаще это общение только с няней. Результат такого воспитания: ребенок замыкается, становится раздражительным. Он либо уходит в себя, либо проявляет агрессию по отношению к окружающим, начинает копировать поведение, которое было образцом в семье.

    В подростковом возрасте девиантное (негативное и амбициозное) поведение — это крик о помощи, попытка освободиться от чувства вины, злости и обиды, порожденных отвержением и игнорированием, с которыми пришлось столкнуться ребенку в начале жизни. Зачастую поведение родителей в воспитании по типу «произвол судьбы» возвращается к ним «бумерангом»: как родители в свое время относились к детям, так и повзрослевшие дети начинают относиться к своим родителям: «Что посеешь, то и пожнешь».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»

    Родительское собрание в 6А классе с применением активных форм работы с родителями. Разработка конспекта и проведение собрания выполнены совместно с классным руководителем 6Б класса, Петровой К.А....

    Материал для родителей"Стили воспитания и их влияние на личность ребенка"

    Данный материал освещает различные типы воспитания детей: гиперопека и сверхконтроль, гипоопека, адекватный стиль воспитания. Автор показывает, как тот или иной тип воспитания формирует личностные чер...

    Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

            Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в...

    Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

    Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом....

    Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: «Деструктивные группы в социальных сетях, и их влияние на формирование суицидального поведения у несовершеннолетних»

    Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня с вами я бы хотела поговорить о глобальной проблеме, а именно о том, как деструктивные группы в социальных сетях влияют на формирование суицидального поведени...

    Занятие с элементами тренинга «Конфликты в семейных отношениях и их влияние на развитие и воспитание ребёнка»

    Цель: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.Задачи: - Научиться разрешать конфликты мирным путем, не ...