Ата-әсәйҙәр өсөн тәғәйенләнгән кәңәштәр
тест на тему

Шарафутдинова Айгуль Сабирьяновна

Аьта-әсәйҙәргә кәңәштәр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponimaete_li_vy_svoego_rebenka.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ТЕСТ «ПОНИМАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?»

То, что родители слышат в словах своих детей, напрямую влияет на их отношения с детьми. «Мам, у меня что-то голова болит…» — У него действительно болит голова, или он просто не хочет сегодня идти в школу?

Понять собственного ребенка бывает не так-то просто. Современные дети часто энергичнее и сообразительнее своих родителей. Даже замышляя очередную каверзу, они могут выглядеть необыкновенно искренними и наивными. Верить всегда? С другой стороны, родительская подозрительность способна увидеть злой умысел ребенка на пустом месте…

Чтобы разобраться даже в простых жизненных ситуациях, нужно и знание своего ребенка, и готовность его слушать, и жизненный опыт.

А как понимаете своего ребенка вы?

1. Ваш ребенок говорит: «Пожалуйста, не буди меня в воскресенье. Я хочу выспаться. «

а) Конечно, он устал, милый,— конец учебного года, а уроков сейчас задают гораздо больше, чем раньше.

б) Если бы он на самом деле хотел выспаться, не сидел бы до полуночи в Интернете!

в) Завтра он хочет поспать побольше.

2. Вы зовете ребенка погулять с вами, он отвечает: «Идите без меня, мне что-то не хочется. «

а) Это хорошо, что ребенок растет самостоятельным и сам выбирает себе занятия.

б) Кажется, он отдаляется от нас. Жалко, что другие занятия ему интереснее общения с нами.

в) Я вижу, ему хочется остаться дома.

3. Ваша дочка влетает домой со словами: «Танька — дура!»

а) Дочка хочет, чтобы я ее выслушала и, возможно, посочувствовала.

б) Хорошо бы она еще обратила внимание на то, как она сама себя ведет иногда. Возможно, дело вовсе не в Тане.

в) Наверное, Таня поступила не очень умно.

4. Вы просите сына помыть его обувь, и слышите на это: «Не могу, у меня куча уроков!»

а) Как он ответственно относится к учебе! Такое серьезное отношение к основным своим обязанностям в детях просто необходимо поощрять.

б) Вот лодырь! Меня не провести этими сказочками про уроки. Наверняка сидит читает, а для отвода глаз обложился учебниками.

в) Сегодня у него так много уроков, что он не может выделить время на мытье обуви.

5. За ужином дочка ест мало, на Ваш вопрос, в чем дело, отвечает: «Мне не хочется».

а) Замечательно, что она ест не больше, чем ей нужно, и сама чувствует свою норму.

б) Все ясно: мороженое и многочисленные перекусы в течение дня.

в) Она просто не хочет есть сегодня.

6. «Я тебя не люблю!» — кричит Ваш малыш (когда вы уводите его домой с детской площадки).

а) Ух, как он борется за свою независимость! Это хорошо, умение отстаивать свои интересы еще пригодится ему в жизни.

б) Да, авторитетом у него я не пользуюсь. На папу бы он так кричать не посмел.

в) Не хочет уходить домой — что ж, такое бывает.

7. Дочка отталкивает от себя тетрадь по математике: «Я ничего не понимаю!»

а) В такой форме она дает мне понять, что нуждается в моей помощи.

б) Опять ленится и не хочет думать. А может быть, пропустила материал.

в) Математика для нее — трудный предмет.

8. Сын собирается на улицу, возится в прихожей: хлопает дверцами шкафов, что-то оттуда вытряхивает, какие-то вещи заталкивает обратно, разбрасывает то, что было сложено аккуратно.

а) «Торопится и боится опоздать»,— думаете Вы. Сейчас к нему лучше не подходить, чтобы не помешать.

б) «Такая небрежность — просто неуважение к моему труду. А я-то стараюсь, чтобы у нас было чисто и уютно! Видно, что ему важнее успеть к приятелям, чем помочь мне сохранять порядок в доме!»

в) Что он шумит — я слышу прекрасно. Но о чем он сейчас думает — понятия не имею. Мысли у него мелькают со скоростью света.

Ответы:

6 и больше ответов А: Хорошо, что у Вас такое позитивное мышление. Наверняка оно помогает Вам в отношениях с Вашим ребенком. Особенно, если любовь и уважение к нему Вы сочетаете с разумной дисциплиной и посильными нагрузками.

6 и больше ответов В: Возможно, Вы правы. Надеемся, что Ваша проницательность не мешает Вам отмечать в своем ребенке и положительные качества — часто именно вера родителей в ребенка спасает его в трудных ситуациях и помогает вырасти достойным человеком.

6 и больше ответов С: Святая наивность — редкое качество в наши дни. Возможно, не всегда стоит принимать слова своего детеныша за чистую монету. Некоторые дети вполне успешно манипулируют своими родителями, что, впрочем не мешает им родителей любить.

Беседа – интервью для изучения психологических особенностей личности «трудных» школьников.

Структура обследования.
1. Беседа с классным руководителем.
- В чем заключается трудность в воспитании данного ребенка?
- Дисциплина ребенка дома и в школе.
- Какие конкретные факты говорят о его «трудности»?
- Какие меры применялись к ребенку для его исправления, их результаты?
- Домашние условия ребенка.


2. Беседа со школьником.
- Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?
- Какие учебные предметы ты любишь больше других?
- Что читаешь?
- Твои товарищи? Что ты о них думаешь?
- Доволен ли ты своей учебой и поведением в школе?
- Твоя общественная работа, ее результаты?
- Твое любимое занятие в школе и дома?
- Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?
- Как ты относишься к своим родителям, почему?
- Твое отношение к старшим?


3. Беседа с учителями.
- Ваше мнение об успеваемости и поведении данного ученика на Ваших уроках?
- Наиболее характерные случаи его недисциплинированности и Ваши ему советы (меры, указания)?
- Его способности в учебе, в работе. Его возможности.


4. Беседа с товарищами.
- Давно ли вы дружите?
- Ваши любимые совместные дела, предметы, занятия?- Что тебе нравится в твоем друге?
- Что тебе не нравится в твоем друге, почему?
- Как ты ему помогаешь?
- Ваши планы на будущее?


5. Беседа с родителями.
- Довольны ли Вы учебой и поведением своего ребенка?
- Что Вас беспокоит в его поведении и учебе?
- Как Вы ему помогаете?
- Суточный режим и его выполнение?
- Что он делает по дому, помогает ли домашним, в чем?
- Ваши советы своему ребенку для выбора будущей профессии?
 
Заключение.
- Характеристика трудного школьника.
- Оценка роли школы, семьи, общественности в его перевоспитании.
- Направление работы с трудными школьниками.

Анализ воспитанности детей в семье.

1. Послушен ли, и исполнителен ребенок в семье? Охотно выполняет поручения родителей?
Всегда исполнителен и послушен.
Не всегда исполнителен и послушен.
Часто непослушен и неисполнителен.
Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание. 

2. Насколько бережлив ребенок дома? Как относится к своим личным вещам? Книгам?
Всегда бережлив. Сам чинит свои вещи, приводит в порядок свои вещи, книги.
Не всегда бережлив. Часто проявляет расточительность и небрежность по отношению к вещам.
Всегда небережлив.

3. Аккуратен ли дома?
Аккуратен всегда и во всем.
Аккуратен, но не всегда.
Часто бывает неряшлив.
Постоянно неряшлив. 

4. Каково поведение ребенка дома?
Всегда хорошее.
Не всегда. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.
Часто ведет себя плохо. На замечания не реагирует.
Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т.д. 

5. Насколько ребенок чутко и отзывчиво относится к родителям и близким?
Отзывчивый, заботливый, добрый.
Не всегда отзывчивый и заботливый.
Часто проявляет грубость, черствость, эгоизм.
Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний. 

6. Насколько ребенок трудолюбив?
Любит труд, постоянно сам помогает старшим.
Не всегда помогает, делает то, что поручают.
Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.
Постоянно уклоняется от труда, очень ленивый. 

7. Насколько воспитаны простота и скромность в отношении к родным и близким?
Всегда прост и скромен.
Не всегда, иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.
Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.
Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

8. Проявляется ли критичность?
Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.
Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.
Очень редко высказывает свое мнение и критические суждения.
Не критичен, подстраивается к мнению других. 

9. Проявляет ли самокритичность?
Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.
Не всегда самокритичен, не всегда исправляется после критических замечаний.
Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания.
Озлобленно воспринимает критику членов семьи, в ответ на замечания грубит.

10. Как относится к учению дома?
Ответственно, добросовестно готовит домашние задания.
Не всегда добросовестно готовит домашние задания.
Проявляет безответственное отношение к домашним заданиям, требует постоянного контроля.
Проявляет безответственность в учении, уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

11. Как относится к общественным поручениям?
Охотно выполняет общественные поручения, рассказывает о них дома.
Не всегда проявляет ответственность и желание выполнить общественное поручение.
Чаще всего относится безответственно к общественным поручениям, требует постоянного контроля родителей.
Не любит общественную работу, не выполняет ее.

12. Каково отношение к своему классу, к школе?
Любит свой класс и школу, защищает их честь делами, рассказывает об этом дома.
Любит школу и класс, но не всегда подкрепляет это хорошими делами.
Равнодушен к делам класса, школы.
Не любит свой класс и школу, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним. 

Шкала оценки и самооценки:
3 балла – максимально выражено качество;
2 балла – средне;
1 балл – слабо выражено;
0 баллов – отсутствует данное качество.

Чем больше количество баллов, тем выше уровень воспитанности. Максимальное число показателя воспитанности – 36.

Опросник родительского отношения.

Инструкция.
«Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия сделайте соответствующую отметку в бланке ответов».

Вопросы.
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку расположение.
7. Хорошие родители ограждают своего ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь моему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьётся в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко взрослый.
16. Мой ребенок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя всё дурное, как губка.
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всём старании.
19. Ребенка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своём ребенке.
22. К моему ребенку липнет всё дурное.
23. Мой ребенок не добьётся успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребенок немножко не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком всё своё свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу ошибаться.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, всё остальное – приложится.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрёпка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моём ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-нибудь сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка результатов.

   Авторы теста (Я.А.Варга, В.В.Столин) выделяют 5 типов отношения родителя к своему ребенку: принятие – отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник.

Положительные ответы.
1. Принятие – отвержение: 3, 4, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Подсчитайте количество положительных ответов по каждому показателю и обратитесь к следующим описаниям.

1. Принятие – отвержение.

   Если вы получили высокие значения (11 баллов и выше) по этому показателю, можно сказать, что ваш ребенок нравится вам таким, какой он есть. Вы уважаете, индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь проводить с ним много времени, одобряете его интересы и планы.

   Если вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю, то, скорее всего, считаете своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Вам кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытываете к ребенку злость, досаду, раздражение обиду. Не доверяете ему, и не уважаете его.

2. Кооперация.

   Если вы получили высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно предположить вашу заинтересованность делами и планами ребенка. Вы стараетесь во всем помогать ему, проявляете сочувствие. Высоко оцениваете интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытываете чувство гордости за него. Поощряете инициативу и самостоятельность ребенка, стараетесь быть с ним на равных. Доверяете ребенку, стараетесь встать на его точку зрения в спорных вопросах.

   Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной выраженности такого типа отношения.

3. Симбиоз.

   При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю можно считать, что вы стремитесь к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что вы ощущаете себя с ребенком единым целым, стремитесь удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущаете тревогу за ребенка. Он кажется вам маленьким и беззащитным. По своей воле вы никогда не позволяете проявлять ему самостоятельность.

   Низкие значения (2 балла и ниже) по этому показателю говорят о наличии межличностной дистанции в общении с ребенком, которая совершенно необходима в любом взаимодействии между людьми.

4. Авторитарная гиперсоциализация.

   При высоких значениях (4 балла и выше) по этому показателю в вашем отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявление своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянных успехов. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли, чувства.

   Низкие значения (2 балла и ниже) являются показателями отсутствия авторитаризма в отношении к ребенку.

5. Маленький неудачник.

   При высоких значениях (2 балла и выше) по этому показателю в вашем отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьёзными. Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

   При низких значениях (0 баллов) подобные стремления бывают сведены к минимуму.

Вопросы для родителей по изучению эмоционально-волевой сферы ребенка.
1. Часты ли подъёмы и спады настроения у ребёнка в течение дня? (да/нет)
2. Можно ли назвать его живым и весёлым? (да/нет)
3. Часто ли ребёнку кажется, что он сделал что-то не так? (да/нет)
4. Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха? (да/нет)
5. Обидчив ли ваш ребёнок? (да/нет)
6. Смущается ли он при разговоре с незнакомым человеком? (да/нет)
7. Бывает ли ребёнок так возбуждён, что не может усидеть на месте? (да/нет)
8. Любит ли он мечтать? (да/нет)
9. Можно ли его назвать раздражительным? (да/нет)
10. Спокойно ли спит ваш ребёнок? (да/нет)
11. Доводит ли он до конца дело, игру? (да/нет)
12. Часто ли его терзает чувство вины? (да/нет)
13. Часто ли ребёнок отвлекается от основных мыслей? (да/нет)
14. Испытывает ли он страх, оставаясь один дома? (да/нет)
15. Долго ли ребёнок переживает после случившегося конфликта? (да/нет)
16. Быстро ли ему надоедает однообразная работа? (да/нет)
17. Самостоятельно ли он преодолевает затруднения в работе? (да/нет)
18. Часто ли ребёнок «дуется»? (да/нет)
19. Можно ли назвать ребёнка нервным? (да/нет)
20. Беспокоят ли его боли без всякой причины? (да/нет)
21. Легко ли его задеть, покритиковав за что-нибудь? (да/нет)
22. Часто ли он отвлекается, выполняя какое-либо дело? (да/нет)
23. Теряет ли ребёнок сон из-за травмирующих событий, тревожных мыслей? (да/нет)
24. Бывают ли у него тики, непреднамеренные движения в эмоционально значимых ситуациях? (да/нет)
25. Проявляет ли ребёнок чрезмерно бурные эмоциональные реакции с плачем, неподчинением, когда его ожидания не сбываются? (да/нет)26. Успевает ли он выполнить работу в срок? (да/нет)
27. Застенчив ли он в присутствии старших? (да/нет)
28. Бурно ли он отчаивается при неудаче в игре и разрушает ли сделанное? (да/нет)
29. Вступает ли ребёнок в конфликты, потасовки со сверстниками по разным случаям? (да/нет)
30. Ведёт ли он себя так же со взрослыми? (да/нет)

Вывод:
Настойчивость
Воля

Беседа – интервью для изучения психологических особенностей личности «трудных» школьников.

Структура обследования.

1. 
Беседа с классным руководителем.
- В чем заключается трудность в воспитании данного ребенка?
- Дисциплина ребенка дома и в школе.
- Какие конкретные факты говорят о его «трудности»?
- Какие меры применялись к ребенку для его исправления, их результаты?
- Домашние условия ребенка.

2. 
Беседа со школьником.
- Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?
- Какие учебные предметы ты любишь больше других?
- Что читаешь?
- Твои товарищи? Что ты о них думаешь?
- Доволен ли ты своей учебой и поведением в школе?
- Твоя общественная работа, ее результаты?
- Твое любимое занятие в школе и дома?
- Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?
- Как ты относишься к своим родителям, почему?
- Твое отношение к старшим?

3. 
Беседа с учителями.
- Ваше мнение об успеваемости и поведении данного ученика на Ваших уроках?
- Наиболее характерные случаи его недисциплинированности и Ваши ему советы (меры, указания)?
- Его способности в учебе, в работе. Его возможности.

4. 
Беседа с товарищами.
- Давно ли вы дружите?
- Ваши любимые совместные дела, предметы, занятия?
- Что тебе нравится в твоем друге?
- Что тебе не нравится в твоем друге, почему?
- Как ты ему помогаешь?
- Ваши планы на будущее?

5. 
Беседа с родителями.
- Довольны ли Вы учебой и поведением своего ребенка?
- Что Вас беспокоит в его поведении и учебе?
- Как Вы ему помогаете?
- Суточный режим и его выполнение?
- Что он делает по дому, помогает ли домашним, в чем?
- Ваши советы своему ребенку для выбора будущей профессии?

Заключение.
- Характеристика трудного школьника.
- Оценка роли школы, семьи, общественности в его перевоспитании.
- Направление работы с трудными школьниками.

ЭКСПРЕСС ДИАГНОСТИКА РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Часть 1. Самодиагностика типового семейного состояния 

Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы в общем согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если не согласны – зачеркните номер. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.
1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.
2. Чувствую, как бы я не поступил(а), все равно будет не так.
3. Я многое не успеваю сделать.
4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в моей семье.
5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).
6. Дома мне часто приходится нервничать.
7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).
8. Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).
9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.
10. Часто я чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.
11. Иду домой и с тревогой думаю, что что-то случилось в мое отсутствие.
12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать.
13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).
14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез(ла), то никто бы этого не заметил.
17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое.
18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.
19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.
20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло плохо.
21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать. 

Бланк для ответов

Номера вопросов

Сумма балов

Шкалы

Д/з

1  4  7  10  13  16  19

В

5

2  5  8  11  14  17  20

Т

5

3  6  9  12  15  18  21

Н

6

Итого

С

14

Ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу. «В» - чувство вины, «Т» - тревога, «Н» - нервно-психическое напряжение, «С» - общая семейная тревога, «Д/з» - значение, при котором состояние диагностируется.


Часть 2. Самодиагностика родительского отношения к детям 

Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа в бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям.
1. Я всегда сочувствую моему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
4. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
5. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
6. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него.
7. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
8. Строгая дисциплина в детстве развивает характер.
9. Я разделяю увлечения моего ребенка.
10. За строгое воспитание дети потом благодарят.
11. Я тщательно слежу за здоровьем ребенка.
12. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
13. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

Бланк для ответов

Ф. И. О. (шифр)

Пол                      Возраст                    Образование                        Специальность

1         2         3         4         5         6         7     
8         9        10       11      12       13   

1. сумма баллов № 2, 4, 5, 8, 10, 11, 12

2. Сумма баллов № 1, 3, 6, 7, 9, 13

Дата исследования: «___» __________________20___г.

Обработка данных

При подсчете баллов учитывается ответ «верно», обведенный в бланке кружочком. Оценивается только сумма ответов № 1, которая сравнивается со шкалой:

Сырой балл

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,83

92,43

96,66

При высоких значениях диагностируются три типа родительского отношения (отвержение ребенка, его социальная нежелательность, отсутствие кооперации). Для родителей эта интерпретация предлагается в следующей форме:

«Вы пристально следите за достижениями ребенка, требуете от него успеха, послушания и дисциплины, не оставляете безнаказанными его поступки. К сожалению, вам не хватает понимания ребенка, вы напрасно сравниваете его с другими детьми, ограничиваете его самостоятельность и активность. Вам следовало бы принять ребенка таким, каков он есть, больше ему доверять, уважать как личность».

  1. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке для ответов».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер для ответа. Если Вы в общем не согласны – зачеркните тот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.
В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений.
Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в 
работе с Вами.
На утверждения, номера которых выделены в опроснике, 
отцы могут не отвечать.

 Опросник для родителей детей в возрасте 3-10 лет
1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).
2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) – пообщаться, поиграть.
3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.
4. Не люблю, когда сын (дочь) приходят ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался (догадалась) сам (сама).
5. Наш ребенок имеет больше обязанностей – уход за собой, поддержание порядка – чем большинство детей его возраста.
6. Моего ребенка очень трудно заставить сделать что-нибудь, что он не любит.
7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.
8. Мой сын (дочь) легко нарушают запреты.
9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.
10. Если только возможно, я стараюсь не наказывать сына (дочь).
11. Когда я в хорошем настроении, я нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказала бы.
12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.
13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.
14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.
15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.
16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.
17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.
18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (моя жена) не мешал(а) бы мне.
19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.
21. Мой сын (дочь) для меня – самое главное в жизни.
22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.
23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она ни стоила.
24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).
25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).
26. Нередко бывает так: я несколько раз напоминаю сыну (дочери) о необходимости сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).
27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.
28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.
29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.
30. Я очень редко ругаю сына (дочь).
31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32.
 Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.
33. Меня огорчает то, что мой сын (дочь) быстро становится взрослым(ой).
34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, то лучше всего сделать так, как он хочет.
35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.
36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.
37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.
38. Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).
39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.
40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.
41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.
42. Мне много раз пришлось пропускать родительские собрания.
43. Я стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие
дети.
44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.
45. Мне часто приходилось давать сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.
46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.
47. Главное, чему родители должны научить своих детей – это слушаться.
48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.
49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.
50. По характеру я – мягкий человек.
51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он (она) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52.
 Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет, и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.
53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.
54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.
55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).
56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.
58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).
59. Мужчина хуже понимает чувства другого человека, чем женщина.
60. Женщина хуже понимает чувства другого человека, чем мужчина.
61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.
62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.
63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.
64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Я сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) надо.
65. У моего сына (дочери) детство более трудное, чем у большинства его (ее) товарищей.
66. Дома мой сын (дочь) делает только то. что ему (ей) хочется, а не то. что надо.
67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.
68. Если мой ребенок не спит. когда ему положено, я не настаиваю.
69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.
70. От наказаний мало проку.
71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют. другие, наоборот, – очень строги.

72
. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил(а) никого, кроме меня.
73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому я не хотел(а) бы. чтобы он(а) слишком быстро взрослел(а).
74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).
75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.
76. Воспитание детей – тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все. а взамен не получаешь ничего.
77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него (нее) действует, – это постоянные строгие наказания.
78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.
79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т. д.
82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.
83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего хочет.
84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
85. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.
86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители.
88. В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.
89. Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.
90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.
91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, опять оставляем его (ее) в покое.

92.
 Если бы мой сын не был моим сыном, а я бы была помоложе, то наверняка влюбилась бы в него.
93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.
95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался(лась) жить.
96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.
97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) немедленно использует ее во вред себе или окружающим.
98. Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.
99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.
100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.
102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).
103. Желание моего сына (дочери) для меня – закон.

104.
 Мой сын очень любит спать со мной.
105. У моего сына (дочери) плохой желудок.
106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
107. Ради моего сына (дочери) я пошел бы (пошла бы) на любую жертву.
108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.
109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.
110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
112. Большинство детей – маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы. то все может плохо кончиться.
114. Когда все благополучно, я меньше интересуюсь делами сына (дочери).
115. Мне очень трудно сказать своему ребенку: «Нет».
116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне. 
117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем здоровье большинства других детей.
118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
120. Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома – в яслях, в детском саду у родственников.
121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.
122. Кроме моего сына. мне больше никто на свете не нужен.
123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).
125. Всему, что мой сын (дочь) умеют к настоящему времени, он (она) научился (лась) только благодаря моей постоянной помощи.
126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты,«пепси-кола» и т. д.).
128. Мой сын говорил мне: «вырасту, женюсь на тебе, мама».
129. Мой сын (дочь) часто болеет.
130. Семья не помогает мне, а осложняет мою жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туған әҙәбиәттән 7-се класс өсөн тәғәйенләнгән эш программаһы

Туған әҙәбиәт курсы башҡорт әҙәбиәте тарихынан,иң күренекле яҙыусыларҙың ижадын өйрәнеп системалы  белем биреүҙе маҡсат итеп ҡуя. Әҙәбиәт  тәрәнәйтелеп өйрәнелә.Шулай уҡ әҙәби-теоретик...