Материалы для родителей.
статья ( класс) по теме

Павлова Елена Леонидовна

Предварительный просмотр:

Cоветы родителям.

Как помочь ребенку в подготовке к экзаменам.

I. Вера, надежда, любовь...

Поддержка ребенка в период экзаменов – это один из важнейших факторов, определяющих его успешность. Зачастую родители прибегают к неправильным, ложным способам поддержки  детей, таким как стимулирование соперничества со сверстниками, навязывание слишком высоких стандартов, запугивание («хочешь завалить ЕГЭ?», «так и будешь всю жизнь грузчиком работать!»). Поэтому в первую очередь советы психологов направлены на родителей.

Специалисты советуют родителям взять себя в руки и создать своему ребенку такие условия, в которых ему будет максимально комфортно выполнять домашние задания и осуществлять подготовку к экзаменам. Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладание отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки старшеклассника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха перед предстоящими испытаниями. Поддерживать ребенка во время подготовки к экзаменам – значит верить в него.

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  • Забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • Помочь ученику обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей («я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «ты понимаешь эту тему, просто нужно хорошенько ее повторить»);
  • Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;
  • Избегать подчеркивания промахов ребенка;
  • Демонстрировать понимание его переживаний (посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражением лица).

II. Грамотное планирование – первый шаг к победе

        Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Определите, что кажется ему более сложным и почему. Эта информация поможет совместно решить,  на что придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Вместе составьте план подготовки и распределите темы по дням.         Начать стоит с наиболее сложных, плохо усвоенных или подзабытых тем. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, зеркалом и т.д.

III. Запоминание и воспроизведение материала

        Известно, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. У большинства людей память наиболее цепкая между 8 и 12 часами утра. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).

        Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты и лишь после этого их можно заучивать дословно.

        Большое значение для запоминания имеют чувства и эмоции. Рекомендуйте ребенку придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску и тем самым вызывать определенные чувства. Информация, которая  безразлична, плохо запоминается.

        Лучше тратить время на повторение по памяти, чем на многократное чтение. Такой способ самопроверки как повторение "про себя" - неэффективен. Ребенку кажется, что он помнит, знает, а начнет отвечать - изложение получается скомканным, отрывочным. Предложите ребенку самые трудные темы рассказать дома внимательному слушателю. Или записать ответ на диктофон \ iPhone, а потом послушать себя со стороны. Можно проверять свою готовность, отвечая вслух перед зеркалом - при этом включается особый вид памяти - речедвигательная память. На экзамене этот материал будет легче вспомнить.

IV. Режим - для успеха незаменим!

        Помогите организовать ученику правильный режим. Вместе определите, «жаворонок» ребенок или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.  Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Известно, что головной мозг способен интенсивно работать в среднем 8-9 часов в день. Более того, каждые 45-50 минут работы необходимо устраивать 10-15-минутный перерыв, поэтому не ограничивайте детей от домашних обязанностей – разнообразить деятельность просто необходимо. Во время выполнения мелких поручений по дому ребенок отвлекается от занятий, мозг расслабляется, и он приступает к подготовке с новыми силами.

        Важно помнить, что такая смена деятельности как игра на компьютере или просмотр телевизора увеличит и без того интенсивную нагрузку на психику. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

        Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний. По данным проведенного в США исследования, средний балл у тех, кто не готовится к экзаменам ночью, выше. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку и ляжет спать вовремя.

V. Деятельность мозга и питание

        Мозг ежедневно забирает 20% всей энергии, получаемой с пищей. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга. Во время интенсивного умственного напряжения ребенку необходима питательная, разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Хорошее "средство" от нервных перегрузок —  бананы. Ученые установили, что в них содержится вещество, являющееся одним из лучших антидепрессантов. Капуста также снимает нервозность, за счет снижения активности щитовидной железы. Морковь облегчает заучивание чего-либо наизусть благодаря стимуляции обмен веществ в мозгу. Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости, улучшает снабжение мозга кислородом. Авокадо — источник энергии для всех видов памяти  за счет высокого содержания жирных кислот. Креветки — деликатес для мозга: снабжает его важнейшими жирными кислотами, которые стимулируют концентрацию внимания. Достаточно 100 граммов в день. Черника — идеальный "промежуточный корм" для школьника. Способствует кровообращению мозга. Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма, а для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду. Важно избегать стимуляторов (кофе, крепкий чай), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Такое доступное средство, как аромат свеженарезанного лимона, по мнению японских ученых, повышает работоспособность, устраняет сонливость даже у очень уставших и ослабленных людей.

VI. Как одеться на экзамен 

        Немаловажным является выбор одежды для экзамена. Лучше отдавать предпочтение светлым пастельным тонам — они придают уверенность в собственных силах и не раздражают глаза.

VII. Резюме

        Накануне экзамена скажите ребенку, что легкое волнение перед сдачей - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. При этом не не повышайте тревожность школьника - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ученик в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". Важно, чтобы ребенок твердо знал: какую бы отметку он ни получил на экзамене, любовь и вера в него родителей всегда останутся прежними. Тогда и самый сложный экзамен он будет сдавать увереннее и спокойнее.

Желаем успеха!

Источники:

www.deti-moskvy.ru

http://samsebelekar.ru

www.sch494.edusite.ru

www.uipk.narod.ru

www.kazreferat.kz

www.school13.rcit.by/docs/help_per.htm

www.psylist.net/psytera/00111.htm

www.s852.zouo.ru 

Материал подготовила
Анета Кожанова,

родитель, психолог.



Предварительный просмотр:

Советы ученикам.

Как преодолеть лень, тревогу и усталость

при подготовке к экзаменам.

Знаете ли вы, ребята, что успех на  экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов  он во многом определяется следующими факторами:

  • высокой самодисциплиной
  • умением контролировать время подготовки и отдыха
  • способностью к преодолению эмоциональных и умственных нагрузок и барьеров.

        Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов, которые предлагают психологи.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ ВРЕМЯ:

  1. Упражнение «Слоновая техника» –  поможет сформировать

привычку делить большой объем работ на маленькие, каждодневные задачи.

        Главную задачу следует вообразить в виде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т.п. представляются ввиде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом.

Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами:

  • относитесь спокойно к большим «слонам» (объемам задач);
  • в своем воображении разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;
  • сосредоточьтесь на задачах дня и «заглатывайте» кусочки каждый день;
  • позаботьтесь о том, чтобы съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а затем принимаетесь за другого.

2. Упражнение «Вопросы к себе» – помогает научиться решать большое количество задач в короткие сроки и правильно организовать время.

Инструкция: Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:

  • Какова моя цель на этом этапе?
  • Сколько времени в моем распоряжении?
  • Как лучше использовать это время?
  • Какие задачи нужно решить в первую очередь?
  • В какой последовательности должны решиться эти задачи?
  • Что нужно подготовить для решения каждой задачи?

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ:

1. Упражнение «Прогулка» – помогает тренировать наблюдательность, объем внимания, зрительную память.

Инструкция: Вспомните какую-либо знакомую улицу города, в котором вы жили раньше или живете сейчас. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусные остановки. Вспоминать надо здание за зданием, ничего не пропуская.

2. Упражнение «Спички» – помогает тренировать наблюдательность, объем внимания и зрительной памяти.

Инструкция: Приготовьте коробок спичек и лист бумаги. Возьмите из коробка несколько спичек, не пересчитывая. Бросьте их на стол перед собой. Сосчитайте до трех, рассматривая, как они лежат, затем прикройте листом.

Спросите себя, сколько спичек вы бросили? Если, например, восемь, возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой.

Проверьте себя: откройте на две секунды лист, исправьте ошибки и проверьте себя снова.

3. Упражнение «Юлий Цезарь» –помогает тренировать распределение внимания.

Инструкция:

  • Перемножьте в уме 36 на 24. Одновременно записывайте на листе бумаги хорошо известное стихотворение.
  • Наоборот: читайте вслух стихи и одновременно на листе бумаги умножайте 36 на 24.
  • Читайте вслух незнакомый текст, одновременно выполняя в уме какие-либо вычисления.
  • Переписывайте из книги текст, одновременно производя вычисления в уме. Делайте то же самое, но у громкоговорящего приемника, телевизора.
  • Делайте то же самое, но попросите окружающих задавать Вам вопросы. Отвечайте на них, не прекращая переписывать текст из книги.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ :

1. Упражнение «Утро» – помогает развить способность контролировать эмоциональность, тревогу и беспокойство.

Инструкция: Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе вопросы:

  • Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я выполнить все, что запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать?
  • Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то, как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации?
  • Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня?

        Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и решительности.

2. Упражнение «Вечерний взгляд назад» – направлено на тренировку долговременной памяти и эмоционального равновесия.

Инструкция: Вечером, перед сном вспомните весь прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот обзор должен быть образным и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом оставаться наблюдателем дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим учебник, разговаривающим с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы родителей и т.п. При этом воспоминания о событиях должны идти по порядку.

        Главная установка в этом упражнении – отделение самого себя от себя, а также от окружающих людей, вещей. Взгляд на себя как на постороннего участника событий.

3. Упражнение «Экспресс-сочинение» – направлено на тренировку образной памяти.

Инструкция: Возьмите наугад десять существительных, не связанных между собой. Добавляя любые другие слова, напишите логически связное сочинение. Разрешается изменять число и склонять выбранные существительные.

        Попробуйте за 3-5 минут написать короткое сочинение, состоящее из следующих слов: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, друг, лифт, марш, краб.

Пример такого сочинения: «Босс встретился со своим другом по кличке «Краб». Намечалась серьезная операция по доставке японских зонтов. Они вошли в лифт новой высотной гостиницы «Грач» и прокрались в дверь своего номера. Раздались звуки марша. Затем по радио передавали, что загорелась верфь и что необходим жгут для оказания помощи».

Пример усложненного задания – написать сочинение из десяти слов, начинающихся с одной буквы, например «Р».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:

1. Упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне» – направлено на тренировку контроля спонтанного выражения эмоций.

Инструкция: Подарите себе хотя бы полчаса после занятий, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным т.п.

        В этом упражнении важно, чтобы это были полчаса,которые проведете исключительно по собственному желанию.

2. Упражнение «Круговая кинолента» – направлено на тренировку навыка контроля чувств.  

Инструкция: Мысленно создайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При этом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился круг кадров-событий.

        Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом кадре остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном порядке с нарастающей скоростью.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ХОРОШЕГО

ФИЗИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ

Несмотря на дефицит времени, вы, ребята, обязаны помнить о своем здоровье. Физическая активность обеспечивается нехитрыми упражнениями.

Бег трусцой и простой (обычный) бег – бег трусцой наиболее удобен, так как всегда можно найти подходящую улицу или дорогу за порогом дома. Бег улучшает обменные процессы, необходимые для здоровья.

Езда на велосипеде – этот вид упражнений укрепляет мышцы, предупреждает повреждения суставов.

Ходьба – основное преимущество ходьбы как физического упражнения заключается в возможности заниматься в любом месте и в любое время: на улице, в помещении, даже тогда, когда ожидаешь транспорт. Однако надо помнить, что ходьба требует в три раза больше времени для достижения того же эффекта, который дает бег.

Источники: сайт Института Специальной Психологии

и Педагогики им.Рауля Валленберга;

сайт www.proforientator.ru

Материал подготовила Анета Кожанова,

родитель, психолог.



Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ

ГЛАЗАМИ СЕМЕЙНОГО ПСИХОТЕРАПЕВТА

Кандидат психологических наук

Гражина Будинайте

В этих заметках мы не стремились дать строго систематизированный обзор воспитательных стратегий, используемых жителями столичного мегаполиса в их семьях. Речь идет скорее о «практической типологии» этих стратегий, построенной на основе живых впечатлений семейного психотерапевта. Предложенная нами классификация носит достаточно условный и обобщенный характер. Каждая из выделяемых здесь стратегий имеет рациональную составляющую, и в большинстве своем эти способы так или иначе представлены в «нормальном» воспитательном процессе; при этом они, разумеется, могут сочетаться. Нам, однако, было важно показать, что происходит в том случае, когда какой-либо воспитательный принцип становится тотальным.

При построении подобной типологии в первую очередь возникает вопрос о связи современных методов воспитания и «типов родительства» с сегодняшней социально-культурной ситуацией, с изменениями, которые она претерпевает. Указывая на такую связь, психолог, как правило, задается вопросом: почему та или иная воспитательная тенденция, пусть трижды обусловленная состоянием социума, реализуется именно в этой семье? Почему именно к ней семья оказывается наиболее восприимчива?

Профессиональный взгляд психолога позволяет видеть здесь результат не столько сознательного выбора (какие бы рациональные и идейные основания ни находили для такого выбора родители), сколько скрытой компенсации — автоматически реализующихся способов преодоления трудностей, характерных для создавшейся системы семейного взаимодействия, воздействия трансформированных образцов поведения, которые были некогда усвоены сегодняшними родителями в собственных семьях. Мы считали нужным показать именно эту «психологическую подоплеку» существующих воспитательных стратегий.

Стратегия 1: «Отдадим его профессионалам»

В чём она выражается

Большинство родителей, поручающих уход за ребёнком профессионалам, — молодые yuppi, решающие родительские проблемы «планомерно и разумно», на основе «грамотного менеджмента». Возможен и другой вариант: материально обеспеченная семья, для которой следование этой стратегии является способом подтверждения ее материального и социального статуса. Фактически все содержание жизни ребёнка из подобной семьи рассматривается как сумма платных  услуг, получаемых родителями «извне». Психолог, к которому обращаются такие родители, — еще один профессионал из ряда оплачиваемых помощников; он должен поставить дополнительную услугу или устранить некоторые «шероховатости» работы других профессионалов. Обоснование этой позиции — вполне рациональные представления о цивилизованном распределении труда (почему, собственно, не поручить специалистам, а не нам, дилетантам, и воспитание, и выхаживание, и нахождение общего языка с «ним», еще не совсем нам понятным).

Разумеется, эти родители — легкая добыча для всех коммерческих и некоммерческих (впрочем, нередко еще более коммерциализованных) институтов нашей социальной системы. Любой сообразительный специалист, готовый реализовать установку «вы тут как-нибудь без нас, а мы за все заплатим», может получить в их лице источник постоянного дохода. На приём к психотерапевту такие родители часто приходят в сопровождении нянь, «которые всё знают лучше», а если ребёнок достиг школьного возраста, то на вопрос о его особенностях родители могут ответить, что за сведениями лучше обратиться к психологу частной школы, где тот учится.

Чем она обусловлена

Есть большой соблазн объяснить эту стратегию «новыми веяниями». Действительно, с изменением условий жизни, прежде всего в крупных городах, возможности «опосредовать» взаимодействие с ребёнком чрезвычайно расширились, особенно в сравнении с тем временем, когда нынешнее поколение родителей было детьми. С другой стороны, жесткие «рыночные» условия, требующие от молодых родителей больших затрат времени и энергии на исполнение профессиональных обязанностей, подталкивают их к поиску иных форм для исполнения обязанностей родительских, — причём это давление в последнее время возрастает, поскольку в подобной профессиональной ситуации всё чаще оказываются оба родителя.

Тем не менее, можно утверждать, что ничего существенно нового в этой стратегии нет. На протяжении длительного времени она достаточно постоянно используется как малообеспеченными (вынужденными прибегать к социальной поддержке в выращивании детей), так и наиболее благополучными слоями общества, — хотя очевидно, что характер её реализации при этом сильно разнится. Нельзя не заметить также, что она в известном смысле продолжает логику советского воспитания, принципиально «антисемейного» и стремившегося к максимальному социальному опосредованию внутрисемейных отношений.

Чем она опасна

Если учесть, насколько ещё распространено у нас враждебное отношение к любой профессиональной помощи семье, то желание родителей получить профессиональную педагогическую, психологическую и просто бытовую поддержку во многих случаях должно только приветствоваться. Однако при тотальном преобладании этого способа решения воспитательных задач терпит ущерб непосредственность отношений в семье: угасает личностный контакт, эмоциональная связь между родителями и детьми, иначе говоря — теряется основа нормального взаимопонимания и управления ребёнком в раннем и тем более подростковом возрасте. Беда в том, что отсутствие этой непосредственности родители часто стремятся компенсировать… накоплением опосредующих факторов. Ребёнок тоскует, скучает — видимо, няня попалась не слишком весёлая, отправим его в детский клуб; ребёнок не играет, всё чаще сидит в углу — купим ему еще больше игрушек. 

Особым фактором, создающим порочный круг «всё большего опосредования», становятся деньги. Часто именно деньги являются осознанным или неосознанным заменителем и компенсатором отсутствующих эмоциональных отношений. Известно, что у много работающих родителей (особенно у матерей) развивается чувство вины за недостаточно ответственное, «душевное» выполнение своих обязанностей. Одно из средств преодоления этого чувства — своего рода плата детям за «недоработанное». Любопытно, что возникающие на этом фоне внутрисемейные проблемы часто обретают именно «денежную форму». Например, в детском воровстве можно видеть ответ на такой способ регуляции семейных отношений.

Возможная помощь психолога

Недопустима ситуация, когда посторонний человек, включающийся в жизнь семьи, вольно или невольно использует её проблемы, получая материальную или психологическую выгоду. Любой специалист, приглашенный родителями,  должен прежде всего сотрудничать с ними исходя из понимания базового характера детско-родительской связи. Например, задача семейного психолога состоит не в том, чтобы семья получила ещё одного «хорошего родителя», а в том, чтобы благодаря его помощи укрепился эмоциональный контакт между родителями и ребёнком. Ведь большинство проблем, которые порождает обсуждаемая нами стратегия, объясняются именно психологической затрудненностью или даже невозможностью для родителей такого контакта, страхом перед ним, желанием его избежать.

Стратегия 2: «Он должен, он просто обязан»

В чём она выражается

Ребёнок, обучаемый чтению в двухлетнем возрасте и английскому языку — в четырехлетнем. Мама, плачущая из-за того, что сын считает не так быстро, как другие ученики подготовительного класса, и что дочь не может назвать всё планеты Солнечной системы. Бесконечная гонка по секциям, клубам, репетиторам, курсам: кто не успел, тот опоздал. Жизнь таких семей, обычно руководимых матерью, подчинена строгому распорядку дня и «громадью» планов, иногда выстроенных на несколько лет вперёд. Любая заминка на пути от достижения к достижению может восприниматься как трагедия. Психолога обычно приглашают для того, чтобы натренировать ребёнка получше, устранить «ненужные капризы». Как правило, такая семья жестко ориентирована на социальное одобрение. Отношения внутри семьи крайне напряжены: одобрение, похвала, радость родителей в существенной степени зависят от того, что сделал и что не сделал ребёнок. Здесь стараются исключить привычные для детства «бесполезное дуракаваляние», игру с «простыми» соседскими детьми, «пустую мечтательность» — всё это вызывает тревогу и отторжение. Связь ребенка с родителями или, по крайней мере, с одним из родителей часто бывает интенсивнее обычной, но это порой ведёт к обеднению и даже исключению нормальных отношений с ровесниками.

Чем она обусловлена

Этот тип детско-родительских отношений во многом сформирован и усилен временем перестроечных изменений. Очевидно, волну тревожной родительской активности провоцировало вхождение в «большой мир», от которого тогдашние родители были изолированы в детстве: мир этот в их глазах не столько открывал новые возможности, сколько предъявлял новые пугающие требования. Порожденный этим страхом метод решения проблем воспитания явно  коренится в эпохе дефицита, когда с невероятными усилиями надо было доставать то, чего нет нигде, но «есть у каждого приличного человека». Возникла соответствующая мифология: нельзя не рожать в воду, нельзя не обучать танцам и фехтованию в частной школе, нельзя не начать учить языку, а лучше двум, в раннем детстве. Собственная тревога родителей канализировалась в усиленную «заботу» о детях. Представляется, что со стабилизацией условий жизни эта активность стала несколько спадать и уже не носит столь стихийного характера. Однако конкурентные условия существования во многом определяют отношения в семье и сегодня.

Конечно, родители «стимулирующего» типа были всегда — правда, при прежней власти, трубившей о «самом счастливом в мире детстве», обеспеченном самим фактом жизни в советской стране, они были скорее скрытыми оппозиционерами, которые противостояли официальной воспитательной и образовательной системе, нивелирующей личность. Впрочем, в обоих случаях трудно разграничить усилия, направленные на развитие ребёнка, с неосознанным стремлением родителей к собственной самореализации.

Чем она опасна

Психологи часто говорят о различии безусловной и условной родительской любви. Главный родительский долг — безусловное приятие ребёнка: следует любить его за простой факт его существования, «за то, что он есть». Кроме этого, родители должны быть посредниками между ребёнком и большим миром, подготовить ребёнка к жизни в обществе. Стратегия, о которой мы говорим, порождается гипертрофией второй функции (которая сама по себе, несомненно, важна и полезна). Это часто приводит к парадоксальному результату: все накопленные в результате многолетних усилий достижения ничем не помогают в ситуации первого же личностного кризиса, если родители пренебрегли основой «первичной» любви, если в ребёнке не сформирована способность реалистично воспринимать себя и окружающих, которая существенно страдает как раз в такой системе взаимоотношений. Родителям же чрезвычайно трудно бывает смириться с крахом надежд, возложенных на детей: не сознавая границу между своей личностью и личностью ребёнка, они воспринимают его поражение как собственное.

С психологической точки зрения избрание такой стратегии объясняется, помимо реального или мнимого «социального давления», остро переживаемой родителями собственной недостаточной самореализованности — этот недостаток и призван компенсировать ребёнок. Иногда за такими стратегиями могут стоять различные «структурные» семейные дисфункции, нарушение нормальных супружеских отношений. Погоня за успехами ребёнка становится средством компенсации этого нарушения: например, делает возможным привлекать мужа, не уделяющего внимания жене, к обсуждению и совместному переживанию этой «достойной цели».

Возможная помощь психолога

Основная задача консультанта — помочь разграничить воспитательные цели, действительно обусловленные ходом жизни этой конкретной семьи, и цели внешние, навязанные как «социальным давлением» (сиюминутный престиж или модная тенденция), так и психологическими проблемами самих родителей. На терапевтическом уровне нужно искать пути преодоления тревоги родителей, обсуждать идеи, конструкты и мифы, определяющие их взаимодействие с детьми, стараться восстановить эмоциональный контакт с ребёнком, способность любить его таким, какой он есть, а не таким, каким он «обязан быть». 

Стратегия 3: «Духовное, только духовное!»

В чём она выражается

Сторонники этой стратегии считают необходимым заложить в сознании ребёнка прочный фундамент «подлинных ценностей и смыслов», противопоставленных «зачумленному» окружающему миру. Качество духовной пищи, потребляемой ребёнком, довольно жестко контролируется. Например: только советские мультфильмы, только выставки и театры… Трепетное отношение к книге и чтению… Достойная бедность (ребёнок месяцами просит купить джинсы). Строгая патриархальная мораль, твёрдые представления о том, что хорошо и что плохо. Они разделяются — по крайней мере, на определённом этапе — всеми членами семьи (часто, кстати, многодетной), становятся своеобразной внутрисемейной религией. Всё это создает особую атмосферу, позволяющую определить такую семью — в противоположность семье «социально ориентированной» — как «диссидентскую». Вольно или невольно здесь культивируется пафос собственной, «только нам присущей» идеологии и противостояния окружающему. Психолога обычно призывают в единомышленники, он должен помочь семье бороться или выжить среди «бездуховного мира», освятить её воспитательные идеалы и содействовать их воплощению.

Чем она обусловлена

Разумеется, семья такого типа существовала всегда. В советское время её оппозиционность диктовалась необходимостью противостояния реалиям советского воспитания, стремлением сохранить хоть что-то живое в ребёнке, — хотя часто это стремление оборачивалось погружением его в чрезмерно насыщенную интеллектуальную среду, о которой говорил когда-то Мераб Мамардашвили. Сегодня эта оппозиционность диктуется противостоянием массовой культуре, её «оглупляющему воздействию», реакцией на культурный шок, вызванный продукцией новых СМИ, западной массовой культурой и т. п. Многие родители с тоской переживают несовпадение воспитательных ориентиров собственного детства с теми, какие пришли им на смену. Поэтому за выбором этой стратегии часто стоит попытка создать хотя бы в «собственной крепости» микроклимат, отвечающий прежним «вечным» идеалам, принципам и вкусам родителей. Во многом предпочтение этого типа воспитания объясняется и заметно усилившимся религиозным влиянием, противопоставляемым «пагубным» тенденциям.

Чем она опасна

Бесспорно, готовность семьи прилагать усилия к духовному развитию ребёнка следует только приветствовать. Любой семейный психолог согласится и с тем, что границы семьи должны быть выражены, что в семье должен существовать свой, отличающий её от окружающей действительности, мир, свои правила, ритуалы и т. п. Очевидно и то, что такая культурно насыщенная среда действительно необходима для возникновения у ребёнка творческих интересов и устремлений. Однако стратегия, о которой мы говорим, часто может приводить к неожиданным, иногда прямо обратным результатам — нездоровой страсти к запретным гамбургерам, повышенному интересу к лейблу на джинсах соседского мальчика и т. п. 

Проблемы возникают тогда, когда родители ставят во главу угла жесткое противопоставление семьи окружающему обществу. Известно, что прекращение нормального взаимообмена с окружающей средой ведёт к распаду и хаосу внутри любой системы. Разрывы между детьми и родителями, как знают психологи, часто становятся закономерным следствием существования ребёнка в слишком тесном, слишком регламентированном мире такой семьи. Нормальный процесс постепенного отделения ребёнка от родителей, возрастания его интереса к подростковым сообществам, к новым, не освященным семьей формам жизни, часто воспринимается родителями болезненно, как измена семейным ценностям. За «попрание» семейной религии детям приходится дорого платить, лишаясь благосклонности родителей.

Возможная помощь психолога

Миссия семьи — не только создать необходимую воспитательную среду, но и помочь ребёнку постепенно подготовиться к решению его собственных, не сводимых к существованию под крылом у родителей, жизненных задач. Если бы все потребности ребенка можно было реализовать в родительской семье, то он никогда не смог бы перейти к построению собственной семьи. Осознание родителями этого простого факта — существенный шаг в преодолении трудностей, порождаемых подобной стратегией воспитания.

Однако подлинной терапевтической проблемой следование этой стратегии становится в том случае, когда за ней стоит социальная неадаптированность родителей, а иногда и страх перед реальной действительностью с её соревновательным началом, необходимостью практического отстаивания своих идеалов и т. п. Другими словами, принципы и идеалы семьи не должны отражать социальный аутизм родителей, их тревогу. Необходимо налаживать взаимодействие семьи с окружающим миром, помочь родителям и детям перейти к его реалистическому принятию.

Стратегия 4: «Ему позволено всё»

В чём она выражается

Родители движимы идеей, что их ребенок — самоценная личность, что сокровища, скрытые в его душе, безжалостно уничтожает социализация и вообще всякая регламентация. На родителей как бы возложена миссия сохранить для мира «самобытность» их чада. Ради этого они жертвуют не только собственным элементарным комфортом, но зачастую и здравым смыслом. Именно в такой семье можно увидеть визжащего, бьющегося в истерике малыша, на которого с умилением взирают воспитавшие в себе необходимую душевную стойкость родители. Явственно ощущается, до какой степени родители боятся своего ребёнка. Их жизнь крайне тяжела: приходится сталкиваться с явным или неявным социальным порицанием, мириться с тем, что друзья постепенно отказываются от визитов в их дом, испытывать постоянную душевную измотанность и усталость. Надо признать, что и жизнь ребёнка психологически нелегка. Ему трудно находиться в плохо структурированной среде, где любое его желание не встречает сопротивления. Неспособность осознать границы собственных возможностей рождает в нём тревогу. Вспоминается тринадцатилетняя девочка, которая испробовала все средства, чтобы вернуть маму к её родительской роли, но не добилась этого даже тогда, когда оставила у себя на ночь мальчика, — этот поступок встретил у свободомыслящей матери полное понимание. 

Обращаясь за помощью к психологу, такая семья обычно предупреждает, что для них «попрание свободы» и интересов ребёнка недопустимо.

Чем она обусловлена

Подобная стратегия порождена реакцией на реальную или мнимую жесткую регламентированность и повышенную «социальность» собственного детства. Часто за ней стоят идейные разногласия с «официальной» традицией воспитания. Вместе с тем в ней можно видеть следствие позднейшей эйфории, счастливого осознания наступившей «свободы», которая позволила опробовать новые возможности, не существовавшие в детстве сегодняшних родителей. Психологически же эта стратегия может канализировать агрессивное отношение к миру, как бы ответ на собственную связанность гнетущими обстоятельствами, требованиями и правилами: за родителей «отыгрывается» ребёнок. Вообще говоря, стратегия эта чужда патриархальной российской культуре воспитания. В то же время она хорошо согласуется с традиционным российским «детоцентризмом».

Чем она опасна

Само по себе понимание родителями потребности ребёнка в физической и психологической свободе, спонтанности действий — возможности перемазаться, от души набегаться, беспрепятственно фантазировать и самовыражаться — прекрасно. Свобода — необходимое условие для счастливого детства. Однако она хороша лишь в той мере, в какой сохраняется возможность решить другую немаловажную задачу: подготовить ребёнка к его будущему существованию в обществе и взаимодействию с другими, научить его адаптироваться, выживать в конкурентных условиях. Неуправляемый ребёнок более подвержен различным бытовым опасностям: у него не формируется «симметричного» понимания ситуации («другой ощущает это так же, как я»), он не умеет вписывать свои интенции и потребности в пространство других воль. Отсюда агрессия и бессилие при столкновении с окружающими. Родители же, бесконечно увещевая и терпя, часто вынуждены подавлять естественное раздражение, которое в конце концов может прорываться настоящей «бурей».

Возможная помощь психолога

Имея в виду ту двойственность родительской задачи, о которой говорилось выше, родители должны признать объективный характер своих прав и, как следствие, необходимость разумной регламентации поведения ребёнка. Существенную часть работы психолога составляет обсуждение собственных проблем родителей, их отношений с окружающими. Темами такого обсуждения могут быть обида, скрытая враждебность, переживание вытеснённости из социального пространства. Результатом должно стать восстановление нормальной семейной иерархии, где родители естественным образом занимают более высокое место, нежели ребёнок. Опыт показывает, что такая семейная структура обычно воспринимается последним как вполне естественная и обеспечивающая комфортные условия существования.

Стратегия 5: «Главное для ребёнка — мать!»

В чём она выражается

Эта стратегия реализуется в семьях с «новыми возможностями» не реже, чем в традиционной семье. Суть её проста: воспитание ребёнка целиком доверяется матери, т. е. «самому важному» для него человеку (во всех отношениях: физиологическом, культурном и т. п.). Отец здесь, как правило, не равноправный участник воспитания, а некий далекий — не только для ребёнка, но подчас и для жены — авторитет. Он не влияет на повседневную жизнь ребёнка или влияет очень косвенно. Родительские функции в такой семье разграничены гораздо жёстче, чем в семье, где оба родителя совмещают профессиональные и родительские обязанности. Как правило, ребёнок не ходит в детский сад до последнего предшкольного года, и его социализацию в основном обеспечивает мать, максимально полно осуществляя связь ребёнка с внешним миром.

Чем она обусловлена

Эта модель поддерживается прежде всего консервативно ориентированной частью общества, в том числе и религиозными институтами, которые продолжают напоминать о недопустимости нарушения традиционного порядка, предустановленности такого распределения семейных обязанностей и т. п. Можно оценивать её как протестную реакцию на «современные западные тенденции» и как один из вариантов решения наболевших демографических проблем. Однако можно увидеть здесь и реализацию новых для российского общества возможностей, отрицание эффективности социальных институтов, характерных для советской эпохи с её обязательной трудовой занятостью. В изменившихся условиях довольно большое число женщин охотно остаётся дома и занимается воспитанием детей.

Чем она опасна

Саму по себе включенность родителей (и прежде всего матери) в воспитание ребёнка психологи могут только приветствовать. Не таит в себе ничего опасного и несколько асимметричное участие супругов в ежедневном процессе воспитания. Проблемы возникают лишь там, где можно говорить о дисгармоничных супружеских отношениях и внутреннем неблагополучии матери. Часто за решением женщины посвятить себя воспитанию детей могут скрываться уже существующие сложности социальной адаптации и самореализации. Воспитание ребёнка оказывается в известном смысле оправданием такого способа жизни. Бывает и так, что женщина, успешно строившая карьеру ранее, тяжело переживает социальную и профессиональную ущемлённость, вызванную материнством. Очевидно, что в обоих случаях может возникать то, что психологи называют проекцией материнской тревоги и психологического неблагополучия на ребёнка.

При этом иерархические отношения в семье часто таковы, что возможности влияния матери на ребёнка сужены. Возникает порочный круг, поскольку муж реагирует на трудности в процессе воспитания самым нехитрым образом: «значит, ты недостаточно занимаешься ребёнком» (хотя на деле этот призыв управлять ситуацией обращен к тому, кто не обладает реальной властью).

В то же время женщина может прибегать к сильнодействующим, но неадекватным средствам влияния на мужа, постоянно ссылаясь на неблагополучие ребёнка, особенно — на его болезнь. Именно так ответственные мужья, готовые «создать все условия», чтобы семья «жила и горя не знала», оказываются в ситуации, когда с ребёнком вечно что-нибудь не в порядке, а мать столь же постоянно и упорно борется за его здоровье, успеваемость, физическое развитие.

Возможная помощь психолога

Главное здесь — помочь найти более комфортное, учитывающее интересы обоих супругов распределение функций, укрепить самостоятельность и женщины и мужчины (ведь за его «принципами» обычно также стоят определенные психологические проблемы). Необходимо преодолеть существующую коалицию «мать — ребёнок», заменив её полноценной родительской системой влияния на ребёнка, пусть и с несколько разным объемом участия матери и отца. 

Стратегия 6: «Главное для ребёнка — бабушка!»

В чём она выражается

Все каждодневные обязанности по уходу за ребёнком переданы бабушке. Она кормит ребёнка, гуляет и, по мере сил, играет с ним, забирает его из школы, возит в секции и музыкальную школу, проверяет уроки. Иногда ребёнка передают бабушке на всю неделю, а с родителями он видится только в выходные. Случается и так, что ребёнка переселяют к бабушке на несколько лет, пока молодая семья решает свои проблемы. Как предполагается, это лучше, чем поручить воспитание «постороннему человеку». Бабушка как бы помогает родителям продлить молодость, освобождая их от чрезмерных тягот «нынешней непростой жизни» (которая, впрочем, не была проста никогда). В неполной семье бабушка выступает в роли матери, а молодая женщина — в роли зарабатывающего супруга.

Чем она обусловлена

Для обычной советской, да и российской семьи среднего достатка эта стратегия — простейшее решение и проблемы ухода за детьми, и квартирного вопроса. На более глубоком уровне можно говорить о многопоколенной семье как традиционной форме существования российской семьи, диктующей особое распределение функций и особую иерархию, в которой вес бабушки может быть очень велик. При этом родителям в лучшем случае отводится роль зарабатывающих членов семьи, временно опекающих младшее поколение, в худшем — роль старших детей в семье, где центром организации семейной жизни оказывается бабушка.

Чем она опасна

Безусловно, общение ребёнка с бабушкой может быть более спонтанным и эмоциональным; в то же время оно обогащает ребёнка ценным опытом. Однако чрезмерная включенность бабушки в жизнь нуклеарной семьи приводит к тому, что каждый её член — и сама бабушка, и родители, и дети — оказывается в двойственной ролевой позиции (ведь для бабушки нынешние родители — это дети) и функциональная семейная иерархия нарушается. Именно поэтому неудачны бывают периодические попытки молодых родителей взять в такой ситуации власть в свои руки. Бабушка, получившая права на руководство жизнью молодой семьи, отличается от няни принципиальной неуправляемостью, поскольку её «глубоко родственное» участие не носит технического характера и не поддается формализации.

Возможная помощь психолога

         Оставляя в стороне очевидный социальный аспект проблемы, заметим, что работа психолога в данном случае предполагает «перезаключение контракта» на участие бабушки в жизни семьи и восстановление стратегической власти родителей. Часто это означает возврат в историю детско-родительских отношений среднего и старшего поколения. Необходимо также помочь родителям овладеть отсутствующими навыками управления ребёнком и поддержания эмоционального контакта с ним. Существенным оказывается и восстановление таких культурно чуждых нам понятий, как «личная жизнь» бабушки и «личное пространство» молодой семьи.

* * *

Что можно сказать об идеальной модели воспитания с точки зрения семейного психолога? Видимо, она должна сочетать преимущества каждой из рассмотренных нами стратегий. Существуют ли семьи, в которых взрослые используют помощь профессионалов и при этом четко разграничивают компетенции «берущего» и «дающего», заботятся об успехах ребёнка и в то же время признают его индивидуальные особенности? Семьи, которые дают ребёнку нечто уникальное, не изолируя его от окружающего мира, уважают его, но вместе с тем разумно регламентируют его поведение, умеют обеспечить одинаково теплые и полноценные отношения ребёнка с обоими родителями, прибегают к помощи бабушки как незаменимого, но и не подменяющего родителей члена семьи, способного обогатить своим опытом родительскую воспитательную стратегию? Как ни удивительно, этот идеал вполне достижим. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Дети и курение.

Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...

Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...

материалы для родителей и учителей

  ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие  друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...

Материалы для родителей

Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя.  Оценка се...

Материалы для родителей

Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...

Материалы для родителей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...