Методические рекомендации к проведению родительского собрания "Стремимся к успеху"
методическая разработка (7 класс) на тему

В последние годы словосочетание «ситуация успеха» стало обычным для педагогов. Никто не спорит, что именно позитивные эмоции становятся для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но иногда мы забываем о том, что в педагогике вроде бы и нет единого рецепта или правила, как же создать такую ситуацию. Ведь создавать ее нужно на основе индивидуального подхода, взвешено, с учетом многих факторов. Ситуация - это объединение условий, которые создают успех. Успех - результат воздействия этой ситуации. Именно учитель сможет создать подобную ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sobranie.doc71 КБ
Microsoft Office document icon rod.sobranie_2.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс. Родительское собрание- "Стремимся к успеху"

Классный руководитель 7 «А» класса

Хабарова Дарья Олеговна

Введение

Учителя работающие в средней школе, в особенности с учащимися среднего школьного возраста, знают как непросто найти подход к подростку, как переменчиво настроение и эмоциональное состояние ребенка. Именно в этот период, до ребенка тяжело "достучаться", резко падает успеваемость, возникают конфликты с окружающими,  в первую очередь со взрослыми (учителями и родителями). В этот тяжелый период нельзя переоценить труд педагога, который стремится создать благоприятные условия для развития ребенка, является связующим звеном между школой и семьей подростка.

В последние годы словосочетание «ситуация успеха» стало обычным для педагогов. Никто не спорит, что именно позитивные эмоции становятся для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но иногда мы забываем о том, что в педагогике вроде бы и нет единого рецепта или правила, как же создать такую ситуацию. Ведь создавать ее нужно на основе индивидуального подхода, взвешено, с учетом многих факторов.

Ситуация – это объединение условий, которые создают успех. Успех –результат воздействия этой ситуации. Именно учитель может создать подобную ситуацию.

На первый взгляд кажется, что учитель, создав несколько раз такие ситуации, достигает главного - мотивирует интерес к предмету, познавательную активность. Но есть и вторая сторона этого процесса – постоянная успешность может сформировать безразличие, пагубно влиять на волевые качества ребенка: он уже не в состоянии преодолевать препятствия, теряется в трудных ситуациях и у него доминирует мотив «избегание неудач». 

Во- первых, успех, доставшийся ценою незначительных усилий, может привести к переоценке или завышенной самооценке своих возможностей.
Во-вторых, вовремя переживания какой-то сильной эмоции обязательно следует релаксация. Именно в этот период нельзя предлагать ребенку следующее, более сложное задание. Эта деятельность будет меньше успешной, чем предыдущая. Нужен определенный период отдыха.
В- третьих, переживаний успеха может поблекнуть, если результат (важный, значимый для учащегося) не будет адекватно оценен другими.
В – четвертых, эмоция успеха не станет сильным переживанием, если результаты незначительны для ребенка.

Тема собрания: «Стремимся к успеху»

Цель собрания:

 Интеграция усилий школы и семьи в создании благоприятных условий для развития личности ребенка.  

Задачи собрания:

  • 1 Сформировать у родителей положительное отношение к школе
  • 2 Повысить мотивацию у учащихся к обучению
  • 3 Определить перспективы развития учащихся

Подготовительная работа к собранию:

1. Оповещение учащихся класса о предполагаемом мероприятии. Учащиеся выбирают тему, которую им хотелось бы представить.

2. Учащиеся планируют свое выступление совместно с педагогом-предметником.

3. Подготовить анкеты для учащихся и родителей

Анкета для учащихся

1) Почему данная тема была выбрана для выступления?

2) Как ты сам оцениваешь результат?

3) Поделись секретом успеха

4) Что ты планируешь/хотел бы показать в следующем году (семестре)?

Анкета для родителей

1) Как вы оцениваете успеваемость своего ребенка?

2) Обсуждаете ли вы дома причины успеха/неуспеха ребенка в учебной деятельности?

3) Как вам кажется в какой/теме предмете ваш ребенок мог проявить себя?

4) В какой области вам кажется ребенку трудно  было бы проявить себя?

Результаты анкетирования классный руководитель использует для дальнейшей работы с родителями и учащимися.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя (5-7мин)

УСПЕХ ЭТО НАУКА, ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ УСЛОВИЯ, ВЫ ПОЛУЧИТЕ РЕЗУЛЬТАТ. © ОСКАР УАЙЛЬД

Нет родителей, которые не желали бы успеха своим детям. Но, к сожалению, не всегда понимаем, что успех может быть разным ; для одного ребенка успех — первое место на олимпиаде по математике, для другого — тьма добрых друзей. Мы же часто требуем, чтобы наш ребенок был успешен в том же виде и таким же образом, как и соседский. И в итоге сбиваем у детей настрой на успех и не понимаем, к чему они предрасположены. Как же помочь ребенку раскрыться? Как заставить его поверить в свои силы? Что сам ребенок считает своим успехом?

Педагоги нашей школы постарались создать ученикам ситуацию успеха, давайте посмотрим на результат.

Представляем вашему вниманию выступления учащихся нашего класса.

 II Выступления учащихся 7 класса (30 мин)

В ходе выступлений учащиеся отвечают на вопросы анкеты.

III.Беседа с родителями "Ваши впечатления о нас"(15 мин)

Родители делятся впечатлениями, мнениями. Могут быть заданы следующие вопросы:

1) Как вы оцениваете выступления учащихся?

2)  Эффективна ли , на ваш взгляд, педагогика успеха?

3) Повысилась ли мотивация ученика к изучению данного предмета во время подготовки к выступлению?

4) Как, на ваш взгляд, можно разнообразить выступления?

5) Выступления на какую тему (предмет) вы бы хотели увидеть?

6) Узнали ли вы что-то новое о своем ребенке?

7) Готовы ли вы к совместному выступлению с детьми?

IV Подведение итогов (5 мин)

Родители совместно с классным руководителем подводят итоги собрания, принимают решение о необходимости (целесообразности) подобного собрания в будущем.

  Глоссарий

Успех (в психологии) - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их

Ориентация на успех - доминирующий компонент ориентационного поля развития ребенка

Ситуация успеха это целенаправленный, специально организованный комплекс

условий, позволяющий достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой  личности, так и коллектива в целом   

Педагогика успеха – это направление теоретического и практического поиска в создании условий для полноценного развития человека за счет удовлетворения его потребности в самореализации и уважении

                               

Литература

1) Зарицкая О.Н. Как добиться успеха//http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-nikolaevna-zarickaja/psihologo-pedagogicheskie-priemy-sozdanija-situaci-uspeha.html

2) Гладина О.В.  Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников http://festival.1september.ru/articles/518855/

3) Ковальчук Ф. А. «ПЕДАГОГИКА УСПЕХА»: ПЕДАГОГИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ// Журнал

МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ

Выпуск№ 2 / 2010

4)  Никишина Г.В.Чупринина Л.В  Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации //Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2006 ▪ www.omsk.edu

Приложение

Технологические операции создания ситуаций успеха:

  1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

  1. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

“У вас обязательно получиться”.

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

  1. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…..”.

“Выполняя работу, не забудьте о…..”.

  1. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

 “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

  1. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”.

“Только тебе я и могу доверить…”.

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

  1. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу…”.

“Так хочется поскорее увидеть…”

  1. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Приемы создания ситуации успеха.

  1. "Эмоциональное поглаживание".

 Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

3.  «Умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

4. «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

5 . «Эскалатор»

Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

6. «Шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.

7. «Сопереживание»

Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам  детей получит понимание.

8. «Взлет»

Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.

Система методов создания ситуации успеха

Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Созданию ситуации успеха использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников

Проектный метод .

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к проведению родительского собрания "Стремимся к успеху"

I этап (Подготовительный)

За несколько недель до предполагаемой даты собрания, классный руководитель оповещает учащихся о предстоящем собрании и предлагает ученикам выбрать тему, по которой они хотели бы выступить. Ученики готовятся к выступлению с помощью учителей-предметников и классного руководителя.

 Накануне собрания учащиеся отвечают на вопросы анкеты.

 Анкета для учащихся

1) Почему данная тема была выбрана для выступления?

2) Как ты сам оцениваешь результат?

3) Поделись секретом успеха

Непосредственно перед родительским собранием, родители также отвечают на вопросы анкеты.

Анкета для родителей

1) Как вы оцениваете успеваемость своего ребенка?

2) Обсуждаете ли вы дома причины успеха/неуспеха ребенка в учебной деятельности?

3) Как вам кажется в какой/теме предмете ваш ребенок мог проявить себя?

4) В какой области вам кажется ребенку трудно  было бы проявить себя?

II этап (Родительское собрание)

На собрании выступают учащиеся, после каждого выступления они отвечают на вопросы анкеты.

После выступления учащихся, классный руководитель остается наедине с родителями. Родителей просят повторно ответить на вопросы анкеты и сравнить свои ответы до и после собрания.  Родители делятся впечатлениями об увиденном. Классный руководитель может задать следующие вопросы:

1) Как вы оцениваете выступления учащихся?

2)  Эффективна ли , на ваш взгляд, педагогика успеха?

3) Повысилась ли мотивация ученика к изучению данного предмета во время подготовки к выступлению?

4) Как, на ваш взгляд, можно разнообразить выступления?

5) Выступления на какую тему (предмет) вы бы хотели увидеть?

6) Узнали ли вы что-то новое о своем ребенке?

7) Готовы ли вы к совместному выступлению с детьми?

Родители высказывают свое мнение, предлагают новые идеи, варианты решения трудностей и проблем, сообщают о своих пожеланиях и т.д.

III этап (Заключительный)

Классным руководителем подводятся итоги собрания. Выносится совместное решение о необходимости, частотности, формате, тематике, проведения подобных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения родительского собрания.

Родительское собрание в школе-это ратковременные встречи с родителями.......

методические рекомендации для проведения родительского собрания

методические рекомендации для проведения родительского собрания по теме"Тропинка ведущая к бездне"...

методические рекомендации для проведения родительского собрания

методические рекомендации для проведения родительского собрания по теме"Тропинка ведущая к бездне"...

Методические рекомендации по проведению родительского собрания в 8 классе "Медиабезопасность"

Разработка родительского собрания  "Медиабезопасность" для родителей учащихся 8 класса с использованием фильма для старшеклассников "Уроки медиабезопасности"...

Методические рекомендации для проведения родительских собраний на тему "Профилактическая работа,направленная на предупреждение общественно опасного поведения подростков и молодежи"

Своевременное информирование родителей о последствиях тех, или иных действий ребёнка в соответствии с законодательством РФ предотвращается большую часть правонарушений со стороны учащихся....

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Работа с родителями - одно из основных направлений деятельности педагога. Установить с родителями необходимый контакт, добиться взаимопонимания можно в том случае, если целенаправленно выстроить общен...