Сценарий круглого стола на тему «Проблемы воспитания школьников в подростковый период. Пути их преодоления»
методическая разработка (6, 7 класс) на тему

Пестерева Евгения Сергеевна

Проведение  круглого стола в 6-7 классах совместно с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий круглого стола 37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нововаршавская гимназия» Нововаршавского муниципального района

Омской области

СЦЕНАРИЙ

круглого стола на тему  «Проблемы воспитания школьников в подростковый период. Пути их преодоления»

Автор: учитель английского языка МБОУ «Нововаршавская гимназия»: Пестерева Евгения Сергеевна

Нововаршавка-2016


Содержание методической разработки

Введение…………………………………………………………..………..…….. 3

Описание сценария ………………………………..……………………..……… 5

Методические рекомендации ……………………...…………………....…….. 12

Диагностические материалы ……………………………………………..…… 13

Перечень используемого оборудования и материалов ..………………..…… 14

Список использованной литературы ….…………………………………..….. 14


Введение

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. Не важно, какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности, семья – это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья — это и школа любви и нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.

Сегодня с полным основанием можно говорить о том, что родительское сообщество становится действительной частью  происходящих образовательных процессов. Это проявляется в активной работе родителей в реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, в разработке  ими конкретных образовательных проектов и их частичном финансировании, в проектировании и реализации традиционных событий Нововаршавской гимназии (Апрелиада, Декабриада, Родительская неделя, Уроки  в семейных гнездах, Праздник знаний в селе и т.д.).  

С 16 по 22 ноября 2015 года в Нововаршавской гимназии прошла Родительская неделя — одна из многолетних традиций школы. Неделя, совместно событийно проживаемая детьми, родителями и педагогами. Это одна из эффективных форм взаимодействия семьи, школы, социальных партнеров в вопросах воспитания юных нововаршавцев, в пропаганде семейных ценностей, демонстрации положительного опыта семейного воспитания. Неделя была насыщенной, ее участниками стали обучающиеся всех возрастов – от самых маленьких воспитанников детского сада - до выпускников, и, конечно, их родители. Для гимназистов и их родителей участие в Родительской неделе — это возможность взаимного обогащения, так как именно такие события способствуют созданию прочного классно-семейного коллектива, причем каждый его участник вносит свою частицу в его становление и укрепление, обогащение его ценностей. При этом каждая личность наряду со своей индивидуальностью приобретает новые для себя качества, которые помогают ей быть успешной и самодостаточной, полезной для общества в целом.  Немаловажным остается тот факт, что отношения между участниками Родительской недели строятся на основе сотрудничества и взаимного доверия, где нет приоритетов "старший-младший", а, значит, и ученик может чему-то научить взрослых. При этом школа, являясь образовательным институтом и осуществляя политику в области образования, базируется на стратегии сотрудничества с родителями на основе решения таких педагогических проблем, которые можно преодолеть только совместно.  

В рамках проведения Родительской недели прошел круглый стол на тему «Проблемы воспитания школьников в подростковый период. Пути их преодоления».

Цель круглого стола: выявить проблемы воспитания школьников в семье в период подросткового возраста, наметить пути их решения

Методы работы:

- метод работы в группах;

- метод групповой дискуссии.


Описание сценария

Семья – это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству.

Русский философ И.А.Ильин

Содержание

  1. Организационный момент (ритуал приветствия, эмоциональный настрой на работу).
  2. Теоретическая часть (введение в тематическую часть вопроса, ознакомление участников с новой информацией).
  3. Практическая часть – работа «круглого стола» (использование техник коллективной работы: «Интервью»;  «Обмен мнениями»; работа в малых группах);
  4. Подведение итогов, рефлексия.
  5. Ритуал прощания.

Организационный момент. Сообщение темы, постановка цели. Ведущий: Добрый день! Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Наши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и обижать своих детей, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг перед вами. Но как этого добиться? Об этом мы поведем наш разговор сегодня.

 И именно с этой целью мы пригласили к нам  социального педагога Трефилову О.которая расскажет нам о особенностях подросткового периода.  

А для того, чтобы наша работа сегодня была продуктивной, предлагаю правила проведения нашего круглого стола.

  • Родители должны помнить, что их ребёнок берёт с них пример.
  • Учитесь прощать. Будьте терпеливы;
  • Каждому человеку приятно слышать слова одобрения, благодарности и похвалы. Не забывайте награждать такими словами вашего ребёнка;
  • Не забывайте пользоваться таким полезным инструментом, как улыбка! Она не только украшает человека, но и способствует созданию благоприятной, положительной атмосферы;
  • Старайтесь находить как можно больше возможностей для общего времяпровождения;
  • Ни в коем случае не нужно придираться, обвинять или осуждать вашего ребёнка. Терпимость к ошибкам и недостаткам является залогом счастливой семьи;
  • Ставьте себя на место своего ребёнка, учитесь  видеть ситуацию его глазами;
  • Всегда помните, что взаимная помощь – это залог крепкой и прочной семьи.
  •  Родителям надо интересоваться делами ребёнка, его учёбой, поддерживать его в трудные минуты, помогать в случае необходимости выполнять домашнее задание.
  • Больше объяснять, говорить, общаться с детьми, чтобы они не были безразличными.
  • Не обманывать детей ни в чём.
  • Если не прав, научись просить прощение у ребёнка.  

Ведущий: Предоставим слово  Трефиловой О.И., главный специалист по вопросам работы с семьей  

«Возрастные особенности подросткового возраста (13-16 лет) характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела, продолжается окостенение скелета, возрастает сила мышц. Однако развитие внутренних органов происходит неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что может вызвать нарушение ритма его деятельности, учащению сердцебиения. Развивается легочный аппарат, дыхание в этом возрасте учащенное. Объем мозга приближается к объему мозга взрослого человека. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения.   Происходит половое созревание. Организм подростка обнаруживает большую утомляемость, обусловленную кардинальными переменами в нем.   Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале.   Запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план.   Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Для учащихся данного возраста свойственна большая требовательность к сообщаемой информации: «подросток усиленно требует доказательств».

Для данного возраста достаточно характерны упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Данные проявления связаны с процессом самоопределения, переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей.

В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер.   Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию педагога, родителя, согласиться с разумными доводами. Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста, подростка уже не удовлетворит процесс сообщения сведений в готовом, законченном виде. Ему захочется проверить их достоверность, убедиться в правильности суждений. Споры с учителями, родителями, приятелями – характерная черта данного возраста. Их важная роль заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих воззрений и общепринятых взглядов, проявить себя.

Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения. Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием многочисленных факторов, в частности, усиления воспитательного потенциала обучения. Однако в связи с понижением авторитета учителя и родителей как носителей социальных норм и помощника в решении сложных жизненных проблем большее внимание следует уделять косвенным методам воздействия на сознание подростков. Не преподносить готовую моральную истину, а подводить к ней, не высказывать категоричных суждений, которые подростки могут воспринять в «штыки».

Ведущий: Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Понятие счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, можно дать детям большое человеческое счастье.

Семья – это великий дар. Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”

Как появилось слово семья? Кто-нибудь из присутствующих знает? (Варианты родителей)

Вопрос ведущего: Уважаемые родители, мы просим Вас ответить на вопрос “Из чего складывается семейное счастье?” (Ответы родителей)

Вывод: Да, семья – это тот надежный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Семья начинается с любви и дружбы, с взаимопонимания.

Пожалуйста, поднимите руки те, кто считает, что проблема непонимания между родителями и детьми существует?

Тренинг 1. (  Ватман и маркеры) Делим участников на 2 группы.

Вопросы к взрослым: Скажите, пожалуйста, когда вам было 11 – 13 лет, возникали ли у вас трудности во взаимоотношениях и почему? (Задать вопросы и написать на  ватмане причины конфликтов и непонимания).

Вопросы к подросткам: Скажите, дорогие девочки и мальчики, а на Ваш взгляд, какие проблемы или трудности актуальны для нашего времени? (Поставить галочки напротив причин конфликтов, озвученных взрослыми, дополняя список современными проблемами).

Вопросы к подросткам: «Представьте, пожалуйста, что в вашей жизни произошла ситуация, которая причинила вам боль. Тебе надо с кем-то поделиться... Скажи, у кого больше жизненного опыта – у родителей или у твоих друзей сверстников?

- А кто вам желает больше добра – родители или друзья?

- А кто вас больше любит?

- Чей совет будет более беспристрастным и мудрым?

- А к кому вы пойдете за советом – к родителям или к друзьям - сверстникам?

Тренинг 2. Ролевая игра «Родители и дети». 

Ведущий: Всегда легче давать советы, чем их исполнять. Предлагаю  участникам немного поиграть  и представить себя в  противоположной роли. Задача участников игры в том, чтобы поставить себя на место родителей и наоборот, попытаться понять их точку зрения, найти выход из конфликтной ситуации.

Предлагаются ситуации:

- Ребенок поздно приходит домой;

- Уличение во лжи

- Требование подростка купить ему дорогую вещь

- Родители не пускают подростка на дискотеку

- Родители заставляют заниматься нелюбимым делом (музыкальная школа, спортивная секция)

1. Изменилось ли твое мнение, когда ты побывал в роли родителей?

2. Так ли ты ведешь себя в жизни?

Заключительная часть 

Ведущий: Дорогие участники, мы хорошо поработали, узнали причины конфликтов между родителями и детьми, увидели их последствия.

Самое главное для любого ребенка – любовь родителей, их забота и внимание. Поэтому любите своих детей, уделяйте им как можно больше времени, внимания. Они обязательно это заметят и будут относиться к вам с взаимной любовью, заботой и вниманием. И никого в мире лучше вас для них не будет. Закончить нашу встречу предлагаю пословицами и поговорками о семье.

Начало пословицы вы видите на экране, а вас попросим продолжить,

На что и клад…(когда в семье лад)

Семья сильна, когда… (над ней крыша одна)

Семейный горшок… (всегда кипит)

В хорошей семье.. (хорошие дети растут)

Семья в куче… (не страшна и туча)

В каждой избушке…(свои погремушки)

Где любовь да совет…. (там и горя нет)

Когда семьи нет… (так и дома нет)

Подведение итогов:

Ведущий: Вот и подошло к концу наше заседание за круглым столом. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций дано! Я же подведу итог разговора одной-единственной фразой. “Душа ребенка подобна скрипке – как к ней прикоснешься, так она и зазвучит”. Прикасайтесь к душе вашего ребенка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же.

Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго.


Методические рекомендации

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В связи с этим ключевая роль школы — создание условий для всестороннего духовно-нравственного развития школьников, через гармоничное построение целостного педагогического процесса в школе.

Описанный  мною сценарий можно применить классными руководителями при проведении классных часов, родительских собраний, внеурочных мероприятий.

Моя работа — это просветительная работа, цель которой познакомить родителей с проблемами воспитания школьников в период подросткового возраста, наметить пути их решения, пробудить к ним интерес, найти способы решения конфликтных ситуаций. Моя задача – помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности и что именно родители ответственны за воспитание детей и являются примером поведения для них.


Диагностические материалы

Анкета для родителей и учащихся-подростков, которые присутствовали на круглом столе

  1. Какая информация, полученная в ходе круглого стола, была полезной для Вас? Почему?
  2. Какая информация, полученная в ходе круглого стола, была для Вас бесполезной? Почему?
  3. Какая информация, полученная в ходе круглого стола, требует дальнейшего обдумывания и анализа?
  4. Кратко сформулируйте резюме, подведите итог сегодняшней встречи 1-2 предложениями.
  5. Выскажите свои пожелания другим родителям, ровесникам-подросткам, которые не присутствовали на встрече сегодня.
  6.  Выскажите свои пожелания, замечания, предложения организаторам круглого стола, которые им необходимо учесть при подготовке подобных мероприятий в будущем.


Перечень используемого оборудования и материалов

Для проведения круглого стола необходимы:

- чистые листы ватмана;

- маркеры или фломастеры;

- мультимедийный проектор, экран, презентация.

Список используемой литературы

  1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. 'Деловые игры' - Рига: АВОТС, 1989 - с.304 
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
  4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
  5. Соколов, Я. В. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 7 классов, их родителей и учителей [Текст] / Я. В. Соколов, Д. В. Колесов, С. В. Максимов и др. - М.: Научновнедренческий Центр «Гражданин», 2005. - 190 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках биологии путем активизации познавательной деятельности.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках биологии путем активизации познавательной деятельности. Основной формой учебных занятий является урок. Современный личностно о...

Статья на тему: "Причины возникновения подростковой агрессии учащихся средней школы и пути ее преодоления"

Данная статья призвана познакомить читателя с природой подростковой агрессии и предложить пути для решения проблемы....

Родительское собрание по теме "Причины снижения успеваемости у учащихся подросткового возраста и пути их преодоления"

Обсуждение с родителями причин неуспеваемости учащихся, познакомить их с понятием "неуспеваемость", а также рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении, дать рекомендации в пре...

Статья на тему "Проблема нечтения и пути ее преодоления".

Статья на тему "Проблема нечтения и пути ее преодоления"....

Доклад на тему: «Проблемы нравственного воспитания подростков с ОВЗ»

Нравственное воспитание - совместная деятельность учителя и учащихся по формированию у школьников нравственных чувств, этических знаний, навыков и привычек культурного поведения, формирование опы...