Родительское собрание "Возрастные особенности юношеского возраста"
методическая разработка по теме

Заборчук Наталья Александровна

Родительское собрание с презентацией "Возрастные особенности юношеского возраста" раскрывает основные проблемы ребят в этом возрасте:отношения с родителями,развитие самосознания,социальное самоопределение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» г.Топки

Родительское собрание

Возрастные особенности детей

юношеского возраста

                                                                      Составитель

Заборчук Н.А

Топки 2013

Конспект родительского собрания

Ход собрания

Здравствуйте уважаемые родители! Я рада видеть вас в школе после долгого расставания. Наши дети повзрослели, теперь они уже не в подростковом возрасте, а в начале юношеского. Сегодня мы  познакомимся с особенностями этого возраста, что поможет  избежать предвидимых трудностей, помочь им, а значит и нам самим в решении жизненно важных вопросов.

Юношеский возраст длится с 14-15 до 18-20 лет. Эта граница очень условна, зависит от личностных особенностей человека. В одном классе за партой могут сидеть и подростки и юноши. Чем они отличаются друг от друга? Подростки более эмоциональны, импульсивны, а юноша сдержан, сам в себе, своих мыслях и раздумьях, так как в этом возрасте появляются такие чувства как первая любовь, чувство одиночества.

Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми.

“Мы и взрослые” – постоянно возникает у ребят в подростковом возрасте. Одна из важных потребностей переходного возраста – освобождение от контроля и опеки взрослыми (родители, учителя). Семья – самый важный фактор в воспитании ребёнка, на него влияет всё и воспитание, которое дают ему родители и внутрисемейная атмосфера.

 Какие проблемы волнуют ребят в этом возрасте:

  1. Положение в семье, отношение с родителями.
  2. Развитие внутреннего мира, самосознания.
  3. Переживание и поиск любви.
  4. Выбор профессии и социальное самоопределение.

1. Отношение с родителями.

Функции родительской власти ограничиваются. Старшеклассник становится самостоятельным, сам распоряжается своим временим, выбором друзей. Мир воспринимается критически –всё сопровождается чувством недовольства. Идеалы черпает из кино, телевизоров, журналов, книг и т.д. Контакт с родителями усложняется в том случае, если родители не понимают своего ребенка. Эмоциональный контакт с ребенком должен перейти на новый уровень «взрослый- взрослый». Родителям необходимо увидеть и принять своего ребенка как взрослого и относиться к нему на равных. За внешним непослушанием, протестом скрывается желание видеть в родителях взрослых друзей, которым без страха можно доверить все таланты. Переходный возраст – период отделения подростков от родителей. Чем хуже отношения с родителями, тем ближе будут дети к сверстникам, и тем больше они будут зависеть от них.

С вашими детьми был проведен опрос «Что для вас является самым ценным в жизни:

            -Учёба

            -Любовь

            -Друзья

            -Родители, дом

            -Деньги?»

На первом месте во всех анкетах стояли родители.

Вывод: Родители являются самой значимой ценностью для детей, поэтому основой союза со взрослыми должно быть равноправие и уважение.

2. Развитие самосознания.

 Самое ценное, что происходит с ребятами в этом возрасте – открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погрузиться в себя, они открывают целый мир новых чувств. Эти открытия бывают внезапными (несколько лет ходил по одной дороге в школу и вдруг увидел…)

 Юноши и девушки постоянно анализируют себя: как я выгляжу? Как он на меня посмотрел? Как я выгляжу? Как следствие – застенчивость самая типичная «болезнь» юношеского возраста.

 В 16-17 лет от застенчивости страдают больше 70 % ребят, а в 17-20 лет уже только 40 %. Только с близкими родственниками они могут позволить себе выплеснуть свои капризы, проявить слабость, а перед сверстниками нет!

 Открытие своего «я» не только радостное, но и драматическое. Они начинают осознавать, что являются уникальной личностью, другой такой нет – чувство одиночества. Девушки любят вести дневник, так как только ему она может доверить свои чувства. В этом возрасте должно сформироваться своё «я» (собственное мнение, которое он может отстоять). Если этого нет, то это очень опасно, так как «все курить – и я» и т.д.

  Восприятие времени в юношеском возрасте проходит сложно. С одной стороны обостренное чувство быстротечности. (все уже целовались, а я нет -жизнь прошла). С другой – незаметное протекание времени (девушка 25 лет – в их понимании она уже старуха).

 Остро воспринимается конечность бытия. Смерть занимает важное место в юношеских размышлениях. Не нужно пугаться этих мыслей, так как человек серьезно задумывается о смысле жизни, но эти мысли не должны быть чересчур навязчивыми.

3. Переживания и поиск любви.

 С 16 лет ребята способны любить по-настоящему, как взрослые люди. Первая любовь обычно бывает невзаимная, поэтому сильны переживания. Но такие чувства надо пережить каждому, чтобы научиться любить по-взрослому.

 Появляются эротические интересы и переживания. Половое созревание – центральный процесс этого возраста. Юношеский возраст – период гиперсексуальный. Уберечь от этого невозможно. Надо НАУЧИТЬ ИХ УПРАВЛЯТЬ этой стороной жизни. Нужно переключить их интерес и энергию в другое русло – спорт, учеба, компьютер  и т.д. Разговаривать по-взрослому, воспитывать нравственность, моральную ответственность перед своим здоровьем и поведением в обществе. От взрослых требуется большой такт, чтобы не навредить. Опасно, когда юноше внушают чувство вины и страха в вопросах полового воспитания. Необходимы объяснения, а не просто запреты.

4. Выбор профессии.

Поиск смысла жизни: кто я, откуда, зачем? От того, как они разберутся в этих вопросах, зависит какими они станут через 10 лет. Если в подростковом возрасте на 1 месте у детей было общение со сверстниками, то сейчас должна стоять учеба и профессиональное определение. Появляются новые предметы – теоретические и практические. Активизируется умственная деятельность. Ребята должны осознавать тот факт, что от того, как они окончат школу, будет зависеть их будущая жизнь. Поэтому нельзя упускать возможность разговаривать с детьми о вопросе профессии, института/университета или техникума.

Если подвести итог то основные особенности ранней юности :

  1. Формируется личностная идентичность, открытие собственного «Я».
  2. Гармонизируется физическое и психическое развитие
  3. Укрепляются и совершенствуются процессы умственного развития.     Мышление приобретает личностный, эмоциональный характер
  4. Развивается рефлексия, самосознание
  5. Самосознание устремлено в будущее
  6. Развивается эмоциональная сфера
  7. Улучшается коммуникативность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль
  8. Общение со сверстниками. Поиск своего «Я», друга,      объекта любви.
  9. Меняются взаимоотношения со взрослыми
  10. Профессиональное самоопределение

 

Надеюсь, что эта беседа оказалась для вас полезной. Готова обсудить с вами, уважаемые родители, наиболее волнующие вас вопросы. И желаю удачи во взаимоотношениях с детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возрастные особенности детей юношеского возраста

Слайд 2

План: 1. Психологические особенности старших подростков. 2. Профильное обучение в школе 3. Текущие вопросы 4. Индивидуальные беседы

Слайд 4

Возраст от 15 до 18 лет – период ранней юности.

Слайд 6

Какие проблемы волнуют ребят в этом возрасте: Положение в семье, отношение с родителями. Развитие внутреннего мира, самосознания. Переживание и поиск любви. Выбор профессии и социальное самоопределение.

Слайд 7

Отношение с родителями. Функции родительской власти ограничиваются. Старшеклассник становится самостоятельным, сам распоряжается своим временим, выбором друзей. Мир воспринимается критически –всё сопровождается чувством недовольства. Переходный возраст – период отделения подростков от родителей. Чем хуже отношения с родителями, тем ближе будут дети к сверстникам, и тем больше они будут зависеть от них.

Слайд 8

Развитие самосознания. Самое ценное, что происходит с ребятами в этом возрасте – открытие своего внутреннего мира. В 16-17 лет от застенчивости страдают больше 70 % ребят, а в 17-20 лет уже только 40 %. Только с близкими родственниками они могут позволить себе выплеснуть свои капризы, проявить слабость, а перед сверстниками нет!

Слайд 9

Переживания и поиск любви. С 16 лет ребята способны любить по-настоящему, как взрослые люди. Первая любовь обычно бывает невзаимная, поэтому сильны переживания. Половое созревание – центральный процесс этого возраста. Юношеский возраст – период гиперсексуальный. Уберечь от этого невозможно. Надо НАУЧИТЬ ИХ УПРАВЛЯТЬ этой стороной жизни.

Слайд 10

Выбор профессии. Поиск смысла жизни: кто я, откуда, зачем? От того, как они разберутся в этих вопросах, зависит какими они станут через 10 лет. Если в подростковом возрасте на 1 месте у детей было общение со сверстниками, то сейчас должна стоять учеба и профессиональное определение. Ребята должны осознавать тот факт, что от того, как они окончат школу, будет зависеть их будущая жизнь.

Слайд 11

Психологические особенности в ранней Формируется личностная идентичность, открытие собственного «Я». Гармонизируется физическое и психическое развитие Укрепляются и совершенствуются процессы умственного развития. Мышление приобретает личностный, эмоциональный характер Развивается рефлексия, самосознание Самосознание устремлено в будущее Развивается эмоциональная сфера Улучшается коммуникативность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль Общение со сверстниками. Поиск своего «Я», друга, объекта любви. Меняются взаимоотношения со взрослыми Профессиональное самоопределение

Слайд 12

Помните, что каждый подросток несёт в себе огромную мудрость, постарайтесь познать эту мудрость и использовать её для взаимного духовного роста!

Слайд 13

Профильное обучение в 10 классе – Социально-экономический профиль

Слайд 14

Учебный план в 10 классе Русский язык - 2 ч. Литература – 3 ч. Математика – 6 ч. История - 2 ч. География – 1 ч Физика – 3 ч Биология – 2 ч. Химия – 2 ч. Иностранный язык – 3 ч. Обществознание – 3 ч. ОБЖ – 1 ч. Информатика - 1 ч. Физкультура - 3 ч. Экономика – 2 ч.

Слайд 15

Элективные учебные курсы Математика – Пт. 13.30 Русский язык – Пн. 13.30 Общесвознание – Вт. 13.30 Химя – Пн. 14.15 География – Физика -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности юношеского возраста

В статье даётся характеристика возрастным особенностям юношеского возраста, которые необходимо учитывать при организации воспитательной работы в учебном заведении....

Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Цель данного родительского собрания: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый - подросток, сплочение семьи.Задачи собрания:- познакомить родителей с особенностями подросткового возраста...

Общешкольное родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;Найти пути преодоления подросткового кризиса;Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста...

Презентация к родительскому собранию "Особенности подросткового возраста

Презентация к родительскому собранию на тему "Особенности подросткового возрастата"...

Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Представлена презентация к родительскому собранию "Особенности подросткового возраста"...

Особенности юношеского возраста для развития творческих способностей старшеклассников в условиях социально-контекстной образовательной среды

В статье рассматриваются особенности юношеского возраста для развития творческих способностей учащихся с социально-контекстной образовательной среды...

Возрастные особенности юношеского возраста

Документ содержит информацию о социальной ситуации развития, ведущей деятельности, центральных новообразованиях, психологических особенностях юношеского возраста....