Опыт работы психологической службы ГКУ СПДП "Балкыш" г.Нижнекамск по программе "Ответственный родитель" (коррекция детско-родительских отношений)
рабочая программа на тему

Храмова Зинаида Васильевна

     В  2014 году психологами Приюта была разработана программа «Ответственный родитель», основной целью которой является  коррекция и гармонизации детско-родительских отношений. В начале 2015 года программа прошла апробацию и успешно внедрена в работу психологической службы Приюта.

В рамках программы проходят групповые занятия с родителями. В качестве основных форм работы представлены тренинг и дискуссия. На тренингах родители обучаются тому, как правильно выражать свои мысли и чувства, чтобы не обидеть близких им  людей. Тому как слушать ребенка, чтобы у него не пропало желание разговаривать. Умению правильно распределять обязанности и при этом не ущемлять права ребенка.  Так же узнают как можно по-разному, выражать свою любовь к близким людям.

В программу включены занятия с использованием технологии видеообратной связи, которая так же успешно внедрена в работу психологов Приюта. Основные занятия по данному направлению: для подростков в форме беседы - дискуссии «Семья  это…», «Жизнь это…». Для детей младшего школьного возраста и дошкольников - рисуночный тест «Моя семья» и сюжетно-ролевые игры «Семья». На всех занятиях применяется видеозапись. Дальнейшая работа с видеозаписью способствует самоананализу и самокоррекции поведения воспитанников.

Положительные эффект  видеообратной связи  достигаются за счет того, что человек, будучи эмоционально не включенным в конкретную ситуацию, а наблюдая ее как бы со стороны, замечает гораздо больше и информация воспринимается им как более объективная. Для детей  такие занятия способствуют не только коррекции поведения, но повышению самооценки и уверенности в себе. Это хорошо прослеживается у детей, которые неоднократно участвовали в занятиях с использованием видеозаписи, т.е. эти дети  на занятиях ведут себя спокойно и непринужденно, активно участвуют в обсуждении, дают более полные и развернутые ответы. Можно сказать, что «эффект камеры» у них постепенно уменьшается, т.е. эти  дети постепенно научаются новым способам самовыражения и коммуникации. Родители, выполняя те же задания  и отвечая на те же вопросы, на которые отвечали их дети, зачастую открывают для себя, что их восприятие семьи отличается от восприятия семьи детьми.  Некоторые родители узнают, что их  ребенок чувствует себя отверженным в семье, не нужным. Другие начинают понимать, как не хватает их детям внимания и любви и как сильно они от этого страдают. У третьих проступают слезы на глазах, слыша  от своего ребенка слова любви с экрана телевизора. Все это  в конечном итоге  работает на то, чтобы  ребенок вернулся в обновленную и счастливую семью.

На базе Приюта, совместно с волонтерами из числа студентов психологического факультета НФ ИЭУИП,  стартовал социальный проект «Измени мир!». В рамках проекта воспитанники получили возможность посетить конно-спортивную школу, приобрести опыт общения со сверстниками, воспитывающимися в детском доме, поучаствовать в социально-психологической игре «Снежный городок». Основные направления реализации  проекта позволили воспитанникам Приюта получить опыт социально-активной деятельности, приобрести умения самостоятельно планировать и реализовывать запланированное, нести ответственность за свои действия. Дети научились сотрудничать как со сверстниками, так и со взрослыми из числа студентов и преподавателей института. Обрели опыт социально-активной деятельности, овладели навыками социального поведения и общения, получили возможность повысить уровень своей социальной активности.

На базе Приюта не первый год ведется работа в рамках социально-психологического проекта «Безопасное детство». Структура занятий разработана с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и помогает детям и подросткам, имеющим  поведенческие, эмоциональные и коммуникативные  нарушения преодолеть последствия психотравмирующих ситуаций. В структуру проекта входят:

·       курс групповых и индивидуальных занятий в интерактивной среде сенсорной комнаты, которые способствуют гармонизации эмоционального состояния, коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, стимулированию сенсорных процессов;

·       групповые и индивидуальные занятия на тему  «Хорошие и нехорошие прикосновения», «Учимся говорить «Нет!», «Методы самозащиты», «Как обращаться за помощью»;

·       курс занятий «Права и обязанности несовершеннолетних детей» на базе Приюта проводят волонтеры из числа студентов Нижнекамского филиала Института экономики, управления и права. Целью этих занятий является – правовое просвещение подростков, развитие коммуникативных навыков воспитанников, формирование потребности к социально-нравственным действиям, формированию социальных умений. Сами занятия в основном проводятся в форме дискуссий, дети активно участвуют в обсуждении, задают много вопросов, которые их  интересуют. На примере сказок студенты  объясняют детям, где и как  могут нарушаться их права.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы психологической службы с педагогическим коллективом (презентация)

Презентация "Система работы психологической службы с педагогическим коллективом"....

Презентация "Использование информационных компьютерных технологий в работе психологической службы".

Трудно  назвать область человеческой деятельности, в которой  не применяется компьютер.Сегодня использование информационных компьютерных технологий открывает большие возможности в практическ...

Работа психологической службы по проблеме суицидальных явлений в детско-подростковой среде

Работа психологической службы по проблеме суицидальных явлений в детско-подростковой среде...

Система работы психологической службы с родителями

Из опыта работы психологической службы с родителями...

Из опыта работы психологической службы лицея с родительской общественностью. Презентация. Часть 1.

В первой части презентации рассматриваются цели, задачи, направления, основные принципы работы психологической службы с родителями....

Из опыта работы психологической службы лицея с родительской общественностью. Презентация. Часть 2.

Во второй части презентации говорится о работе  клуба "Школа любящих родителей"...

Система работы психологической службы с педагогическим коллективом лицея.

В данной статье рассказывается об опыте работы психологической службы с педагогами....