Первичные признаки употребления ПАВ детьми и подростками
консультация на тему

Лопатина Валерия Вячеславовна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Первичные признаки употребления ПАВ детьми и подростками»

Защита интересов и здоровья граждан – это обязанность государства. Вместе с тем, общество понимает, что распространенность наркомании и ее тяжелые медико-социальные последствия, рост преступных наркогруппировок представляют опасность для государства. Поэтому наркомания – это не личное дело каждого.

В результате наркотизации у потребителей психоактивных веществ возникают серьезные проблемы со здоровьем, они постоянно подвержены тяжелейшим инфекционным заболеваниям (гепатиты, ВИЧ-инфекции и СПИД, венерические болезни) и столь же легко их распространяют. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, они представляют опасность для жизни окружающих, особенно, если управляют транспортом или имеют доступ к оружию. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему, наркоманы разрушают и деформируют семью, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Наркоман всегда потенциально опасен. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что им придется смириться с отступлениями от «правила неприкосновенности», т.к. в конечном счете, речь идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господствовать в демократическом обществе.

В связи с вышесказанным, раннее выявление лиц, начавших употребление наркотиков или больных наркоманией, имеет первостепенное государственное, семейное и личное значение. Ранняя диагностика позволяет своевременно приступить к лечебно-реабилитационным мероприятиям в интересах больного, его семьи и общества.

В последнее десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и токсических веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью и популяции населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Одной из серьезных проблем является наркомания. Темпы роста наркомании таковы, что Россия может стать одной из наркозависимых держав. Социологические исследования свидетельствуют, что почти 4 млн. человек пробовали наркотики, причем 76% - это молодежь до 30 лет. Расчетная численность больных наркоманией более 400 тыс. человек.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек до 12,9 лет; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 лет среди мальчиков и до 14,6 лет среди девочек.

·     Одной из важных причин наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер, препятствующие приобщению к ПАВ. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находиться в своеобразной социально-психологической ситуации – с одной стороны, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни, связанного с наркотизацией, новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания, с другой – безучастность, некомпетентность сверстников, педагогов, родителей.

Разрыв поколений, идеологий, мировоззрений, произошедший в результате разрушения длительно существовавшей тоталитарной системы, привел к деформации семей и морально-этических принципов подрастающего поколения. Опыт предков перестал быть примером для подражания. Исчезли массовые молодежные организации, игравшие огромную роль в системе позитивного воспитания и формировании духовной культуры, выработке ценностных ориентиров, волевых качеств, утверждении моральных поведенческих норм законопослушания. Произошла дезактуализация общепринятых норм поведения. На смену трудолюбию, стремлению к знаниям, уважению к человеческому достоинству и закону пришли тунеядство, спекуляция, криминальность, т.к. социально полезный труд, морально-этические нормы, законопослушание перестали быть необходимым условием успешной жизни и общественного уважения.

Из многих личностных факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления наркотиков, выделяются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генетическая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся негативными, аффективными и поведенческими расстройствами.

К основным причинам употребления ПАВ детьми и подростками можно отнести:

1.     Любопытство.

2.     Давление группы, отсутствие навыка отказа.

3.     Попытка решить семейные и/или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками.

4.     Сенсация, возможность привлечь внимание.

5.     Скука, неумение интересно проводить свободное время.

В рамках первичной профилактики возможно выявление детей группы риска. Это дети, которые:

-       проводят большую часть времени с людьми, не вызывающими доверия взрослых;

-       постепенно теряют интерес к прежним своим увлечениям, не приобретая при этом новых;

-       все меньше общаются с родственниками;

-       пьют меньше обычного или вообще бросают;

-       тратят больше денег не понятно на что;

-       читают книги и журналы, популярные среди наркоманов;

-       регулярно посещают техноклубы;

-       в их разговорах и остротах все чаще мелькает тема наркотиков, особый сленг.

·     Раннее выявление лиц, злоупотребляющих ПАВ, является важнейшим структурным элементом борьбы с распространением наркоманий  и токсикоманий в рамках комплексной первичной профилактики.

Приобщение детей и молодежи к употреблению ПАВ, как правило происходит благодаря участию их близких, знакомых в местах досуга и пр. Обычно ПАВ приобретаются у сверстников, знакомых старших по возрасту, имеющих опыт употребления и распространения наркотиков. Чаще всего все начинают с употребления конопли (анаши), транквилизаторов, экстази, а затем кокаина, героина, ЛСД. В последние годы все чаще и чаще наблюдаются случаи изначального употребления героина, который вводят внутривенно. Такое начало приводит к очень быстрому привыканию к этому наркотику и формированию болезни.

Специалистами в области наркологии выявлены и описаны ранние признаки вовлечения детей и молодежи в употребление наркотиков и симптомы проявления болезни. Эпидемия наркомании в России требует особого внимания к поведению и психофизическому состоянию подростков, чтоб вовремя предотвратить не только развитие заболевания, но и само начало употребления ПАВ.

В настоящее время основными методами ранней диагностики употребления ПАВ являются: клинико-психопатологический, вещественных признаков, поведенческих признаков, иммунно-хроматографический.

Клинико-психопатологический метод выявления лиц, злоупотребляющих ПАВ, являлся основным до недавнего времени; он опирается на анализ различных синдромов – совокупностей психопатологических и соматоневрологических расстройств – состояний острой или хронической интоксикаций, абстинентного синдрома или синдрома поведенческих расстройств, возникающих в следствие систематического употребления ПАВ. Острая интоксикация (ОИ) – это остро развивающееся, преходящее состояние, обусловленное непосредственным воздействием ПАВ на организм. Данный синдром включает в себя проявления, отражающие нарушения функций практически всех органов и систем организма но, прежде всего, центральной нервной системы (ЦНС). ОИ характеризуется следующими общими признаками: расстройствами сознания, когнетивных (познавательных, мыслительных) процессов, восприятия, эмоциональной сферы, поведения, вегетативных и других психофизиологических функций и реакций. Характер и тяжесть ОИ зависят, прежде всего, от конкретного типа (вида) ПАВ, его дозы, способа введения, индивидуального уровня толерантности, а также от наличия у больного (потребителя) органической патологии (заболеваний ЦНС, печени, почек и пр.) Внешние клинические признаки ОИ более выражены у начинающих потребителей – на фоне низкой толерантности (непереносимости), а так же у больных наркоманией или токсикоманией – при существенной передозировке ПАВ.

У людей долго употребляющих ПАВ можно видеть лишь косвенные признаки:

-       это внешний вид – либо ультрамодный, типичный для молодежной среды, либо вычурный, неряшливый, запущенный;

-       следы от инъекций по ходу поверхностных вен, изменение вен (их склерозирование, прокрашивание, следы от воспалительных процессов);

-       следы от инъекций в необычных местах (плечи, шея, передняя поверхность бедер и т.д.);

-       при хронической наркотической интоксикации отмечается дефицит веса, бледно-серые кожные покровы, тусклые и ломкие волосы ногти в виде «часовых стекол», «запавшие» глаза, гнойничковая сыпь на коже лица, спины и т.д.;

-       употребление наркотического сленга;

-       резкий химический запах ПАВ или ингредиентов, используемых для его приготовления, от одежды.

Состояние опьянения, вызванное опиатами (маковая соломка, «ханка», героин и др.), зависит от дозы введенного наркотика, общего физического и психического состояния потребителя наркотика, а также от опыта и продолжительности наркотизации. В состоянии острого опьянения (без передозировки) сохраняется ясность сознания, все виды ориентировки, координация движений, ощущение комфорта, благодушия. Кожные покровы сухие, зрачки сужены, практически не реагируют на свет, пульс замедлен, может отмечаться небольшая гипотония. Обычно отсутствуют какие-либо жалобы или претензии.

В случаях передозировки опиатами наступает сонливость, обездвиженность, а при тяжелой степени отравления – глубокий сопор или кома, угнетение дыхания, брадикардия, резкое падение артериального давления, миоз (узкие зрачки), при тяжелой интоксикации мидриоз (расширение зрачков). Смертельный исход наступает от паралича дыхательного центра.

Острая наркотическая интоксикация, вызванная марихуаной (анашой, планом, гашишем – наркотиками, содержащими тетрагидроканнабинолы) проявляется в первые 5-7 минут чувством напряжения, тревоги, подозрительности, которое сменяется фазой расслабления, легкости, безудержной веселости, дурашливости, смехом, иногда плачем. При нарастании опьянения могут возникать нарушения восприятия времени, иллюзии. Зрачки расширены. Аппетит усилен. В фазе ослабления действия наркотика спадает возбуждение, появляются астенические расстройства зевота, сонливость, медлительность и пр. От одежды гашишных наркоманов может исходить запах «жженой травы»; этот запах сохраняется и в плохо проветриваемых помещениях, в которых курят гашиш.

Острая интоксикация психостимуляторами амфетамин (фенамин, сиднокарб, первитин, эфедрой) прежде всего, проявляется возбуждением высокой двигательной активностью, ощущением легкости тела, приливом «творческих» сил, речевой и сексуальной расторможенностью. Ассоциации поверхностные, опьяневшие легко отвлекаемы, хотя стремятся находиться в центре внимания и явно переоценивают свои интеллектуальные возможности. При прекращении приема поддерживающих, тонизирующих доз быстро развивается вялость, общая слабость, сонливость, адинамия, а в дальнейшем могут развиться депрессии с суицидальными включениями.

Острая интоксикация кокаином проявляется эйфоризирующим и психостимулирующим эффектами: приливах энергии, повышенной бодростью, агрессивностью, неустойчивость настроения, слуховыми, тактильными и зрительными иллюзии. А также вегетососудистыми расстройствами в виде тахикардии, аритмии, гипертензии, расширением зрачков и др. При падении концентрации наркотика в крови наступают общая слабость, быстрая утомляемость, брадикардия, депрессивные расстройства и т.д.

Продолжительность опьянения при однократном злоупотреблении амфетаминами обычно составляет 2-3 часа; первичном, эфедрином – 4-5 часов, кокаином 1-1,5 часа.

Значительное распространение среди молодежи получили психотомиметики (галлюциногены, психодизлентики, психоделики) – ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), псилоцибин (особые грибы произрастающие в средней полосе), маскалин (полученный из кактусов). Эти наркотические вещества принимаются внутрь и внутривенно. Первыми признаками интоксикации проявляются головокружением, общей слабостью, подташниванием, ощущением жара или ознобом. Затем появляется потливость, слюнотечение, тахикардия, расширение зрачков, нарушается координация движений. Названные психомиметики вызывают расстройство всех психических и, чаще всего, протекает в виде делириозного помрачения сознания – ложной ориентировкой в месте и времени, наплывом зрительных и слуховых галлюцинаций, теряется различие между реальностью и болезненными представлениями. Иногда опьяневшие разговаривают с несуществующими людьми, ощущают «восторг», «блаженство», на их лицах» возникает выражение радости, изумления. У некоторых больных острое состояние интоксикации может переходить в пролонгированный психоз с галлюцинаторно-паранойдными переживаниями, что требует лечения в психиатрических больницах.

Экстази (по-английски – «экстез», «восторг») – синтетический наркотик, который обладает психостимулирующим и галлюциногенным эффектом. Выпускается в виде таблеток, капсул, порошка. Способ употребления глотание. Чаще всего используется на дискотеках. Этот наркотик вызывает эмоциональный подъем, чувство открытости и единения, повышенное сексуальное влечение (впоследствии развивается резкое снижение влечения, импотенция). Пульс учащен, зрачки расширены, артериальное давление повышено. Опьяневшие способны подолгу танцевать, петь и пр. Эффект опьянения достигается через 30 минут, кульминация – через 1,5-2 часа, прекращается действие спустя 3-3,5 часа. Для повторного достижения желаемого состояния необходимо повышать дозу. В связи с дороговизной экстази больные переходят на прием других наркотиков – ЛСД, амфетаминов и пр. Этот наркотик нарушает терморегуляцию организма, поэтому у наркоманов на дискотеках могут случаться тепловые удары, обмороки. Продолжительное злоупотребление сопровождается депрессиями, суицидальными действиями, немотивированной агрессией.

Циклодол (артан, ромпаркин, паркопан) – используются в психиатрии для устранения последствий нейролептического синдрома, в основном применяется детьми и подростками как токсиманическое средство. Спустя 20-30 мин. после приема 5-6 таблеток возникает эйфорический эффект, ощущение физической легкости, невесомости, истомы. Житейские неприятности, тревога, озабоченность бытовыми проблемами отходят на задний план. В опьянении токсикоманы становятся подвижными, разговорчивыми, много смеются. На второй фазе опьянения наступает оглушение, сужение сознания, окружающая обстановка утрачивает свои очертания, мышление замедленное, слова подбираются с трудом. Следующая третья фаза опьянения характеризуется дезориентировкой во времени, окружающей обстановке, появляются зрительные и слуховые галлюцинации. Выход из опьянения наступает через 4-6 часов, возникает общая слабость, сонливость, безразличие к окружающему и т.д. Злоупотребление циклодолом ведет к быстрому нарастанию интеллектуально-мнестических расстройств (плохая память, нарушенное восприятие и пр.).

Токсикомания вследствие употребления летучих растворителей (ЛР) распространяется преимущественно в детских и молодежных средах. Чаще всего вдыхают пары клея «момент», бензина, ацетона, газ для зажигалок. Опьяняющий эффект, достигаемый несколькими глубокими вдохами, проявляется приятным шумом в голове, ощущением теплоты, расслаблением мышц конечностей, предвкушением будущих приятных впечатлений. Затем наступает ощущение беспечности, благодушия, окружающая действительность воспринимается иллюзорно. Опьяневший смеется, поет, собственное тело кажется необычайно легким, забавным, приятным, появляется дурашливость, координация нарушается. Речь невнятная, смазанная. Третья фаза характеризуется наплывом галлюцинаторных образов («мультиков»), которые возникают как на экране, вызывают интерес, части собственного тела видятся со стороны или изнутри, движутся стены, обваливается потолок и пр. Состояние опьянения продолжается от нескольких минут, если искусственно, иногда самими больными, прерываются первые две фазы, до 1,5-2 часов. Острое опьянение сменяется чувством утомления, разбитости, вялости, сонливостью, может иметь место головная боль, тошнота. Для токсикоманов ЛР характерно быстрое формирование энцефалопатии, выражающейся в снижении интеллекта, памяти, расстройствами эмоциональной сферы в виде депрессии и суицидов.

Выше приведенные симптомы острой интоксикации ПАВ дают возможность медицинскому работнику, психологу, педагогу, воспитателю, социальному работнику обратить внимание на особое состояние ребенка или подростка и постараться оказать ему посильную помощь, вовремя вызвать специалиста в области диагностики и терапии подобных острых состояний.

Поведенческие расстройства, возникающие в процессе становления и закрепления зависимости от ПАВ, обуславливаются проявлениями синдрома патологического влечения к ПАВ, создающего совершенно новую личностную доминанту в системе ценностей индивидуума, где преобладает желание вновь и вновь употреблять наркотическое вещество и одновременно уменьшается или подавляется ценностная значимость других альтернативных интересов, потребностей и т.д. Поведение напрямую зависит от степени выраженности изменений, обусловленных хронической интоксикацией, эмоциональных нарушений и поражений когнитивной сферы. На первое место выступает личностная диструктивность, душевное очерствение, утрата эмоциональной тонкости, адекватности в контактах, ухода от семейных обязанностей, снижение интереса к учебе, отказ от нее или любой другой деятельности, требующей усилий, потеря интереса к своему внешнему виду, горю членов семьи.

Метод поведенческих признаков заключается в констатации целой совокупности вновь появившихся особенностей поведения учащегося: беспричинное возбуждение, вялость, повышенная или пониженная работоспособность, нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания, уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам, трудности в сосредоточении на чем-либо конкретном, бессонница или сонливость, болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения, повышенная утомляемость, избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки, снижение успеваемости в школе, постоянные просьбы дать денег, пропажа из дома ценностей, книг, одежды, аудио- и видеотехники, частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры, самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересными, частое вранье, изворотливость, лживость, уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы, неопрятность, стремление к прослушиванию специфической музыки, проведение большей части времени в компании потребителей наркотиков, наркозависимых или асоциальных личностей.

Дополнительной информацией служит обнаружение у учащихся различных таблеток, капсул, порошков, ампул, бумажек, свернутых в трубочку, шприцев, игл, ложек со следами нагревания, бланков медицинских рецептов и т.д.

Иммунно-хроматографический метод заключается в выявлении в моче соответствующих ПАВ. В этой связи следует отметить, что если остальные методы нельзя считать верными на все 100%, то последний является абсолютно доказательным. С другой стороны, при использовании только данного метода трудно установить степень злоупотребления ПАВ – единичный случай, эпизод или систематический прием. Для уточнения этого вопроса необходимо наблюдение у специалиста.

В настоящее время на рынке медицинских услуг широко предлагают иммунно-хроматографические тесты на ПАВ различных фирм. Однако следует доверять только тем предприятиям, выпускающим диагностические тесты, которые имеют полный пакет разрешительной документации и прошли клинические испытания.

Существует два принципиальных подхода реализации иммунно-хроматографического метода. Первый из них это тестирование групп риска. Последние выявляются путем использования метода поведенческих признаков. Далее проводится разъяснительная беседа с родителями учащихся, направленная на использование соответствующих тестов. Причем для первичного выявления применяется мульти-тест на 3-5 видов ПАВ. В дальнейшем уже могут применяться тесты на 1 вид ПАВ.

Таким образом, решить проблему раннего выявления зависимости и диагностики заболевания наркоманией могут только универсальные методы и современные технологии.

Ко второму подходу использования иммунно-хроматографических тестов относится их использование в ОУ в качестве первичной профилактики злоупотребления ПАВ. В данном случае тесты играют роль учебно-методических пособий в ОУ или в семьях учащихся. Такое применение тестов носит превентивный характер, показывает невозможность скрыть даже факт единичного приема ПАВ. Это приводит к соответствующему изменению мировоззрения учащихся, ибо разрушается миф о возможности скрытного от педагогов и родителей злоупотребления ПАВ.

 

Основные признаки употребления ПАВ (наркотики,

транквилизаторы, снотворные, летучие растворители)

 

1.     Интеллектуально-мнестические

2.     Морально-этические

3.     Поведенческие (бихевиоральные)

4.     Физические и неврологические

5.     Эмоциональные

 

Интеллектуально-мнестические нарушения

-           снижение всех видов памяти, концентрации внимания, интеллектуальной продуктивности, умственной работоспособности,

-           ухудшение успеваемости,

-           сужение круга интересов, неспособность обобщать и выделять главное,

-           «застревание» на мелочах и неудачных примерах,

-           плохая сообразительность и «бестолковость»,

-           быстрая истощаемость с «отказными» реакциями,

-           плоский юмор,

-           бедность воображения,

-           поверхностность суждений, легкомысленность,

-           нарушения логического мышления,

-           снижение критики и своему поведению и употреблению ПАВ, снижение мотивации к полезной деятельности и отказу от потребления ПАВ,

-           снижение способности к адаптации и коммуникабельности в нормативных (ненаркотических) социальных средах,

-           инфантилизм,

-           ослабление целеустремленности.

  

 Морально-этические нарушения

-           нарастающая лживость, лицемерие, лень,

-           циничность, сквернословие, использование жаргона,

-            «ветреность», хвастливость,

-           снижение ответственности перед членами семьи и друзьями, безразличие к их печалям и горю,

-           неуважение к старшим и мнению других людей,

-           пренебрежение к нормам поведения и государственным законам,

-           безответственность,

-           обвинение в своих неудачах окружающих,

-           склонность сочинять небылицы, уход от ответов на прямые вопросы, изворотливость,

-           притупление чувства сыновьего, родительского, профессионального и гражданского долга,

-           склонность к тунеядству, пренебрежение к систематическому труду,

-           склонность к праздному образу жизни, хамство, легкое создание конфликтных ситуаций,

-           сексуальная распущенность

-           потеря чувства дружбы и любви

-           установка на нетрудовое добывание денег – воровство, мошенничество, и пр.

-           показной патриотизм или антипатриотизм,

-           садо-мазохистские тенденции,

-           ослабление чувства сострадания,

-           появление склонности к насмешкам, горькому сарказму,

-           неадекватность самооценки (заниженная или завышенная),

-           легкая вовлекаемость в субкультурные группировки,

-           безразличное отношение к своим долгам (деньги, вещи и т.д.).

 Фактически, у больных наркоманией отмечается нарастающее разрушение главных человеческих ценностей, которые составляют ядро всех этических отношений: ценность жизни, здоровье, свободы, целеустремленности, справедливости, любви, искренности, доверия, веры, склонность доверять другому свое духовное достояние и пр.

 

Поведенческие (бихевиоральные) нарушения

 

-           низкий уровень соблюдения личных санитарно-гигиенических норм,

-           неопрятный или вычурный внешний вид,

-           прогулы занятий в школе или места работы по неуважительным причинам,

-           уходы из дома, особенно в вечернее или ночное время,

-           исчезновение из дома на несколько дней,

-           воровство из  дома денег, ценностей, одежды, книг, видео-аудиотехники,

-           воровство вне дома,

-           избегание общения с членами семьи,

-           склонность к прослушиванию специфической музыки,

-           выпрашивание денег у родителей под различными предлогами,

-           использование денег не по назначению,

-           изменение круга общения,

-           преимущественное общение наркоманами или асоциальными личностями,

-           прекращение посещения спортивных секций, специальных кружков, культурно-массовых мероприятий,

-           продолжительные разговоры по телефону с использованием сленга, непонятных выражений, стремление говорить так, чтобы не слышали родители,

-           получение частых сообщений на пейджер,

-           агрессивная или болезненная реакция на критику,

-           конфликтное отношение с членами семьи,

-           совращение к употреблению ПАВ младших братьев, сестер, друзей, подруг,

-           частое и необоснованное стремление закрыться в своей комнате или туалете, бурный протест, если встревоженные члены семьи пытаются войти в такую комнату,

-           демонстративное суицидальное поведение.

 

Физические и неврологические

-           изменение привычного цвета кожного покрова и слизистых (чаще всего кожа лица и видимые слизистые бледные),

-           снижение веса тела,

-           изменение аппетита, обычно ослабление или усиление при злоупотреблении гашишем,

-           бессонница, плохое засыпание, позднее утреннее просыпание,

-           боли в конечностях, особенно в суставах ног, боли в позвоночнике,

-           сухость кожных покровов, потливость в состоянии опийной абстиненции,

-           изменение размера зрачков (сужение или расширение),

-           упадок сил, чувство утраты энергии,

-           нарушение координации движений,

-           расстройство функционирования желудочно-кишечного тракта,

-           ослабление либидо и потенции,

-           следы от инъекций ПАВ, подкожные кровоизлияния,

-           специфический запах изо рта, запах одежды.

 

Эмоциональные нарушения

-           пониженное или повышенное настроение,

-           повышенная возбудимость, несдержанность,

-           беспокойство, тревога, страх,

-           суточные колебания аффектов,

-           эмоциональная лабильность,

-           неустойчивость аффектов,

-           безучастие, подавленность,

-           заторможенность во время беседы или чрезмерная говорливость,

-           эмоциональная тусклость,

-           замедленная или несвязная речь,

-           гипомимичность,

-           ипохондрия, тоскливо-злобное настроение,

-           суицидальные тенденции,

-           истеричность.

 

Очевидные признаки использования ПАВ

 

-           следы от уколов в области локтевых сгибов, кистей рук, бедер, в паховых областях,

-           шприцы, медицинские иглы,

-           закопченные ложечки.

-           маленькие закопченные ложечки,

-           бумажки, свернутые в трубочки, папиросы.

-           таблетки, капсулы, успокаивающего, снотворного или обезболивающего действия.

-           наркотики в виде порошка, таблеток, травы и пр.

 

         Важно не быть безразличными к подобному состоянию своего ребенка. Нельзя пытаться тут же «запретить» или «осмеять» состояние, морализировать на тему вреда, негативных личностных и социальных последствий наркотизации. Подобная тактика не приносит успеха, а порой будет иметь совершенно обратный эффект – отчуждение, недоверие к авторитету взрослых, желание «делать назло», скрывать дальнейшую наркотизацию, озлобленность и пр.

Как же нужно действовать и реагировать при обнаружении вышеперечисленных признаков употребления?

Если же ваш ребенок употребляет наркотики:

1.       Стоп – панике, стоп – отчаянию. Некоторые родители, узнав, что их ребенок употребляет наркотики, готовы убить его, либо себя либо.… Сориентироваться, собраться, нужна точность, четкость действий.

2.       Не обвинять, а понять. Не время для разборок, кто, в чем виноват. Не обвиняйте не его, не себя, это только вредит спасению. Вам нужно узнать, нужно понять очень многое. Очень быстро…

3.       Собрать максимум информации. Вот три направления, по которым необходимо выяснить все как можно точнее, полнее:

-       все о приеме наркотиков вашим ребенком: что принимал (принимает), сколько, как часто, с какими последствиями в самочувствии и настроении, степень зависимости, степень осознания опасности;

-        все о том обществе или компании, где ребенок оказался втянутым в наркотики;

-       все о том, где можно получить совет, консультацию, помощь, поддержку. К вашим услугам справочники, газеты, журналы, теле-радио передачи, учреждения района, города, области в которых вы проживаете, оказывающих специализированную помощь:

Расспрашивайте друзей и знакомых, всех, кто попадется, не стесняйтесь, не бойтесь.

 

4.       Не обольщаться. Скорее всего, поначалу вам удастся узнать лишь очень немногое или почти совсем ничего. Очень возможны и заблуждения, и ложная информация со стороны вашего ребенка. Скорее всего, и давность, и интенсивность употребления наркотиков, степень втянутости, зависимости ваш ребенок будет скрывать от вас или преуменьшать. Вероятнее всего, он побоится назвать тех, кто втянул его в наркотики, своих «компаньонов». Вам нужно все это узнать, но не принимайте позицию следователя. Не пережимайте в дознании, не демонстрируйте подозрительности и недоверия. Но и не делайте вида, что вы всему простодушно верите. Если ребенок явно лжет или упорно замкнут, «оставьте вопрос открытым», оставьте ему возможность раскрыться, а сами продолжайте собирать информацию. Не рассчитывайте, что победите наркоманию, даже только начальную, лишь собственными усилиями. Не стыдитесь, не бойтесь обращаться за помощью. Но – не к кому попало!

5.       Будьте тверды. Если заметите, что ваш ребенок приходит домой «под балдой» или в каком-то странном состоянии, что из дома исчезают вещи и деньги, – собравшись с духом, скажите один раз, спокойно и твердо, не вдаваясь в расследования и объяснения, что знаете, что происходит. Предупредите тихо и внятно, что в следующий раз будете принимать решительные меры. При повторении – действуйте сразу, без проволочек – либо собственными силами, либо обращайтесь к помощи тех, кто может вразумить и помочь. Наркологи, психиатры, милиция? Телефон доверия? Ориентируйтесь.

Но ни в каком случае:

-            не ругайте скверными словами,

-            не угрожайте (лучше действуйте внезапно – например, при явном наркотическом опьянении вызывайте скорую помощь)

-            не бейте по голове

6.       Доверие и любовь – важнее всего хотя бы с одной стороны…

Вот что вы неустанно должны стараться донести до ребенка любыми словами и действиями:

-            я люблю тебя независимо не от чего;

-            я никогда не откажусь от тебя и от своей любви к тебе;

-            я твой друг – и поэтому я враг твоей наркомании;

-            я не дам наркотикам погубить тебя, и в борьбе с наркоманией буду настойчив и непреклонен, не уступлю тебя гибели;

-            я знаю, что наркотик может переворачивать твое сознание и твои чувства, что он может заставлять тебя лгать, ненавидеть, красть, причинять зло, совершать преступления. Но я не отождествляю тебя с наркоманией. Ты и наркотик для меня абсолютные противоположности;

-            я враг и преследователь наркомании, но тебе я не преследователь, не судья;

-            я всегда буду стараться понять тебя, поддержать и помочь;

-            я буду верить тебе, даже если узнаю, что ты обманываешь меня. Ты в любой момент можешь признаться в обмане, и я не стану тебя наказывать или осуждать. Я пойму и поверю снова;

-             я не вторгаюсь в твои личные тайны. Я буду стараться все узнавать о тебе только в тех пределах, и  только ради того, чтобы помочь тебе;

-            я знаю, что ты сам (сама) хочешь освободиться от наркотиков или захочешь, когда прозреешь, когда поймешь…

Проявляйте свою любовь как можно чаще, как можно полнее, не только словами, но и действиями: ласкайте, обнимайте, гладьте, целуйте… увеличивайте количество света в доме!

 

 

 Правила, которых следует придерживаться, если возникло

подозрение в том, что подросток (учащийся) употребляет ПАВ?

 

Общие положения

Проанализировать факты.

Не сообщать случайным людям о подозрении.

Воспользоваться поддержкой специалистов в области решения проблем наркозависимости.

 

Что делать родителям?

1.       Обсуждать на семейном совете возникающую проблему.

2.       Поговорить с ребенком, избегая угроз и физических мер наказания.

3.       Постараться создать доверительную обстановку, помочь ребенку рассказать о своем пристрастии к ПАВ.

4.       Объяснить опасность употребления ПАВ.

5.       Убедить в необходимости обследоваться, установить диагноз и возможные сопутствующие заболевания.

6.       Отвести ребенка к специалисту в области наркологии для оказания лечебной, психотерапевтической и реабилитационной помощи.

7.       Обеспечить постоянный контроль за поведением ребенка, постараться убедить его в необходимости быть ответственным за свое состояние здоровья.

8.       Переговорить с классным руководителем, стараться найти понимание
и поддержку в осуществлении вторичных профилактических мероприятий (предотвращения повторных случаев употребления ПАВ, срывов и рецидивов заболевания).

9.       Привлекать ребенка к различным спортивным и культурно-массовым мероприятиям.

10.       Быть внимательными к поведению друзей и знакомых ребенка, понимая их возможное положительное или отрицательное влияние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Первичная профилактика употребления алкогольных напитков

Данное занятие позволит развеять некоторые устойчивые, но ложные представления о выпивке, рассмотреть употребление спиртного в связи с реализацией жизненных целей, важных для каждого человека, и сформ...

Занятие по первичной профилактике употребления психоактивных веществ «Мой выбор»

Данное занятие посвящено обсуждению жизненного выбора учащимися и его влияния на наше будущее. Изучение данной темы может помочь учащимся оценить события своей жизни, осознать необходимость оказания с...

Памятка для родителей "Признаки и симптомы возможного употребления наркотиков ребенком или подростком"

Памятка для родителей "Признаки и симптомы возможного употребления наркотиков ребенком или подростком"...

Памятка для родителей "Признаки и симптомы возможного употребления наркотиков ребенком или подростком"

Представлены признаки и симптомы возможного употребления наркотиков ребенком или подростком, рекомендации родителям....

Удостоверение КПК "Имидж педагога как фундаментальная основа ориентации на здоровье и профилактику употребления ПАВ детьми, подростками и молодежью"

Курсы повышения квалификации по теме: "Имидж педагога как фундаментальная основа ориентации на здоровье и профилактику употребления ПАВ детьми, подростками и молодежью" 16ч., г.Салехард 2018...