Главные вкладки

    Статья «Система работы с детьми, имеющими различные нервно – психические расстройства»
    статья на тему

    Фуникова Елена Шотаевна

    Содержание статьи будет полезно родителям, имеющим детей с различными нервно – психическими расстройствами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                       

    ДОКЛАД

    на тему:

    «Система работы с детьми, имеющими различные нервно – психические

    расстройства»

    ( I ЧАСТЬ)

                                     

                                   

       Учитель  Фуникова Е.Ш.

                На страницах этого доклада я собрала материала необходимый для учителей, воспитателей и для всех тех, кто работает с детьми в детских учреждениях с детьми с нарушением внимания, памяти, с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью и т.д. Эти реакции могут встречаться у разных людей, в том числе и у лиц с неврозами, нарушениями характера, лёгкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни (отсюда и выражение «пограничные нарушения»).

           Все приёмы, которые будут описаны ниже, могут использоваться как для практического здоровья детей, так и для воздействия на детей с явными психическими и неврологическими дефектами.

           Это важно особенно в наше время, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха и для эмоциональной или двигательной разрядки становятся меньше.

            Так называемая «психоаналитика» посвящена главным образом психомоторике. Термин «психомоторика» понимается в двух смыслах: для обозначения двигательных расстройств  при психических заболеваниях и для определения индивидуальных особенностей двигательной сферы

    человека.

           Родоначальником изучения двигательных расстройств у детей с органическим поражением головного мозга (в наши дни таких становится всё больше) был выдающийся французский учёный Эрнест Пьер Дюпре, который ещё в 1909-1910г.г. предложил термин «моторная дебильность».

    Через 10-15 лет советский ученый М.О.Гуревич (1878-1953) стал использовать термин «фронтальная недостаточность»: частые недостатки в развитии речи при относительно хорошем её понимании, двигательную расторможенность.

         Позже М. О. Гуревич выделил четыре основных типа

    индивидуальных особенностей двигательной сферы у здоровых детей:

    1. люди с плавными движениями  -  п и к н и к и ;
    2. с угловатыми движениями         -  а т л е т и к и;
    3. с вялыми                                       -  а с т е н и к и;
    4. инфантильно-грацительный тип.

       Психотерапией должны и могут заниматься как педагоги, так и психологи и врачи. Только каждому своё. Скажем, гипноз или наркосуггестия - это дело врачей, а игровой же психотерапией могут и должны заниматься и воспитатели, и логопеды, и учителя любых классов, чтобы помочь детям, у которых имеются психические отклонения.

        Доклад состоит из двух частей. В первой части описаны  выразительные движения и основные эмоции. Есть некоторые рекомендации по профилактике и коррекции нервно-психических нарушений у детей.

        Во второй части представлен практический материал, этюды и игры, имеющие своей целью развитие внимания , памяти, автоматизированной и выразительной моторики, для выражения различных эмоциональных состояний.

    ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОГИМНАСТИКИ

    I.Что такое психогимнастика.

         Психогимнастика -  это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоциональной сферы). Кто является автором термина неизвестно.

        На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

         В последние 10-15 лет разработано много методик, направленных на улучшение и коррекцию дружеских взаимоотношений детей и подростков, так называемый тренинг социальных навыков. В психо-гимнастике большое значение придаётся общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием расторможенности, а так же неумения словесно общаться.

         Во время занятий психо-гимнастикой, в основном, используется бессловесный материал, хотя словесное выражение своих чувств детьми поощряется ведущим.

    Ведь назвать - значит более или менее понять.

        К концу разработанного курса психо-гимнастики, состоящему из 20 занятий, дети должны овладеть примерно 8 понятиями, связанными с переживанием основных эмоций, и 10 представлениями, оценивающими личностные качества человека.

         Таким образом, детям, прошедшим курс психо-гимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других.

    У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

    Выразительные движения. Мимика.

         Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Если человек улыбается, значит он радуется; сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве, гневе. О многом может сказать взгляд человека. Он может быть прямой, открытый, потупленный, доверчивый, ласковый, хмурый, вопрошающий. Много определений можно подобрать и к смеху, и к плачу. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной. Иногда наблюдается амимия.

          Выражение лица играет важную роль в общении. Умственно отсталые дети (как и умственно отсталые взрослые) заметно хуже, чем люди с нормальным интеллектом, распознают чувства на лице другого человека. Довольно часто бедность мимики, слабость и не дифференцированность эмоций наблюдаются у детей с задержкой в развитии. Поэтому резко амимичное лицо у ребёнка должно настораживать родителей.

    Ж е с т ы

          Жесты делятся на условные, указательные, подчёркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные. Жестикуляция может быть живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, естественной, спокойной, порывистой, робкой, знергичной.

    Жест может и отсутствовать.

            Дети, которые отстают в развитии, в 6 лет испытывают затруднения. Например, показать размер маленького комарика, муравьишки, сахаринки и т. п. Дети, больные шизофренией, по сравнению со взрослыми детьми, с меньшей точностью распознают эмоционально-выразительные движения рук.

    Пантомимика

          Осанка образуется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, склонена на бок, втянута в плечи, откинута назад. Общий вид характеризуется как напряженный, расслабленный, подобранный, скованный, естественный, величественный, приниженный, подавленный, развязный, разболтанный, распрямленный, сутулый, сгорбленный, стройный, без резких особенностей.

         Дети с нормальным развитием могут произвольно принимать условленную позу. Например, ребёнок в отсутствии других детей может показать позу, если бы ему сказали изобразить, что ему холодно или у него болит живот. Дети сдвигают спереди плечи, сжимаются, сгибаются.

         При систематических упражнениях можно улучшить пантомимику.

         Нарушения выразительной моторики заслуживают пристального внимания, потому что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей со сверстниками и со взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Дети с бедной экспрессией сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими, неправильно оценивают и их отношение к себе, что в свою очередь может быть причиной углубления у них астенических вялых черт характера и появления вторичных невротических наслоений.

     

    Обучение выразительным движениям

          Для тренировки лицевой мускулатуры у детей с гиппомимией используются этюды типа «Удивление» и «Сердитый дедушка», которые отвечают только за брови и лоб. Этюды «Гневная Гиена» и «Солёный чай» тренируют мышцы носа и губ. Можно упражнять мимику и во время психомышечной тренировки. Постепенно объём внимания ребёнка надо расширить. Эти же этюды рекомендуются отстающим в развитии детям, плохо различающим выражение лица другого человека. Такие тренировки помогают им осмысливать сцепление определённых движений мускулов лица с определёнными переживаниями. Одновременно ребёнок учится называть свои чувства. Ему становятся понятны слова: интерес, удивление, радость и т. п.

         Помощь детям с маловыразительной пантомимикой состоит из проигрывания этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений. Затем можно провести мини-конкурсы типа «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдёт» и т. п. Можно поиграть в игру «Кто это?» Два ребёнка стоят или сидят на расстоянии нескольких шагов друг от друга. Третий ребёнок должен определить, кто из них боится, кто грустит; на чьём лице мина отвращения, а на чьём написано удовольствие. Это могут быть и контрастные по эмоциональному состоянию персонажи из только что проигранных этюдов. Эти игры доставляют детям много радости, хотя и представляют собой интенсивный тренаж.

        Для опознания эмоций и умения их назвать, проводятся специально написанные для этих целей этюды («Маленький скульптор», «Скульптурная группа», «В магазине зеркал»), а также игры на сопоставление различных эмоций.

    Классификация основных эмоций

           К основным или фундаментальным эмоциям относятся те, которые являются врождёнными. Вот описание их, следуя классификации К.Изарда.

    И н т е ре с

         Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Вначале интерес носит безотчётный, непроизвольный, стихийный характер. Затем, углубившись и утвердившись, интерес может стать потребностью.

          С возрастом у ребёнка интерес становится более устойчивым и перерастает в привязанность. Интересы людей характеризуются степенью постоянства и силой.

          К сожалению, рекомендации как целенаправленно формировать интересы, как использовать их для развития интеллекта и эмоциональной сферы, ещё мало разработаны в современной психологии.

          Для изображения интереса во время занятий психогимнастикой полезны этюды, имитирующие способность к сосредоточению, особенно тем, у кого есть нарушения контрацепции внимания и дефекты в понимании эмоциональных выражений (расторможенные дети, дети с ранним детским аутизмом, отставшие в развитии дети).

    Р а д о с т ь

     

          Выражение радости легко узнается. Радость не только социальные связи делает более прочными, но и усиливает восприимчивость, увеличивает мотивацию, способствует и мужеству. Она может успокоить, отвлечь.

        Радость невозможно вызвать волевым усилием, но, ставя ребёнка в определённые ситуации, можно его легко зарядить чувством радости. Ощущение радости в большинстве случаев появляется как следствие или преодоление чего-то, как результат событий и стечений обстоятельств, и именно по этой причине в психо-гимнастике этюды и игры на выражение радости построены, в основном, на принципе антитезы: страдание-удовольствие; борьба-радость победы и т. п.

        Задержка проявления радости путём приобретения механизмов торможения не безразлична для организма, поэтому на психогимнастике детям часто предлагают побыть клоунами, образы которых оправдывали и слишком громкий хохот детей, и их чрезмерную двигательную ажиатацию.

    У д и в л е н и е

         

       Удивление – кратковременное и очень неопределённая эмоция. Эмоция удивления быстро наступает, но и быстро проходит. Так как мимика удивления очень ярка и легко воспроизводима (широко раскрытые глаза и рот), то этюды на выражение этой эмоции уместны на первых занятиях психогимнастикой с детьми, отстающими в психическом развитии, плохо распознающими эмоциональные ситуации и мимические проявления эмоций.

    Д и с т р е с с

         Печаль, страдание, горе – это проявление дистресса, наиболее часто встречающейся отрицательной эмоции. Негативные эмоции тормозят интеллектуальное  развитие ребёнка, затрудняют его дальнейшую социальную адаптацию. Произвольно имитировать грустное настроение ребёнок способен с 4 лет. Этюды на выражение страдания и печали очень подходят для использования их в психотерапевтических целях. Чтобы улучшить настроение ребёнка, ему вначале предлагают послушать музыку и изобразить эмоцию, близкую к его душевному самочувствию, затем на этом же занятии или на последующем перейти к слушанию музыки и использованию ролей, мажорно окрашенных. Гиперактивные дети учились наоборот, путём проигрывания этюдов с грустным содержанием понимать и сочувствовать печали других детей.

    О т в р а щ е н и е

        Отвращение у ребёнка связано сначала с приёмом пищи, имеющей дурной запах и привкус, вызывающий тошноту. Чувство отвращения по отношению к себе ребёнок может испытывать примерно с 5 лет. Понимание того, что к тебе испытывают отвращение, мучительно для человека, ведёт к дистрессу или к агрессии. Если в группе есть ребёнок, страдающий недержанием мочи или кала, то ухаживающий за ним взрослый должен сдерживать на лице проявление брезгливой мимики, тем более он не должен быть агрессивен даже в словах. Отвращение к самому себе понижает чувство достоинства и собственной ценности, ведёт к депрессии. Из-за отвращения к себе ребёнок  может сделать попытку самоубийства.

    Г н е в

                                                                                                                                 

     

        В дошкольном возрасте дети часто путают понятия «сильный» и «гневный».

        Адекватное воспроизвести гнев ни взрослые, ни дети не могут из-за преобладания в нём вегетативного компонента. Вместе с тем результаты клинических и экспериментальных исследований предупреждают, что неспособность продуктивно выразить справедливый гнев приводит к нарушению ясности мышления, отравлению отношений с другими людьми и психосоматическим заболеваниям.

    П р е з р е н и е

        Презрение к другому человеку может быть выражено мимикой и вслух. Оно является центральной эмоцией во всех предрассудках. У детей эмоция презрения может проявляться в виде пренебрежения к слабым, спокойным детям. Пренебрежение к другим у ребёнка выражается мимикой и действиями.

    С т р а х

      Эта эмоция может возникнуть в период новорождённости. В возрасте 5 месяцев у детей часто возникает страх при встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов, при необычной ситуации. В 2-3 года дети обычно боятся животных. После 3 лет дети боятся темноты. Появление страха темноты совпадает по времени с развитием воображения ребёнка. У многих взрослых, кстати, также отмечается усиление игры воображения в темноте.

          С 6-7 лет дети могут бояться пожара, животных, несчастий с близкими, катастроф.

          С 8 лет некоторые дети боятся сами умереть или боятся смерти близких. Эти детские страхи обычно являются возрастными, но они могут способствовать появлению агрессивности, нервозности, расстройства сна, общения, быть и проявлением паталогии.

          Адекватно имитировать выражение страха не удаётся ни одной возрастной группе: ни детям, ни взрослым.

          Бессознательно «заряжаться» эмоцией страха от других ребёнок может очень рано. Осознавать, что другому страшно, он способен лишь с 5 лет.

          У детей с задержкой психического развития и детей - олигофренов наблюдается недостаточность положительных переживаний, в то же время у них сильнее развиты эмоции страха и гнева, что неблагоприятно влияет на их поведение, тормозит дальнейшее развитие эмоционально-волевой сферы. Поэтому для этих групп детей, как и для детей-невротиков, причиной заболевания которых стал испуг, этюды и игры, на бурное выражение чувства страха имеют психотерапевтическое значение. Воспитание у детей устойчивости к страху способствует не только проигрыванию соответствующих этюдов и игр, но и рисование детьми своих страхов.

    С т ы д

         Стыд - самая тягостная социальная эмоция, надстроенная  над врождённым страхом. Стыдящийся, боится осуждения своего поведения, сожалеет о совершённом поступке, осуждает своё поведение, испытывает неудовлетворённость собой.

        Стыд формируется у детей в 3 – 5 лет и переживается ими как страх осуждения. Стыдно бывает не только за себя, но и за других. Стыдиться за своих близких, если их поведение носит недостойный характер, ребёнок способен с младшего школьного возраста. Понимать, что другому стыдно, ребёнок может уже с 5 лет. Робость и застенчивость тесно связаны со стыдом. Некоторые учёные считают, что это просто различные проявления одной и той же эмоции. Действительно, застенчивые люди характеризуются исключительным вниманием к социальной оценке. Внутренние переживания их сфокусированы на неприятной для них ситуации, оценке их другими людьми, на ощущении собственной неполноценности и неадекватности. Даже при непроизвольном воспоминании об унизительном поступке могут наблюдаться физиологические реакции: сердцебиение, покраснение кожи, иногда спазмы в желудке. Для робких людей характерна реакция избегания, неспособность завязать контакт только из представления, что им возможно придётся пережить стыд. Вместе с тем, эмоция стыда способствует развитию самосознания и самоконтроля. Избегание эмоции стыда помогает поступать так, чтобы сохранялось чувство самоуважения.

    Ч у в с т в о  в и н ы

         К. Изард считает, что между стыдом и виной имеются значительные различия. Стыдно бывает из-за любых ошибок, а чувство вины возникает при нарушении моральных и эстетических норм. Вина–это обязательно осуждение своего поступка и самого себя. Для этой эмоции характерны сопровождающие её реакции раскаяния и снижения самооценки. Чувство вины длительно и постоянно, стыдно же бывает недолго и только при другом человеке. Внешне человек, переживающий вину, менее выразителен, чем человек, охваченный чувством стыда. Испытывая вину, человек низко опускает голову, отводит глаза, иногда бросая взгляды на обвинителя, краснеет. Часто, чтобы скрыть свою вину, человек подавляет у себя внешние проявления этого переживания. Вина – это глубоко социальная эмоция. Её переживание невозможно без принятия моральных ценностей общества.

        Этюды на выражение чувства вины могут быть использованы для преодоления у детей невротического напряжения, в сердцевине которого лежит это переживание, часто неосознаваемого ребёнком. Через игровую ситуацию происходит отождествление, после переживание и отживание чувства вины, что оказывает целебное влияние на ребёнка-невротика.  У детей с задержкой  психического развития и дебильных  детей подобные этюды помогают развивать выразительную моторику, познавать принятые в обществе правила и адекватно на них реагировать.

    Влияние эмоций на психические процессы

           Психические процессы делятся на познавательные, Эмоциональные и волевые.  Деление это условно, т. к. психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

       Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приняты и неприняты. Влияние эмоций сказывается на восприятие: для радостного человека всё вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

        Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря  эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделённые развитой  эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то овладевшие ими.

        Эмоции связаны и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него больше значения. Психологической особенностью эмоциональной памяти является то, что ему непереносимо вспоминать. Однако вытеснение в бессознательную сферу мучительные представления и переживания могут иногда проявлять себя в сновидениях и оговорках (Фрейд).

        Существуют определённые закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит её выполнение.

        Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные её уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать», - можно услышать от ребёнка.

        Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах  волевого акта: на

    осознании мотива, принятии решения и развёртывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем, решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном раздражении потом не выполняются, т. к. уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждениям человека, его взглядам на жизнь, его морали. Способность к волевому усилию снижена у детей, находящихся в угнетённом состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек также не может быть волевым.

        Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (например, досаду, обиду, разочарование и т. п.). для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. Поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого воздействия с помощью положительных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок, срывов.

        Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению у него социальных контактов.

       На занятиях психогимнастикой для коррекции и профилактики эмоциональных расстройств используются специальные этюды и игры.

       К паталогии эмоций относятся: депрессия, тревожный синдром, эйфория и дисфория. Депрессия и эйфория в дошкольном возрасте в классическом виде обычно типичны, стёрты, рудиментарны. Ребёнка с пониженным  

    настроением можно охарактеризовать как несчастного, удручённого, пессимистичного.

        Ребёнка, испытывающего страх, можно определить как  робкого, тихого, застенчивого, обеспокоенного, покорного, заторможенного, неуверенного, сомневающегося, скованного, замкнутого, одинокого, смущённого, нервозного, напряжённого, испуганного.

        Ребёнка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, раздражённого, враждебного, досадующего, обиженного, недовольного, презирающего. Негодующего, испытывающего отвращение, сердитого, резкого, неуступчивого.

        Ребёнка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как смешливого, импульсивного, стремящегося к доминированию, хвастливого, оживлённого, ликующего, восторженного, воодушевлённого, увлечённого, азартного, окрылённого, нетерпеливого, радостного, переживающего чувство успеха, превосходства, гордости. Ребёнок, находящийся в состоянии эйфории, не может сосредоточиться, у него нарушается поведение.

        У детей может наблюдаться и эмоциональная неадекватность. Эмоциональная неадекватность характерна для детей, страдающих шизофренией.

        Частое чередование положительных и отрицательных эмоций (лабильность) характерно для детей невротиков, расположенным к истерическим реакциям, а снижение эмоциональной реакции (эмоциональная тупость) часто встречается у детей, больных шизофренией.

    К о р р е к ц и я  э м о ц и о н а л ь н о й  с ф е р ы

    Воспроизведение чувств

          Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер.

          Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в паталогию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела, обеспечивается активная разрядка эмоций. В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникнуть яркие воспоминания ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.

        Показательны в этом отношении воспоминания детей 6-7 лет, связанные с чувством вины и стыда.

        Так, после участия в на эту тему, 6-летний Дима вдруг вспомнил, как его охватил стыд, когда он примерно год назад обманул свою маму: «Я съел полтарелки супа, а маме сказал, что целую. Мне мама пообещала, что если я съем целую тарелку, то она купит мне маску поросёнка. Мы пошли покупать маску, и мне стало стыдно. Я признался маме, что сказал ей неправду. Мама всё равно пошла в магазин, но маску почему-то не купила».

        Мальчик пережил, запомнил и воспроизвёл в рассказе чувство стыда. Дима в 6 лет уже хорошо различает основные эмоции. У него сформированы определённые моральные представления, которым он следует без какого-либо принуждения со стороны взрослых. Если он всё же их нарушает, то он сам себя и осуждает. Недоумение, которое застряло в эмоциональной памяти ребёнка, было поражено тем, что ему была предложена роль поросёнка на костюмированном утреннике и мама купила ему маску. Эта покупка была символом того, что Диму наконец-то простили.

        В процессе занятий психогимнастикой необходимо обратить своё внимание на детей с пониженным фоном настроения, а также на реакцию сверстников на депрессивный облик поведения этих детей. В одной из групп по психогимнастике была девочка Люба, страдающая редкими ночными припадками эпилепсии. От Любы всегда веяло грустью, разговаривала она тихо, застенчиво, опустив голову. Пониженное настроение девочки объяснимо: дома её не любит мама (психически больная), дома скандалы, а в группе девочки не принимают в свою компанию. Люба – альтруистка (бескорыстно заботится о благе других, противоположность эгоизму). Если ей дать конфетку, то она умудрится разделить её на всех девочек. Люба им всё раздаёт, но девочки, беря, демонстрируют ей только свою враждебность.

        Однажды, слушая жалобную песню Стрекозы, которая вводила детей в мимическое упражнение, девочки растрогались. Это было тотчас же использовано. Всем было предложено по очереди побывать на месте Стрекозы, которую, несмотря на её жалобную мольбу, никто из лесных жителей не пускает в свой дом. Дети вели себя в ролях животных так, как их попросили. Только Люба не послушалась и всех девочек-стрекоз пустила в свой дом. Когда же пришла очередь Любы играть роль Стрекозы, стойкий стереотип пренебрежительного отношения к ней девочек был разрушен: для них Люба стала олицетворением страдалицы-Стрекозы. Играющим было предложено поступить по отношению к Любе-Стрекозе так, как им самим хочется. Так, эмоция жалости победила эмоцию презрения. Чтобы закрепить этот эффект во время саморасслабления, всем было предложено ещё раз представить ситуацию со Стрекозой, было одобрено поведение девочек по отношению к Любе. На последующих занятиях девочки от Любы больше не отмежёвывались.

        В нашей школе, начиная с I по I2 класс, есть тоже стереотип, так называемый «дежурства». Никому не секрет, что в любом классе, если попросить или хуже того, заставить любого, не дежурного по графику ученика, сделать работу дежурного, из-за   его болезни, то это, зачастую, болезненно. Поэтому я считаю, что нужно также в классах во время самоподготовки проводить  подобные этюды. А именно, предложить одному из учеников изобразить больного, а всем другим разъяснить, что этот «мнимо-больной» сегодня дежурит по графику. И пусть каждый попробует или сказать «больному» в лицо, что он не будет вместо него выполнять роль дежурного, или, преодолев леность и нежелание, заменить больного дежурного. Думаю, что несколькими занятиями эту отрицательную эмоцию можно будет победить. А также роль  «больного» может взять на себя взрослый (учитель или воспитатель) и научить учащихся сочувствовать вначале Вам, а потом и товарищам.

    С н я т и е  с т р а х о в

       

    При проигрывании этюдов на имитацию чувства страха, дети обычно просят вновь и вновь повторить их. Радостное настроение проявлялось и на лицах в блеске глаз, улыбке, смехе, как только заканчивался этюд и дети выходили из своих образов. Эти минуты приподнятого настроения всегда использовались для беседы на тему «Кто и что или кого боится на самом деле?» Становится понятным агрессивное и жестокое поведение некоторых детей. Так, можно на примере ученика Савичкина Андрея проследить и выяснить корни возникновения агрессивного поведения и неадекватной реакции на замечания старших. В беседе я выяснила, что отец в семье очень агрессивно ведёт себя по отношению к детям и жене. Часто их бьёт, гоняется с ножом, жестоко наказывает детей. Всё это он делает в нетрезвом состоянии. При рассказе Андрей испытывал чувство досады и стыда за поведение отца. Что это плохо, жестоко, что он сам от этого страдает, мальчик всё это сознавал сам. А также сознательно считает, что искоренять негативные стороны своего поведения нужно. Но ему самому сделать это очень трудно, т.к. Андрей не научился контролировать и сдерживать свою агрессию. Даже когда он злится, то взрослых преднамеренно называет на «ты», хотя прекрасно знает, что нужно называть на «Вы». Вот для такого ученика необходимо проигрывать ряд этюдов для снятия нервных срывов.

        Нередко у детей бывают страхи одиночества и темноты. Испуг, вызванный тьмой и одиночеством, для части детей был драматичен, у некоторых в дальнейшем обнаружились нервно-психические расстройства. Боязнь перед темнотой проявляли меньше дети с невысоким интеллектом и развитым воображением, а также дети с такими качествами характера, как застенчивость и нерешительность, боялись темноты и всего связанного с темнотой, например, фонаря, покачивающегося за окном, луны и т.п.

    Трудности поведения и характера

        Наиболее сложны для педагогической коррекции такие расстройства поведения у детей, как агрессивность, двигательная и эмоциональная сверхактивность.

        Как в общих чертах выглядит гиперактивный ребёнок? Он непоседлив, двигательно беспокоен, неряшлив, всегда занят, не заканчивает начатое дело, за всё хватается, но быстро расхолаживается, ведёт себя, как заведённый, бегает больше, чем ходит, настроение быстро меняется, импульсивен, нарушена концентрация внимания, у него часто плохой сон, иногда недержание мочи и кала. Чаще всего это мальчик, но может быть и девочка. С возрастом двигательная расторможенность и возбудимость сглаживаются.

        Иначе ведёт себя агрессивный ребёнок. Он держится вызывающе, не слушается родителей, выходит из себя по пустякам, неусидчив, считает себя обманутым, жесток, драчлив, без причины бьёт кулаками или пинает других детей, проявляет инициативу, любит, чтобы окружающие выполняли его желания, не признаёт за собой вины, обвиняет других в собственных поступках, плохо себя ведёт, несмотря на уговоры, отказывается допустить, что он неправ, невнимателен к занятиям. С возрастом поведение может ухудшиться.

        С гиперактивными детьми нужно заниматься индивидуально, чтобы они как можно дольше вне шумного коллектива.

        Замечено, что изобразительная деятельность и музыка – это вспомогательные средства общения, благодаря которым облегчается возможность продуктивного контакта с гиперактивным ребёнком. Художественное воспитание является во многих случаях ключом, отворяющим двери в интимную сторону личности, сближающим воспитанника с педагогом и дающим исход для разряда энергии.

        При воспитании и лечении детей с моторной расторможенностью обычно рекомендуется уделять основное внимание двигательной гимнастике и тренировке внимания, а также тому, чтобы у ребёнка не складывалось впечатление о собственной неполноценности. Двигательная гимнастика в форме общеразвивающих комплексов преследует две цели: развитие психомоторных функций и регулирование поведения в коллективе.

        Имеется антогонизм между излишней подвижностью и способностью к сосредоточению: «Кто не умеет управлять мускулатурой, не способен и к вниманию». Поэтому рекомендуется проводить много упражнений и игр, не только направленных на развитие у ребёнка устойчивости, концентрированности, переключаемости и объёма методов коррекции нарушенного состояния личности.

        Причина широкого распространения аутотренинга кроется в том, что в настоящее время у населения, особенно в больших городах, постоянно возрастают и накапливаются эмоциональные нагрузки.

        Социально-биологические аритмии наблюдаются не только у взрослых, но и у детей, т.к. ускоренный темп жизни и сокращения периодов отдыха в течение дня коснулись и их.

        Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой, могут невротизироваться просто от того, что их психофизические реакции отстают от общего ритма жизни детского коллектива. Психологи рекомендуют вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь учащихся и применять их неоднократно в течение дня.

        На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется вариант психомышечной тренировки, разработанный А.В.Алексеевым для юных спортсменов и который адаптирован учёными для учащихся.

        А.В.Алексеев рекомендует (для удобства обучения произвольному напряжению и расслаблению мышц тела) разделить все мышцы на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребёнка привлекается к каждой группе мышц отдельно и последовательно. Переходить к тренажу новой группы мышц не следует, пока предыдущая не станет «послушной».

        Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребёнка, у него возникает приятная дремотность. Этот метод используется для мысленного прокручивания детьми некоторых переживаний, и неразрешённые до этого конфликты перерабатываются головным мозгом – «разрешаются».

        При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной её части, необходимо соблюдать чувство меры, надо не затягивать отдых и «дозировать» внушение.

    Д О К Л А Д

    на тему:

    «Система работы с детьми, имеющими различные нервно – психические

    расстройства»

    ( II часть)

    Ц е л ь   д о к л а д а:

       1.Помочь в воспитании как детей в школе, так и своих.

       2.Оказание помощи родителям.

       3.Правильно определить характер и темперамент ребёнка        

           и умело использовать их в правильном воспитании

           нервных и трудных детей.

       4.Относиться друг к другу терпеливее (толерантно),  

           учитывая темперамент и характер коллег.

        Нервные дети – проблема столь же непростая, сколь и актуальная как для родителей, так и для взрослых и педагогов. Нервность – широкое понятие. К ней относят чрезмерную возбудимость, раздражительность, впечатлительность, нарушение сна, а также невропатию и невроз. Один ребёнок рождается нервным, другой становится таковым. Если нервный ребёнок всегда трудный, то трудный – не всегда нервный, хотя нервность нередко угрожает и ему. Форм детской нервности и неразделимо связанных с ней нарушений поведения, как и причин, которые их вызывают, много. Наиболее частая причина того и другого – неправильное воспитание. В свою очередь, нервность и трудность осложняют воспитание.

        Детская нервность обусловлена как биологическими, так и микросоциальными причинами, но чаще всего – их сочетанием. Биологические причины – травматические, инфекционные, токсические и другие вредные воздействия при зачатии, в период беременности и родов, первые месяцы или годы жизни, а также неблагоприятные наследственные переживания. К микросоциальным причинам относятся переживания беременной женщины, неправильное воспитание и неблагоприятные условия жизни ребёнка в детстве. Зачастую микросоциальные причины настолько тесно связаны с биологическими, что их трудно разделить.

        В процессе эволюции сложилось 3 темперамента: холерический, сангвинический и флегматический. Человек

    холерического темперамента по природе своей не утомим. Природа, отведя ему роль первооткрывателя, борца, мужественно встречающего опасность и стойко переносящего лишения, наделила его могучим энергетическим потенциалом. Если человека холерического темперамента не «перевоспитали» и у него характер по темпераменту, то он упорен, настойчив и целеустремлён. Уже в раннем возрасте холерик начинает проявлять свой темперамент. Родители, воспитывая его, учитывают его темперамент, не «ломают его», а мудро направляют развитие врождённых особенностей, чтобы при холерическом темпераменте он всё-таки не был напористым, как «танк», а был бы в меру гибким, компромиссным, достаточно сдержанным, безусловно гуманным человеком.

        Человек флегматического темперамента медлителен в движениях, он тугодум, молчун. В нём есть сила, но она рассчитана на неспешность. Он ещё более неутомим, чем холерик, если его не трогать. У него формируются упорный характер, если его воспитывать правильно, но это упорство терпеливого. Узел он развязывает долго, но развяжет обязательно. И у него сильная воля, но его воля – воля трудолюбивого. Флегматик обязательно дойдёт до своей вершины, но не надрываясь, рассчитывая силы. От борьбы, если возможно, он уходит, уступая право на неё холерикам или сангвиникам. Но поставленный перед необходимостью борьбы, он не уступает и способен измотать не только сангвиника, но и холерика. Флегматик однозначно миролюбив. Чтобы вывести его из терпения, нужно приложить большие усилия.  Свои решения он никогда не меняет.  Радость и горе флегматик переживает долго, затаённо, без лишних слов или вовсе молча.  Он – однолюб, замкнут, осторожен рассудителен, никогда не рискует.  Ребёнок-флегматик – тихоня, соня, «тюфяк».  Родителей, если они не флегматики, безмерно раздражает его медлительность. Однако он из тех, кто тихо едет, но дальше будет.

        Человек сангвинистического темперамента быстр, он мгновенно ориентируется в ситуации. Работа горит у него в руках. Если  характер формируется по темпераменту, преграду он перепрыгивает или обойдёт, потому что он гибок и компромиссен, не «лезет на рожон». Сангвиник думает и говорит быстро, он острослов и не лезет за словом в карман. Эмоционально он тоже гибок – легко переключается со смеха на слёзы, одна эмоция у него сменяет другую и долго он не печалится. Сангвиник увлекается многим, находит, теряет и снова находит, вспыхивает, как солома, но быстро гаснет. Он общителен и находит язык с любым в т. ч. с холериком и флегматиком. Природа предназначила ему быть между ними, делать то, на что неспособны они. Он знает себе цену, верит в себя. Природа дала ему выигрышные данные, чтобы он выполнял роль первого, кто замечает опасность, первого, кто до подхода холериков и флегматиков вступает в борьбу. Он всё успевает и мгновенно на всё реагирует, оптимист, общителен и быстр. С ним легко и трудно, потому что за ним не поспеть, не уследить: одновременно он здесь и там.

     Ему не сидится на месте, но в нём всё гармонично. В детстве это заводила, живчик.

        Таковы три врождённых стиля приспособления, три темперамента. Подавление темперамента – частая причина детской нервности или трудности и одно из основных звеньев в механизме возникновения неврозов. Темперамент в своей основе неизменяем. Если характер и личностные особенности, сложившиеся прижизненно в результате воспитания, условий жизни, всех возможных влияний подавляют темперамент, то человек обречён на душевное раздвоение. Подавленный темперамент – тот же тигр в клетке. Человек с подавленным темпераментом устаёт от борьбы с самим собой, от внутренней раздвоенности.

        Темперамент как природное в человеке подавляется прежде всего неправильным воспитанием. Как считают учёные, существует 4 типа неправильного воспитания. Это неприятие, гиперсоциальное, тревожномнительное и эгоцентрическое.

        Н е п р и я т и е  -  это отсутствие любви к ребёнку. Уже грудной ребёнок неосознаваемо улавливает отсутствие материнской любви. При неприятии в ребёнке всё раздражает, всё внушает досаду. На ребёнка постоянно сердятся, его всё время ругают, ему ничто не прощается. Воспитание здесь подменяется жёстким контролем и суровыми наказаниями. При неприятии родителям часто не до ребёнка, на него постоянно не хватает почему-то времени, до него никак не доходят руки. Его передоверяют бабушке, под разными предлогами всегда «объективными», отправляют к ней в другой город или в санаторий, больницу. И искренне верят, что это делается « для его же пользы», что там ему лучше или «чтобы он окреп», или «чтобы хорошо подлечить», хотя можно лечить и дома.

        Неприятие – это самый драматичный тип неправильного воспитания. Неблагоприятные последствия неприятия выражаются в том, что ребёнка  сурово контролируют, жёстко наказывают, он живёт в условиях строгого режима, к нему относятся истерично, он растёт в атмосфере нескончаемых претензий, а наиболее часто на него не обращают внимания, устраняются от его воспитания. Всё это ведёт к взаимному отчуждению. Неприятие всегда приводит к неуверенности в себе. И тогда он имеет компенсацию – отдушину, утешение вне семьи. Подрастая, найдя себе компанию таких же ущемлённых и безнадзорных, подросток праздно проводит время, пренебрегая учёбой. В копании к нему проявляют внимание, встречают с радостью, в чём он и нуждается. Но этом пути он становится трудным. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, необязательности, безответственности, эгоизма, отсутствие серьёзных привязанностей. У другого формируется потеря самоконтроля, элементарной сдержанности, демонстративное поведение, когда возможны демонстративные несения порезов и столь же демонстративные попытки самоубийства. Чертами характера становятся эгоистичность, лживость, манерность, склонность всегда и во всём обвинять других, начиная с родителей и заканчивая всеми окружающими.

        Третий протестно замыкается в себе, и тут возможны 2 пути: формирование пассивного, апатичного характера или эгоцентрической тенденции доминировать над другими, часто за счёт фанатичных усилий, когда пренебрегают здоровьем, надрываются, стремясь занять непременно первое место в учёбе, спорте.

        Четвёртый не протестует, но, в конце концов, оказывается

    Сломленным и тогда у него формируется характер, который

    Определяют как «бесхарактерность». Пятый также не протестует, приспосабливается, но у него складывается  тревожно-мнительный характер. У шестого возникает невроз.

        Второй тип неправильного воспитания – гиперсоциальное. Встречается всё более часто. Близко к неприятию. Ребёнка хотят иметь не потому, что в нём есть глубокая душевная потребность, а потому. Что дети должны быть у всех. Ребёнка ждут, неосознаваемого отвергания нет. Он появляется и завоёвывает сердце, его любят. Но дело здесь в ориентациях родителей. Это «правильные люди». Дети у них потому, что «так должно быть», и соответственно воспитание их – « как должно быть». Ребёнок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован, формализован. Он чрезмерно дисциплинирован и  чересчур исполнителен. Для него похвала учительницы и отличная оценка – самоцель. Гиперсоциальный ребёнок отныне живёт, как робот, автомат. Эмоционально он сдержан, потому что эмоции у него подавляются с младенчества, т. к. эмоциональная сдержанность считалась признаком интеллигентности, а проявление эмоций – чем-то постыдным. И, конечно, во всём ориентация на то, что скажут или подумают, как оценят его поступок другие.И, конечно, во всём ориентация на то, что скажут или подумают, как оценят его поступок другие. Когда он вырастет, то успехом для него будет только успех на работе. В итоге у таких детей формируется гиперсоциальный или тревожно-мнительный характер, приводящий их к психосоматическим заболеваниям и даже к неврозу, если они терпят тяжёлую неудачу или крах притязаний.

        Третий тип неправильного воспитания – тревожно-мнительный наблюдается в тех случаях, когда с рождения ребёнок одновременно возникает и неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Это антипод  неприятия. Ребёнка любят, но любовь превращается в страх потери того, кого любят. Воспитание по типу тревожной мнительности нередко наблюдается в семье, где растёт единственный ребёнок, а также, где растёт ослабленный или поздний ребёнок. Данная аномалия воспитания несёт в себе элемент тревожной гиперсоциальности. Ребёнка рано обучают иностранному языку, музыке, тревожно следят за учёбой, чтобы обезопасить его будущее, дать ему преимущество «в борьбе за жизнь». В результате он тревожно мнителен, но воспринимает естественные трудности, отношения со сверстниками. Ребёнок несамостоятелен, нерешителен, робок, раним и обидчив, мучительно не уверен в себе. Всё это приводит к подавлению сангвинистического и холерического темперамента, а во флегматическом обостряет тенденцию к осторожности, рассудительности. Путь этих детей в тревожность и мнительность на всю жизнь, в нервность или даже в невроз. Они и трудны, поскольку беспокойны из-за тревожного воспитания действительности.

        Четвёртый тип неправильного воспитания – эгоцентрическое наблюдается в семье с недостаточным уровнем ответственности в отношении будущего, когда ребёнку навязывается представление о себе, как о сверхценности: он кумир, «смысл жизни» и т. п. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку. Малейшие его прихоти удовлетворяются немедленно, нет ограничений, режима, дисциплины, понятия «нельзя». Такой ребёнок не приучен понимать интересы других, ждать своей очереди, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребёнок расторможен, неустойчив. В результате у холерика заостряется агрессивность, его упорство трансформируется

    в формирующемся характере в упрямство, целеустремлённость – в настырную требовательность. У сангвиника быстрота трансформируется в расторможенность, острословие – в болтливость, подвижность – в самоуверенность, эмоциональность – в истеричность, уверенность – в самоуверенность. У флегматика медлительность перерождается в пассивность, упорство – в упрямство, а целеустремлённость – в ригидную требовательность, как у холерика. Главное заключается в том, что у детей всех типов темперамента при эгоцентрическом воспитании подавляется социальная сущность темперамента.

        При встрече со сверстниками эгоцентрический ребёнок терпит неудачу. Никто не признаёт его принцем, кумиром. Его претензии вызывают смех или получают жестокий отпор. Эгоиста не терпят все, и он закономерно обречён на крах и одиночество. На смену самоуверенности приходит неуверенность в себе.

        Время от времени необходимо всмотреться в детей. Задать себе вопросы, вдумчиво и объективно ответить на них. Много станет яснее. Вот примерный перечень вопросов, объективные ответы на которые помогут составить представление о том, каковы темперамент и характер ребёнка.

        Ребёнок настойчив, упорен, упрям, неуступчив, прямолинеен. Его интересы устойчивы, он подолгу занимается одним делом и бурно протестует, когда его отвлекают. Он неприхотлив, не жалуется, и чем ему труднее, тем он настойчивей стремится к цели. Если это так, то у ребёнка   х о л е р и ч е с к и й    темперамент.

        Ребёнок медлителен, тугодум, молчалив, сдержан, замкнут, домосед, предпочитает игры в одиночку, всё переживает в себе, тихоня, его не видно и не слышно. Он терпелив, обстоятелен, осмотрителен, осторожен, миролюбив и покладист. У такого ребёнка  ф л е г м а т и ч е  с к и й  темперамент.

        А если ребёнок быстр, активен, подвижен, расторопен, везде чувствует себя, как дома, общителен и говорлив, выдумщик, спорщик, заводила, склонен к риску, азарту, всё ему интересно и он всё успевает сделать – он  с а н г в и н – ник. И это первое, что нужно усвоить родителям и воспитателям, чтобы воспитывать ребёнка, не подавляя его индивидуальность.

        Ребёнок уверен в себе, самостоятелен и решителен, в нём развито чувство достоинства?  Он пользуется авторитетом у сверстников? С ним охотно дружат и играют? Он равноправен среди детей? Тяготеет к сверстникам или детям старше себя? Он добр, доброжелателен, отзывчив? Присущи ли ему чувство стыда и совестливости? Он понимает, что и другому может быть больно? Или ребёнок эгоистичен, демонстративен, назойлив, выскочка, стремится завладеть общим вниманием, никогда не признаёт своих ошибок и во всём склонен обвинять только других?

        Ребёнок внимателен, усидчив, любознателен или отвлекает, склонен бросать начатое дело, не доводя до конца? Он оптимист или нытик? Агрессивен или миролюбив? Умеет постоять за себя? Он силён, ловок или физически слаб и неловок? Он умеет и знает всё, что положено освоить в его возрасте?

        Такова примерная схема вопросов, которые все взрослые должны как можно раньше ставить т решать, чтобы своевременно внести коррективы в воспитание.

        Если ребёнок не уверен в себе, несамостоятелен, нерешителен и у него не развито чувство достоинства, в нём подавлен темперамент, и это следствие одной из ведущих ошибок воспитания, чреватой наиболее неблагоприятными последствиями в формировании личности. Если ребёнок не- авторитетен среди сверстников, неравноправен среди них, не умеет за себя постоять, унижен – это очень серьёзно. У него нарушена адаптация. Если ребёнок тяготеет к более младшим детям – он задерживается в развитии, не уверен в себе или стремится к лидерству, не имея на то данных, а поэтому и играет с младшими. Если ребёнок общается с более старшими, то нужно своевременно уяснить себе- ему скучно со сверстниками, поскольку у него опережающее умственное развитие или его привлекает озорство старших. Если он эгоистичен, демонстративен и не признаёт своих ошибок, в нём зреют истерические черты характера. Пагубна и тревожна мнительность. Она нередко приводит к неврозу. Отвлекаемость и отсутствие любознательности породят недоразвитие умственных потенций. Агрессивность – наиболее опасная черта в трудном характере, а слабость, неловкость и неумение приводят к чувству несостоятельности и неврозу. Задумавшись над этими вопросами, можно предупредить развитие нервности или трудностей в поведении, подготовят ребёнка к школе, где нервность или трудность могут омрачить авжнейший период формирования личности.

        Если удастся своевременно всмотреться в ребёнка, задуматься, принять меры по устранению упущенного значит удастся предупредить детскую нервность или трудность. Перевоспитать в более старшем возрасте, когда нервность или трудность уже фиксированы, - то же самое, как говорили древние мудрецы, что начинать копать колодец, когда уже мучит жажда.

        К микросоциальным причинам детской нервности или трудности относят неблагоприятные условия жизни ребёнка – это неприятие его родителями, отсутствие в семье отца, злоупотребление отцом алкоголем, как правило, сопровождающиеся конфликтным поведением отца, ссорами в семье, исключение отца из процесса воспитания, хроническую конфликтную ситуацию в семье. Всё это отражается на ребёнке. Его интересы страдают более всего, его воспитание тяжело и нередко необратимо нарушается. Ребёнок переживает, он морально подавлен, невротизируется, нередко замыкается в себе, ведёт себя негативно. Его темперамент подавляется целиком, или заостряются одни его черты при подавлении других, у него формируется трудный характер. Ребёнок вообще не приемлет недоброжелательности по отношению к себе. Обиды детства не забываются никогда и влияют на формирование тревожной, мнительной или протестно- заострённой личности. Если ребёнка отвергают сверстники, а  родители недооценивают это, то переживания отвергаемого драматичны и причиняют ему непоправимый ущерб. А если его отвергают  учителя или воспитатели, то впоследствии ребёнок не сможет без содрогания вспоминать время пребывания в детском саду или школе. Подобные переживания – частая причина детской нервозности или трудности., и они должны быть вовремя замечены, правильно оценены, а их истоки своевременно устранены. Чаще всего недоброжелательное отношение людей к ребёнку вызвано ошибками в его воспитании. Что-то в нём не устраивает, раздражает сверстников или воспитателей, учителей. Это что-то должно быть выявлено и устранено. Ситуация, в которой ребёнка отвергают, преследуют или унижают, приводят к хронической травматизации. Гармоническое развитие  ребёнка чрезвычайно важно. Мудрые и любящие родители никогда не допускают, чтобы их ребёнок в чём-то был последним.

    В каждом ребёнке есть некая одарённость, изюминка, развивая которую можно и нужно примирить ребёнка с его недостатком, сохранив ему чувство достоинства и радость жизни.

       

    П е р и о д   у п р я м с т в а

       

    Ситуативно обусловленная детская нервность

         Дети становятся нервными или трудными, переживая в определённые периоды развития возрастные кризисы. Возрастной кризис переживает, например, ребёнок в 6-7 месяцев, испытывая страх перед незнакомыми людьми. Это нормально и свидетельствует о своевременном приходе понимания что такое близкие люди и все остальные.

        Годовалый ребёнок особенно привязан к матери, отрыв от неё в этом возрасте- тяжёлое переживание для него, поэтому начало посещения яслей в этом возрасте – не самое лучшее время для этого. Следует ждать окончания кризисного периода освоения ходьбы и фразовой речи, т.е. достижения более высокого уровня адаптации. У девочек это в 1,5 года, а у мальчиков – в 2 года.

        Кризис в 9-10 лет обусловлен психофизическими изменениями предподросткового возраста, когда, вначале открыто, в организме начинается гормональная перестройка

     и ребёнок становится возбуждённым, раздражительным. Ещё кризис у ребёнка в 11 лет – время начала полового созревания, будут трудные подростковые годы 13 – 15 лет.

        Иная проблема – нервность или трудность единственного в семье ребёнка. Среди наблюдавшихся детей с неврозами 64, 8% были единственными в семье. Их воспитание часто противоречиво: с одной стороны – эгоцентризм, когда единственного ребёнка изнеживают, с другой – тревожная мнительность; с третьей – гиперсоциальность, базирующаяся на спасении относительно его будущего. Ситуация с наличием в семье единственного ребёнка нередко осложняется борьбой за него – за стиль воспитания, за его привязанность. Единственный ребёнок испытывает психическое давление сверхожиданий. От него молчаливо требуют умственного превосходства, больших знаний и культурных навыков, чем у сверстников, и , если ожидания не оправдываются, это шокирует родителей, вызывает чувство вины у ребёнка.

        Какой же вывод? Чтобы ребёнок был не только счастливым, но и подготовленным к жизни, он нуждается и в безусловной, и в требовательной любви. Безусловная любовь – это когда любят такого, какой есть. Ребёнок и не очень красив, и не самый умный, но если он чувствует, что родители его любят, то он счастлив, спокоен, удовлетворён, ощущает свою самоценность и необходимость. Требовательная любовь – любовь за достигнутое, преодолённое, и её необходимо заслужить. Требовательная любовь побуждает ребёнка быть лучше, поступать достойно, преодолевать себя и сложные обстоятельства. Такая любовь воспитывает. Причиной трудности или нервности ребёнка могут стать такие причины, как:

     1)если отец уходит из семьи сам или вытесняемый  женой;

     2) ревность ко второму ребёнку;

     3)появление в семье отчима;

     4)рождение от отчима желанного матерью ребёнка, который должен закрепить второй брак.

    Задержка умственного развития и нервность

       

    Задержка умственного развития у ребёнка – самое огорчительное и обидное для родителей открытие. Она вносит в семью нервозность, разлад вплоть до неприятия. Ребёнку с задержкой умственного развития становится неуютно уже в детском саду. Ребёнок дезориентирован, а потому тревожен, испытывает страх, депрессию. В школе он также среди отстающих. Учителя не скрывают своей досады, он им мешает. Дети в начальных классах дружат с теми, кого ценит учительница, отвергают того, кем она недовольна.

        Если задержка умственного развития не глубока и заключается в том, что ребёнку постичь сложное, абстрактное, теоретическое, а в конкретных, повседневных, практических вопросах он ориентируется, как все, то такой ребёнок ощущает свою непонятливость, переживает, нервничает, и у него может возникнуть невроз. Если задержка умственного развития глубока и ребёнок переоценивает свои возможности, полагая, что в его неудачах виновны другие, что к нему придираются, то он начинает протестовать, демонстративно, вызывающе не повинуется взрослым, а сверстникам доказывает свою «правоту» кулаками. Девочки в таких случаях склонны к истерическим реакциям, а их протест может выражаться в чрезмерно раннем интересе к интимным отношениям.

        Задержка умственного развития является одной из ведущих причин детской нервности или трудности. Многие дети задерживаются в умственном развитии и нуждаются в помощи, чтобы не отставать в усвоении школьной программы. Однако категоричность в столь деликатном вопросе опасна. Не следует торопиться с «окончательным» приговором, но необходимо сделать всё возможное, чтобы помочь ребёнку. По отметкам и по мнению учителей, особенно женщин, девочки в младших и старших классах в умственном развитии превосходят мальчиков, но впоследствии выясняется, что «бестолковые» мальчики не уступают по уму вчерашним отличницам. Следовательно, школа имеет один критерий оценки ума, а жизнь предлагает другой. К какому из них готовить, какой важнее? Естественно, жизнь оценивает вернее, но к школе готовим детей мы. Однако, лучше ошибаться, заподозрив задержку там, где её нет, чем не выявить её своевременно. В большинстве случаев причинами задержки умственного развития является неблагоприятно протекавшая беременность с хроническим или длительным кислородным голоданием плода, что приводит к задержке внутриутробного развития, асфиксии в родах и родовая травма, инфекционные, наследственные заболевания центральной нервной системы, интоксикация в раннем возрасте, а также погрешности воспитания. Задержка умственного развития может быть вызвана драматическим случаем, когда, особенно в раннем возрасте, малыш по какой-то причине на месяцы был лишён материнского ухода. Дефект в данном случае может оказаться невосполнимым. Причин задержки умственного развития много, а путь её устранения  один – неустанная, кропотливая работа с ребёнком, стимулируя развитие его интеллекта, ободряя и помогая. Взрослые, распределив время, должны заниматься с ребёнком постоянно и систематически, превращая нелёгкий труд в увлекательную для него игру. Многие родители принимают за ум, эрудицию, раннее освоение чтения и письма, счёта, хорошую память, а не умение думать и размышлять.

      Предупредить задержку умственного развития, а равно и преодолеть её – значит учить ребёнка думать. Начинать надо с воспитания способности к ориентации не только в пространстве, но ориентации – как осведомлённости, умении разобраться в сложных проблемах, в определённой обстановке, в людях, определить направление своей деятельности, линию поведения в зависимости от обстоятельств. Ориентация обеспечивается пониманием и обеспечивает понимание. Ориентацию развивают, как способность сначала видеть, наблюдать, а потом понимать. Основной метод, способ познания – ответы на вопросы ребёнка и постановка развивающих вопросов перед ним. При поисках ответа на вопросы взрослых размышляют вместе с ним. Больше всего вопросов возникает в игре. Игра для ребёнка – сама жизнь. Игра требует от ребёнка всего, что ему понадобится потом во взрослой жизни. Без игры, в частности, сюжетно-ролевой, он не сможет естественно войти в жизнь. Ребёнок, который в детстве не играл со сверстниками, может стать доктором наук, но обычные жизненные проблемы будет решать мучительно сложно.

        Нет преодоления задержки умственного развития также без воспитания трудолюбия. Истинно умный человек трудолюбив. Умный лентяй – нонсенс. Это кажущийся ум, это имитация меди под золото. Из трудолюбия и терпения вытекают любознательность и наблюдательность. Без воспитания трудолюбия не предупредить и не преодолеть задержки речевого развития.

       

    П С И Х И Ч Е С К И Й   И Н Ф  А Н Т И Л И З М

       

    Психический инфантилизм – это не общая задержка умственного развития. При его наличии дети осваивают фразовую речь в обычные сроки и даже раньше, задают вопросы и рисуют в полном соответствии с возрастными нормами, своевременно осваивают чтение, счёт, психически активны и даже бойки. Они нередко высказывают оригинальные мысли, свежо воспринимают природу. Однако, их неосмотрительность, неосторожность – результат не умственного отставания, а наивности ребёнка, который не представляет, что его можно обидеть. Они добры и не ожидают зла. Их манера вольного обращения со взрослыми не от грубости и бесцеремонности, а от щенячьей радости жизни. «Нельзя» и «надо» инфантильные дети не воспринимают. Они неподдельно радуются, гневаются, печалятся, симпатизируют, испытывают страх – и всё это бурно, через край. Их мимика, как и жестикуляция, жива, выразительна. Но они не знают глубокой любви, истинной печали, настоящей тоски. Им не ведомы тревожность и застенчивость. Удручает отсутствие у них эмоциональной сдержанности. Более всего  у инфантильных детей страдает волевое начало, и оно так и не разовьётся, если не принять мер  к перевоспитанию.

        В т о р о й   в а р и а н т   психического инфантилизма – общая психофизическая незрелость по инфантильному типу. Предпосылки и причины его те же, что при первом варианте. Однако, незрелость во II варианте касается не только психического и физического развития. Ребёнок рождается с небольшим весом и ростом, миниатюрен. Его хрупкость вызывает тревогу у родителей. У него плохой аппетит, он часто болеет. Он – шалун, но часто -  тихоня. Он не требователен и не капризен, ласков и послушен.  Такой ребёнок не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость. У психически инфантильного по второму варианту нет чувства несостоятельности. Он принимает себя таким, каков он есть. Соответственно у него редко развивается невроз. Между тем правильное воспитание может увести от инфантильности. Такого ребёнка не торопят с развитием. Он будет следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год, и к началу учебного года в школе догонит их. Физическую же слабость и малый рост компенсируют развитие ловкости. И вновь видно – воспитание решает всё. Необходимы только терпение, любовь и мудрость.

        Совершенно недопустим   т р е т и й  в а р и а н т    психического инфантилизма. Ребёнок рождается психически и физически здоровым, но, защищиая его от жизни, искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания. Подобное чаще всего бывает у родителей, страстно мечтавшем о ребёнке, истосковавшихся в ожидании его. У такого ребёнка инфантилизм вызвали искусственно. В I и  II вариантах начиналось с повреждения, в III кончается им. Третий вариант хуже первых двух, хуже и прогноз, тяжелее его преодоление. В III варианте психического инфантилизма возможен путь в истерический невроз, т.к. ребёнок эгоистичен и не признаёт отказа ни в чём, капризен, требователен и истеричен, на уроках извлекает игрушку и забавляется ею; встаёт, не обращая внимание на запрет учителя, и идёт к двери, разговаривает с соседом, просится домой.

        Главное в преодолении психического инфантилизма – правильное воспитание. Усилия направляются прежде всего на социализацию ребёнка. Подчёркнуто, настойчиво оттеняются понятия «надо», «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Инфантильный ребёнок стремится к детям младше себя, а его следует побуждать к общению со сверстниками, помогая равномерно сотрудничать с ними, улаживать конфликты. Чрезмерность проявления эмоций мягко гасится, взрослые воспитывают в нём углублённую эмоциональность, особенно отзывчивость. Воздействие взрослых и родителей на психически инфантильного ребёнка реализуется через игру. В совместной игре высмеиваются безалаберность, неорганизованность, непродуманность последствий поступков и сами неразумные поступки, эгоизм. В игре ставится цель, разрабатываются планы её достижения, в игре же она и реализуется.

        Если, несмотря на все прилагаемые усилия, инфантильный ребёнок окажется неготовым к школе к 7 годам, рекомендуется задержать его на год в подготовительной группе и в 8 лет отправлять в школу со сформировавшейся позицией школьника, чем скомкать начало школьного обучения, а возможно, и всё обучение в целом.

    ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИЙ   И ГИПОДИНАМИЧЕСКИЙ

    СИНДРОМ

        В основе гипердинамического и гиподинамического синдромов – микроорганические поражения головного мозга, которые возникают в результате кислородного внутриутробного голодания головного мозга, микрородовой травмы и приводят к минимальной головной дисфункции /ММД/. Отсутствуют грубые органические очаговые поражения, но есть множество микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга.

        Что же собой представляет более часто встречающийся

    г и пе р д и н а м и ч е с к и й   с и н д р о м ? Основные его признаки -  отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Ребёнок подвижен, как ртуть. Проникая во все щели, проваливаясь во все ямы, лазая по всем закоулкам, исследуя все чердаки и подвалы, за всё задевая и всё опрокидывая, набивая себе синяки и шишки, носится день-деньской по квартире, по двору, а без надзора – по улицам. Естественно, львиная доля несчастных случаев происходит с ним. Его руки в постоянном движении: что-то мнут, обрывают, вертят  пуговицы, отковыривают краску на стене. Одни из гипердинамичных детей особенно несносно ведут себя с утра, другие – к вечеру, и тогда их не уложить спать. Одежда и обувь буквально горят на таком ребёнке. Он импульсивен, и никто не рискнёт предсказать, что он сделает в следующий миг. Да и сам он этого не знает. У него всё на коротком замыкании: увидел -  схватил -  побежал. Гипердинамический ребёнок не помнит обиды, не держит зла. От избытка чувств он не горит, а кричит, доказывая, оправдывая, споря. Это самый шумный ребёнок в детском коллективе. Но самая большая беда такого ребёнка – это отвлекаемость. На уроке в школе ему не сосредоточиться. Он не слышит объяснений учителя, никогда не знает, что задано на дом. При письме гипердинамический ребёнок пропускает буквы, не дописывает слова и предложения. В простейших примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей, а чаще всего  из-за крайней невнимательности, торопливости. Гипердинамический ребёнок любопытен, но не любознателен. Он на всё смотрит, но в результате ничего не видит. Еслт не заниматься его воспитанием, он таким и останется: не глупым, но и не умным по- настоящему. Ни в каком другом случае детская трудность, выраженная в столь вопиющей расторможенности, не вызывает так много нареканий , жалоб родителей, воспитателей и учителей, как в этом случае. Гипердинамическому ребёнку более всех грозит неприятие. Никого столь не укоряют, не стыдят, не одёргивают, не наказывают, как его. В результате он ожесточается  и разрушительно протестует. Гипердинамический ребёнок, как правило, физически крепок. Его как можно раньше следует приобщать к занятиям спорта, где он реализует чрезмерную энергию, силу, перевозбудимость. Повзрослев, такой ребёнок сам  научится стоять на месте, а вот к усидчивости следует его приучать с детства как можно раньше. Его следует сажать за стол рядом с собой, когда он устал от беготни, занимая делом соответственно возрасту. Он строит, собирает, лепит, рисует. Пусть убедится, что это занятие так же интересно, как и подвижные игры.

        Расторможенность у гипердинамического ребёнка проявляется и в эмоциях. Его, как и любого другого ребёнка учат сдержанности, но только строже, настойчивей. За проступки такого ребёнка наказывают. Наказание для него -  только унылая неподвижность. Это значит усадить его без всякого дела. Он измается, извертится, но ему придётся в бездеятельности сидеть до указанного срока и такое наказание он запомнит.

        Среди страдающих ММД /минимальной мозговой дисфункцией/ у каждого 4-го ребёнка  гиподинамический синдром. У ребёнка с таким синдромом в результате микрородовой травмы повреждены подкорковые структуры головного мозга, поэтому у него слаба стимуляция активности головного мозга этих структур, и он как бы спит, он заморожен. Такой ребёнок малоподвижен и вял, у него и мышцы гипотоничны, вялые, ослабленные, он неловок, его движения плохо координированы. Так как мозг гиподинамичного ребёнка как бы спит, он кажется умственно отсталым. В школе его называют тюфяком. Уроков физкультуры он избегает. Он вял не только физически, но и эмоционально и умственно. На такого ребёнка не следует кричать, его нельзя тормошить без толку, а необходимо заинтересовать чем-нибудь. Интерес в данном случае решает всё, его ободряют, и он видит: все к нему доброжелательны, над ним не смеются, его не упрекают, если он старается. Всё это делается очень долго. Как только выяснилось, что ребёнок вял, малоподвижен, заторможен, его сразу же начинают терпеливо побуждать к активности до тех пор, пока то, что требуется, не станет привычным и пока не включится самостимуляция, т.е. до 10 – 13 лет.

        У детей с ММД иногда отмечается дизартрия – грубые нарушения в произношении звуков. В школе обнаруживается дизграфия – плохой почерк, пропуск в письме гласных или согласных букв, замена одних букв другими, зеркальное их написание. Неудовлетворительные оценки по письму – прямо-таки симптом ММД. В 4-5 классах такие дети недостаточно успевают по математике. Однако, упорная тренировка помогает преодолеть и эти последствия минимальной мозговой дисфункции. Помощь невропатолога и психиатра в таких случаях крайне необходима.

        Борьба с последствиями ММД, синдромами гипер- и гиподинамичности  -  убедительный пример того, как весьма неблагоприятный биологический фактор детской трудности может быть купирован, преодалён настойчивыми воздействиями, если они своевременно продуманы и добры.

    Н Е В Р О П А Т И Я

       

    Невропатия – это врождённая детская нервность вследствие нарушения внутриутробного развития. Для ребёнка с невропатией характерны физический инфантилизм, склонность к аллергическим реакциям, недоразвитие ряда систем и функций организма, а также выраженная вегето- сосудистая дистония с повышенным или пониженным слюноотделением, пониженной или несколько повышенной температурой тела, нарушениями функций внутренних органов чаще желудочно-кишечного  тракта, с потливостью свидетельствуют о нарушении функций головного мозга.

        У ребёнка холерического темперамента невропатия чаще проявляется поведенческими нарушениями: требовательность, настырность, негативизм, протестными реакциями и т.п. Сангвиник  с этим диагнозом – возбудимый, подвижный, бледный, худенький. У него повышен обмен веществ, понижено слюноотделение /сухость во рту/. Ребёнок флегматического темперамента, страдающий невропатией, вял слезлив, предрасположен к неприятным ощущениям со стороны желудочно-кишечного тракта, его спазмам, к ларинго- и бронхоспазмам и т. д. Детский психиатр Г.Е.Сухарева выделила 2 варианта невропатии: возбудимый и астенический. При возбудимом варианте ребёнок импульсивен, вспыльчив, эгоистичен, двигательно расторможен и черезчур подвижен, шумен и неугомонен.

       При астеническом варианте он впечатлителен, раним, повышенно обидчив. Он быстро устаёт, истощается и тогда становится плаксивым, капризным. У него часто бывают нарушения пищеварения из-за ферментативной недостаточности, запоры или жидкий стул. Характерный для детей с невропатией эксудативно-катаральный диатез, сказывается при астеническом варианте в предрасположенности к стоматитам, заболеваниям верхних дыхательных путей, в нарушениях пищеварения. Однако, чёткой грани между 2 вариантами нет. Чаще всего встречается переплетение.

        Какие же особенности невропатии?

    1. Нарушение сна / тревожный сон, во сне мечется, сбивает простынку, поминутно с всхлипыванием меняет позу/. Иногда ребёнок путает день и ночь. При астеническом варианте невропатии дети сонливы, но сон такой - же беспокойный и налаживается только к 3 годам.
    2. Нарушение вскармливания. / В 1,5 месяца отказывается от груди, ест лениво, неохотно, отвлекаясь, быстро устаёт от кормления, срыгивает, рвота, отказ от пищи, ребёнок мало ест и плохо жуёт. У него мало слюны и нужно постоянно запивать водой. На новую непривычную пищу у ребёнка бывает рвота, ест что-то одно – или сосиски или макароны, подолгу отказывается от мяса «вегетарианец поневоле»/.
    3.  Нарушение дефекации и мочеиспускания /энурез/. Как задержка, так и недержание.
    4.  Контрастность поведения. /Ребёнок агрессивен, конфликтен, драчлив, отчаянный спорщик. Однако, он и высокочувствителен. Он – робок, но и бесстрашен: может вступить в драку с более сильным, не думая о последствиях. Он раним и обидчив, застенчив и назойлив, не переносит шума и сам шумлив. Он «вредный, но и бесхитростный. Он аутоагрессивен: кусает себя, грызёт ногти, губы, равнодушен к тому, что ест.

        5. Эмоциональная  нестабильность. /Нельзя предусмотреть, с какой стороны к ребёнку подойти и какое слово или замечание вызовет отрицательную эмоцию, недовольство/.

        6.Чрезмерная подвижность.

        7. Убыстрённое психоречевое развитие. /Ребёнок учится      читать самостоятельно, знает много стихов, он прекрасно ориентируется в окружающей среде. Нередко он начинает говорить столь рано, что взрослые бывают потрясены. Иногда у него отмечается задержка речи. Но затем его как бы «прорывает» и с этого момента он говорит много, грамматически правильно. У невропатических детей часто наблюдается нечистое произнесение звуков или замкна одних звуков другими /дислалия/.

        8. Перевозбудимость вегетативной нервной системы и аллергическая предрасположенность. / У таких детей зачастую обнаруживаются паталогические реакции на прививки. Они чутки к переменам погоды, изменениям атмосферного давления и влажности воздуха, отвечая вегето-сосудистыми кризами на изменения метеоусловий.

         9. Сверхчувствительность. / Часто детей беспокоит зуд кожи, волосистой части головы, ушей, промежности и тогда они расчёсывают себя до крови. Сверхчувствительны дети к запахам, шуму, свету/.

         10. Нарушение терморегуляции. / У возбудимых – повышенная температура тела, у ослабленных – пониженная. Невропатический ребёнок особенно подвержен простудным заболеваниям и его организм имеет низкую сопротивляемость инфекциям/.

        У детей, страдающих невропатией, особенно велики шансы заболеть неврозом. Они предрасположены к вредным привычкам: сосут палец, мнут кожу на шее, занимаются онанизмом. Невропатия чаще проявляется у мальчиков, чем у девочек, у первенцев или поздних детей.

       В о с п и т а н и е. Общение с невропатичными детьми требует чрезвычайной деликатности и такта. Основные требования – не изнеживать, не воевать с ним, но и не капитулировать перед ним. Все спокойны рядом с ним: такого ребёнка не дёргают поминутно запретами, укорами, замечаниями, многие мелочи «не замечать», т.к. жизнь такого ребёнка станет непереносимой. В детский сад ему лучше пойти в 5 или в 6 лет. Ребёнок с невропатией быстро устаёт, поэтому не следует его водить на детские утренники, в цирк и т.п., т.к. он быстро истощается от впечатлений, перевозбуждается, и это закончится бессонной ночью. Такой ребёнок быстро развивается психически, но эту тенденцию не следует поощрять. Не нужно форсировать его умственное развитие, а уделять больше внимания нравственному воспитанию. Его укрепляют физически.

    Н Е В Р О З Ы

        Путь к неврозам чаще всего у ребёнка начинается с подавления его темперамента. Действуя согласно своему темпераменту, человек преодолевает трудности наиболее эффективно. Действуя вопреки своему темпераменту, он поступает противоестественно. Внутренний конфликт – это борьба самих установок. По своему темпераменту ребёнок на обиду ответил бы дракой. Но установка «нельзя» парализует его. Внутренний конфликт – всегда проблема выбора, он возникает с момента постижения понятий «можно» и «нельзя», «хочу» и «нельзя».

    Н Е В Р А С Т Е Н И Я

        Это одна из форм невроза. При невростении неуверенность в себе, робость парализуют ребёнка. Он – пассивен и капитулирует перед трудностями, не пытаясь их преодолеть. Стержень невроза – внутренний конфликт. Внутренний конфликт раздваивает человека, делает его контрастным.

        Невроз навязчивых состояний начинается со страхов, тревожности, мнительности, нерешительности со склонностью к самомнениям и колебаниям, к перестраховке, к педантичности, замкнутости или тревожной общительности в характере. Дети, страдающие данным неврозом, гиперсоциальны, дисциплинированы, обязательны, тревожно осмотрительны, у них очень выражена установка «надо!», но у них обострён инстинкт самосохранения, чувство достоинства, они боязливы, мнительны. Всё это приводит к контрастности их поступков. Ребёнок с этой формой невроза стеснителен, но и навязчив, прилипчив, настырен, он и деликатен и бесцеремонен, если что-то его тревожит. Он презирает и мучительно любит себя; не умея постоять за себя, он борется за справедливость для других. Его психологическая защита выражается в своеобразном чувстве превосходства: « Я серьёзный, ответственный, обязательный, а боюсь потому, что больше понимаю».

    И С Т Е Р И Ч Е С К И Й   Н Е В Р О З

        Эта форма возникает у детей в предневрозном характере, у которых на первом месте стоят такие черты, как эгоистичность, внушаемость и истеричность. Истерический невроз у детей встречается часто, как и неправильное воспитание, которое приводит к нему. Такой ребёнок более всего досаждает родителям, труднее лечится. При таком неврозе ребёнок эгоистичен, привык к повышенному вниманию матери, не приучен обслуживать себя, ждать, согласовывать свои желания с интересами других детей. И

    таков он везде – дома и вне его. У такого ребёнка могут быть и тики, которые он не скрывает, как при неврастении или неврозе навязчивых состояний, а, наоборот, при истерии как раз в кабинете врача они наиболее часты. Невроз излечивается только психотерапевтическими методами – устранением непосредственной его причины – психической травматизации и перевоспитанием ребёнка – преодолением всех причин, вызвавших у него чувство несостоятельности и тревожной эгоцентрии.

        Народная мудрость гласит, что с детьми трудно, но ещё труднее, когда их нет. И это особенно следует помнить, если в семье растёт нервный или трудный ребёнок. Дети – величайшая ценность на земле, и любовь к детям – самое бескорыстное, светлое и возвышенное чувство человека. Любовь к ребёнку, мудрая и великодушная, поможет родителям преодолеть его нервность, трудности его поведения, его болезни, как бы они ни были тяжелы.

         

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности: опыт, проблемы, перспективы.

    Эта работа выполнена в форме презентации .Выступлние проводилось в рамках работы творческой группы учителей математики г.Кандалакша....

    Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

    Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

    Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

    Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

    Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

    Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра...

    Статья "Система работы с высокомотивированными и одаренными детьми"

    Статья о системе работы с высокомотивированными и одаренными детьми....

    «Основные формы психолого – педагогической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»

    В последнее время отмечается рост количества детей, с которыми очень трудно или невозможно вступить в контакт, поведение которых не поддается коррекции общеизвестными методами, принятыми в педагогике....

    Статья "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" 2018 г.

    Давыдова Н.И. "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" // Статья в журнале "Современное дошкольное образование" №3(85)/2018 – с...