Рекомендации специалиста родителям по развитию мелкой моторики детей
консультация на тему

 Философ Иммануил Кант говорил: «Рука - это вышедший наружу мозг человека».

         С раннего возраста при взаимодействии с предметами у детей начинает развиваться ручная моторика. Сначала они овладевают хватательными движениями.  Затем дети учатся действовать целенаправленно: определяют место предмета в пространстве, учитывая в своих действиях форму и величину предмета. Таким образом, у них развивается зрительно-двигательная координация, отрабатывается согласованность действий обеих рук.

         В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, то есть такие, при которых нужно совместить два предмета и две части одного предмета. Необходимость выполнения соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек, занимаясь с которыми, дети развивают ловкость рук, глазомер, согласованность действий обеих рук и знакомятся с формой и величиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_melkaya_motorika_.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые мамы и папы!

         Для начала расскажу вам о мелкой моторике.

         Философ Иммануил Кант говорил: «Рука - это вышедший наружу мозг человека».

         С раннего возраста при взаимодействии с предметами у детей начинает развиваться ручная моторика. Сначала они овладевают хватательными движениями.  Затем дети учатся действовать целенаправленно: определяют место предмета в пространстве, учитывая в своих действиях форму и величину предмета. Таким образом, у них развивается зрительно-двигательная координация, отрабатывается согласованность действий обеих рук.

         В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, то есть такие, при которых нужно совместить два предмета и две части одного предмета. Необходимость выполнения соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек, занимаясь с которыми, дети развивают ловкость рук, глазомер, согласованность действий обеих рук и знакомятся с формой и величиной.

         Для развития у детей мелкой моторики дома я рекомендую использовать следующие игрушки:

 - пирамидки,

 - матрешки,

 - башенки,

 - досочки со штырьками и различными насадками (грибочки, елочки и т. п.),

 - игры-шнуровки,

 - рамки-вкладыши,

 - детское пианино,

 - мозаику,

 - конструкторы.

         Также можно использовать подручные материалы:

 - макароны разного цвета и формы (для сортировки и изготовления бус),

 - пуговицы (для изготовления узоров, бус и строительства пирамид),

 - фасоль (для сортировки),

 - прищепки (как материал для изготовления «солнышек», «цветочков», «ёжиков» и т. д.).

         Не ленитесь заниматься с детьми развитием мелкой моторики, это положительным образом скажется на развитии речи и ума ваших детей.

I. ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ        

 Домик

Дом стоит с трубой и крышей,

 На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

        

Очки

Бабушка очки надела

 И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Флажок

Я в руке - флажок держу

 И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка

Лодочка плывет по речке,

 Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход

Пароход плывет по речке,

 И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

        

 Цепочка

Пальчики перебираем

 И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Шарик

Надуваем быстро шарик.

 Он становится большой.

 Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

 Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Елка

Елка быстро получается,

 Если пальчики сцепляются.

 Локотки ты подними,

 Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

“Угощение гномов”

(сжимаем кулачки на обеих руках)

Стали гномы гостей приглашать. (отогнем по очереди пальчики)

Стали гномы гостей угощать. (надавим последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем)

Каждому гостю досталось варенье. (так же последовательно проведем указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика)

Пальчики склеило то угощенье. (пусть малыш тесно прижмет попарно друг к другу подушечки пальцев, если он не справляется, помогите ему сделать это)

Плотно прижалась ладошка к ладошке. (прижимаем ладонь к ладони)

Гости не могут взять даже ложки! (попросите ребенка как можно плотнее прижать друг к другу ладошки, а сами проверьте, достаточно ли крепко “склеились” ручки? изобразив усилие, потяните локотки малыша в разные стороны)

“Идем в гости”

К Жене гости прибежали. (пальчики “бегут” по столу)

Все друг другу руки жали. (делаем несколько дружеских рукопожатий)

Здравствуй, Жора! (большие и указательные пальцы соединяются подушечками, образуя колечки)

Здравствуй, Жанна! (соединяются подушечки больших и средних пальцев)

Рад, Сережа! (соединяем в приветствии большие и безымянные пальчики)

Рад, Снежана! (приветствуют друг друга большие пальчики и мизинчики)

Не хотите ль пирожок? (ладошки соединяются в виде пирожка)

Может, коржик? (показать раскрытые ладошки)

Иль рожок? (сожмем кулачки на обеих руках)

Вот драже вам на дорожку. (малыш раскрывает ладошки, а вы стучите по ним, изображая сыплющееся драже)

Все берите понемножку! (малыш щиплет свою ладошку, как бы собирая драже)

С ручек все стряхнули крошки. (энергично трясем кистями рук)

И захлопали в ладошки…

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Цель - научить детей различать осенние цветы.

"Цветы"

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

Ещё одна пальчиковая гимнастика на тему «Цветы»

Посадили в землю зернышко, ("положите" в ладонь ребёнка «зернышко»)

На небе выглянуло солнышко.

Свети, солнышко, свети! (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)

Расти, зернышко, расти! (ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)

Появляются на стебельке листочки, (соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)

Распускаются на стебельке цветочки, (сжимаем кисти и по-очереди разжимаем)

Пальчиковая гимнастика в стихах на тему «Рыбки»

Пример:

Рыбки, где вы?

Где вы, где вы, рыбки, рыбки?

Рыбки воду полюбили.

Вы живете, рыбки, сами?

Двигаете вы плавниками.

На вашем теле чешуя.

Блестит она, как жар горя.

Вы не спите, рыбки, рыбки

Вы плывите! Вы плывите!

А теперь включив свое воображение, попробуйте придумать совместно со своим чадом движения для пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять, (ударить пальцами обеих рук по коленям. С мизинца - левой рукой, с большого пальца — правой рукой)

 Дождик вышел погулять. (беспорядочные удары)

По привычке шел неспешно, (указательным и средним пальцами шагаем вперед)

Ведь спешить ему куда?

На табличке вдруг читает: (ударяем то кулачками, то ладонями)"Не ходите по газону!"

Дождь тихонечко вздохнул: "Ох!» (часто и ритмично хлопаем в ладоши)

И ушел. Засох газон. (ритмично хлопаем по коленям)

«Мальчик-с-пальчик»

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

С этим другом в лес ходил.

С этим другом щи варил.

С этим другом кашу ел.

С этим другом песни пел.

 С этим – в дудочку дудел.

Каждый пальчик ребенка загибайте, будто бы разговаривая с ним: от указательного пальчика до мизинца.

         Удачи вам  на  занятиях!

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Чем могут заняться родители в домашних условиях со своими малышами с целью развития мелкой мотрики рук....

Методические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики

Данную методическую рекомендацию рекомендую родителям, воспитателям, педагогам дополительного образования....

Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики

Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет"

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет"...

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей с помощью Су-джок массажеров"

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей с помощью Су-джок массеров"...

Буклет для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В буклете представлен ряд игр и упражнений с камешками Марблс  с целью  развития мелкой моторики пальцев рук  и коррекции когнитивных процессов у  детей с ЗПР....