Родителям
консультация по теме

Максимова Наталья Александровна

Рекомендации учителей, советы психологов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности пятиклассников

Переход от младшего к подростковому возрасту приходится как раз на 10-12 лет — возраст пятиклассников. Помимо проблем с адаптацией к новым школьным условиям дети и родители натыкаются и на возрастные особенности пятиклассников.

Возрастные особенности пятиклассников

Возрастные особенности пятиклассников

Именно в этот период проявляются первые признаки полового созревания. Физические изменения заставляют детей с особым вниманием и придирчивостью относиться к собственной внешности. Это проявляется и в психологических изменениях. Пятиклассники стремятся уйти от влияния взрослых. Установленные взрослыми социальные нормы задвигаются на задний план и дети стремятся вести себя согласно нормам, установленным ими самими.

Переоценка ценностей, которая происходит в этот период у детей вызывает такие проявления, как упрямство, замкнутость. Очень часто ребенок в этом возрасте «уходит в себя», пряча все свои эмоции и переживания. Родителям важно в этот период быть особенно осторожными, не давить на ребенка и как можно внимательней прислушиваться к его переживаниям (особенно скрытым). Возрастные особенности пятиклассников связаны еще и с обостренным чувством собственного достоинства. В этот период дети становятся особенно обидчивыми.

Нестабильность самооценки, желание находить одобрение и в сверстниках, и во взрослых может привести к серьезным сложностям и в учебе и межличностных отношениях. А именно отношения со сверстниками выходят в этот период на первый план.

Возрастные особенности пятиклассников связаны и с поиском кумиров и примеров для подражания. Очень часто это могут быть и крайне отрицательные примеры. Пятиклассники часто примеряют на себя различные социальные роли — задиры, плохого мальчика или девочки, весельчака, умника. Цель таких экспериментов — изучить реакцию сверстников и взрослых на ту или иную роль. И та роль, внимание к которой будет максимальным, может стать основной для ребенка. Родителям очень важно в этот период проявить больше внимания к положительным сторонам ребенка. Неявное поощрение и принятие ребенка с его проблемами и переживаниями поможет ему пережить этот сложный этап.

Главные ошибки родителей, которые могут усугубить негативные возрастные особенности пятиклассников — это давление на ребенка, желание приструнить и подчинить его, отношение к ребенку как к маленькому, излишняя опека. Не стоит и лезть с расспросами, если ребенок не настроен на диалог. Лучше подождать удобного случая и поговорить с ним без нотаций и оценок его поведения.

Возрастные особенности пятиклассников связаны с такими проблемами:
— быстрая утомляемость;
— рассеянность внимания;
— забывчивость (преобладание кратковременной памяти);
— отсутствие интереса к обучению;
— повышенная тревожность.



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности пятиклассников

Переход от младшего к подростковому возрасту приходится как раз на 10-12 лет — возраст пятиклассников. Помимо проблем с адаптацией к новым школьным условиям дети и родители натыкаются и на возрастные особенности пятиклассников.

Возрастные особенности пятиклассников

Возрастные особенности пятиклассников

Именно в этот период проявляются первые признаки полового созревания. Физические изменения заставляют детей с особым вниманием и придирчивостью относиться к собственной внешности. Это проявляется и в психологических изменениях. Пятиклассники стремятся уйти от влияния взрослых. Установленные взрослыми социальные нормы задвигаются на задний план и дети стремятся вести себя согласно нормам, установленным ими самими.

Переоценка ценностей, которая происходит в этот период у детей вызывает такие проявления, как упрямство, замкнутость. Очень часто ребенок в этом возрасте «уходит в себя», пряча все свои эмоции и переживания. Родителям важно в этот период быть особенно осторожными, не давить на ребенка и как можно внимательней прислушиваться к его переживаниям (особенно скрытым). Возрастные особенности пятиклассников связаны еще и с обостренным чувством собственного достоинства. В этот период дети становятся особенно обидчивыми.

Нестабильность самооценки, желание находить одобрение и в сверстниках, и во взрослых может привести к серьезным сложностям и в учебе и межличностных отношениях. А именно отношения со сверстниками выходят в этот период на первый план.

Возрастные особенности пятиклассников связаны и с поиском кумиров и примеров для подражания. Очень часто это могут быть и крайне отрицательные примеры. Пятиклассники часто примеряют на себя различные социальные роли — задиры, плохого мальчика или девочки, весельчака, умника. Цель таких экспериментов — изучить реакцию сверстников и взрослых на ту или иную роль. И та роль, внимание к которой будет максимальным, может стать основной для ребенка. Родителям очень важно в этот период проявить больше внимания к положительным сторонам ребенка. Неявное поощрение и принятие ребенка с его проблемами и переживаниями поможет ему пережить этот сложный этап.

Главные ошибки родителей, которые могут усугубить негативные возрастные особенности пятиклассников — это давление на ребенка, желание приструнить и подчинить его, отношение к ребенку как к маленькому, излишняя опека. Не стоит и лезть с расспросами, если ребенок не настроен на диалог. Лучше подождать удобного случая и поговорить с ним без нотаций и оценок его поведения.

Возрастные особенности пятиклассников связаны с такими проблемами:
— быстрая утомляемость;
— рассеянность внимания;
— забывчивость (преобладание кратковременной памяти);
— отсутствие интереса к обучению;
— повышенная тревожность.



Предварительный просмотр:

Мир подростка

Бывает так, что вроде и в семье у подростка всё в порядке, не хуже, чем у других, и в школе он не из отстающих. А вот связался с «плохой компанией» — и всё покатилось под откос: грубит, огрызается, дома не удержишь, слова лишнего не добьёшься.http://lingvo-slovo.ucoz.ru/123/os-pais-buscam-a-justica-para-suprir-a-autoridade-.jpg

Дело в том, что окружение человека не пассивно. И вот такая смесь: агрессивная, втягивающая среда и неустойчивое, конфликтное внутреннее состояние подростка - действительно взрывоопасна. Всё манит и привлекает, и, кажется, всё доступно, только протяни руку. А у кого-то уже всё есть! «У Васьки навороченный компьютер, и он всю ночь просидел в Интернете, а почему я не могу зависнуть в компьютерном клубе? А Наташка уже ходила в ночной клуб и танцевала до утра, я что, хуже? Но ведь не разрешат. Скажу-ка  я, что переночую у подружки!»

Мы живём в мире, опасная сторона которого завёрнута в красивую и очень соблазнительную бумажку. Мы сами, взрослые, часто не можем устоять против соблазнов и лёгких путей решения проблем. А каково подросткам?

Все хотят быть счастливыми! И это счастье улыбается в рекламе, поблёскивает в сериалах, проезжает по улицам в дорогих иномарках. Взрослые говорят: «Учись, получай образование, работай, и, если ты способный, будет тебе счастье». Вполне ли может его устроить такой ответ? А родителям удалось добиться своего счастья (с точки зрения подростка)? Если он считает, что да, - это очень весомый аргумент! А если нет? Тогда подросток думает: «Ждать нечего, нужно начинать сейчас, и не так, как родители. Зачем много работать и мало получать, если можно наоборот?

Если быть до конца честными, придётся признать, что коммерческий успех не всегда сопутствует образованию и упорному труду. Подростки осознают это даже более ясно, чем мы. И это становится очень весомым аргументом для взрослых из другого мира - тех, кому нужны тела и души только готовящихся к взрослой жизни людей.

Рядом со сложным и неуютным «правильным» миром есть манящий и привлекательный «асоциальный» мир. Попасть в этот мир легко, а выйти самостоятельно невозможно, нужна помощь. Если подросток вовлекается в криминальную деятельность, он живёт с постоянным чувством вины и стыда, и он проделывает огромную работу, чтобы защитить себя от этих чувств. Он стремится перестать чувствовать вовсе и со временем начинает ненавидеть всё человечество. Чем дальше уходит он в эту жизнь, тем труднее и стыднее ему возвращаться обратно. Старый, «родительский» мир становится всё более чужим и даже опасным.

Духовный мир ребенка-подростка, ещё совсем не окрепший, уже подвергается разрушениям. В его сердце поселяются обида и ненависть, он не учится уважать и любить, не видит смысла собственного существования и не хочет отличать добро от зла. Он начинает думать, что люди - звери, что мир подл и опасен. Ему не за что держаться, не во что верить. В его мире нет места любви. Им овладевают два чувства: безумная потребность вернуться в «хороший» мир и понимание, что это уже невозможно.  Человек потерялся, но очень хочет, чтобы его нашли и спасли.

 Да, иногда это уже невозможно. Но пока наш подросток никуда не упал, может быть, надо что-то сделать?

Подростки нуждаются в понимании и уважении со стороны неравнодушных к их судьбам взрослых, и очень важно, чтобы родители не оказались «по другую сторону баррикад», а стали для своих детей единомышленниками в поиске оснований, способных стать прочной опорой в жизни и удержать подростков в таком сложном, но полном интересных возможностей «правильном мире», в котором у них есть будущее.  (По А. Тихомировой, В. Москвичёву)

Тихомирова Анна Владимировна – психолог, руководитель Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекрёсток».

Москвичёв Вячеслав Викторович --  руководитель управления по социально-психологической адаптации и развития подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 6Б класса. Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме" Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей".

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме"   Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей". Аналитическая справка по результатам опроса ро...

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...