Для родителей
проект (5 класс) по теме

Шайдуллин Ришат Рафикович

Связь спортивного результата с талантом и одаренностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.05 КБ
Файл vnimanie_stress.docx5.02 КБ
Файл razrabotka_klassnogo_chasa_na_temu_urok_dobroty.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Связь спортивного результата с талантом и одаренностью.

Ключевые слова: одаренность, талант, способности, индивидуальность, личностные особенности, возрастные особенности, прогнозирование, результат.

Одаренность и талант – это слишком сложный в психологическом отношении ансамбль качеств личности, чтобы полагать, что у каждого человека существует возможность самостоятельно, неповторимо, оригинально и творчески выполнить любую деятельность. Чаще делается вывод о том, что способности с одной стороны, одаренность и талант - с другой. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте, подчеркивают прирожденный характер данного качества – способности человека.

В.В. Клименко [3] дает определение: «Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, нив конструкции тела, ни в имеющихся способностях. Талант – это человек, оригинально решающий известные задачи».

Бытует мнение, что каждый ребенок талантлив. Это значит, что при правильном определении его склонностей и развитии его одаренностей может обнаружить дарование в одной или нескольких областях человеческой деятельности.

Необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, который включает в себя не только выявление одаренности детей и подростков и их особенностей, но и выявление роли обучения в развитии разных видов одаренности.

Уровень и характер проявления одаренности очень индивидуальны и заключаются в том, что одни при занятиях спортом с раннего возраста, уже проявляют ярко выраженные способности, другие же в силу сложившихся обстоятельств, к спортивным занятиям были допущены позже.

Другая сторона этой проблемы состоит в том, что многие спортсмены, обладающие уникальными способностями и одаренностью, уходят из спорта, не раскрыв своих возможностей и таланта из-за того, что в отношении к ним была применена стандартная система подготовки, не учитывающая их индивидуальных возможностей, функциональных и адаптационных резервов [6]. Известно, что многие выдающиеся спортсмены в детстве ничем не выделялись и, наоборот многие юные таланты, так и остались бывшими. Вероятно, только признание генных зависимостей темпа личностного и индивидуального развития от генотипа объясняет, почему детская одаренность часто не приводит к высоким достижениям во взрослом состоянии. Можно предположить, что кроме влияния среды, реально работает программа, определяемая генотипом.

Действительно, генотипический тип созревания может быть ускоренным, что часто и проявляется в практике развития, а конечный результат развития тем же генотипом может быть задан как норма [1]. В таком случае ускорение развития в один период, под влиянием генетических факторов, может, может сменяться замедлением в другой период под его же влиянием.

При этом признаки одаренности, по которым судят о ребенке, могут быть кратковременными, относящимися преимущественно к данной поре жизни, а могут быть и долговременными, выражающими подлинное становление индивидуальности и являющимися предвестниками более зрелых достижений [5].

Естественно, что в каждом случае причины, по которым одаренность осталась незамеченной, различны. Одаренность может не проявляться до определенного времени, либо родители, педагоги и другие взрослые не обратили внимания на имеющиеся предпосылки, или не хватило знаний, не сработала интуиция, а могли просто не заметить в ребенке выдающихся потенциальных возможностей, считая наиболее ценными совсем другие.

Неизвестно, в каких случаях детскую подростковую одаренность, следует рассматривать как гарантию будущих высоких достижений личности в различных областях деятельности в целом и в спортивной деятельности в частности. Это подтверждает, что характер и уровень проявления способностей и одаренности очень индивидуальны, а система тренировочного процесса слабо учитывает психофизиологическую специфику детей и подростков. Оценка  и регуляция механизмов одаренности и их значение для дальнейшего роста – сложная задача.

Тщательное изучение факторов, способствующих достижению спортсменами выдающихся результатов говорит о том, что каждый незаурядный спортсмен – это яркая индивидуальность.

Применительно к спортивной деятельности одаренность представляет собой индивидуально-своеобразное сочетание способностей. В основе успешного выполнения всякой деятельности находится  разнообразное сочетание способностей [1].

В числе первых это было озвучено С.А. Рубинштейном (1989), он писал: «…если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллектуальные, но все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д.».

Целостное представление было дано Б.А. Тепловым в его исследовании умственных способностей выдающихся полководцев, таких как Наполеон и Суворов. Им было показано, что одаренность не может быть понята как проявление интеллекта, она представляет собой единство интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств личности [7].

Целостный подход к изучению индивидуального развития одаренных детей использовался в исследованиях Н.С. Лейтоса [5]. Это позволило определить качественное своеобразие умственных возможностей детей, возрастных предпосылок становления общей одаренности, а также выделить ее основные составляющие: неустанную активность, стремление к самому процессу познания, высокий уровень интеллекта и творческих способностей.        

С  осторожностью нужно относится к прогнозам, поскольку одаренность – это уровень общих способностей ребенка. Этот уровень обусловлен всем процессом развития личности. Органические предпосылки развития способностей человека обуславливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей ее развития. Наряду с этим значительное влияние на формирование одаренности оказывает самооценка, мотивация деятельности.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/Д.Б. Богоявленская. – М., 2002. – 318 с.
  2. Воробъев А.Н. Принцип индивидуализации – функция или закономерность в современном тренировочном процессе? А.Н. Воробъев// Теория и практика физ. культуры, 1986. - № 6 – С.29-31.
  3. Клименко В.В. Психологические тесты таланта/ В.В. Клименко. – Харьков, 1986.
  4. Ильин Е.П. Об адекватности пониманиясвязей свойств нервной сиситемы с эффективностью деятельности поведением спортсменов /Е.П. Ильин//Теория и практика физической культуры, 1985. - № 6. – С.52-56.
  5. Лейтос Н.С. Психология одаренности детей и подростков/Н.С. Лейтос. – М., 2003 – 334 с.
  6.  Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов/ В.Н. Платонов. – М., 1986 – 287 с.
  7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий/ Б.М. Теплов – М.,  - 1961 – 536 с.
  8. Сальников В.А. Одаренность и талант как основное условие достижения выдающегося спортивного результата/ В.А. Сальников// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка – М., 2007. -  № 2 – С.61-66.



Предварительный просмотр:

Внимание, стресс!

Причины стрессовых ситуаций, которыми богата сегодняшняя жизнь, совершенно различны, но реакция организма одна – справиться с ними. Состояние стресса вызывает существенные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем: напрягается лицо, грудь, живот, учащается дыхание, расширяются кровеносные сосуды. Возникающие при стрессе сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции. У наших предков эта реакция включалась при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом, для бегства от него.

Поводов для стресса у детей не меньше, чем у взрослых. Это, к примеру, физическое наказание, оскорбление, ощущение школьной несостоятельности, тяжелая травма или физический недостаток, трудности в общении или обида, нанесенная друзьями, сложности и конфликты в семье. Как правило, подростки реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи.

Пожалуй, наиболее красноречиво о степени психологического напряжения и неумении грамотно выходить из этого состояния свидетельствуют статистические данные о числе суицидальных случаев среди детей. За последние 10 лет их смертность от самоубийств выросла на 100%. Зафиксированы случаи самоубийств уже среди детей 5-9 лет. Результаты социологического исследования среди 11 тысяч подростков в возрасте 13-17 лет в трех регионах России показали, что независимо от места проживания четверть подростков думали о самоубийстве, около 10% планировали его, а около 5% пытались его осуществить.

Как распознать стресс?

Различают физические, эмоциональные и поведенческие признаки стресса.

Физические признаки: общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе и спине, дрожь и нервный тик, запоры, понос, частое мочеиспускание, головные боли, повышенная потливость.

Эмоциональные признаки: беспокойство или повышенная возбудимость, раздражительность, гнев, невозможность сосредоточиться, агрессивность, чувство беспомощности, страх.

Поведенческие признаки: судорожная еда, постоянная спешка, усиленное курение.

Симптомами стресса у детей являются утомляемость, несобранность, безразличие, заикание, снохождение, сноговорение, потеря аппетита. Нередко в стрессовой ситуации появляются несвойственные подросткам ранее жестокость, агрессивность, конфликты со сверстниками, побеги из дома, нежелание учиться. Родители недоумевают по поводу необычных для ребенка лживости, изворотливости, склонности к воровству, стремления к разрушениям, злобности, не догадываясь, что причиной всему является стресс. Разумеется, в описанных случаях стоит обратиться к психологу или врачу. А как таких ситуаций избежать, как защитить детей от стресса?

Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, обсуждайте их, давайте советы.

Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.

Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины» (грубость, необоснованные упреки, скорые расправы в виде запретов).

Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

Осознайте, что ребенок не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, лечите добром.

Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными подростками. Этим вы снижаете его самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

Следите за выражением своего лица, когда выходите к ребенку. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо – «психологическая пощечина» ребенку.

Основоположник учения о стрессе Г.Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет аромат и вкус к жизни». Давайте прислушаемся к этому совету и попытаемся его применить.



Предварительный просмотр:

Разработка классного часа на тему: «Урок доброты».

СЛАЙД 1 (название урока)

Педагог школы представляет ведущего (ведущих) урока доброты.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята!

СЛАЙД 2

Ежегодно 3 декабря во всем мире отмечают День инвалидов.

Официально дата проведения Международного дня инвалидов была провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН в  1992 году. 

Сегодня на уроке мы будем говорить о людях с инвалидностью, о том, что они, как и все мы,  имеют равные права и возможности.

День сегодня инвалидов,
Это повод для добра.
Подарите этим людям
Часть душевного тепла.
Будьте чуточку милосердней,
Помогайте просто так.
И судьба подарит в жизни
Вам лишь добрый, светлый знак.

Давайте попробуем вместе дать определение этого слова, итак, что такое ДОБРОТА?

Ребята дают определения.

СЛАЙД 3

Практически во всех словарях русского языка дается следующее определение этому слову: доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.        

СЛАЙДЫ 4

Ребята, кого в нашем обществе называют инвалидами?

Если мы откроем словарь Ожегова, то увидим такое определение:

Инвалид – человек, который частично или полностью утратил трудоспособность  вследствие увечья или болезни.

Вы часто видите людей с инвалидностью на улицах города? Чем они от нас отличаются?

Давайте посмотрим видеоролик о том, как здоровые дети обучаются вместе с детьми с инвалидностью.

СЛАЙД 5

ВИДЕОРОЛИК «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - Чемпион»

СЛАЙД 6

Люди с инвалидностью ничем от нас не отличаются, у них также есть мечты, они хотят учиться, работать, иметь семью, приносить пользу окружающим.

Инвалидность у людей бывает разная – может быть нарушен опорно-двигательный аппарат, и человек передвигается на инвалидной коляске или на костылях. Бывает, что после автомобильной или железнодорожной аварии человек теряет ногу или руку. Обычно такие люди ходят на протезах, если их возможно сделать, потому что, если слишком высокая ампутация руки или ноги, то протез установить просто невозможно. Сегодня очень часто молодежь ходит по улицам с наушниками в ушах, это очень опасно, особенно когда вы переходите дорогу или железнодорожные пути и можете не услышать звук приближающегося транспорта.

Есть люди – инвалиды по зрению, которые плохо видят, или совсем слепые. Есть люди – инвалиды по слуху – глухие и слабослышащие. Бывают и другие заболевания, например, нарушение интеллекта.  

Кроме того, инвалидность бывает врожденная и приобретенная. Человек может стать инвалидом в любом возрасте, так как никто не застрахован от несчастных случаев, в результате которых можно  потерять зрение, слух, конечности, способность говорить.  

Врожденная инвалидность – это когда ребенок родился с каким-то недугом (нарушения в позвоночнике, отсутствие конечностей, слепота, глухота, дети с синдромом Дауна).

Но мы с вами должны понимать, что люди с инвалидностью и дети с инвалидностью - такие же, как и мы с вами. Они так же имеют право на образование, на занятия различными видами искусства, на спорт.  

СЛАЙД 7

ВИДЕО «Инклюзивное образование – это шанс!»

СЛАЙД 8

Человек с инвалидностью постоянно сталкивается в своей жизни с различными ограничениями.

Иногда нельзя вылечить болезнь, но всегда есть возможность убрать препятствия.

Для людей с инвалидностью созданы специальные технические приспособления, чтобы было удобно передвигаться по улицам и в зданиях.

Для людей, передвигающихся на колясках существуют пандусы для входа в помещение, лифты, подъемники.

Для людей  с инвалидностью по слуху придумали бегущую строку на телевидении, в салоне автобуса или вагоне метро, информационное табло на вокзале или в аэропорту.

Для слепых людей для передвижения на улице придуманы специальные трости с сигнализацией – когда трость чувствует препятствие, она сигнализирует своему хозяину.

Также созданы светофоры со звуком, когда пешеходу горит зелёный, они пищат.

СЛАЙД 9

Ребята, люди с инвалидностью,  как и все мы, стремятся жить полноценной жизнью и приносить пользу обществу.

Как вы думаете, какими профессиями могут овладеть люди, передвигающиеся на инвалидной коляске?

Учащиеся называют профессии.

Я назову некоторые профессии: бухгалтер; библиотекарь; программист, ювелир, спортсмен.

Какими профессиями могут овладеть незрячие и слабовидящие люди?

Учащиеся называют профессии.

Сборщик бытовых электроприборов; массажист, музыкант. Вы, наверное, слышали, что был известный композитор Иоганн Себастьян Бах. Последние годы своей жизни он был практически слепым, но писал музыку, ноты записывал за ним его родственник.

В России есть певица Диана Гурцкая, которая практически не видит.

Где могут работать глухие и слабослышащие люди?

Учащиеся называют профессии.

Электросварщик ручной сварки; слесарь по ремонту автомобилей; водитель автомобиля категории В; бухгалтер; художник по костюму; программист, танцор и тоже музыкант.

Немецкий композитор и пианист Людвиг Ван Бетховен начал терять слух, когда ему было 26 лет. И свои самые знаменитые произведения он написал, будучи совершенно глухим.

СЛАЙД 10

Есть люди с синдромом Дауна, это когда происходит нарушение на хромосомном уровне, что приводит к физическим и интеллектуальным изменениям. Людей с синдромом Дауна называют еще солнечными людьми. Люди с синдромом Дауна часто занимаются творческими специальностями, работают аптекарями, библиотекарями, массажистами, парикмахерами, автомеханиками, кассирами, офисными сотрудниками, актерами.

Пабло Пинеда — испанский актер, получивший в 2009 году «Серебряную раковину» кинофестиваля в Сан-Себастьяне за лучшую мужскую роль в фильме «Я тоже». Он живет в Малаге, работает в муниципалитете и преподает. У Пабло есть несколько дипломов: преподавателя, бакалавра искусств и диплом в области педагогической психологии.

Мария Нефедова живет в Москве, работает в центре «Даунсайд Ап» помощником педагога, помогает специалистам проводить групповые занятия для детей с синдромом Дауна. Играет на флейте.

Вот видите ребята, люди с инвалидностью могут работать в разных профессиях в зависимости от вида заболеваний.

        Они имеют равные права со здоровыми людьми, на получение профессии, на труд и на занятие спортом, который тоже может быть  профессией.

Как вы думаете, какими видами спорта могут заниматься люди с инвалидностью?

        Ребята называют виды спорта.

 СЛАЙД 11

                 Молодцы! Есть множество интересных видов спорта для людей с инвалидностью: фехтование на колясках, баскетбол на колясках, волейбол сидя, бочче, следж-хоккей и другие виды спорта. Центр адаптивного спорта Югры развивает 40 видов спорта.

В Югре, начиная с 2009 года, активно развивается следж-хоккей. Есть достойные успехи – на Паралимпийских зимних играх в Сочи 4 спортсмена Центра в составе сборной России завоевали серебряные медали по следж-хоккею.

Давайте посмотрим видеоролик, чтобы понять, что это за вид спорта.

СЛАЙД 12

ВИДЕО СЛЕДЖ-ХОККЕЙ

СЛАЙД 13

Мы все отличаемся друг от друга внешностью, привычками, умениями, знаниями. Несмотря на то, что мы разные, нам интересно общаться друг с другом. То же самое происходит и между обычными детьми и детьми с инвалидностью. Несмотря на то, что внешне мы как-то можем отличаться, мы всегда поймем друг друга и будем друг другу полезны.

Радует, что в последнее время у нас в стране развивается инклюзивное образование, когда дети с инвалидностью учатся в обычных школах, посещают все уроки, сдают экзамены, получают аттестаты, то есть живут той же полноценной жизнью, что и вы. Они могут обучаться различным профессиям, заниматься видами спорта не только для укрепления своего здоровья, но и для достижения высоких спортивных результатов. Наша задача с вами – помогать таким людям и поддерживать их во всем.

СЛАЙД 14

ВИДЕО «Инклюзивное образование Лаура»

СЛАЙД 15

Наш урок подошел к концу, надеюсь, что все, о чем мы сегодня говорили, вам пригодится в жизни, ведь люди с инвалидностью не нуждаются в жалости, они нуждаются в понимании и помощи.

Спасибо, ребята, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 6Б класса. Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме" Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей".

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме"   Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей". Аналитическая справка по результатам опроса ро...

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...