Описание системы работы с родителями
материал по теме

Боргоякова Дина Станиславовна

Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_sistemy_raboty_s_roditelyami.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования с. Уэлен»

Описание системы работы с родителями  

«Семья и школа: от начального к среднему»

Боргоякова Дина Станиславовна,

учитель английского языка,

классный руководитель 9 класса

Клименко Людмила Алексеевна,

 учитель начальных классов,

классный руководитель 1 класса

                                             

   Чтобы узнать ребенка,                                                                                                                                         надо хорошо знать его семью.

                                                                                                           В.А.Сухомлинский 

Необходимость сотрудничества семьи и школы всегда играла важную роль в формировании и развитии учащихся. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Начальная школа играет исключительно важную функцию в общей системе образования. Это звено, которое направлено на развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.  Среднее звено, в дальнейшем, обеспечивает целостное развитие личности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. Принимая во внимание важность каждой ступеньки образования наших детей, мы создали триединую модель совместной деятельности родителей и школы: начальной и средней. Дети, родители, педагоги -  члены  одного школьного коллектива. Нас объединяют общие заботы, проблемы, результат решения, которых зависит от характера их взаимодействия.  Актуальность и перспективность программы обусловлена тем, что ее реализация позволяет успешно разрешить противоречия, встречающиеся в работе с родителями. Поэтому нашу программу мы решили построить на сотрудничестве учителя начальных классов, классного руководителя в среднем звене и родителей.   

Цель программы: создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи.

Задачи:

  • использование активных форм организации психолого-педагогического просвещения родителей;
  • организация работы по освоению диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями;
  • формирование современных способов организации совместной деятельности родителей и детей.

Программа состоит из трех этапов.

Первый этап - организационно-подготовительный. Цель: создание банка данных о семьях учащихся. На этом этапе проводится диагностика и составление социального паспорта семьи.

Второй этап, основной - практический. Цель: налаживание позитивной связи: школа - ребенок - семья.

Третий этап, заключительный - рефлексия. Цель: подведение итогов, мониторинг, анализ результатов, эффективности реализации программы.

В условиях  введения ФГОС исключительно важной становится роль родителей. Так как значительная часть наших родителей – непрофессиональные воспитатели, не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, испытывают трудности в установлении контактов с детьми, классные руководители совместно с родителями должны найти наиболее эффективный способ решения этой проблемы.  И эффективность этой работы во многом зависит от форм взаимодействия педагогов и родителей.  

В своей работе мы используем следующие формы: тематические родительские собрания; праздники, спортивные мероприятия; экскурсии, дни открытых дверей; индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей; беседы; лектории для родителей.

Основными направлениями реализации программы являются:

1. Диагностика семьи: изучение образа жизни семей; выявление особенностей семейного воспитания; составление характеристик семей обучающихся; выявление положения детей в системе семейных отношений. Осуществление данного направления опирается на тесное сотрудничество учителя начальных классов и классного руководителя среднего звена. Изучение образа семьи ведется путем диагностики на начальном уровне и среднем. Совместный мониторинг  позволяет нам вовремя отследить положительные или отрицательные моменты в семьях наших детей.

2. Работа с социально неблагополучными семьями:  составление социального паспорта класса;  составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей;  обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей. Посещения семьи проводятся нами совместно, регулярно в праздничные и каникулярные дни мы посещаем семьи наших детей.

3. Взаимодействие семьи и школы:

1. создание условий для участия родителей в образовательном процессе школы;

2. работа родительского лектория;

3. проведение дня открытых дверей.

Нами практикуется проведение "Дня открытых дверей" как одной из форм просвещения родителей. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, дискуссии. В работу " Дня открытых дверей " мы стараемся вовлечь не только педагогов школы, но и работников социальных, психологических и медицинских служб, представителей общественности. Одним из последних проведено совместное мероприятие в форме дискуссии «Оптимальные пути подготовки ребенка к мониторингам», в связи с тем, что учащимся 1 класса предстоит мониторинг, а 9 классу – экзамен. В дискуссии приняли участие педагог-психолог и детский педиатр.

В процессе совместной деятельности школы и родителей особую актуальность приобретает наличие обратной связи, т. е. регулярное изучение мнения родителей о качестве образовательного процесса и об их удовлетворенности школьной жизнью. Это вопрос решаем при помощи анкетирования. Анализ анкет позволяет соотнести цели школы и цели родителей в обучении и воспитании детей. Например, анкета для родителей «Изучение характера отношений между педагогами и родителями» (приложение 1), позволила проанализировать степень доверия родителей к школе, которая в нашем случае оказалась на хорошем уровне. К сожаленью, из-за труднодоступности нашего поселка, мы лишены возможности полноценно общаться с родителями в сети интернет.

4. Организация совместной деятельности:

1. создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности;

2. включение семей в воспитательный процесс.

3. пропаганда здорового образа жизни, организация экологического воспитания.

Формы деятельности

Мероприятия

Познавательная

Предметные декады, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, выпуск предметных газет =

Досуговая

Совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, походы, выставки творческих работ

Спортивная

Дни здоровья, спортивные праздники.

Критерии оценки эффективности реализации программы

 "Семья и школа: от начального к среднему»

Критерии

Количественные

Качественные

Количество родителей (1, 9 классы), удовлетворенных школьной жизнью - 86%

Степень доверия родителей школе - хорошая

Участие родителей во внеурочной деятельности класса и школы  - 70%

Контроль за успеваемостью учащихся со стороны родителей – осуществляется на должном уровне

Посещаемость родительских собраний, лекториев, конференций и др. – 78%

Степень обратной связи родителей и школы - хорошая

Наличие традиций сотрудничества с родителями - 67%

Использование форм работы с семьей, повышающих активность родителей на высоком уровне

Готовность родителей к дальнейшему участию в образовательном процессе – 78%

Учитывая эффективность программы, собираемся продолжить работу по тесному сотрудничеству школы на начальном и среднем уровнях и родителей по вовлечению их в образовательный процесс с целью формирования положительного отношения к школе.

Список литературы

1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 кл. + новые собрания. М., 2005.

2. Елисеева Т. П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях /Т. П. Елисеева // Классный руководитель. 2005. №5. С. 65 – 72.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Федеральные законы и кодексы РФ. М., 2011.

4. Калейдоскоп родительских собраний: метод. разработки. Вып. 1/ под ред. Е.Н.Степанова. М., 2005.

6. Москвина Н. И. Взаимодействие семьи и школы /Н. И. Москвина //Классный руководитель. 2005. №5. С.102 – 107.

7. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. Пособие / Под ред. С.И. Петреевской. М., 1999.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт, 2010 год.

 

Приложение 1

Анкета для родителей

"Изучение характера отношений между педагогами и родителями"

Уважаемые родители!

Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Надеемся, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия друг к другу в вопросах воспитания наших учеников - ваших детей.

1. Нравится ли вам наша школа?

Да

Не совсем

Нет

2. Доверяете ли вы классному руководителю вашего сына или дочери?

Да

Не совсем

Нет

3. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе?

Доброжелательные

Равнодушные

Неприязненные

Конфликтные

4. Есть ли единство педагогических требований у вас и педагогов к вашему ребенку?

Да

Не совсем

Нет

5. Был ли классный руководитель или кто-то из учителей у вас дома в текущем году? Какова была цель визита? __________________________________

6. Посещаете ли вы родительские собрания в школе?

Регулярно

Иногда

Нет

Если не посещаете, то почему?__________________________________

7. Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка?

Да

Не совсем

Нет

8. Какие проблемы в первую очередь надо обсуждать на родительских собраниях? __________________________________

9. Что, на ваш взгляд, должна делать школа по отношению к семье? ___________________________________

10. Каковы, на ваш взгляд, обязанности родителей по отношению к школе? __________________________________

11. Как школа может помочь родителям в решении возникших у ребенка проблем? __________________________________

12. Влияете ли вы на решения, принимаемые классными руководителями, учителями, администрацией школы? Как бы хотели влиять? __________________________________

Примечание:

Подписывать анкету не обязательно. Если по каким-то причинам вы не хотите передавать анкету через своего ребенка, вы можете передать ее лично учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)

Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...

Описание системы работы

Попытка обобщения опыта...

Описание системы работы по пропаганде правильного питания

Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...

Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.

Система работы с  одаренными   учащимися:   Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...

Описание системы работы педагога- библиотекаря

Краткое описание моей системы работы....

Описание системы работы классного руководителя

Краткий рассказ как я работаю с классом...

Модульное описание системы работы. Наименование опыта: "Стимулирование мотивации выпускников детского дома к саморевализации и самосовершенствованию личности в период адаптации к самостоятельной жизни"

Актуальность и обоснование темы. Работа по программе постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Становление": цели, задачи, формы и методы работы. Стимулирование мотивации выпускников д...