Главные вкладки

    Теория и практика к презентации по артикуляционной гимнастике
    учебно-методический материал на тему

    Миноченкова Ирина Юрьевна

    Семинар, мастер-класс, можно назвать как угодно, главное, чтобы была польза! И не было потерянного времени, а был замечательный результат!!!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл art.gimn_.master.docx784.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для родителей

    «Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения»

    1 часть

    Как сказал знаменитый российский ученый Д.С.Лихачев: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит».

    Действительно по речи человека складывается первое впечатление о нем. И когда голова светла и умна, но слова не льются как реченька из-за дефектов, становится очень обидно иногда за потерянное время, иногда за отсутствие должного внимания к собственному ребенку. Именно поэтому сегодня мне захотелось организовать необычную встречу - встречу на своеобразном практическом мастер-классе, где будут принимать участие и вы, уважаемые родители.

    Итак, для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.

    У всех людей на земле артикуляторный аппарат устроен одинаково, но каждый язык мира выбирает те или иные положения органов речи для производства звуков.




    В полости рта расположены органы речи: язык, нёбо (твёрдое и мягкое), отделяющее полость рта от носовой полости, зубы и губы. За верхними зубами расположены бугорки, которые называются альвеолами. Наибольшее количество звуков речи образуются в полости рта благодаря большой подвижности языка и губ и возможности комбинировать их движения. Непосредственно за альвеолами расположено твёрдое нёбо, а напротив корня языка - мягкоё нёбо.

    К активным органам речи относятся также голосовые связки. При произнесении глухих согласных голосовые связки не напряжены и раздвинуты. Когда голосовые связки напряжены и сближены, а поток воздуха заставляет их вибрировать, возникает голос, который мы слышим при произнесении звонких согласных и гласных.

    Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи- язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

    Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься логопед! Пожалуйста, никакой самодеятельности! Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитывать у ребенка правильное произношение, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Родители не подозревают, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе. Артикуляционные упражнения выполняются не только на занятии с логопедом, но и в домашних условиях.

    Упражнения подбирают в соответствии с дефектом речи ребенка. Лучше всего, если это сделает для вас логопед. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.

    Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок. Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Хорошо бы подобрать к каждому упражнению картинку - образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому- либо предмету. Любимая детьми «Сказка о веселом язычке», которую, я использую на своих занятиях, они с удовольствием «играют с язычком и выполняют все его требования». 

    Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику. Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

    2 часть. Практическая («Мастер-класс» для родителей)


     Упражнения по ходу презентации.
    http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_8/16/d-15414/7z-docs/1_html_m6de1f1e7.jpg


    • Конфетка. Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой появилась «твердая конфетка».

    • Ежик. Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой появилась «твердая конфетка».

    • Слоник. Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

    • Накажем непослушный язычок. Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и продвигать его сквозь зубы с усилием вперед-назад.

    • Заборчик. Улыбнуться, обнажив верхние и нижние сомкнутые зубки

    • Часики. Улыбнуться, обнажив верхние и нижние сомкнутые зубки

    • Блинчик. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

    • Вкусное варенье. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

    • Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Поднимаем язычок выше. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы

    • Парус. Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза

    • Чистим зубы. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

    • Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

    • Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

    • Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Широким язычком пощелкать, громко и энергично, как лошадка скачет. 
      Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, «прыгал» только язычок.

    • Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. 
      Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. 
      Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать им, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

    • Киска сердится. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

    • Болтушка. Прямым (чисто вымытым) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, произнося «ДЖЖЖЖ» , отчего слышится рокочущий звук. Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца, малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка.


    Также на занятиях мы используем символы звуков

    «с» - песенку водички
    «з» - песенка комарика
    «ш» - песенка ветра 
    «ж» - песенку жука
    «л» - песенка пароходика

    3. Сказка о веселом язычке

    Логопед: Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. 
    (У родителей открыт рот)

    Стал он искать выход. Сначала в одну щечку постучал, потом в другую. Родители «протыкают» язычком сначала одну щеку, потом другую. 
    Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем и нижнюю губу. 
    Протыкают» сначала верхнюю, затем нижнюю губ)

    В это время ротик зевнул и открылся. (Зевают)

    Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. (Покусывают кончик языка)
    Зубки покусали язычок сначала с одной стороны, потом с другой.
    (Покусывают язык слева и справа.)

    Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать. 
    (Покусывая всю поверхность языка, высовывают его вперед и убирают назад.)

    А зубки не унимались и продолжали жевать .Они пожевали нижнюю губу, потом верхнюю.
    (Покусывают верхнюю губу по всей длине, затем нижнюю.)

    Потом зубки попытались откусить кусочек щеки. 
    (Закусывают изнутри щеки боковыми зубами)

    Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние зубы. 
    (Чистят языком верхние и нижние зубы.)

    Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: « Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок! Мы больше не станем тебя кусать!»
    После утренних процедур, что мы обычно делаем? Правильно! Завтракаем. 
    Язычок тоже каждое утро завтракает, пьет чай. У него есть любимая чашечка. 
    (Имитируем форму чашечки).

    А еще Язычок любит пить чай с вкусным вареньем.
    (Облизываем губы по кругу)

    После завтрака Язычок идет гулять на улицу, там он качается на качелях 
    (Кончик языка дотрагивается сначала до верхних зубов, затем до нижних)

    Покачавшись на качелях, Язычок идет играть со своими друзьями. Любимая подруга Язычка – это лошадка Сима. Вместе они скачут по долинам и просторам. 
    (Щелкаем язычком, придерживая подбородок)

    Когда Язычок повзрослел, ему на День рождения родители подарили машину, но у нее в прекрасный день сломался моторчик. А вы все прекрасно знаете, что пока мотор не починят, машина ездить не сможет. 
    (Упр. «Чашечка», «Дятел, с помощью пальца «механически», заставляем язык вибрировать.)

    – Уважаемые родители! На этом наша практическая часть закончена. Спасибо за то, что пришли на наше необычное родительское собрание. Спасибо за сотрудничество.

    1. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо в форме игры, без принуждения.
    2. Упражнения должны выполняться каждый день.
    3. Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься перед зеркалом.
    4. Время занятия – 3-5 минут.
    5. Фиксировать внимание на неудачах ребенка нельзя (у него не всегда с первого раза будет получаться выполнять то или иное упражнение).

                   «Загони мяч в ворота»

      Вытяните губы вперед «трубочкой» и длительно подуйте на шарик (лежит на столе перед ребенком/родителем), загоняя его между двумя кубиками.

        Варианты зависят от Вашей фантазии. Можно предложить ребенку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу. Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребенку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздается своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

         Следите за тем, чтобы не надувались щеки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. Загонять шарики нужно на одном выходе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. 

      Речевая моторика * речевое дыхание для детей

               «Фокус»

        Чтобы фокус получился надо:

         Открыть рот, сделать «чашку», положить маленький кусочек ватки на нос, сделать вдох через нос, сильно дунуть на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх (должен получиться звук, похожий на [Ф], но не на [Х]).

           

    Советы логопеда

    1. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. 
      Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, овощи и фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо.

    Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

    1. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
    2. Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
    3. Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
    4. Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
    1. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
    2. Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.




         Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, уважаемые родители, и помогут решить проблемы речевых нарушений у вашего ребенка.

    Причины, по которым необходимо заниматься

    артикуляционной гимнастикой:

    1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
    2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
    3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
    4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

    При проведении артикуляционной гимнастики

    необходимо соблюдать следующие рекомендации:

    1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
    2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
    3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
    4. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
    5. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
    6. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
    7. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
    8. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
    9. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.
    10. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.
    11. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
    12. Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
    13. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
    14. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

    Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий.

    Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

    Дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет   плавность и музыкальность речи, создает   возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

     Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

     К тому же профилактика заболеваний ЛОР-органов (острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д.) — важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

    Плыви, кораблик!

    Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц,

    Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

    Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребёнку.

    Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш кораблик. А теперь ты попробуй. Молодец!

    Расти, пена!

    Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

    Оборудование: Стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

    Ход игры: Эту игру можно предложить ребёнку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьёт воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у

    ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей, затем предложите подуть ребёнку. Когда пены станет много, можно подуть на неё.

    Сейчас я устрою фокус покус! Беру жидкость для мытья посуды и капаю в воду... Теперь помешаю ары бары топ - топ топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь попробуй ты подуть.

                  А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.

    Упражнения для губ

    1. «Заборчик».  Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
                Зубы ровно мы смыкаем

              И заборчик получаем

    2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

              Мои губы – трубочка

             Превратились в дудочку.

    3. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ

    Свои губы прямо к ушкам  растяну я, как лягушка.

    А теперь - слонёнок я , видишь – хобот у меня.

    Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.

    Упражнения для щек

    1. Похлопывание и растирание щек.

    2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

    3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

    4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    Статические упражнения для языка

     (выработка контроля за положением языка и удержанием позы)

    1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.
                              На губу язык клади,

                              Пя-пя-пя произноси.

    2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
                          Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
                          Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
                         Раз, два, три, четыре, пять!  Язык можно убирать.

    3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
                       Язык широкий положи, его края приподними.

    4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 
                       Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
                       Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
                       Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.

    Динамические упражнения для языка

                                     (выработка координации и точности движений)
    1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого  к уголкам рта. 
                      Влево - вправо мой язык скользит лукаво:
                     Словно маятник часов покачаться он готов.

    2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 
                      На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
                      Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
    4. Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

                       Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
                       Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

    6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 
                             Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
                             Я копытцем постучу!  Цок-цок-цок.
                             Если хочешь – прокачу!  Цок-цок-цок.

    7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 
                               Красить потолок пора,
                               Пригласили маляра.
                              Ниже челюсть опускаем,
                              Язык к нёбу поднимаем.
                             Проведём вперёд – назад –

                             Наш маляр работе рад.

    8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 
                              Ох и вкусное варенье!
                             Жаль осталось на губе.
                             Язычок я подниму
                             И остатки оближу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Теория и практика написания эссе по обществознанию"

    Представлена рабочая программа факультативного курса для учащихся 11 классов. Цель данной программы научить писать детей эссе при сдаче единого государственного экзамена...

    Электронная библиотека к программе элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса

    Электронная библиотека, собранная к программе элективного курса  «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса включает в себя тексты произведений рус...

    Презентация , тест и практика к уроку по географии 5 класс (ФГОС) "Путешественники древности."

    Данные презентации помогут провести урок географии в 5 классе по программе Е.М.Домогацких "Путешественники древности" В презентации учащиеся познакомятся с финикийцами их плаваниями, с путешествиями Г...

    Теория и практика проблемного обучения по математике

    Теория и практика проблемного обучения по математике....

    Теория и практика использования учебников по русскому языку и литературе

    В статье представлен краткий обзор учебников по рускому языку и литературе на основе личного опыта и обощения методических материалов....

    Программа элективного курса по литературе «Теория и практика написания сочинения по литературе»

    Данная программа направлена на подготовку учеников 11 класса к итоговому сочинению...