Формула решения школьных конфликтов
классный час (6 класс) на тему

Желонкина Наталья Евгеньевна

Процесс образования, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая среда представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику, родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frshk.rar33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Формула решения школьных конфликтов

Пояснительная записка

Процесс образования, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая среда представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику, родителям.

Теоретический анализ психолого-педагогической конфликтологии сводится к следующим выводам:    

  • в основе конфликта часто лежит объяснимое противоречие, а сам конфликт носит конструктивный и деструктивный характер;
  • конфликтов не следует «бояться», поскольку они закономерны;
  • к конфликту часто приводит высокий эмоциональный накал в общении;
  • вмешиваться педагогу в конфликт целесообразно, но не столько для того, чтобы устранить его, сколько для оказания помощи подростку в познании самого себя;
  • прежде, чем вмешиваться в конфликт, необходимо знать причины его возникновения, т.е. педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта;
  • конфликтная ситуация и конфликт при умелом использовании механизмов управления могут стать эффективным средством воспитательного воздействия.  

Что касается формулы решения школьных конфликтов, то, к сожалению, такой не существует. В арсенале педагогических средств существует несколько путей решения конфликтов:

  • изучение передового опыта, но он не всегда дает ожидаемый результат, поскольку апробирован в иных условиях;
  • овладение знанием закономерностей развития конфликтов и способами их предупреждения и преодоления – более трудоемкий, но и более эффективный.

Установлено, что противоречия, возникающие среди участников педагогического процесса, не всегда приводят к конфликту. При желании и умении педагога конфликтная ситуация может быть решена с пользой для всех участников образовательного процесса, когда пережитое событие будет рассматриваться с точки зрения приобретения опыта совместной работы.

        С целью предупреждения конфликтов опытные педагоги много внимания уделяют индивидуальной работе. При выяснении позиции участников важно:

  1. внимательное, уважительное отношение к воспитаннику, терпимость к его слабостям, спокойный тон;
  2. мысленно представить себя на его месте и понять, какие события привели его в это состояние;
  3. подчеркнуть общность цели либо интересов, показать ученику заинтересованность в решении его проблем;
  4. обязательно дать возможность «выговориться».

Ожидаемые результаты, исход конфликтных ситуаций может быть разным: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, компромисс, конфронтация, признание своей ошибки. Предвосхитить конфликт, либо перевести на иной, позитивный уровень, педагогу поможет знание структуры и технологии конфликтной ситуации.

        Цель проведения мастер-класса «Формула решения школьных конфликтов»: определение конфликтной ситуации на ранней стадии развития, конструктивное решение возникшей проблемы.  

Задачи:

  1. перевести реальную ситуацию в педагогическую;
  2. реализуя личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности, выявить жизненные притязания воспитанников;
  3. замотивировать «проблемного» ученика на успешную деятельность;
  4. используя весь педагогический арсенал на уроках и во внеурочной деятельности, создать условия для творческого развития личности, для саморазвития и самоопределения.      

Формула решения школьных конфликтов.

Проблема взаимодействия участников образовательного процесса в современной школе очень актуальна. Об этом свидетельствуют социологические опросы, исследования. Общество в целом и детство в частности, к сожалению, характеризуется ожесточением чувства нетерпимости друг к другу. Первостепенная задача школы – воспитать личность способную на саморазвитие, на сопереживание, на самореализацию, на самоопределение, даже в нестабильной ситуации. Процесс образования, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. СМИ, родители зачастую обвиняют учителя в нежелании и неумении работать без конфликтов. В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или группы людей, связанных с отрицательными эмоциональными переживаниями». Т.е. конфликт не только представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также и служит способом выявления и разрешения противоречий.

        На конфликт сегодня смотрят, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни  коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно. Наоборот, наличие конфликта – показатель нормального развития. Исследователи данной проблемы утверждают, что конфликтная ситуация и конфликт при умелом использовании механизмов управления могут стать эффективным способом воспитательного воздействия. И мне, как педагогу, эта точка зрения импонирует, поскольку:

  • Конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;
  • Конфликт – это способ самоутверждения личности, особенно в подростковом возрасте;
  • Межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;  
  • Необходимость решения конфликта приводит к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, на вовлечение в социально-творческое партнерство.

Таким образом, сознательное управление педагогом конфликтной ситуацией возможно лишь с позиции конструктивного отношения, поскольку конфликты несут в себе не только отрицательный, но и положительный заряд. Поэтому каждая конфликтная ситуация, возникшая на уроке случайно или смоделированная педагогом, должна стать мощным источником развития ее участников. Управление конфликтом – это последовательно проводимые педагогом воспитательные действия. Выбор тех или иных способов и приемов обусловлен педагогическими целями.  

        Конфликтные ситуации на уроке – явление привычное и реальное. Сталкиваются порой противоположные стремления, желания, взгляды, позиции детей и взрослых. Дальнейшее развитие столкновения возможно по традиционной схеме (инцидент – конфликтная ситуация -  конфликт – разрешение) и нетрадиционной, которая предполагает управление его течением.

        Нетрадиционное развитие столкновения может быть представлено следующими этапами: реальная ситуация – перевод в педагогическую – разрешение педагогической ситуации. Формулирование педагогической задачи по переводу учащегося на более высокий уровень развития составляет содержание этапа перевода реальной ситуации противоречия в педагогическую ситуацию. Разнообразная по форме, она должна иметь для ребенка значимый характер и продуктивное решение, как с помощью педагога, так и самостоятельно.

        В этом учебном году в моей педагогической практике произошел следующий случай. В начале учебного года в 7 класс, где я являюсь классным руководителем, пришел новый ученик – Саша К. Он отличался замкнутостью, отрешенностью, необщительностью. Проблемы начались на моих уроках, уроках английского языка. Саша систематически не выполнял домашние задания, редко отвечал на уроках, объясняя, что ничего не понимает. По другим предметам он «звезд» также не хватал, но имел стабильную «3», а по некоторым предметам «4». Все мои попытки изменить ситуацию не увенчались успехом. В итоге за первую четверть я вынуждена была поставит неудовлетворительную отметку, меня лично эта ситуация поставила в тупик. Во-первых, по моему предмету никогда не было «2», тем более у ученика «моего» класса. Во-вторых, глаза Саши не были пустыми, он не был агрессивно настроен. И, наконец, в-третьих, я считала себя неплохим знатоком детской психологии. Взаимоотношения с учениками я строила на основе сотрудничества, партнерства, взаимопонимания. И для меня было честью и педагогической задачей выйти из этой ситуации. Умению учителя педагогически разрешать конфликты способствуют знания структуры и технологии этого процесса. Обладая такими знаниями, я смогла обнаружить наличие конфликта, что является первым структурным звеном в цепочке разрешения конфликтов. Далее – анализ ситуации (второе звено). Понимание мною понятий в сложившейся ситуации «что, кто, зачем, почему» позволили мне разобраться в причинно-следственном явлении ситуации и в выборе оптимальных форм решения проблемы.

        Совместно с социальным педагогом школы было более тщательно изучено семейное положение Саши К. Но это мало что дало. Типичная рабочая семья, каких большинство в нашем Заводском районе. Саша много времени проводит дома. Родители спокойны по поводу влияния «плохой» уличной компании. Успехами сына в школе интересуются на уровне посещений родительских собраний и вопросами по поводу выученных уроков, таких как русский, математика и др., в списке которых нет английского.

        Психологи утверждают, что для успешной деятельности ребенка при обучении в школе необходимо оптимальное состояние познавательных функций – внимания, памяти, мышления. По данным разных авторов среди детей, пришедших в школу, от 6% до 20% детей не в состоянии обучаться с другими детьми. Особенно это касается иностранного языка. При отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с самой сущностью предмета, тем более в условиях обыкновенной общеобразовательной школы.      

        Ситуация, когда родители не развивают целенаправленно познавательных функций ребенка, изучение неродного языка становится проблемой. Что и произошло в данной ситуации. Проанализировав создавшуюся ситуация, я определила проблему и наметила пути решения. В нашем случае причиной конфликта стала заниженная мотивация на изучение предмета. Задачи деятельности учителя-предметника состоят в том, чтобы средствами своего учебного предмета помочь учащимся осмыслить себя, способствовать выявлению и формированию познавательных интересов, предоставить возможность максимальной самореализации в учебном процессе. Следовательно в сложившейся ситуации стало важным для Саши К. найти личностный смысл в изучении предмета. Совместно с психологом школы была проведена анкета о жизненных притязаниях семиклассников. Оказалось, что Саша увлечен игрой на гитаре и среди любимых исполнителей – ансамбль Битлз. В программе во второй четверти предполагалась такая тема, как знакомство с главным праздником англичан – католическое Рождество. Используя технологию И.П. Иванова «коллективное творческое дело», в котором каждый мог проявить свои способности, мы предложили Саше помочь в музыкальном оформлении отрытого урока, т.к. это ответственное мероприятие, поскольку будут гости. Мальчик не сразу, но согласился аккомпанировать девочкам, исполняющим песню «The Hammer song» в рамках рождественского концерта – песни и стихи на английском языке. Мало-помалу Саша втягивался в процесс репетиций в общение с одноклассниками. Далее ему было предложено устроить сюрприз для одноклассников – спеть под гитару песню «Yesterday». И он согласился! Это была победа. Мы в тайне разучивали слова с дословным литературным переводом. Выступление Саши вызвало фурор. Это действительно был момент истины.

        При обсуждении открытого урока коллеги по цеху дали очень высокую оценку, отметив при этом, что на самом деле это был мастер-класс.

        Разрабатывая урок, я использовала личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.С. Якиманская). Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов обеспечивать и поддерживать процесс самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Также частично была использована технология Гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, с помощью которой ребенок находит свет в себе и в окружающих, а урок в этой технологии является светом судьбы. Учитель в алгоритме Гуманной педагогики обращает сознание ребенка на поиск своей миссии.  

        Что касается конфликта, то он постепенно благополучно разрешился. Саша К. не стал сразу «хорошистом», но стал проявлять интерес к предмету, т.к. песни на иностранном языке способствуют развитию языковой, речевой и социокультурной компетенции и стимулируют мотивацию учащихся к овладению иностранным языком.  

        Саша стал работать дома и на уроках, участвовать в жизнедеятельности класса. Я, как педагог, в очередной раз поняла, что ответственность за разрешение конфликта лежит на учителе – взрослом человеке, т.к. разница в жизненном опыте участников конфликта порождает разную степень ответственности при разрешении конфликта.

        В подготовке мастер-класса по разрешению конфликтов между участниками образовательного процесса, я пришла к выводу, что легче предотвратить конфликт, чем его устранить. С этой целью педагогу необходимо знать о методах профилактики конфликтов:

  • Ранняя диагностика конфликтов и выявление его причин;
  • Выплескивание негативных эмоций через различные виды деятельности, не причиняя вреда оппоненту;
  • Метод последовательных взаимных уступок;
  • Обращение к посреднику, арбитру;
  • Овладение одной из активных форм обучения – тренингом.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Формула решения школьных конфликтов"

Цель мастер-класса-  ознакомление с технологией педагогического разрешения конфликта. Это технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного ра...

Разработка классного часа "Формула решения школьного конфликта"

Данную разработку можно использовать для классного часа для учащихся 5-6 классов....

Сценарий мастер-класса по теме "Формула решения школьных конфликтов"

Сценарий мастер-класса по теме "Формула решения школьных конфликтов"...

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"...

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"...

методическая разработка классного часа " Формула решения школьных конфликтов"

 Воспитательный процесс в школе не исключает возможности возникновения конфликтных ситуаций. Частым является конфликт типа «ученик-ученик». Для классного руководителя важен мом...

Формула решения школьных конфликтов

ldquo;Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”. Генри Тэйлор...