Сценарий вебинара «Родительская помощь в подготовке к ГИА: теория и практика»
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) на тему

Елена Евгеньевна Гилева

Повышение компетентности родителей в области психологической подготовкой детей, имеющих личностные трудности к ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Родительская помощь в подготовке к ГИА: теория и практика»

Подготовила:  Гилева Елена Евгеньевна – учитель информатики и ИКТ, ГБОУ Школа №1394, г.Москва

Цель: Повышение компетентности родителей в области психологической подготовкой детей, имеющих личностные трудности к ГИА.

Задачи:

  1. Ознакомление родителей с типологией  детей, имеющих личностные трудности.
  2. Разработка стратегии родителей при поддержке детей, имеющих личностные трудности.
  3. Создание условий для совместной деятельности родителей, педагогов и учащихся во время подготовки к ГИА.
  4. Изменение педагогической позиции родителей во взаимодействии со своими детьми во время подготовки и проведения ГИА.
  5. Создание положительной мотивации, снятие напряжения, оказание психологической помощи обучающимся и их родителям.

Форма проведения: вебинар.

Оборудование: компьютер и веб-камера.

Программное обеспечение: ДИТ - Сервис «Вебконференция».

Материалы:  мультимедийная презентация (Приложение 1).

Целевая группа: родители учащихся 9-11 классов, классные руководители, представители администрации.

Продолжительность: 45 мин.

Список использованных источников: 

  1. Материалы курса «Психолого-педагогическая подготовка школьников к сдаче ГИА и ЕГЭ в условиях ФГОС» : лекции 1-4. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2014. - 56 с.
  2. Материалы курса «Психолого-педагогическая подготовка школьников к сдаче ГИА и ЕГЭ в условиях ФГОС» : лекции 5-8. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2014. - 56 с.
  3. Чибисова М. «Мифология ЕГЭ: способы работы с негативными установками» (Школьный психолог.-2010,-№9)
  4. Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания 10-11 классы» (Москва «Вако» 2006)
  5. Официальный информационный портал Единого Государственного
    Экзамена URL:
     http://ege.edu.ru/ru/classes-11/psych /   

Ход вебинара.

Организационный момент (Слайд 1).

Добрый день, уважаемые родители и коллеги!

Тема нашего вебинара «Родительская помощь ребенку в подготовке к ГИА: теория и практика», проводит   учитель информатики Гилева Елена Евгеньевна.

Сегодня на нашей встрече присутствуют классные руководители 9, 11 классов. В процессе вебинара, вы можете задать нам  ваши вопросы о подготовке ребенка к итоговой государственной аттестации, как в форме ЕГЭ, так и ОГЭ.  Мы рассмотрим вопросы, связанные с психологической подготовкой  детей к Государственной итоговой аттестации (далее ГИА):

  1. Как определить, есть ли у ребенка личностные трудности при подготовке к ГИА?
  2. Какие должны быть стратегии родителей при поддержке детей, имеющих личностные трудности.
  3. Познакомимся с практическими  рекомендациями  «Родительская помощь при подготовке к ГИА».

1.Описание личностных трудностей детей и стратегии родительской поддержки (Слайд 2).

 Главное условие успешной сдачи ГИА - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости ребенка, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех.

Психологи считают, что в оказании психолого-педагогической помощи детям, имеющим личностные трудности, особую роль играют их родители.  Так как личностные трудности невозможно быстро скорректировать, то работа педагогического коллектива совместно с родителями должна быть, в первую очередь, направлена на формирование значимых характеристик заново.

Так, что такое личностные трудности и как они проявляются?

1. Инфантильные дети (Слайд 3).

Краткая психологическая характеристика.

  • Мне трудно заставить себя готовиться к экзамену.  Безответственность ребенка может подкрепляться тем, что излишнюю ответственность за процесс подготовки к экзамену берет на себя родитель: именно родитель следит за расписанием консультаций, сроками сдачи работ и т.д.
  • Ответственность за неудачи  я возлагаю на педагогов и родителей.  «Меня плохо учили». Они часто приписывают причины происходящего с ними окружающим и фактору случайности.
  • У меня низкий уровень самоконтроля, волевых процессов и мотивации. Они не могут сосредоточиться, испытывают трудности с выделением главного, планированием и организацией своей деятельности.
  • Я  недооцениваю важность экзамена, имею завышенную самооценку. Уверены, что справятся с экзаменом, хотя выполнив несколько заданий, сдают работу не проверяя,  не пытаясь решить задания, которые требуют усилий.

Стратегия родителей.

  • Важно постепенно возложить на ребенка ответственность за подготовку к экзамену. Первым шагом может стать, например, предоставление ребенку возможности выбора из уже имеющихся альтернатив: «На какие дополнительные занятия тебе лучше ходить, как ты считаешь: на русский или математику?».
  • Словесные способы воздействия нужно применять редко. Если родитель регулярно говорит ребенку о том, как важно хорошо сдать ЕГЭ, но при этом сам следит за расписанием его занятий, ситуация никак не изменится.
  • Устранение последствий проступков ребенка родитель не должен брать на себя. Если ребенок пропускает дополнительные занятия, а затем к учителю с извинениями и просьбами дать домашнее задание приходит мама этого ребенка, необходимо мягко, но твердо настоять на том, чтобы ребенок к учителю с этим вопросом обращался самостоятельно.
  • Необходимо помогать структурировать время подготовки, важно разбить материал на короткие, легко выполнимые шаги и заканчивать работу на позитиве.

2. Тревожные дети (Слайд 4).

Школьная тревожность понимается как специфический вид тревожности, проявляющийся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющийся в этом взаимодействии. Повышенная школьная тревожность, оказывающая дезорганизующее влияние на учебную деятельность ребенка, выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Краткая психологическая характеристика.

  • Я не  продолжаю работу, не получив одобрения взрослого. Ребенок напряженно следит за реакцией взрослого, настойчиво ищет подтверждения правильности своих действий.
  • Воспринимаю  любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в форме контрольная работа, диктанты.
  • Постоянно кручу  что-то в руках,  теряюсь, когда ко мне  обращаются внезапно. Также ребенок может теребить одежду, волосы. Имеет сбивчивую, неровную речь.
  • Задаю  множество уточняющих вопросов, часто переспрашиваю учителя и родителя.  При выполнении индивидуального задания обычно просит  «посмотреть, правильно ли он её сделал».

Стратегия родителей.

  • Показать личным примером спокойное отношение к экзамену.
  • Важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого - создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься»
  • Необходимо научить ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга.
  • Обязательно дополнительно обсудить  процедуру экзамена и убедительно сказать: «Нет сомнения, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится».

3. Неуверенные дети (Слайд 5).

Краткая психологическая характеристика.

  • У меня нет собственного мнения, я опираюсь на опыт окружающих.
  • Испытываю затруднения, если решаю задачи не по образцу.
  • Списываю, потому, что не уверен в правильности своих знаний и решений.
  • Не умею отстаивать собственную точку зрения.

Стратегия родителей.

  • Исключить авторитарный стиль общения с ребенком. Необходимо уменьшить долю контроля за ребенком.
  • Выражать ему поддержку в случаях, когда он принимает самостоятельное решение.
  • Помогать преодолеть неуверенность в собственных силах. Постоянная критика и замечания приводят к тому, что ребенок, даже при достаточном уровне знаний, не верит в собственные способности.
  • Важно внушать уверенность ребенку в его способности к самостоятельной работе. Показывать  ребенку, ради чего или кого деятельность совершается. Ему необходимо получить  положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора

4. Дети – отличники или «перфекционисты». (Слайд 6).

Понятие «перфекционист» происходит от английского слова «perfect», что означает «совершенный». Оно обозначает человека, стремящегося к максимально высокому качеству своей деятельности. 

Краткая психологическая характеристика.

  • Я отличаюсь высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью.
  • Чтобы чувствовать себя хорошей, мне нужно не просто успевать, а быть лучшей.
  • Задание, я стремлюсь сделать лучше всех или быстрее остальных, использовать дополнительный материал.
  • Во время экзамена у меня повышается уровень тревожности.

Стратегия родителей.

  • Важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным»
  • Необходимо избегать сравнения с другими.
  • Важно помочь составить щадящий режим дня и регулировать степень загруженности.
  • Необходимо, чтобы родитель выражал любовь и поддержку ребенку независимо от его учебных успехов.

Мы рассмотрели теоретический аспект определения детей с личностными трудностями. Думаю, что каждый из Вас во время лекции увидел черты характера своего ребенка. Теперь мы постараемся понять, какие практические действия мы можем предпринять для оказания помощи детям с  личностными трудностями.

2. Ознакомление с практическими рекомендациями  «Родительская помощь при подготовке к ГИА» (Слайд 7).

Рассмотрим следующие аспекты родительской помощи: режим дня и питание, организация занятий и поведение родителей. Вам предлагается 10 основных практических рекомендаций «Родительская помощь при подготовке к ГИА». 

Сейчас постараемся оценить,  как сегодня Вы практически оказываете ребенку помощь при подготовке к ГИА. Подсчитайте, сколько рекомендаций,  предложенных на экране, вы выполняете.

  1. Стараюсь обеспечить полноценное питание, так как знаю, что такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга.
  2. Не допускаю перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий напоминаю ему, что нужно делать перерывы на 10-15 минут.
  3. Обращаю внимание на то, чтобы ребенок отдыхал и высыпался, как в обычные дни, так и накануне пробного экзамена. Наблюдаю за его самочувствием.
  4. У моего ребенка есть дома удобное место для занятий, где ему никто не мешает.
  5. Мы с ребенком пытаемся разработать индивидуальную стратегию деятельности при подготовке к экзамену.
  6. У нас есть сборники тестовых заданий, и во время индивидуальной работы над вариантами,  мы учимся ориентироваться во времени и распределять его.
  7. Я показываю своё спокойствие.  Знаю, что мой пример поможет ребенку успешно справиться с собственным волнением.
  8. Оказываю эмоциональную поддержку и стараюсь повысить уверенность ребенка  в себе.
  9. Исключаю повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком. Часто, щедро и от всей души говорю ему о том, что все в жизни получится!
  10. Я не тревожусь о количестве баллов, которые мой ребенок получит на экзамене. Внушаю ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Итак, подсчитайте, сколько рекомендаций Вы уже выполняете из этого списка, например, 5. Умножаем количество рекомендаций на 10 и получается, какой процент родительской помощи, вы уже сейчас оказываете своему ребенку при подготовке к ГИА.

3. Обмен опытом  «Родительская помощь при подготовке к ГИА», ответы на вопросы.

 У каждого из нас есть свои личные мысли и идеи о том, а также практический опыт как лучше помогать ребенку при подготовке  к экзаменам. При обмене этими идеями и предложениями, мы обогатимся и в итоге лучше поможем своим детям сдать экзамен. Предлагаю, обменяться своим опытом родительской помощь при подготовке к ГИА.

Давайте посмотрим, какие вопросы появились в процессе нашей работы.

Заключение (Слайд 8).

Таким образом, мы познакомились с вами с типологией детей, имеющих личностные трудности: инфантильные, тревожные, неуверенные и дети-отличники («перфекционисты»). Но невозможно разных детей однозначно разделить на четкие группы. Однако, зная и понимая, какие личностные трудности в целом может чувствовать ваш ребенок, вы можете оказать ему помощь, в которой он так нуждается. А совместно с учителями, которые большое внимание уделяют корректировке  познавательных трудностей,  можно подготовить ребенка  к успешной сдаче государственной итоговой аттестации, как в форме ОГЭ в 9 классе, так и ЕГЭ в 11. ГИА — лишь одно из жизненных испытаний, а много их еще предстоит пройти. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Спасибо за внимание.


Самоанализ проведенного мероприятия.

На вебинар родители были приглашены по объявлению, которое разместили за 1 неделю до его проведения в электронном журнале.

На вебинаре  ставился актуальный вопрос родительской помощи в подготовке к ГИА детей, имеющих личностные трудности. Он был разделен на несколько информационных блоков, что отражено в оформлении презентации данного мероприятия и состоял  из трех частей:

  • теоретической – типология детей с личностными трудностями;
  • практической – определение «доли» родительской помощи;
  • информационной - обмен опытом по вопросу мероприятия.

В вебинаре приняли участие 37 человек, в том числе 6 человек педагогического коллектива.

Родители не оставались в роли пассивных слушателей и исполнителей, а задавали вопросы:

  • Есть ли необходимость  освобождать ребенка от домашних обязанностей во время подготовке к ГИА?
  • Какие трудности относятся к познавательным?
  • Какие существуют приемы саморегуляции, релаксации, аутотренинга?

При организации режима дня было предложено не забывать о пользе прогулок на свежем воздухе для детей, особенно в такой загруженный период. Также родители напомнили, что во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды.

Таким образом, мы обратили внимание  родителей, как правильно оказывать своему ребенку помощь при подготовке к ГИА. Не все родители могут дать  объективную оценку психологическому состоянию своего сына или дочери. Знать и контролировать успеваемость ребёнка по предметам, это не значит, помогать ему готовиться к экзаменам. На собрании мы попытались обратить внимание родителей на то, с какими трудностями обычно сталкиваются школьники в учёбе, заставить их проанализировать свою тактику поведения, подсказать, что они делают верно, а где необходимо изменить, пересмотреть свои действия, как сделать лучше, чтобы предэкзаменационный период не оказался чрезмерно тревожным и стрессовым для всей семьи.

Считаю, что те цели и задачи, которые были поставлены в начале родительского собрания,  были успешно решены. Мы  обеспечили родителей основной необходимой  информацией,  о стратегиях эффективной родительской помощи подготовки к экзамену, попытались снизить уровень тревоги родителей, связанный с предстоящими испытаниями; помогли самостоятельно  проанализировать уровень подготовленности детей к предстоящим экзаменам, выявить трудности; предложили  рекомендации по оказанию психологической помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа подготовки к ЕГЭ рассчитана на учащихся 10-11 классов из расчёта 3 часа в неделю....

Программа дополнительного образования по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку:теория и практика""

Программа  элективного курса  по  русскому  языку  предназначена  для  10-11  классов  и  ориентирована  на  развитие  речевой  ко...

Рабочая программа по русскому языку (спецкурсу) для 10-11 классов "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Рабочая программа по спецкурсу русского языка в 10-11 классах поможет учителям при планировании уроков. Тема спецкурса "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"....

Раздаточный материал для подготовки к ЕГЭ 2015 русский язык: задание 1 (от теории к практике)

Данный материал предназначен для работы на уроках русского языка по подготовке к ЕГЭ. Сначала рассмотрен теоретический материал, а затем дано 5 вариантов с неповторяюшимися заданиям...

Рабочая программа курса "Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинения"

Программа элективного курса по русскому языку для 11 класса....

Презентация «Родительская помощь в подготовке к ГИА: теория и практика»

Повышение компетентности родителей в области психологической подготовкой детей, имеющих личностные трудности к ГИА....

Подготовка к ОГЭ. Теория и практика. Задание 2,3.

В данной презентации совмещены теория и практика по второму и третьему заданию ОГЭ по русскому языку....