Встреча психолога с родителями первоклассников “Первые школьные трудности: как с ними справиться?”
консультация на тему

Проскурякова Татьяна Юрьевна

В данной разработке приведен конспект встречи психолога с родителями первоклассников на родительском собрании. Рассмотрены понятия школьной адаптации, выделены основные причины школьных трудностей. Дана содержательная характеристика детских рисунков на тему "Я в школе", которая помогает определить ведущую мотивацию ребенка и определить уровень сформированности внутренней позиции школьника. Для родителей подготовлена памятка "Как помочь ребенку справиться с первыми школьными трудностями".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstrecha_psihologa_s_roditelyami_pervoklassnikov.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Встреча психолога с родителями первоклассников

“Первые школьные трудности: как с ними справиться?” 

Школа... Как много ожиданий, надежд и волнений связывают дети и родители с этим словом. Взрослые держат сейчас своеобразный экзамен – они волнуются: «Готов ли мой ребенок к школе? Как ему помочь справиться с трудностями?». Но больше всех переживают дети, ведь у них идет сложнейший процесс адаптации (подстройки) организма к новым социальным условиям.

Адаптацию к школе каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. До начала учебы у ребят в детском саду или дома был спокойный привычный режим дня (игры, дневной сон, прогулка). В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном ритме, определенная система требований, большое здание, новый коллектив. Для того чтобы приспособиться к новым условиям, нужны силы и время. 

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Очень важна в этот период поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

Основными трудностями в период адаптации ребенка к школе являются:

  1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе.
  2. Повышенная тревожность ребенка, вызванная завышенными ожиданиями родителей. Низкая самооценка ребенка.
  3. Нарушение в характере детско-родительских отношений (гиперопека, диктат, попустительство). Конфликты в семье.
  4. Перегрузка дополнительными занятиями в кружках и секциях.
  5. Слабое здоровье (повышенная утомляемость, истощаемость ребенка, хронические заболевания и др.).

Также затруднять процесс адаптации могут:

  • Речевые проблемы. Пока проблема с речью не будет решена, ребенок не сможет в полной мере освоить письмо и чтение.
  • Несобранность ребенка, неумение управлять своим поведением (приход за 1 минуту до звонка, опоздание на урок, забывание школьных принадлежностей, невыполнение поручений учителя, капризы, упрямство и др.).
  • Трудности в общении со сверстниками и учителем (уход от общения, конфликты, агрессивность, обидчивость и др.).
  • Отсутствие желания стать школьником (неустойчивое желание УЧИТЬСЯ, принимать на себя роль ученика со всеми его правами и обязанностями, преобладание игровых интересов).

С приходом в школу у ребенка начинает формироваться внутренняя позиция школьника, меняется самосознание ребенка как личности, идет переоценка ценностей. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.

Оценить ведущую мотивацию учения помогает игра-беседа «Мотивы учения». Детские рисунки на тему «Я в школе» показывают отношение ребят к обучению в школе, помогают определить уровень сформированности внутренней позиции школьника. Рассмотрите работы детей –

  • при высоком уровне мы можем наблюдать в рисунках учебную ситуацию (класс, парты, учитель, ученики, школьная доска и др.)
  • при среднем уровне развития внутренней позиции школьника мы видим изображение школы, ученика, идущего в школу и др.
  • неопределенные сюжеты, рисунки с игровой ситуацией говорят о том, что внутренняя позиция школьника только-только начинает формироваться.

Задача психолога в период адаптации: психологическая поддержка детей, выявление их индивидуальных особенностей на этапе перехода в школу.

Согласитесь, что эффективным  школьное  обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения  качествами, которые  в  процессе обучения  развиваются и совершенствуются.                                

Безусловно, все готовились к школе. Все понимают, что готовность к школе складывается из нескольких составляющих.

  • Это наследственные задатки и гармоничность процесса их созревания,
  • Это опыт учебной работы ребенка в дошкольном учреждении и в семье,
  • Это специфические особенности школы, выбранной программы обучения.
  • Это индивидуальные особенности ребенка (состояние здоровья, особенности речевого развития, низкий темп деятельности, СДВГ и др.).

Хочу заметить, что школьные трудности не являются персональными трудностями одного ребенка. Трудности эти - наши общие, и преодолимы они только сообща... Мы вместе помогаем ребятам осваивать школьное пространство, школьные правила и учебные предметы.

А в целом радует то, что большинство ребят в школу идут с большим желанием, с интересом изучают школьные науки, входят в роль ученика (приветствуют стоя учителя, поднимают руку при ответе, осваивают школьное пространство и др.). Приятно так же наблюдать, что и из школы ребята уходят в бодром настроении, с горящими глазками. Им все нравится в школе. И наша с вами общая задача сделать так, чтобы глазки младших школьников не потухли, важно не пропустить первые трудности первоклассника.

Чтобы процесс адаптации и усвоения новых знаний и умений у ребенка шел успешно – небольшие добрые советы:

  1. Уважайте учителя. Доверяйте ему. Откликайтесь на просьбы. Прислушивайтесь к его советам, адекватно реагируйте на замечания. Не критикуйте в присутствии ребенка.
  2. Утро школьника должно быть обязательно спокойным и позитивным. Помните - это старт на новый день.
  3. Помним, что правильно организованный режим дня – непременное условие сохранения здоровья ребенка. Можно составить распорядок дня вместе с ребенком.
  4. Делайте уроки, развивающие задания, рисунки не вместо ребенка, а вместе с ним, поддерживая и ободряя. Это в первое время, а чуть позже – наблюдайте за его работой, будьте готовы помочь, но не вмешивайтесь без его просьбы.
  5. Развивайте коммуникативные навыки, нравственные нормы поведения (умение договариваться, обратиться с просьбой, решить спор, конфликт мирным путем, быть вежливым и др.).
  6. Встречая ребенка из школы постарайтесь усилить в нем положительные впечатления, не акцентируйте внимание на негативных. После школы Ваш главный и первый вопрос не «Кто тебя обидел?», а «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?». Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?».
  7. Учите ребенка учиться. Развивайте самостоятельность, доверяя ему взрослые дела. Повышайте самоконтроль, обсуждая план выполнения того или иного домашнего поручения или учебного задания. Учите ребенка доводить начатое дело до конца, оценивать выполненную работу. Учите организованности и пунктуальности.
  8. Развивайте познавательную активность ребенка. Каким образом? Формируйте интерес к чтению, расширяйте кругозор (посещайте экскурсии, музеи, театры), играйте в развивающие игры (словесные, настольные, подвижные), включайте ребенка в обсуждение некоторых семейных и общественных вопросов  и др.
  9. Будьте терпеливыми. Исключите крик, физические наказания. Помните, что ваш ребенок – только лишь первоклассник, что любой из нас в процессе освоения новых знаний может ошибаться.
  10. Не скупитесь на любовь - придвиньтесь, погладьте по голове, по спинке, пошепчите на ухо что-нибудь ласковое и ободряющее. Хвалите ребенка за победу над трудностями (справились с капризкой, победили лень, прогнали нехочуху, рассмешили страх и др.). Помните, на данный период быть любящим РОДИТЕЛЕМ это ваша основная, главная профессия.

Первый класс школы - один из наиболее трудных периодов в жизни детей. Очень хочется пожелать всем нам сберечь в детях все самое лучшее – их открытость, умение быть позитивными и радоваться жизни, а также закрепить их чувство уверенности в своих силах и радости от школьных успехов. Удачи вам и терпения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профориентационный классный час для первоклассников "Профессия ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ"

Профориентационная работа с учащимися в нашей школе начинается задолго до выпускного рубежа. Конечно, я не предлагаю рассказывать первоклассникам о профессиональных интересах, склонностях, потребностя...

Причины школьной неуспешности. Как помочь ребенку с школьными трудностями. Советы родителям.

В современном мире очень важно быть успешным. Мы начинаем к этому стремиться уже со школьной скамьи. Со стороны это похоже на гонку с препятствиями. Тпак хочется быть на финише первым, вокруг много бо...

Адаптация 5классников в средней школе. Что же могут сделать родители, если появились школьные трудности?

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(Адаптация 5классников в средней школе)Что же могут сделать родители, если появились школьные трудности? 1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию....

Памятка для родителей"Черты неправильной тактики родителей, усугубляющие школьные трудности"

Часто трудности  адаптации ребенка в школе, особенности его поведения связаны с негативными проявлениями семейного воспитания. Данная памятка знакомит родителей с особенностями характера родителе...

Выступление на родительском собрании« Адаптация первоклассников к школьному обучению». педагог-психолог Захарова М.Г.

Поступление в школу переломный  момент в жизни каждого ребенка. Оно кардинальным образом меняет его образ жизни....