Статья в сборнике материалов республиканской НПК "Проблемы и трудности воспитания современных школьников"
статья на тему

Челнокова Татьяна Павловна

В статье рассматриваются основные проблемы и трудности воспитания школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferentsiyu.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Т.П. Челнокова

Ульянково,  МБОУ «Ульянковская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан »

         Проблемы и трудности воспитания современных школьников

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,
если на 10 лет вперёд - сажай лес,
если же на 100 лет - воспитывай детей.
(Народная мудрость)

  Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности. Они связаны не только с особенностями историко-культурной ситуации, но и с объективными трудностями самого процесса воспитания, о чём свидетельствуют размышления многих выдающихся педагогов, раскрывающих важность и необходимость воспитания в становлении человека. Современная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса. Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросфера, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и т.д. Раньше в детях было принято воспитывать тягу к коллективизму, к общественным делам и проблемам. Сегодня же на первый план вышел индивидуализм и, как следствие, эгоизм. Следует учитывать то, что изменились сами дети, молодые люди, а также и взрослые, с которыми они живут. С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, - эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее. Это все приобретает особую остроту в ситуации движения человечества к мировой цивилизации, глобальному образовательному пространству, постиндустриальному, в котором мотивы свободы, ответственности, стремление человека к самоопределению будут играть значимую роль.

   В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Особо остро эта проблема стоит в подростковой и молодежной среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ценности и авторитеты.

    Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений.

    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто,  как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка,  должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как "добро", "честь", "совесть", "справедливость".

    Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали  и никогда не противоречат истинным этическим нормам. Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

   Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная категория «трудных» детей. К ним относят обычно тех подростков и старших школьников, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Одна из наиболее существенных причин – неблагополучие в семье. Здесь имеется в виду не только стиль семейного воспитания – деспотический, основанный на подавлении, или наоборот, свободный, стиль суровый, аскетический или тепличный, изнеживающий, когда ребенка освобождают от забот и обязанностей, стиль, основанный на равнодушии и безразличии к судьбам детей. Иногда серьёзное беспокойство вызывают внешне благополучные семьи. В таких семьях родители не интересуются сложным внутренним миром своих детей, не пытаются понять их потребности и интересы, чувства и переживания. Атмосфера глубоко равнодушная приводит к столь же глубокой отчуждённости детей, лишённых открытого и доброжелательного общения со старшим, взрослым, близким человеком. Сейчас остро стоит проблема суицида среди несовершеннолетних — как это ни печально, но зачастую родители сами провоцируют детей на этот поступок.  Современных родителей меньше волнует уровень воспитанности детей, и они часто пренебрегают решением воспитательных проблем в семье, хотя одной из ведущих функций семьи всегда считалась воспитательная функция.

   Самыми активными помощниками и участниками в процессе воспитания являются родители младших школьников, но стоит ребятам перейти на следующую ступень обучения, активность родителей уменьшается. Все мы знаем, что Семья играет главную роль в жизни ребенка.  У каждого родителя свой стиль воспитания. Мы не можем сегодня существенно повлиять на воспитательную функцию семьи, так как наблюдаются процессы отчуждения родителей от школы. А такие направления, как гражданско-патриотическое, нравственное, трудовое не может воспитываться без содействия с семьей. С этой целью проводятся родительские собрания в нестандартной форме, чтобы родители понимали, что именно у них основная роль в воспитании детей. Не учить родителя, а помочь ему преодолеть барьер в становлении собственного ребенка, увидеть в ребенке Личность.  Главными показателями эффективности родительского собрания является активное участие родителей. Любая форма обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями предполагает получение от родителей обратной связи, то есть изучение мнений родителей о личностной значимости обсуждаемого вопроса, учет их пожеланий, советов. Родители приглашаются на открытые уроки. Открытые уроки  обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, новыми технологиями обучения, требованиями учителя и др. Присутствие родителей на открытых уроках позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе.  

   В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с социальными  проблемами, они охватывают все периоды жизни человека: от детства до старости. Проблема  употребления учащимися никотина, алкоголя и наркотиков очень актуальна в наши дни. Курение и школьник несовместимы, так как школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Значимость этой проблемы возрастает, если рассматривать курение как своеобразную инициацию перед употреблением более сильного психоактивного вещества. Работа по профилактике курения – это, по сути, работа по профилактике употребления наркотиков подростками, то есть воспитание личной ответственности школьников за свою жизнь, за свое здоровье.

   Таким образом,  говоря о  проблемах воспитания как крайне трудном и деликатном деле, можно прийти к выводу, что оно требует существенных изменений, неформального подхода, прежде всего, к самой личности растущего человека. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

 

 

Заявка на участие в конференции

1.

Фамилия, имя, отчество автора

Челнокова Татьяна Павловна

2.

Место работы

МБОУ «Ульянковская  основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

КкКкКайбицкого мун» Кайбицкого района РТ

3.

Должность

Учитель физики

3

Контакты:

- рабочий телефон

- мобильный телефон

- e-mail:

88437031139

89274214917

tanya41961@mail.ru

3.

Домашний адрес

422333, РТ, Кайбицкий район, с.Ульянково, ул. Большая, д.35

4

Тема доклада

Проблемы и трудности воспитания современных школьников

5

Секция

Актуальные проблемы воспитания современных школьников

6

Форма участия

 Только публикация доклада


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Поколение Z МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им.Х.Косиева» и Школьная ЛИГА РОСНАНО»( статья написана для сборника материалов Республиканского ресурсного центра Школьной лиги РОСНАНО)

В статье содержится анализ работы ОУ в Сетевой образовательной Программе "Школьная лига РОСНАНО", сделаны выводы о значении участия в ШЛР для учеников гимназии и успешном взаимодействии межд...

Публикация в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции "Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Проверка и оценка достижений младших школьников с нарушением интеллекта является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.  Ц...

Публикация статьи в сборнике III республиканской научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие», 2016 год

Каждый ребенок от рождения обладает  неповторимым набором  особых качеств - природными задатками.   В тесном сотрудничестве родителей, педагога и,  конечно же, самого ребенка ...

Публикация статьи в сборнике VII республиканской (I Поволжской) научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»

Развитие личности во все времена интересовало сознание. Яркая индивидуальность с ее неординарным взглядом  на мир привлекала внимание современников. Истории жизни великих людей, а  также при...

Публикация статьи в сборнике VIII республиканской (II Поволжской) научно-практической конференции «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие"

   В настоящее время  заказ  общества на образовательные результаты учащихся  формируется  в виде ключевых компетенций. При этом компетенция определяется как спосо...