Лекция для родителей
статья на тему

Котикова Людмила Федоровна

рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditeli.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский»

Лекция для родителей

«Капризы и неврозы у детей»

                                                       Автор: Котикова Л.Ф.,

учитель математики,

высшей квалификационной категории

г. Советский, 2015 г.

                                                             Воспитывая ребенка, нужно думать о  

                                           предстоящей ему старости.

                                                                                                             Ж.Жубер.

   Педагоги утверждают, что невозможно дать готовых схем воспитания, общих для всех детей методик. В этой связи естественно напрашивается вопрос: нужно ли вообще обременять родителей педагогическими и медицинскими сведениями? Не лучше ли ориентировать их на собственную интуицию и рекомендовать им доверять прежде всего собственному здравому смыслу?

   Интуиция – это прекрасно! Однако знание причин детских нервных заболеваний поможет избежать ошибок, которые приводят к срыву высшей нервной деятельности, а знание основных проявлений неврозов позволит вовремя распознать первые признаки болезни. Вот тут уже в полную силу вступает интуиция, которая требует от родителей не буквального следования педагогическим и медицинским указаниям, а творческого их применения и претворения в жизнь в каждом конкретном случае.

   Испуг является наиболее частой причиной детских нервных заболеваний (заикание, тики, нервные припадки, потеря голоса, кожной чувствительности, полная обездвиженность), особенно в дошкольном возрасте.

   Испуг могут вызвать и совершенно непредвиденные обстоятельства, например – пожар, автомобильная авария. Однако чаще всего причина испуга – неправильное поведение родителей: грубая ссора, драка, агрессия пьяного отца, а иногда, что страшнее – матери.

   Многие родители замечали, как их детей пугало появление «ряженых» на утреннике в детском саду. Этому есть вполне логичное объяснение: в дошкольном возрасте вследствие недостаточного жизненного опыта, невозможности критического осмысления происходящего, а зачастую и вследствие неправильной информированности какое-то событие, обыденная ситуация могут стать для ребенка сверхсильным раздражителем.

   Это чаще всего происходит, когда родители прибегают к разного рода запугиваниям, например, «Будешь плохо себя вести, тетя врач сделает тебе укол», «Отдам дяде милиционеру», «Не будешь слушаться - утащит собака».

   И вот безобидно виляющий хвостом Шарик, подбежавший к малышу, становится сильным раздражителем, а врач, пришедший к больному ребенку, вызывает у него ужас, который может явиться к нему в сновидения. Ребенок просыпается в страхе, долго не может успокоиться. Испуг в результате запугиваний нередко становится причиной невротической реакции.

   Не только испуг, но и длительно действующие психотравмирующие ситуации (частые скандалы в семье, ссоры) могут стать причиной нервных заболеваний. Различные взгляды родителей на воспитание также нередко ведут к развитию невроза у детей. Например, отец чрезмерно строг, наказывает по пустякам, мать во всем уступает ребенку. Мало этого, родители в присутствии ребенка спорят о методах воспитания, сорятся, бранятся. Отец отменяет решение матери, а мать в тайне от отца разрешает ребенку не выполнять его указаний и распоряжений. Еще хуже, когда один родитель настраивает ребенка против другого. В результате у ребенка происходит «сшибка» нервных процессов.

   Невротическая реакция может возникнуть как следствие подавления родителями тяги ребенка к самостоятельности, независимости, при сковывании строгими запретами его активности и подвижности.

   Тяжелые переживания вызывают у некоторых детей появление в семье второго ребенка. В семье появляется второй ребенок, и все внимание переключается на него. Родители начинают ограничивать старшего в том, что раньше было доступно: «не шуми, маленького разбудишь», «не бегай, мешаешь», «говори тише, малыша напугаешь». Ребенок тяжело переживает утрату первенства и всеми способами пытается привлечь к себе внимание. Не получив желаемого, ребенок будет добиваться его всеми способами: может капризничать, отказаться от еды, биться в истерике,  в припадке. Чтобы подобного не произошло, надо подготовить ребенка к рождению брата или сестры, вовлечь его в заботы о маленьком, внушить ему, что он теперь старший, «взрослый», должен защищать и заботиться о младшем. Невроз возникает только в тех случаях, когда родители резко изменяют отношение к старшему, как бы охладевая к нему, а все внимание устремляют на маленького. Недопустимая тактика!

   Родителей часто волнует вопрос: является ли снижение аппетита или его отсутствие неврозом? Или это всего лишь каприз?

   Да, является. Имеет даже специальное название: анорекция. Чаще всего проявляется у дошкольников и младших школьников.

   Не всегда сразу можно говорить об истинной анорексии. Иногда анорексия возникает как реакция протеста. Снизиться аппетит может также в ответ на подавление самостоятельности, активности ребенка. В этом случае потеря аппетита становится средством (порой единственным) утверждения собственного «я». Если родители срочно не сменят тактику воспитания, неистинная аннексия неизбежно перерастет в истинную, невростическую.

   Большую роль в предупреждении появления и развития неврозов и капризов у детей имеет игра. Ирга имеет такое же важное значение в жизни ребенка, какое у взрослого имеет работа, спорт, охота, рыбная ловля…

   Каков ребенок в игре, утверждают ученые, таков он будет и в жизни, в труде. Если ребенок бросается от одной игры к другой, не доведя ни одного дела до конца, если он в игре не проявляет самостоятельности, пассивен, быстро подчиняется партнеру, если он равнодушен к успеху, к борьбе – все это должно насторожить родителей, все это требует коррекции, которую нужно осуществлять также в игровой ситуации. В игре можно научить холерика сосредоточенности, меланхолика – самостоятельности и активности, а флегматика «растормошить». Дать ему вкусить радость успеха, радость достижения цели.

   Таким образом, детские игры – очень и очень серьезное дело, надежное и испытанное средство воспитания…

   Но не только воспитания, а и лечения. Многие болезненные нервные симптомы можно ликвидировать при помощи игр.

   Допустим, ребенок испугался собаки. Сколько бы вы ни убеждали его, что собака – друг человека, вряд ли чего добьетесь. Но увлеките ребенка игрой в пограничника и постепенно, ненавязчиво, в процессе игры вы сумеете перестроить отношение ребенка к этим преданным человеку животным, изжить страх.

   Ребенок боится оставаться один в доме. Затейте с ним игру в сторожа, оставьте охранять его место в доме, а сами отправьтесь проверять соседние посты.

   Ваш сын или дочь бояться темноты. Придумайте такую игру, чтобы она проходила в темной комнате. Постепенно в игровой ситуации ребенок научится преодолевать страх темноты.

   Лечение и воспитание нервных детей чрезвычайно трудное дело. Сегодня медики располагают широким диапазоном лекарственных препаратов, ученые – педагоги разработали немало оригинальных схем и эффективных  методик, базирующихся на принципах индивидуального подхода к каждому ребенку. Но главная трудность воспитания нервных детей в том, что в первую очередь воспитанию и перевоспитанию подлежат не дети, а их родители.

   Ведь основной причиной детских нервных заболеваний являются ошибки воспитания. Если те или иные ошибки, те или иные неправильные методы привели к неврозу, то вполне понятно, что для ликвидации невротической реакции необходимо устранить породившие ее ошибки, то есть в корне изменить подход к ребенку, перестроить весь жизненный уклад семьи. И самое главное: осознать свою ошибку, свою неправоту. А это очень нелегко!

   К тому же перестройка должна проходить постепенно, незаметно для ребенка. Нельзя переходить из крайности в крайность – от чрезмерных строгостей к неуемной ласке и наоборот. Такие перепады только усугубляют невроз.

   Для возникновения невроза, говорят ученые, необходима определенная степень зрелости, позволяющая осознавать отношения с окружающими и их значимость. Только с 6-7 лет, согласно данным психологов, «у ребенка появляется осознание отношений между ним и окружающими, понимание общественных мотивов поведения, нравственных оценок, значимости конфликтных ситуаций». Типичными для младшего школьного возраста являются так называемые школьные неврозы.

   Подвержены школьным неврозам, как правило, избалованные, капризные дети, которых школа лишает всех тех привилегий и преимуществ, которыми они пользовались дома. У таких детей в результате неправильного воспитания, как выражаются психологи, искусственно завышен «уровень притязаний». Захваленные, занеженные родителями, они долго не могут приспособиться к положению в ребячьем коллективе.

   Очень трудно освоиться со школьным укладом и тем детям, которых родители строго наказывали за малейший проступок. Такие дети робки, пугливы, безынициативны. Они не могут постоять за себя и в детском коллективе нередко превращаются в объекты насмешек и шуток. Все это травмирует ослабленную психику, приводит к неврозам.

   Школьные неврозы могут возникать в результате и других ошибок или неблагоприятных обстоятельств. Иногда это может быть обычный диктант или контрольная работа в классе.

   Иногда невроз развивается по механизму условной желательности. У некоторых детей «онемевают» руки, у других – перед уходом в школу развивается неукротимая рвота или непрекращающийся кашель. Бывают случаи мнимой слепоты, глухоты, заболевает живот. Родители разрешают остаться дома и пропустить учебные занятия, посещают врача. Конечно, выявить природу заболевания непременно нужно. Но если подобные ситуации повторяются, тогда природа их лежит в школьных неврозах. Невроз возник по механизму патологически упрочившейся условной связи. В данных случаях помощь оказывают не медицинские вмешательства. В этом случае помощь может оказать школа, но только в тесной взаимосвязи с родителями.

   Школьные неврозы излечимы. Всегда. Или почти всегда. Причем в большинстве случаев легко излечимы. Но неврозы эти зачастую маскируются под другие заболевания, поэтому не сразу распознаются, запускаются. А в этих условиях требуют порой более длительного лечения.

   У старшеклассников (в отличие от младших школьников) неврозы имеют свою специфику: нередко они протекают, как и у взрослых. Но есть в этом возрасте одна особенность. Нервные заболевания, начавшиеся в дошкольном или в младшем школьном возрасте и принявшие неблагоприятное затяжное течение, накладывают свой болезненный отпечаток на формирующуюся личность подростка. В любом затруднительном для подростка случае он становится раздражительным, своевольным. Появляются головные боли, являющиеся реакцией на ситуацию, с которой он не может справиться. Постепенно вместе с болезнью у подростка развиваются и отрицательные черты характера – лживость, эгоизм, склонность к внешнему эффекту. Во время спора, если возразить такому ребенку, он быстро возбуждается, впадает в ярость, его начинает трясти, глаза загораются бешенным огнем, он может вне себя хватать, что попадет под руку и даже напасть на своего оппонента, выражаться непристойно.

   У других подростков неврозы вызывают острое переживание собственной неполноценности. Чувство собственной неполноценности невыносимо для подростка, он пытается как-то компенсировать болезненный недостаток. Страх быть скомпрометированным приводит к резкому ограничению контактов. Подобное добровольное затворничество нередко формирует такие черты, как повышенная впечатлительность, ранимость, мнительность, слабоволие, робость, застенчивость, нелюдимость, пессимизм, подавленное настроение. В других случаях чувство собственной неполноценности вызывает зависть и даже ненависть. У таких подростков-невротиков начинают преобладать в характере агрессивность, озлобленность, подозрительность, эмоциональная неустойчивость, склонность к жестоким поступкам.

   В подростковый период нередко отмечаются и такие «взрослые» неврозы, как истерия, неврастения, психастения. Есть и специфические неврозы, так называемые пубертатные реакции. Их условно можно разделить на четыре группы:

1. Неврозы, возникающие в результате трансформации патологических влечений (повышенной сексуальности, расторможение «кочевого» инстинкта). Эти невротические реакции характеризуются антисоциальным поведением подростков – воровством, бродяжничеством, садисткими наклонностями.

2.  Реакция эмоционально-эффективной неуравновешенности. Она характеризуется вспышками гнева, агрессией, нередко под влиянием незначительных нервных факторов, например обидного замечания в адрес подростка. Иногда агрессия направлена на самого себя. В таких случаях аффективная вспышка заканчивается попыткой суицида.

3.  Анархически-протестное поведение. Подросток становится нетерпим по отношению к окружающим людям, нигилистически настроен ко всему человеческому обществу. Подросток вступает в различные дурные компании, начинает мстить людям.

4. Болезненная реакция на свою внешность или ее оценку окружающими. У подростков (чаще всего у девочек) появляется идея о своей мнимой уродливости или полноте. Чтобы похудеть, некоторые подростки совершенно отказываются от еды, иногда доходя до состояния физического истощения.

   В тех случаях, когда под влиянием неблагоприятных условий как бы извне, они могут закрепляться надолго, иногда на всю жизнь, переходя из реакции в патологическое развитие личности.

   Нервные заболевания у подростков возникают всегда, когда мир взаимоотношений вокруг подростка нарушен. Длительная неблагоприятная обстановка в семье (пьянство родителей, ссоры, скандалы, распад семьи и т.п.), неправильные методы воспитания (ременная педагогика, атмосфера подавления, отношение к взрослеющему подростку как к маленькому, чрезмерные запреты и т.п.) постепенно расшатывают нервную систему ребенка, истощают ее компенсаторные свойства, нарушают нормальную работу коры головного мозга, - короче говоря, создают благоприятную «почву» для нервного срыва. Благодаря изменившейся «почве» порой незначительная обида может стать сверхсильным раздражителем, вызвать патологическую реакцию протеста.

   В некоторых случаях патологическая реакция протеста может развиться в результате тяжелой психической травмы, например при грубом, бесцеремонном вмешательстве родителей в интимный мир подростка.

   Конфликты в семье возникают и тогда, когда родители относятся к детям-подросткам чуть ли не как к собственности, которой они вольны распоряжаться как заблагорассудится. Конечно, в первые годы жизни ребенок слаб, беззащитен и полностью зависит от родителей. Но проходит 12-15 лет – и ребенок уже самостоятельная личность, пусть еще незрелая, неокрепшая, но личность! А родительская тактика зачастую, в сущности, не меняется. И возникают конфликты. Порой тяжелые конфликты.

   Не резкий, категоричный приказ, а ровный, спокойный тон, не распоряжение, а просьба, дружеское отношение к юному человеку. Уважительное отношение к подростку, к его мнению и суждениям, как бы незрелы они были, - вот что требуется на этом возрастном этапе.

   В подростковом возрасте складывается характер, формируется личность, закладывается фундамент будущего гражданина. От нас, взрослых, во многом зависит, какими вырастут наши дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для родителей выпускников

Экзамены - трудная пора для детей. Как помочь им в этот период? Ответ вы найдете, прочитав данную лекцию....

Музыка и нравственное здоровье (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Цикл лекций для родителей начинающих пианистов «Музыкальная педагогическая азбука для родителей»...

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Лекция для родителей: "Что такое педагогический такт и в чем он должен проявляться у родителей"

Так же, как и учителю, педагогический такт нужен любому отцу, каждой матери, ибо он предполагает умение осторожно коснуться душевного состояния человека.По отношению к детям это умение должно быть еще...