Программа родительского просвещения по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте
статья на тему

Калашникова Ирина Григорьевна

Семья наряду со школой, сверстниками, СМИ и др. играет роль важного, возможно, самого важного фактора в борьбе с распространением табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показали, что именно ситуация, сложившаяся в семье во многом определяет, насколько велика вероятность приобщения подростков к ПАВ (факторы риска и защитные факторы) Современные модели, на основе которых строятся в настоящее время наиболее эффективные профилактические программы выделяют семью, как отдельный субъект профилактической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progroamma_rodit_prosveshcheniya_pav.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

родительского просвещения по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте.

                Семья наряду со школой, сверстниками, СМИ и др. играет роль важного, возможно, самого важного фактора в борьбе с распространением табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показали, что именно ситуация, сложившаяся в семье во многом определяет, насколько велика вероятность приобщения подростков к ПАВ (факторы риска и защитные факторы) Современные модели, на основе которых строятся в настоящее время наиболее эффективные профилактические программы выделяют семью, как отдельный субъект профилактической работы.

Основные направления профилактической антизависимой помощи семье.

  • Формирование активного отношения родителей к проблемам табакокурения, алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте.
  • Оказание помощи семье в случае, если ребенок начал курить, принимать алкоголь и наркотики.
  • Предупреждение вовлечения детей в раннее употребление ПАВ (табакокурение, алкоголизм, наркомания).
  • Осуществление просветительской работы с родителями с целью формирования у них активной позиции к риску наркотизации ребенка и вовлечения его в криминальную среду.

Для организации этой работы использовать следующие мероприятия:

  1. Родительские собрания, семинары, родительские лектории.
  2. Индивидуальные консультации родителей по актуальным вопросам семейного воспитания.
  3. Формирование из родительского актива групп поддержки для родителей «проблемных» семей.
  4. Установление взаимодействия с родителями подростков группы риска.
  5. Социальное вмешательство в семью при наличии асоциального образа жизни родителей.

Наиболее эффективными в работе с родителями являются следующие формы:

  1. Групповые:  лекции, дискуссии, круглые столы, работа в группах, ролевые игры и т.д.
  2. Индивидуальные:  беседа, консультирование, анализ результатов диагностики.

Для того чтобы родители понимали мотивы поведения и поступков детей, понимали причины  побуждающие ребенка употреблять ПАВ, родителям необходимо знать его возрастные психологические особенности.

Факторы, определяющие особенности профилактической работы с учащимися начальных классов.

  1. Учитель -  непререкаемый авторитет для младших школьников. Поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, отношение к тому или иному предмету оказывают воздействие на учащихся. Негативное мнение учителя о курении, приеме алкоголя и наркотиков особенно среди подростков и молодежи, должно многократно повторятся, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на авторитетные для ребенка мнение.
  2. Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: «хорошо – плохо», «правильно – неправильно», «плохой человек – хороший человек» и т.д.
  3. Поэтому все, связанное с вредными привычками, в том числе табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, должно в сознании ребенок облачаться в «одежды темного цвета», противопоставляться всему светлому, доброму, приятному, полезному.
  4. Склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов работы, касающихся профилактики употребления ПАВ.
  5. Большая. Чем у старшеклассников, связь младших школьников с родителями определяет возможности использования этого пути для формирования негативного отношения к употребления ПАВ.

Основными чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность, которые в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия алкоголизации, табакокурения, или даже способствовать формированию установки на «престижность» потребления табака и алкоголя с уже осознанным намерением ощутит то, что ощущают взрослые, и тем самым как бы уравнять себя с недоступным ранее взрослым.

Неуспешная учебная деятельность, конфликтные отношения с учителями и низкий статус в классе приводит к депривации потребности в признании, что вызывает к жизни неадаптивные защитные механизмы.

При пассивном типе поведения появляются замкнутость, лень, апатия, уход в фантазии.

При активном поведении защита может оборачиваться агрессией, компенсируя школьную неуспешность в других сферах, в том числе в асоциальной деятельности.

К концу обучения в начальной школе в классе могут образовываться группы детей (чаще мальчиков), которые утверждают себя через некоторое противостояние требованиям и мнению учителя. В этом возрасте детей уже начинает интересовать все, что связано с табакокурением, наркотиками. Это выступает как запретный и неизвестный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство.

Немаловажным фактором приобщения к вредным привычкам может стать и то обстоятельство, что младшему школьному возрасту присущ так называемый этап естественного саморазрушающего поведения, когда все то. Что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Главным образом это касается мальчиков. Ребенок с удовольствием демонстрирует  «чудеса храбрости» не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед мчавшейся машиной, забирается на крышу, совершает множество других «подвигов». В том случае, если у ребенка недостаточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющее поведение.

Основным направлением работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ о вредных привычек.

Такая постановка вопроса создает основу для формирования здорового образа жизни в целом. А вот запугивание последствиями курения не только перестает со временем восприниматься детьми, но и формирует у них неосознанный страх за здоровье курящих родителей.

Таким образом, основные задачи предупреждения развитие вредных привычек у младших школьников – разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употреблением ПАВ, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.

Возрастные особенности младших подростков 5-6 классы.

Возраст 10-11 лет – пограничный между детством и отрочеством. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, проявляет негативизм, для него характерны частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунты против родителей.

Психологические особенности учащихся 5-6 классов. В связи с началом этапа полового созревания происходят следующие изменения: дети чаще отвлекаются неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, взаимоотношения со сверстниками, если учителя и родители найдут целесообразные, щадящие методы и формы взаимодействия с ребенком.

Именно в этом возрасте проявляется не подкрепленное еще реальной ответственностью «чувство взрослости» -  особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром.

«Чувство взрослости» проявляется в противоречивом желании «быть взрослым»:

  • с одной стороны – стремление утвердить себя как старшего, выросшего; потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, требование серьезного доверительного отношения со стороны взрослых;
  • с другой стороны -  повышенная зависимость от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, желание оказаться в ситуации опеки и зависимости.

Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность их потребностей обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если взрослые не предлагают детям средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым не выгодным образом – уверенностью подростка в несправедливости и необъективности взрослых: учителей, родителей.

        В знак протеста против диктата родителей подростки могут делать все «назло»: пропускать уроки, курить, дружить с теми, с кем запрещают родители. в более острых ситуациях подростки могут убегать из дома, начинают употреблять спиртные напитки, наркотики, токсические вещества.

        Младшие подростки характеризуются резким ростом познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов

В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни -  это период «зенита любознательности» Проявление любознательности поверхностны и практически не имеют связи со школьной программой. Эта любознательность отражает увеличенный интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.

Возрастные особенности подростков 7-8 классов.

13 лет – начало длительного и одного из важных периодов развития человека, - «возраст  второго рождения личности». В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются «детские черты» и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.

Признаки наступления переломного момента между детством и пубертатной стадией:

  • настроение характеризуется повышенной лабильностью, постоянными переходами между веселостью и грустью, унынием с чувством неудовлетворенности собой и окружающим миром;
  • мир психических переживаний нестабилен: уверенность в себе сменяется робостью и застенчивостью; чрезмерная активность – пассивностью; тяга к общению – с замкнутостью и т.д.
  • проявляется повышенная чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых (не родителей), к тому, как на него смотрят, и что о нем говорят; подросток становится легко возбудимым, раздражительным и одновременно незащищенным, ранимым;

Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. А поскольку в подростковом возрасте потребность в одобрении  поведения со стороны высока, то курение может стать той минимальной жертвой, которую готов принести подросток, чтобы быть принятым в компанию. Поэтому преодоление давления со стороны сверстников в подростковом возрасте – важнейшая проблема профилактики употребления ПАВ, а информирование о вредных последствиях табакокурения, алкоголизма имеет только вспомогательное значение.

Следует так же иметь в виду повышенную потребность подростков в эмоциональном насыщении, «жажду ощущений», причем новых и сильных, с чем бывают связаны весьма рискованные формы поведения: курение, первое знакомство с другими психоактивными веществами.

По статистике именно у учащихся седьмых-восьмых классов происходит первое серьезное приобщение к табакокурению.

Таким образом, предупреждение табакокурения у подростков необходимо проводить с учетом их возрастно-психологических особенностей. Одна из эффективных форм такой работы – проведение групповых дискуссий, на темы, связанные с курением. Другая форма работы – проведение ролевых игр, во время которых проигрываются ситуации противостояния давлению сверстников.

Основная задача в работе с подростками – отработка социальных навыков (умение побеждать в спорте, не поддаваться на уговоры и т.д.)

Возрастные особенности старшеклассников 9-11 классы.

В отличие от подростков, у старшеклассников в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников. Общение старшеклассников становится более избирательным. На первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Им уже не надо  кому–то доказывать свою взрослость. Старшеклассники обладают уже весьма высокой степенью автономии от старших, прежде всего родителей и учителей, и покушение на эту автономию часто вызывает конфликты.

        По данным различных исследований в старших классах число курильщиков и «любителей пива» резко возрастает. Здесь немалую роль играет реклама, которая в той или иной степени оказывает воздействие на формирующийся стиль жизни и самовосприятие молодого человека или девушки. Соединение идеи курения с такими понятиями, как молодость, красота, жизненный успех, победа в значительной степени укрепляет социально – психологическую мотивацию приобретения вредной привычки.

        Кроме того, у многих старшеклассников курение уже вошло в привычку, формируется зависимость от табака. Молодые люди начинают понимать, как трудно отказаться от курения, даже если знаешь, что это вредно для здоровья. Таким образом, в старших классах важна тема отказа от курения.

        Еще одна проблема, связанная с курением и алкоголизмом актуальна для юношества -  это проблема здоровья и красоты женщины, деторождения, материнства и охраны матери и ребенка от пагубного влияния табачного дыма. Поэтому составляющей частью воспитательной работы со старшеклассниками должно стать их ознакомление с основами супружества, материнства и отцовства.

Надо особо отметить недопустимость курения во время беременности и грудного вскармливания, так как это касается не личного пристрастия женщины, а жизни и здоровья ребенка, нарушение его права на здоровье.

        Другой аспект, на который следует  акцентировать внимание учащихся, - вред пассивного курения и ответственность курильщика перед окружающими и членами семьи. Тезис здесь такой – курение перестает быть личным делом каждого, если оно вторгается в жизнь других людей. Этот тезис может найти свое развитие в дискуссиях о правах курящих и некурящих или о том, могут ли дети упрекать родителей за курение.

        Говоря о возрастных особенностях, психологических факторах риска развития вредных привычек, важно понимать, что они способны только потенциально приобщить ребенка к табакокурению, другим психоактивным веществам. Реализуется или нет этот потенциал – зависит от взрослых, окружающих ребенка. Если родители сумеют вовре6мя научить ребенка регулировать свое состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счет источников, не разрушающих физическое и психическое здоровье, то даже его предрасположенность к негативным явлениям не сыграет своей печальной роли.

Программа просвещения родителей

«Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании

в подростковой среде»  (родительский лекторий)

Темы

форма

К-во час

1.

Курение подростка:  миф и реальность

Лекция

2.

Болезни, вызываемые куренем

Лекция

3.

Курить или не курить?

Круглый стол

4.

Вредные привычки в семье

Семинар

5.

Еще раз о вреде курения.

Дискуссия

6.

Табакокурение и закон (№87-ФЗ Об ограничении курения табака

Лекция + дискуссия

7.

Наркомания: миф и реальность

Род. собрание

8.

Меры профилактики употребления наркотических средств подростками

Лекция + круглый стол

9.

Физическая культура против наркотиков и табакокурения

Веселые старты

10.

Здравоохранение об алкогольной зависимости

Лекция

11.

Социально-педагогическая профилактика употребления алкоголя подростками.

Лекция + круглый стол

12.

Социально-психологические аспекты табакокурения, наркомании, алкоголизма подростков

Лекция + круглый стол

13.

Культура свободного времяпрепровождения подростков как актуальная задача родителей.

Дискуссия

14.

Формирование устойчивых установок против вредных привычек у подростков

Лекция + круглый стол

15.

Организация учебы и досуга подростков как профилактика вредных привычек

Лекция + круглый стол

16.

Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья детей и подростков

Совместные турпоходы

17.

Счастливая семья – счастливые подростки

Дискуссия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании и ВИЧ-СПИДа»

Здоровье подрастающего поколения — важный показатель качества жизни общества и государства. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причи...

Алкоголизм и наркомания в подростковом возрасте

Объяснение с точки зрения детской психологии....

Программа родительского просвещения по профилактикевредных привычек у детей младшего школьного возраста

Программа для работы с родителями  по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании  у воспитанников клуба по месту жительства....

Аналитическая записка о работе по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и распространения ВИЧ-инфекции.

В аналитической записке представлен материал о работе в образовательном учреждении по профилактике асоциальных явлений среди учащихся...

Занятие для подростков по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании.

Заняти проводится в форме тренинга. Цель занятия: сформировать у подростков негативное отношение к никотину, алкоголю, наркотикам.Расчитано на учащихся  7-9 классов....

Родительское собрание в 7 классе «Повышение компетенции родителей детей подросткового возраста по профилактике правонарушений»

Собрание в 7 классе, Цель: повысить знания родителей по теме. Форма проведения : родительский практикум...

Занятие по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании "Жизнь со знаком +"

Конспект занятия разработан для обучающихся страшего звена. Осноная цель занятия:формирование у подросков негативного отношения к табаку, алкоголю и нароктикам. Занятие включает  в  себя игр...