Готов ли мой ребенок к школе?
консультация на тему

Сиско Надежда Осиповна

Речевая готовность детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_detey_k_shkole.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

Готов ли мой ребенок к школе? Этот вопрос задает каждый родитель будущего первоклассника. Одним из важных показателей готовности к школе является речь ребенка.   Логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста  показывает, что, как правило, родители обращают внимание на более очевидные  нарушения речи,  к которым в первую очередь относятся  неправильное произношение звуков, поэтому у большей  части детей дефекты произношения  к началу обучения в школе    исправлены.    Однако, многие дети    при относительно сохранном произношении  звуков речи и правильном лексико-грамматическом строе речи  испытывают трудности в различении акустически близких звуков (например: [Ш] — [Щ], [Б] — [П], [3] — [Ж] и т.д.); не умеют определить место, количество и последовательность   звуков в словах;  затрудняются подобрать слово с определенным  звуком. А также,  испытывают серьезные трудности при составлении пересказа, рассказа по картине, по серии картин.     В силу того, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи, что может  привести в  дальнейшем к  трудностям в школьном обучении.

         Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом   является звуковой анализ   речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

  Простейшие формы такого анализа становятся доступны детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте. Старшие дошкольники должны уметь называть первый и последний звуки слова, определять наличие звука и его место в слове, называть звуки по порядку в словах из 3-5 звуков типа «кот», «рука», «школа».

Для развития навыков звукового анализа родителям в домашних условиях можно использовать следующие игры и упражнения:

  • Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
  • Поиграйте с ребёнком в игру – соревнование: кто больше придумает слов с заданным звуком, или  попросите его найти предметы в комнате (на улице, в парке и т.д.), в названиях, которых есть тот или иной звук.
  •  Игра: «Определи первый звук в слове», научит  детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.
  • Поймай последний звук в ладошку. Медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. "Какой звук поймал в ладошку?"
  • Горлышко болит. Произнеси губами без звука все слово, только последний звук вслух.
  • Определение места звука в слове (позиции). С этой целью используется игра “Светофор”. В начале обучения используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый.  
  • Подбор слов, где заданный звук был бы на первом месте, на втором, на третьем; в начале слова, в середине, в конце слова.  Помните, что звонкие  (парные) гласные на конце слова оглушаются, не  предлагайте детям таких заданий.
  • Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность: подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр и др..  
  • Предложите ребёнку представить ситуацию: «Представь, тебя пригласили на день рождения. Ты можешь взять любого друга или подругу, но давай мы  договоримся: имена моих друзей будут со звуком [ш], а твоих со звуком [ж]» и т.д.
  • Находясь в магазине, предложите выбрать из множества товаров только те, в названиях которых есть заданный звук.

Вариантов игр может быть бесконечное множество, здесь важна направляющая роль взрослого.

            Для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Помните, что книги, которые вы читаете с детьми, должны быть по возрасту вашему ребенку, они должны быть источником новой и интересной информации. После прочтения задайте вопросы по содержанию прочитанного, так вы убедитесь, всё ли усвоил ваш ребёнок, также вопросы помогут научить пересказывать прочитанное. Требуйте от него полных, развёрнутых ответов, вовлеките ребенка в подробную дискуссию. Обратите внимание детей на черты характера героев, может быть на элементы одежды, интересные описания природы и др.  

 Научиться пересказывать   детям хорошо помогает и так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д. Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей. Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено. Используйте для таких занятий  интересные ребенку игрушки.  Старшим дошкольникам  можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Предложите  детям  внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга.  

 Дети любят рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

  • Вспомни случай

Выберите с ребёнком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

  • Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с  ребенком смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

         Самое главное – учитесь слушать и слышать Вашего ребенка! Ведь не для кого не секрет, что рассказывать хочется только тогда, когда это кому-то интересно. Часто в повседневной суете мы забываем о том, что  маленькому человеку необходимо наше внимание, как воздух. Поэтому постарайтесь организовать режим дня таким образом, чтобы выделить время и на чтение, и на беседу с малышом. Желаем вам успехов в развитии вашего ребенка.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ваш ребенок к школе?

Данный материал поможет родителям определить подготовленность ребенка к школе при помощи теста, а также поможет рекомендациями, как лучше подготовить ребенка к школе. Может быть рекомендован психолога...

Готов ли ваш ребенок к школе

Ваш ребенок скоро  пойдет в школу. Это очень ответственный этап в его жизни: появятся новые обязанности, откроются новые горизонты.   Вашему вниманию представлены практические советы...

Тест-диагностика "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Статья включает тестовый  материал для диагностики одного из ведущих факторов  готовности к школьному обучению - сформированности зрительного восприятия ребенка. . Выполнив серию субтестов м...

Готов ли ваш ребенок к школе?

Данная методика определения готовности ребенка к школе полезна родителям, логопедам, учителям начальных классов и воспитателям ДОУ....

Готов ли ваш ребенок к школе? Методика определения и советы логопеда.

Данная методика определения готовности ребенка к школе полезна родителям, логопедам, учителям начальных классов и воспитателям ДОУ....

Готов ли ваш ребенок к школе?

Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может ...