Доклад "Формирование ценностного отношения к малой родине у учащихся малокомплектной сельской школы"
материал на тему

Калинкина Олеся Александровна

Опыт образовательных организаций в деле организации работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tsennostnogo_otnosheniya_k_maloy_rodine.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВАХРУШЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Муниципальное родительское собрание

«О Стратегии развития воспитания на территории Коченевского

района: опыт образовательных организаций в деле организации работы  с родителями»

Формирование ценностного отношения к малой родине

 у учащихся малокомплектной сельской школы

Докладчик: старший вожатый

Калинкина Олеся Александровна

2018

     Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 29.05.2015 № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.        

    Основные направления развития воспитания: поддержка семейного воспитания, общественных объединений, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов,  гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей, популяризация научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.

      Хочу рассказать подробнее  о том, как мы в нашей малокомплектной сельской  школе работаем над формированием ценностного отношения к малой родине и воспитанием духовно-нравственной личности.

   Остановлюсь на некоторых моментах, которым мы уделяем особое внимание.

   Одной из главных задач мы считаем  сохранение в памяти поколений воспоминаний  о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла. Судьбы этих людей являются идеалами не только для детей, но и взрослых членов семьи. Материалы о жизни и  деятельности земляков собраны в исследовательских работах учащихся, оформлены  альбомы «Книга памяти»,  «Люди трудовой славы» и «Дети войны», уголок боевой славы «Мы эту память сохраним!». Традиционными   стали  акции «Георгиевская лента» и  «С добрым утром, ветеран!», которые проходят в преддверии дня Победы.  В течение трёх лет проводится акция «Белый кораблик»: учащиеся, педагоги, родители, жители села пускают по реке кораблики, сделанные руками детей, на которых написаны имена  родственников, участников Великой Отечественной войны.

    Постоянными гостями школы на классных часах, праздниках являются труженики тыла, вдова ветерана Великой Отечественной войны Чемодурова Матрена Васильевна. Люди преклонного возраста с удовольствием  посещают мероприятия, где их чествуют не только школьники, но и администрация Крутологовского сельсовета. К сожалению, мы не можем провести митинг и возложить венки к памятнику участникам Великой Отечественной войны, так мы, наверное, единственные в районе, у кого такого памятника пока нет.

      Детям свойственно чувство гордости за свой край. Они часто стремятся обосновать патриотизм какими-либо сведениями о примечательных событиях из его истории. Подобные сведения становятся особенно прочными, если ребята сами принимают в этом активное участие, работают совместно с родителями над сбором материалов и выполнением проектов, используют в работе архивные документы Крутологовского сельсовета. В школе разработана краеведческая программа «Прикоснемся к истокам».

     В нашей школе есть краеведческий  уголок, в создании и работе которого приняло  участие практически всё население деревни Вахрушево:  педагоги, ребята, родители, жители деревни.  Данный уголок продолжает постоянно пополняться. Для младших учащихся и гостей школы старшеклассники проводят экскурсии «В мире старинных вещей».

     Благодаря исследовательской работе пополняются материалы музейного уголка. В процессе этого вида деятельности учащиеся приобретают навыки краеведческого поиска и научных исследований, учатся анализировать и систематизировать источники исторического краеведения, расширяют свой кругозор, ощущая себя полноправными гражданами своей страны и истинными патриотами. Ребята - старшеклассники публично защитили исследовательские проекты «История деревни Вахрушево», «Архитектура села», «Дорогие сердцу улицы», «Словарь диалектных слов», «Возвращаю долги, Земля!»,  «Семейный альбом», «Доброе имя лучше богатства», «Традиции родного села», «Семейная реликвия», «Семейный герб» и другие.

    Изучение народных традиций – так же является одним из направлений нашей работы: «Троица», «Выкуп невесты», «Рождественские колядки», «Посиделки в русском доме», «Масленица». Данный материал был оформлен со слов старожилов и используется в работе с детьми.

     На занятиях внеурочной  деятельности ребята выполняют своими руками  различные поделки, обереги для дома: куклы, домовята, птица счастья – используя их для подарков своим родителям и гостям школы.

    Гордостью нашего населенного пункта является то, что на его территории был найден скелет мамонта, который назвали Матильда. Долгие годы он является одним из главных экспонатов Новосибирского краеведческого музея. Учёные музея приезжают в село с лекциями для всех жителей. А в нашей школе оформлены стенд  «Прикоснёмся к истокам», археологический уголок «Матильда». Наши дети  снялись в фильме «Наследники мамонта».  В 2014  году на въезде в село при содействии депутата  Законодательного Собрания Новосибирской области Барсукова Александра Филипповича  был установлен памятный камень в честь этой уникальной находки. На открытии этого памятника присутствовали жители села, представители администрации Коченевского района, муниципального образования Крутологовского сельсовета.  В настоящее время дети ухаживают за памятником, возле него проводятся  воспитательные мероприятия.

    Опыт по данному вопросу был обобщён на дне открытых дверей «Формирование ценностного отношения к малой родине у учащихся», районном фестивале педагогических идей  «Духовно-нравственное развитие и воспитание сельских школьников».

      Важная роль в воспитании детей   принадлежит ученическому самоуправлению. В школе работает детская организация «Организация объединённых планет». Организация имеет Программу, Устав, Девиз, Гимн, эмблему  и включает в себя 9 планет.  Структура детской организации, правила её жизнедеятельности дают учащимся возможность активно участвовать в жизни школы. Детская  организация Объединённых планет помогает обеспечить выполнение поставленных задач духовно-нравственного развития и воспитания.

   Составной  частью духовной жизни является нравственность, характеризующая уровень отношения к другим людям, к природе, к миру.

      2018 год указом президента Владимира Владимировича Путина объявлен годом волонтёра. В нашей школе Сплочённый Вахрушевский Отряд Добровольцев  создан в 2015 году. Девиз отряда: Люди помочь друг другу должны. Кто это сделает, если не мы!!!  СВОД охватывает различные направления деятельности: здоровый образ жизни, экологию, милосердие, патриотизм, наглядную агитацию.

    Школа активно сотрудничает с семьёй. Действует  Программа «От сотрудничества к успеху», которая была отмечена дипломом области,  реализуется  Программа педагогического лектория для родителей. Объединение семьи и школы в деле воспитания  ценностного отношения к малой родине и воспитании духовно-нравственной личности создаёт благоприятные возможности для укрепления гражданственности, для приобщения к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность,  почитание родителей, забота о младших и старших, бережное отношение к жизни человека, к продолжению рода.  Такие праздники, как День Знаний, День матери, День Защитника отечества, Новогодний карнавал, 8 Марта, Последний звонок, выставки букетов и поделок из природного материала   стали совместными для школы и семьи.

    Исходя из выше сказанного, духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов  воспитания, от условий, в которых ребенок живет и развивается: в семье и школе. Поэтому, работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся  на основе отечественных традиций  необходимо продолжать.

   Я  считаю, что сельская малокомплектная школа – это гораздо больше, чем просто образовательное учреждение. Это культурный, социальный центр,  разделяющий жизнь сельского общества, позволяющий собраться  взрослым и детям на праздники, провести свободное время, пообщаться.  А в нашем населенном пункте это единственный культурный центр, который всегда открыт не только для учащихся, но и для жителей родного села и гостей всего Коченевского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация разновозрастного обучения иностранному языку в малокомплектной сельской школе.

Советы по проведению уроков английского языка в разновозрастных группах....

Презентация "Неделя истории в малокомплектной сельской школе" /Из опыта работы/

Неделя истории  относится к наиболее эффективной форме внеклассной работы.Успех проведения Недели истории во многом определяется духом сотрудничества и взаимодействия учителя и учащихся....

Работа с одаренными детьми в малокомплектной сельской школе

Работа с одаренными детьми в малокомплектной сельской школе...

Преподавание технологии в малокомплектной сельской школе

Сельская школа выделяется своей непохожестью, нестандартностью педагогических условий, проблем, способов их решений. Процессы, происходящие в обществе, ухудшение демографической ситуации привели к сни...

Методика интенсификации процесса физического воспитания учащихся малокомплектных сельских школ на основе инновационных технологий

Ключевые слова: физическое воспитание, спортивно ориентированный подход, инновационная программа, игровые средства.Аннотация: В системе рассматриваются вопросы модернизации школьного физического воспи...

Вечер физики в малокомплектной сельской школе

В малокомплектных сельских школах, где нет параллельных классов и наполняемость каждого невелика, очень сложно провести внеклассное мероприятие по   физике по какой-либо определенной теме. П...

Декада по предметам естественно-научного цикла для малокомплектных сельских школ.

Данную разработку можно использовать для проведения предметных недель в сельской малокомплектной школе, где один учитель преподает сразу несколько предметов. Отдельно по каждому предмету проводить тру...