Буклет "Детские жалобы"
материал на тему

Федяева Ольга Анатольевна

Буклет для родителей "Детские жалобы". На что стоит обратить пристальное внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.zhaloby.docx139.68 КБ

Предварительный просмотр:

Жалоба №4. На взрослых (бабушек, дедушек, воспитателей)
Варианты: «Бабушка всегда заставляет меня есть суп, и у меня потом болит живот», «Воспитательница укладывает меня спать днём, и вечером я не могу уснуть».
Тайный смысл жалобы: подобные жалобы часто возникают, когда у всех взрослых, которые занимаются воспитанием ребёнка, разные взгляды на педагогический процесс. Ребёнок не понимает, почему мама разрешает не спать днём, а воспитательница заставляет; почему у родителей можно не есть суп, а бабушка настаивает на обратном и т.п.
Как отвечать: жалобы исчезнут, как только взрослые придут к единому взгляду на воспитание ребёнка и детский распорядок дня. Если придерживаться единой педагогической линии не получается, объясните ребёнку, что иногда обстоятельства позволяют нарушать тот или иной распорядок.
Что не надо говорить: «Скажи, бабушке, что я разрешила тебе не есть суп» — не нужно манипулировать взрослыми при помощи ребёнка. «Бабушка не права» — подобными высказываниями вы настраиваете малыша против других взрослых.

Жалоба №5. На проблемы в детском саду
Варианты: «У меня опять ничего не получается», «Я хуже всех рисую (прыгаю, пою)».
Тайный смысл жалобы: малыш хочет высказаться и поделиться с вами своими проблемами, ему нужен слушатель. Если ребёнок все время жалуется на одно и тоже (я плохо пою), он таким способом пытается объяснить вам свои приоритеты.
Как отвечать: Всё, что от вас требуется — это внимание к его проблемам и ободряющие фразы. А когда он, наконец, выговорится, подведите итог: «Я уверена, что ты со всем справишься, ты ведь такой умный (настоящий силач, самая красивая, лучше всех поёшь...)». Не пытайтесь проанализировать ситуацию и докопаться до истины. Ваша задача вернуть ребенку веру в себя и оптимистический взгляд на жизнь. Обязательно поинтересуйтесь, чем вы можете помочь в данной ситуации и предложите несколько вариантов решения проблемы: «Давай я помогу тебе научиться рисовать», «Хочешь записаться в музыкальную школу?».
Что не надо говорить: не пытайтесь успокоить чадо фразами типа «Это разве проблемы! Вот у меня сегодня...». В данный момент ребёнок ищет жилетку, в которую можно поплакаться. Он не готов выслушивать ваши проблемы, тем более, что на его уровне его неприятности ему, действительно, кажутся существенными и более серьёзными, чем ваши.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ДЕТСКИЕ ЖАЛОБЫ!

КАК НА НИХ РЕАГИРОВАТЬ?

https://pp.userapi.com/c834104/v834104327/1487e/J1mVX48K89M.jpg

Жалобы без тайного смысла, которые нельзя игнорировать:
• На здоровье;
• На чувство голода;
• На жажду;
• На желание спать;
• На страх.

Жалоба №1. На усталость
Варианты: «Я устал», «Я больше не могу» — и так целый день, независимо от того, сколько времени прошло после отдыха.
Тайный смысл жалобы: жалуясь на усталость, ребёнок констатирует факт и ждёт от вас соответствующей реакции. Если вы слишком увлечены каким-то делом, малыш может таким образом пытаться привлечь ваше внимание. Если вы, наоборот, чрезмерно загружаете его, то жалоба на усталость подразумевает «оставь меня в покое».

Как отвечать: Выясните, от чего малыш устал, и какой именно помощи от вас ждёт: посочувствовать, посидеть рядом или, наоборот, исчезнуть из поля его зрения. Предлагая ребёнку отдохнуть, обговаривайте продолжительность паузы в делах: «Давай, ты сейчас посмотришь мультфильм (поспишь) и отдохнешь, а потом мы пойдем в магазин (продолжишь заниматься)». Не забудьте спустя некоторое время поинтересоваться самочувствием ребёнка. Таким образом, вы покажете, что не пропускаете жалобы мимо ушей и действительно переживаете за своё чадо.
Что не надо говорить: «Надо было меньше бегать, кричать, баловаться...» Если ребёнок вами манипулирует, в следующий раз перед тем, как что-либо попросить, поинтересуйтесь его самочувствием. Тогда у малыша не будет возможности симулировать, прикрываясь усталостью.

Жалоба № 2. На скуку
Варианты: на вопрос «Что ты такой грустный?» ребёнок отвечает, что ему скучно. Хотя это видно и без слов, по выражению его лица.
Тайный смысл жалобы: малыш привык, чтобы его развлекали, и не может самостоятельно придумать себе занятие. Или он слишком долго играл один и теперь ему хочется пообщаться с вами, но он боится отвлекать маму или папу от домашних дел и ждёт, пока вы заметите его унылое выражение лица.
Как отвечать: предложите ребёнку заранее спланировать свободное время. Вместе решите, когда он будет играть, когда рисовать, когда смотреть мультфильмы, а когда делать уроки: «Давай ты после садика немного поиграешь, потом мы вместе почитаем, а потом ты будешь смотреть мультфильм.» Чередуйте совместное времяпрепровождение и самостоятельные игры ребёнка. Если вы заметили, что малыш слоняется без дела с унылым выражением лица, поинтересуйтесь, что у него сейчас по плану, чем он сейчас собирается заняться.
Что не надо говорить: «Ну, так займись чем-нибудь, у тебя столько игрушек!», «Почитай (уберись в своей комнате), если не знаешь что тебе делать!». Нежелательно предлагать ребёнку «развлечься» неинтересными ему делами. От такой альтернативы ему станет еще более грустно. 

Жалоба №3. На других детей
Варианты: «Паша меня бьёт», «Маша отнимает у меня игрушки» — и так после каждого общения со сверстниками. Все вокруг плохие, один он хороший.
Тайный смысл жалобы: если подобные жалобы произносит трёхлетний карапуз — это нормально. А вот если на других детей жалуется ребёнок 5-6 летнего возраста — это свидетельствует о неумении находить общий язык со сверстниками. Если ребёнок всегда ищет виноватых, значит он не умеет анализировать свое поведение и поведение других детей. Скорей всего, малыш мало общается с другими детьми. Он привык, что взрослые (родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры) всегда ему уступают, и удивляется, почему другие дети ведут себя иначе.
Как отвечать: почаще оставляйте ребёнка один на один с другими детьми. Если дети что-то не могут поделить или ссорятся, не влезайте. Предоставьте малышу возможность самостоятельно решать свои проблемы. Когда кроха жалуется, постарайтесь ему логически объяснить поведение других детей. «Паша тебя бьёт не потому, что он плохой, а потому, что ты отнял у него машинку».
Что не надо говорить: «Ты сам виноват». Сейчас не надо искать виноватых, нужно объяснить ребёнку, почему другие дети ведут себя так, а не иначе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе по рассказу В.Пьецуха "Жалоба". "Жил да был человек маленький..."

Разработка урока внеклассного чтения в 9 классе. Рассказ В.Пьецуха "Жалоба"...

Открытый урок по английскому языку« A letter of complaint » (Учимся писать письмо - жалобу)

Урок разработан для учащихся 9 класса УМК Биболетовой М. З. Урок обучения письменной речи. На уроке учащиеся учатся писать письмо – жалобу.. Материал урока может быть использован для подготовки у...

Внеклассное мероприятие для 4-5 классов коррекционной школы "Книга жалоб природы"

Внеклассное мероприятие для 4-5 классов коррекционной школы по экологическому воспитанию "Книга жалоб природы"Цели: расширить экологические знания учащихся; развивать фантазию; научить детей бережно о...

Методическая разработка урока по теме: "Письмо-жалоба (a letter of complaint)"

Данный урок направлен на изучение школьниками 10 класса с углубленным изучением английского языка основных компонентов и правил написания писем-жалоб . Тема соответствует главе 1.10 учебника Starlight...

Консультация для родителей "7 самых частных детских жалоб. Как на них реагировать?"

Материал для оформления, стендов, уголков для родителей, родительских мессенджеров....