Родительское собрание "Агрессия подростков, ее причины и предупреждение"
план-конспект на тему

Зильберс Марина Майгоновна

Родительское собрание "Агрессия подростков, ее причины и предупреждение"

Цель: сформировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков; сформировать умения и навыки помочь своим детям справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом.

 

Задачи: определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся, в частности агрессивного поведения школьников, определить причины появления агрессии и дать рекомендации родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Агрессия подростков, ее причины и предупреждение"

Педагог –психолог Зильберс Марина Майгоновна

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: родители учащихся 7-8 классов.

Цель: сформировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков; сформировать умения и навыки помочь своим детям справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом.

Задачи: определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся, в частности агрессивного поведения школьников, определить причины появления агрессии и дать рекомендации родителям.

Оборудование: листы формата А4, маркер, мультимедийная презентация с ключевыми понятиями, музыкальная притча «Гвозди».

ХОД СОБРАНИЯ

I.  Знакомство

II. «Притча о Вечном путнике»

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

 – Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

 – С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

 Люди всю  ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

 – Не он… И этот не он… И тот не он… – говорили люди, видя ранних спешащих.

 Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

 Люди уставились на дорогу – где Путник?

 Где-то запел жаворонок.

 Где-то заржал жеребенок.

 Где-то заплакал ребенок.

 А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

 Пришли к мудрецу с жалобой:

 – Где же обещанный Путник Вечности?

(– А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

 – А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

 – Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

 – Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

 Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

 – Ребенок – это и есть Путник Вечности!  Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

– Ведь именно ему жить в будущем. Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”.

 Но не всегда наши ожидания соответствуют реальной картине. Иногда в наших детей вселяется бесенок, и он становиться неуправляем. Теряет контроль и начинает обижать младших, получает двойки и говорит грубости родителям и учителям. Что же случилось с нашим  ребенком, ведь мы  возлагали  такие большие надежды на него, а он  груб, невежлив, и зачастую просто  агрессивен. Для того, чтобы это понять мы и собрались на данную встречу.

III. Упражнение «Ассоциации»

- Скажите пожалуйста,  какие ассоциации у вас вызывает слово «Агрессия», напишите свои ассоциации  на бумаге (работа в группах).

Злость, боль, беда, страх, кровь, физическая сила …

 Обсуждение в группах.

-  Давайте познакомимся с данным понятием.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

    В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

    Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

    Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

    Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.

 Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личном развитии и поведении людей. Особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, появление у них жестокости и агрессивности. Юристы, психологи, педагоги, врачи, социологи и другие специалисты отмечают в последние годы рост тревожных тенденций – повышение агрессивных проявлений у школьников, увеличивается количество жестоких правонарушений, нарастает количество грабежей, разбоев. В обществе у значительной части населения сформировалась тенденция к разрушительным действиям или, во всяком случае, внутренняя готовность оправдать преступление.

 Это основные виды правонарушений у подростков, а такого рода преступления всегда сопряжены с жестокостью. Кроме того, исследования показали нарастание у детей и подростков садизма в отношении к «братьям меньшим» – это проекция отношения к самому человеку.

 Основной «группой риска» были, есть и остаются семиклассники, восьмиклассники. Почему?

IV.  Мини-лекция: «Кризис 13-14ти лет» 

Родителям предлагаются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены, и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка.

Качества следующие :

Доброта; Безразличие;

Сочувствие; Упрямство;

Покладистость; Агрессивность;

Терпение; Нетерпимость;

Сопереживание; Эгоизм.

- Вы и сами заметили, что ваши дети изменились по сравнению с 5 или 6 классом. Это можно отметить, проанализировав ваши ответы. Дети стали упрямее, агрессивнее, более нетерпимыми к мнениям и поступкам других людей, меньше уделяют внимание своей учебной деятельности, стараются любыми возможными средствами заявить о себе.

Агрессивное поведение – это наиболее распространённый способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты.

 7-8 класс – это подростковый возраст, который характеризуется желанием ребенка стать самостоятельным, не зависеть от мнения родителей и учителей, и в тоже время ребенок еще не в состоянии отвечать за свои поступки. Подростки часто копируют поведение взрослых и своих кумиров. Кроме этого, идет усвоение навыков социального поведения близких им людей.

 И здесь отношения в семье играют очень важную роль. Если в семье принято разговаривать на повышенных тонах, часто случаются ссоры, унижения, то ребенок другим просто не может быть.

  Этот возраст - это второй виток развития Я, но уже как эгоизм. То есть Я направлено не внутрь, а наружу. Формирование личного Я принимает социальный характер - кто Я в обществе? Происходит переосмысление своего места в обществе, своего значения, своей позиции, своих возможностей, идентификация себя с социумом. Позиция "Я - главный" меняется на позицию "Что Я значу".

 Основную причину столь бурных проявлений одни психологи видят в том, что взрослые не меняют своего поведения в ответ на появление у подростков стремления к новым формам взаимоотношений с родителями и учителями. Другие рассматривают «кризис тринадцати лет» как прямое отражение процесса полового созревания ...

 Выраженными симптомами названного кризиса являются:

 1. Снижение продуктивности в учебе (а также способности заниматься ею) даже в тех сферах, где подросток одаренный.

 2. Негативизм. Подросток как бы отталкивается от окружающей среды, склонен к ссорам и самоизоляции.

 Но, поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер.

 1. Негативизм ярко выражен во всех сферах жизни. Продолжается это от нескольких недель до случаев, когда подросток надолго самоизолируется от семьи, является чрезмерно возбудимым, или наоборот, равнодушным. Подобные болезненные и острые проявления негативизма наблюдаются у 20% подростков.

2. Примерно 60% подростков проявляют негативизм лишь в отдельных жизненных ситуациях, прежде всего как реакцию на негативное влияние среды (семейные конфликты, гнетущая атмосфера в школе ...)

 3. У 20% подростков негативизм в поведении вообще не проявляется. Подросток пытается занять место взрослого в системе реальных отношений между людьми, поэтому для него и мужество, и смелость, и одежда важные прежде всего, в связи с этой социальной позицией.

     Центральное место в жизни подростка занимает общение с товарищами, которое приобретает такой ценности, что нередко оттесняет на второй план и обучение, а также отношения с родными, что и играет важную роль в развитии личности подростка. К дружеским отношениям предъявляются особые требования: взаимная открытость и понимание, равенство, отзывчивость, способность сопереживать, умение хранить тайны

    Невыполнение предписаний взрослого, пренебрежение обязанностями, протест - все это ничто иное, как борьба подростка за изменение существующего типа отношений.

  Они требуют уважения к собственной личности и человеческого достоинства, доверия и самостоятельности, существенно ограничивают права взрослого и расширяют свои собственные.

  Характер общения со взрослыми существенно влияет на особенности самооценки подростков. Этот возраст характеризуется эмоциональной нестабильностью и импульсивностью поведения. Подростки часто сначала действуют, а потом думают о последствиях, хотя осознают при этом, что следовало бы поступить наоборот.

^ Подростковая агрессия делится на физическую и вербальную, т. е. ребёнок может нападать на сверстников, ломать и портить вещи или оскорблять окружающих, ругаться.

 Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение. Подобное поведение психиатры называют самоагрессией или аутоагрессией. Оно вызвано неуверенностью в себе, является следствием недостатка родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: мол, вот как мне плохо или вот как я мало себя ценю. В любом случае лучше как можно раньше обратиться за консультацией к психологу или психиатру.

 Подросткам вообще свойственно совершать рискованные необдуманные поступки, они не всегда взвешивают последствия своих действий, и их импульсивные желания могут победить здравый смысл.

Y.  Причины детской агрессии

Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены.  Тем не менее, мы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:

  • врожденные побуждения или задатки;
  • потребности, активизируемые внешними стимулами;
  • познавательные и эмоциональные процессы;
  • актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

VI. Упражнение  «Мозговой штурм»

Задание для родителей.

Напишите три отрицательных качества агрессивного  ребенка.  

 По кругу родители называют качества, черты характера, а психолог фиксирует их на доске. Обсуждение в группах.

Раздражительность, грубость, жестокость

- А  как подростки  понимают агрессивность?

 Вот какие ответы они дали (выборка из 23 человек учащихся 7-8 классов):  

1. Каких людей ты считаешь агрессивными?

Злые, невежливые, громко ругаются, кричат на всех, бьют, дерутся, люди, которые не могут справиться со своими эмоциями, они вечно не довольные...

2.  Считаешь ли ты себя агрессивным?

Нет  – 83% человек;   17% человек –  да.

3. Бываю ли родители агрессивно настроены против тебя

Нет  – 48%человек;       да – 52% человек.

Что же по этому мнению думают детские психологи, какой портрет агрессивного ребенка они нам рисуют. 

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ... стремится разозлить взрослых, сверстников. Он “не успокаивается” до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Агрессор

  • вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
  • типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
  • ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
  • в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
  • приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
  • группируется со старшими подростками;
  • имеет садистские наклонности;
  • в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
  • в игре навязывает друзьям свои правила;
  • злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
  • игнорирует указания и легко раздражается;
  • введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
  • не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.  

Аутсайдер

  • не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
  • не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
  • одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
  • по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
  • задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
  • у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
  • выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
  • выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
  • приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
  • выбирает нестандартную дорогу в школу.

YII . Упражнение  «Мозговой штурм»

– Как вы думаете можно ли  определить конкретные критерии, по которым мы сможем выявить  агрессивного ребёнка? (Работа в группах)

Обсуждение.

Психолог: Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставить «точный» диагноз, или «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.

 Психологами  разработаны  критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.

Критерии  агрессивности

1. Часто теряет контроль над собой.

 2. Часто спорит, ругается с взрослыми.

 3. Часто отказывается выполнять правила.

 4. Часто специально раздражает людей.

 5. Часто винит других в своих ошибках.

 6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

 7. Часто завистлив, мстителен.

 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что подросток  агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Агрессивный подросток не может встать на позицию другого человека или решить ситуацию другим способом. Он уверен, что чем больше он проявляет агрессивность, тем больше его будут слушаться.

VIII. Упражнение «Проверь своего ребенка»

Поставьте перед собой вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?», и выполните простой тест. Отвечайте: «никогда или редко», «иногда», «часто» или «очень часто».

Мой ребенок 

1. Выходит из себя 

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

2. Спорит со взрослыми 

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми 

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

4. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей 

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

5. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении 

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

6. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий 

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

7. Злобен и нетерпим к критике 

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

8. Недоброжелателен или мстителен 

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

    Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка может быть признаком серьезной проблемы. Однако обобщение может не дать ответа, который вас полностью удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с вашим ребенком, вам следует, наверное, внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его. Точно установить где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно. Насколько серьезно, то поведение, которое вы наблюдаете? Как оно соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги? 

IX. Упражнение « Снежинка»

Упражнение-активатор, для поднятия эмоционального настроения и профилактики усталости.

X. Как  же помочь   агрессивному ребёнку.

Психолог:  Как  же помочь   агрессивному ребёнку.

 С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах – тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас.

 Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов.

 Некоторые дети под воздействием «умных» взрослых долгое время способны сдерживать свои агрессивные импульсы даже тогда, когда другие задевают их достоинство («Драться нехорошо! Не обращай внимания!»). Правда, никто не учит, каким образом он может не слышать оскорблений в свой адрес. И вот этих сдержанных молодых людей время от времени прорывает. Но если он ударит человека в таком состоянии – то это может привести к травме обидчика. И оправдаться невозможно: «Он тебя просто дразнил, а ты ему руку сломал!..» Поэтому, как поется в песне, «честь должна быть спасена мгновенно». Тогда будет гораздо меньше разрушений и проблем.

 Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям множество проблем и они осознают это.

 Например, можно научить ребенка концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с предельным усилием.

 Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой.

 Давайте сделаем эти упражнения все вместе.

XI. Упражнения

Упражнение «Воздушный шарик»

 Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполните легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуйте, как он выходит из легких. Дышите и представляйте, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

Упражнение  «Кулачок»

Просят участников сжать кулачок крепко-крепко. Пусть они подержат кулачок сжатым, а когда раскроют его, рука расслабится.

«Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания: 

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  3. Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.
  4. Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
  5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
  7. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
  8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
  10. Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность!

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.

 Упражнение  «Закончи предложение»

 А сейчас попробуем вместе закончить предложения, которые начинаются со слова «если». Проверим себя, возможно, что-то новое для себя откроем.

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится…(ненавидеть).

Если ребёнок живёт во вражде, то он учится…(быть агрессивным). Если ребёнок растёт в упрёках, он учится…(жить с чувством вины)

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится…(понимать других).

Если ребёнка часто хвалят, то учится быть…(благодарным).

Если ребёнок растёт в честности, то он учится…(быть справедливым).

Если ребёнок растёт в безопасности, то он учится…(верить в людей).

Если ребёнка поддерживают, то он учится…(ценить себя)

Если ребёнка высмеивают, то он будет…(замыкаться в себе).

 Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, то он учится…(находить любовь в этом мире и любить окружающих).

XII. Музыкальная  притча «Гвозди» 

– А сейчас я предлагаю вам послушать музыкальную притчу «Гвозди»  [С.Копылова]    (Приложение 3).

(После прослушивания идет обмен впечатлениями).

XIII . Заключительная часть

Упражнение «Игра «Подсолнух»

Цель: сплочение группы. Ритуал прощания.

Участники встают в широкий круг, ведущий говорит: «Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните о том, как вы поодиночке пришли на это собрание». Теперь откройте глаза, почувствуйте, как вы постепенно превратились в единую группу и стали ближе друг другу... сузьте круг, чтобы встать плотнее, и положите руки своим соседям... Представьте, что вы все, это цветок подсолнуха, который медленно покачивается от легкого ветерка. Закройте глаза и медленно качнитесь влево... теперь вправо...

 Продолжая ритмично двигаться, откройте глаза и опустите руки... осознайте, что подсолнух уже созрел, и каждый из вас сейчас превратиться в самостоятельное подсолнуховое семечко.

– Подходит к концу очередная наша встреча. Любовь и вера родителей имеют исключительное значение в воспитании детей. Любовь родителей к ребенку делает его уверенным в себе, раскованным, свободным. Ребенок, получивший много любви в семье, будет щедро делиться ею с людьми всю жизнь. Я думаю, что после сегодняшней встречи вы немножко по – другому взглянете, друг на друга, и я буду рада, если у кого-то отношения изменятся в лучшую сторону.

 Спасибо Вам, что пришли на наше собрание, потратив свое личное время. Мы всегда очень рады видеть вас!

 – И еще несколько слов: рецепт счастья: «Возьмите полную чашу терпения, влейте в нее полное  сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути!».

Приложение 1.

Мини-лекция: «КРИЗИС 13-ти ЛЕТ»

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса 

  1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, внимание подрост-ка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.

Мышление в подростковом возрасте не одна из функций вряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

  1. Второй симптом кризиса – негативизм . Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

  1. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.
  2. Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.
  3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.

Воспитываясь в семье, в детском саду, придя в школу, ребенок получает некоторый опыт реакций окружающих на его агрессивные проявления. От характера этих реакций и направленности семейного воспитания во многом зависит дальнейшее развитие агрессивности ребенка. В школе он приобретает новый социальный статус - статус школьника, который накладывает на ребенка определенные ограничения, особенно в отношении поведения. Кроме того, в младшем школьном возрасте складывается новая социальная ситуация развития, не всегда являющаяся для ребенка благоприятной. Все это может вызывать у него негативные реакции: от гнева и агрессии до подавленности и депрессии, что, в свою очередь, также может перейти в агрессию.

Поэтому считается, что агрессивность - это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты. Агрессия является механизмом, благодаря которому эти инстинктивные тенденции направляются на другие объекты и в первую очередь на людей, в основном с целью их покорения или завоевания

Приложение 2

 Методические рекомендации для родителей

Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум. 

Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).

2. Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.

3. При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания» Отправителю такого послания может грозить опасность: когда он открывает себя другому (особенно ребенку), это может быть расценено, возможно, как знак слабости.

Преимущества. Я-посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар». Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях.

Я-послания

  • Я думаю, что...
  • Я недоволен тем, что... 
  • Мне не нравится, что...
  • Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку. 
  • Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.

Ты-послания

  • Ты поступил плохо. 
  • Ты не смеешь. 
  • Ты не должен.
  • Почему ты получил двойку.
  • Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан.

Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом. Конечно, как отмечают психологи, всегда есть ситуации, в которых «язык принятия» и метод «без поражения» не помогают. Но все-таки они являются хорошей возможностью для повышения коммуникативной культуры и могут использоваться в профилактических целях. Схема коммуникаций без поражения представлена на рисунке выше.

4. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.

Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.

Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.

5. Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные.

Анкетирование взрослых с целью выявления агрессивности у ребёнка, применяется  специальная  анкета, разработанная российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

 Психолог зачитывает вопросы анкеты, родители отмечают 1 баллом те качества, которые встречаются у их детей, 0 баллов если не встречаются.

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

 6. Иногда он так настаивает на чем-то,  что окружающие теряют терпение.

 7. Он не прочь подразнить животных.

 8. Переспорить его трудно.

 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

 11.  В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все  наоборот.

 12. Часто не по возрасту ворчлив.

 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

 16. Легко ссорится, вступает в драку.

 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

(на слайде    проецируются результаты тестирования)

– Подсчитайте количество баллов в сумме по  анкете:

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

 Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

 Низкая агрессивность – 1-6 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Возрастные личностные особенности подростков и причины подростковой агрессии

Презентация предназначена для проведения родительского собрания учащихся 7 класса и знакомит с психологическими особенностями подросткового возраста, типами семейного воспитания, а также содержит прак...

Родительское собрание "Агрессия детей: её причины и предупреждение"

Данное родительское собрание может быть проведено в классах, где дети проявляют повышенную агрессивность....

Родительское собрание "Агрессия детей. Причины, предупреждение"

Разработка родительского собрания по проблеме детской агрессии....

К вопросу изучения сиблинговых позиций подростков как причины конфликтности родительско-детских отношений

В статье рассматриваются причины конфликтности родительско-детских отношений....

Материал для проведения родительского собрания на тему: "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях".

Материал предназначен для родителей (законных представителей) с целью информирования о причинах, признаках и характере подросткового суицида. Даются советы по оказанию помощи подростку в кризисных сит...