Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о развитии речи малыша"
консультация на тему

Голяйкина Елена Николаевна

Консультация о нормах и этапах развития речи ребенка раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nuzhno_znat_roditelyam_o_razvitii_rechi_malysha.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ РЕЧИ МАЛЫША

Вот и настал тот долгожданный день, когда ваш кроха появился на свет. Замечательно, если о своем появлении в этом мире он заявил громким и чистым криком. Уже по первому крику в родильном зале специалисты могут диагностировать будущие речевые нарушения. Их насторожит то, что малыш не сразу закричал, или крик его был сиплым, хриплым, или малыш захлебывался криком.

Конечно, с этого момента и на протяжении всего периода новорожденности вы будете постоянно думать о том, чтобы малыш был здоров, сыт, хорошо спал, прибавлял в весе и росте. Но его нервно-психическое развитие, а значит, и развитие речи не должны уходить на второй план.

Ваше общение с малышом должно стать еще более активным, чем до его рождения. Рефлекторные крики, о которых мы уже говорили, возникают у ребенка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого. Ребенок кричит, когда хочет есть, ощущает боль и т. д., то есть с помощью крика он выражает состояние дискомфорта. Но рефлекторные крики у ребенка сохраняются до восьми недель. При нормальном развитии в процессе эмоционального общения с мамой и другими близкими крики у ребенка постепенно затухают, и на смену им приходят гуканье и гуление, которые продолжаются примерно до пяти месяцев. Не все звуки, произносимые в это время ребенком, соответствуют звукам родного языка. Дети всех народов мира гулят абсолютно одинаково.

Уже в два месяца ребенок отвечает улыбкой на ваше обращение, ищет источник звука, поворачивая голову в его сторону. Мамочкам надо чаще брать ребенка на руки, прикладывая к груди качать, петь колыбельные, т.к. малыш слышит, чувствует биение, и ритм сердца матери, а речь – это и есть эмоции, ритм.  Тем самым вы будете способствовать  его нормальному нервно-психическому и речевому развитию.

В три месяца младенец ищет вас взглядом. Он нуждается в общении с вами. Помните об этом и разговаривайте с малышом постоянно, когда кормите или купаете его, делаете ему массаж или одеваете на прогулку. Мои сыновья никогда не плакали во время сборов на прогулку, как происходит обычно со всеми малышами, потому что процесс одевания у нас сопровождался веселыми песенками и стихами.

                 Мы пойдем сейчас гулять,

Но не будем замерзать.

Чтобы нам теплее стало,

Завернемся в одеяло!

***

Маша варежку надела:

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

- Поглядите, я нашла!

                 ***

Раз, два, три, четыре, пять –

Собираемся гулять!

Завязали Машеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать!

                ***

Одеваем малыша,

Голыша мы малыша.

В рубашонку, шапку, шубку

Одеваем мы Мишутку.

                ***

Кто тут будет куп-куп,

По водичке - хлюп-хлюп?

В ванну быстро – прыг-прыг,

В ванне ножкой – дрыг-дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

                ***

На моей тарелочке

Рыженькая белочка.

Чтоб она была видна.

Кашу скушаю до дна!

Если вы активно общаетесь с малышом, то уже в три месяца у него пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и звукосочетания: агу, уги, ага и т. п. К концу третьего месяца у малыша появляется первый смех, что является одним из показателей нормального нервно-психического развития.

В четыре месяца кроха четко локализует источник звука в пространстве, поворачивает голову на ваш голос, музыку, стук, продолжает певуче гулить, что способствует развитию речевого дыхания, продолжительно и громко смеется. У ребенка отмечается комплекс оживления со смехом — он сучит ножками, машет ручками и весело хохочет именно при эмоциональном общении с вами. В это время для игр с малышом вам понадобятся звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, бубенчики. С помощью этих игрушек вы сможете не только поиграть с малышом, но и проверить, в порядке ли у него слух. Если ребенок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивает голову на ваш голос или в сторону работающего телевизора, есть повод обратиться к оториноларингологу и проверить состояние слуха ребенка. Кстати, о необходимости исследования состояния слуха говорит и то, что ребенок перестает гулить, но не начинает лепетать.

Итак, к концу периода гуления, то есть к концу пятого месяца, у ребенка преобладают гортанные звуки, похожие на звуки [к], [г], [х], потом начинают появляться звуки, похожие на [п], [м], [б], [т], [н]. Артикуляция (правильное положение органов речи) этих звуков сходна с актом сосания, поэтому они наиболее легко осваиваются малышом. Затем появляются звуки, похожие на [в], [ф], [с], [з]. Кроха начинает произносить слоги с этими звуками. Это и есть начало периода лепета. И если гулят одинаково младенцы всех народов мира, то в лепете уже отчетливо улавливаются слоги, свойственные словам данного языка. В это время у малыша возникает внимание к артикуляции говорящего. Малыш пристально смотрит в лицо мамы, на ее губы, как будто бы спрашивая: «Как ты это делаешь?»

Дети начинают чаще воспроизводить те слоги, которые подкрепляются взрослым, то есть повторяются им вслед за ребенком. Вы услышали, что у малыша появился слог «ма». Повторите его несколько раз, четко произнося звуки, потом пойте на разные мелодии: «Ма-ма-ма! Ма-ма-ма-ма!»

В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги и даже цепочки слогов: «Ба-ба-ба! Ма-ма-ма! Па-па-па! Тя-тя! Ня-ня!» Некоторые родители настаивают на том, что именно в это время ребенок впервые сказал свои первые слова «папа» и «мама». Не обольщайтесь! Это всего лишь цепочки одинаковых и самых простых для произнесения слогов «па» и «ма».

Интересно, что в период лепета ребенок произносит самые разнообразные и сложные звуки, а затем медленно и с величайшим трудом учится артикулировать их в слове. Отмечают, что в лепете многих русскоязычных младенцев присутствует даже самый сложный в русском языке звук [р]. Ничего удивительного тут нет. Дело в том, что в лепете царит непроизвольность. У ребенка нет еще необходимости воспроизводить определенные звуки в определенный момент, в определенных сочетаниях, в конкретных словах.

К семи месяцам лепет приобретает социализированный характер. Ребенок привлекает ваше внимание голосовыми реакциями. Если он не видит вас, он требовательно и недовольно кричит: «Ма-ма-ма-ма-ма!» Если он не хочет есть, он отворачивается от ложки и опять кричит: «Бу-бу-бу-бу-бу!» Слоги, произносимые ребенком, все еще не имеют для него смыслового значения, но являются своеобразной формой самостоятельной деятельности. В лепете семи-восьмимесячного ребенка уже можно отметить некое подобие интонации. Это проявление неосознанной имитации речи окружающих. Именно поэтому речь мамы и других близких должна быть очень эмоциональной, богато интонированной, выразительной. Продолжайте петь малышу. При умывании и купании пойте:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы зубки блестели,

Чтобы глазки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

* * *

Светлая водица,

Мы хотим умыться.

Глазки, нос и щечки

Вымоем сыночку.

Вот как наш малыш умылся! Мойдодыр бы удивился.

Купая свою малышку, напевайте ей:

В ванне доченьку купаю

И водою поливаю.

Мылю спинку, мылю ножки,

Мягкой губкой тру ладошки.

Вот какие нос и щечки,

Стала чистой наша дочка.

Полотенце принесите

И малышку заверните.

Совершая утренний туалет, расскажите своей дочке потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

А для сына подойдет вот такая потешка:

Расчешу сыночку

Кудряшки-завиточки.

Вот какие завитушки,

Завитушки — словно стружки.

При кормлении расскажите дочке веселый стишок:

Наварили каши

Маленькой Дуняше.

Вот так каша! Знатная

И на вкус приятная!

А для сына подойдет вот такая потешка:

Кушай кашу, мой сыночек,

Будешь крепким, как дубочек.

Вот так каша! Знатная

И на вкус приятная!

С удовольствием малыши послушают и такую потешку:

Лады, лады, ладушки.

Будем печь оладушки,

Пышные, румяные,

Смажем их сметаною.

Лады, лады, ладушки.

Станем есть оладушки.

В девять месяцев у ребенка появляется так называемый модулированный лепет или лепетное декламирование. Ребенок произносит слоги и цепочки слогов с различными интонациями. Сидя в манеже или кроватке и занимаясь со своими игрушками, малыш с удовольствием лопочет, иногда кажется, что он произносит целые фразы. Он с удовольствием играет с вами в широко известные народные игры «Ладушки» и «Сорока кашу варила». В настоящее время можно найти много книжек с описанием игр для самых маленьких.

— Ладушки, ладушки,

Где были?

  • У бабушки.
  • Что ели?
  • Кашку.
  • Пили?
  • Простоквашку.
  • Кыш, кыш, полетели,

На головку сели.

               * * *

Сорока кашу варила,

Детей кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

  • Ты мал, коры не драл,

Воду не носил,

Кашу не варил.

Не дам тебе каши!

              ***

Где любимый наш сыночек,

Голосочек как звоночек?

Глазки ясные,

Щечки красные,

Ножки быстрые,

Ручки чистые?

Где малыш веселый самый?

Где любимец папы с мамой?

Не случайно наши прапрапредки играли с детьми в пальчиковые игры. Развитие мелкой пальцевой моторики напрямую связано с развитием речи. Разминайте пальчики малыша и произносите тексты самых простых упражнений для пальчиков.

Пальчик — мишка,           Загните большой пальчик на левой руке, потом мизинец.

пальчик — мышка,

Пальчик — лиска,               Загните указательный  пальчик, а потом безымянный.

пальчик — киска,

                                                                                         

Ну а этот пальчик — волк,               Загните средний пальчик.

Серый волк — зубами щелк.                       Сожмите кулачок.

***

Раз, два, три, четыре, пять.       Нежно нажимайте на кончик каждого пальчика

                                                           малыша на левой руке, начиная с большого.

Этот пальчик хочет спать,     Загибайте пальчики по одному , начиная с большого.

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул,

Самый меньший крепко спит,         Сжав все пальчики, нежно сожмите кулачок.

Ничего не говорит.

Повторите упражнение и для правой руки.

***

Раз, два, три, четыре, пять.      Нежно нажимайте на кончик каждого пальчика

                                                           малыша на левой руке, начиная с большого.

Вышли пальчики гулять.    

Этот пальчик рыл песок,       Загибайте пальчики по одному , начиная с большого.

Этот делал колобок,

Этот с горки катался,

Этот в травке валялся,

Этот умница был,

Хорошо говорил.                            Сжав все пальчики, нежно сожмите кулачок.

Повторите упражнение и для правой руки.

С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. У некоторых детей действительно появляются первые самостоятельные слова в речи. Насколько хорошо это будет получаться у вашего малыша, во многом зависит от вас. Разговаривая с ним, не сюсюкайте, не ломайте язык, говорите красиво и правильно, старайтесь, чтобы ваша речь была выразительной, напевной.

В одиннадцать месяцев у ребенка появляются слова «не», «да» с соответствующими жестами.

К двенадцати месяцам вес мозга ребенка удваивается, и в развитии речи малыша происходит скачок. В речи нормально развивающегося ребенка присутствуют 10 – 15 осознанно произносимых слов:  мама, папа, баба, дядя, деда, тетя, дай, на и т.п. Слова могут быть лепетными (бай-бай, би-би, ду-ду), многозначными, когда одно слово будет обозначать сразу несколько предметов и действий. Например, слово пи будет обозначать чай, сок, чашку, желание пить, желание сесть на горшок. Малыш широко использует звукоподражания: ав, му, га-га, пи-пи. Он начинает самостоятельно ходить, становится более подвижным и активным. Его интересуют все предметы, находящиеся в поле зрения. Вам пришлось позаботиться о безопасности малыша, убрать все лишнее, закрыть электророзетки и острые углы мебели. Вы помногу играете с ребенком, учите его строить башню из кубиков, разбирать и собирать пирамидку, бросать и ловить мячик среднего размера, показываете картинки в книжках- игрушках, читаете простые четверостишия, например из книги «Игрушки» Агнии Львовны Барто, рассказываете русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Показывая ребенку яркие картинки с изображениями животных, читаете ему двустишия:

«Мяу! Мяу!» — рыжий кот.

Он у бабушки живет.

«Бе-бе-бе!» — барашек черный.

Он веселый и проворный.

«Гав! Гав! Гав!» — лохматый пес.

Хвост кольцом и черный нос.

«Ме! — кричит козел сердито, —

Опрокинуто корыто».

«И-го-го!» — Вот это конь!

Хвост и грива как огонь.

«Му! Му! Му! — кричит корова, —

Забодаю Катю с Вовой».

В 14 месяцев у ребенка отмечаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова. Например, увидев лошадку, ребенок произносит но-но, а показывая на машину, говорит би-би.

В 18 месяцев у нормально развивающегося ребенка в словаре уже 50—60 слов; появляются односложные предложения-требования: «Пать!» («Спать!»), «Гуять!» («Гулять!»). Ребенок этого возраста многие звуки в словах переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Но характерным для этого периода при нормальном речевом развитии является стойкое воспроизведение мелодических контуров слов. Например: итотьки— цветочки, бибибиська — воробьишка, ибуяська — Чебурашка и т. п. После полутора лет у ребенка сначала появляются двусложные слова из открытых слогов (вода, нога, иду, хочу) потом — трехсложные (бананы, говорю, гуляю). По мере усвоения трехсложных слов ребенок переходит к построению предложений. Появляются формы множественного числа существительных и глаголов (ноги, идут).

К двум годам у нормально развивающегося малыша в обиходе более двухсот слов и короткие фразы (Мама, иди. Не пить. Тетя, лялю. Мама, Вова, пать. Катя, сиди тут).

Многие исследователи называют этот возраст периодом «телеграфной речи», когда ребенок в основном использует только существительные и глаголы и строит фразы из двух-трех слов, передающих определенный смысл и поэтому выполняющих роль предложений. Как правило, речь ребенка этого возраста ситуационна, может быть правильно понята в определенной ситуации.

В это время малыш начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи: личные местоимения (я, он, она), наречия (там, вон, где, хорошо, еще), прилагательные (красный, большой, маленький, хороший, плохой). Появляются простые предлоги (на, в, у, под, за), есть соединительные союзы.

Уже в два с половиной года ребенок, речь которого развивается нормально, использует сложносочиненные предложения (Мы гуляли с Тобиком в парке, и он лаял на белок), задает вопросы со словами где, когда (Где моя машинка? Когда мы пойдем гулять?).

К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи сложные предложения различной конструкции (Папа подарит мне новый велосипед, когда я подрасту. Саша получит конфетку, если вымоет руки). Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого момента можно было считать физиологической нормой.

В речи трехлетнего малыша еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих звуков [с], [з], [с'], [з'], шипящих [ш], [ж], [щ], аффрикат [ц], [ч] и сонорных звуков [р], [р'], [л], [л'].

Если ваш малыш на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведении углубленного обследования. К сожалению, некоторые педиатры часто успокаивают родителей неговорящих или плохо говорящих детей и утверждают, что нужно подождать, когда ребенок заговорит. Но период с одного года до трех лет специалисты называют сенситивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать. Не успокаивайте себя, не прячьте голову в песок. Конечно, ребенок действительно может заговорить несколько позже своих сверстников. К этому может привести целый ряд причин. Хорошо известно, что в одной и той же семье дети начинают говорить в разные сроки. Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сестры. Интенсивность и качество ваших занятий с ребенком также являются существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало активной самостоятельной речи. Возникают проблемы с речевым развитием как в социально неблагополучных семьях, где ребенком не занимаются вовсе, так и в семьях, где ребенок растет в условиях гиперопеки, где каждое его желание выполняется еще до того, как ребенок его высказал. Оказывает влияние на развитие речи и состояние физического здоровья ребенка. Если ребенок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно-психическом развитии в целом отстает от сверстников. Существует убеждение, что девочки начинают говорить раньше и их речь развивается быстрее. Это связано с различиями в строении мозга девочек и мальчиков, в функциях его отделов. Исследования ученых убеждают в большой роли генотипа в динамике и успешности развития речи. В некоторых семьях из поколения в поколение дети начинают говорить не в год, а в полтора-два года. И тем не менее, если речь вашего ребенка развивается медленно и неравномерно, если у ребенка отягощен анамнез, отмечались повреждающие воздействия во время родов или в первые месяцы жизни, стоит диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лучше обратиться к специалистам, выявить причину неблагополучия, незамедлительно начать комплексное лечение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать родителям о задержке психического развития?

Теоретический материал, который познакомит родителей с педагогическим диагнозом ЗПР, причинами задержки психического развития и советами педагогов....

Что нужно знать родителям о развитии речи ребёнка от рождения до 6 лет.

Описание поэапного развития речи ребёнка от рождения до 6 лет в норме.По материалам Нищевой Н.В....

Памятка для родителей «Что нужно знать родителям об очках?

Ребенок и очки. Что нам нужно сделать, чтобы сложный для ребенка период адаптации к очкам прошел как можно легче.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8183398","attributes":{"alt":"","cla...

Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи детей"

quot; Важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова"....

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей"

Консультация о неблагоприятных воздействиях в период внутриутробного развития плода , в процессе родов и первые годы жизни ребенка...

Стадии развития речи малыша - Консультация для родителей

Стадии развития речи малыша - Консультация для родителей...